Контрольная работа по "История зарубежных стран"

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 14:06, контрольная работа

Описание работы

Слова деспотия, деспотизм лишены определенного государственно-правового или историко-политического содержания.

Входят в употребление они в конце XVII — начале XVIII в.: впервые их употребил французский писатель-моралист Ф. Фенелон в романе «Приключения Телемака» для осуждающей характеристики такого правления, при котором подданные живут в постоянном страхе и не защищены законом.

Содержание

1. Восточная деспотия как тип государственности.

2. Организация власти в государствах Древнего Востока.

3. “Каролина” - общеимперский уголовно-процессуальный кодекс средневековой Германии.

4. Законодательство “нового курса” Ф. Д. Рузвельта.

Литература

Работа содержит 1 файл

истор заруб стран.doc

— 110.00 Кб (Скачать)

                            ОМСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ  
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Контрольная работа по дисциплине

     «История  зарубежных стран»

     Вариант 1. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Содержание

     1. Восточная деспотия как тип государственности.

     2. Организация власти в государствах Древнего Востока.

     3. “Каролина” - общеимперский уголовно-процессуальный  кодекс средневековой Германии.

     4. Законодательство “нового курса” Ф. Д. Рузвельта.

     Литература 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     1. Восточная деспотия как тип государственности.

     Слова деспотия, деспотизм лишены определенного государственно-правового или историко-политического содержания.

     Входят  в употребление они в конце XVII — начале XVIII в.: впервые их употребил  французский писатель-моралист Ф. Фенелон  в романе «Приключения Телемака»  для осуждающей характеристики такого правления, при котором подданные живут в постоянном страхе и не защищены законом. В литературно-политических дискуссиях XVIII в. о правильно построенном государстве понятие «деспотия» играло важную роль: так определили неправильную, пагубную для общества монархию, где государь властен произвольно распоряжаться не только администрацией страны, но и имуществом и даже жизнью подданных. Отсутствие гражданских прав в современном смысле стали признавать главенствующей чертой государственного уклада древневосточной монархии, хотя реально все государственно-правовые отношения в ту эпоху просто строились по-другому. Древневосточная государственность действительно выделяется неким особым характером - но эти черты связаны с историческими путями формирования ранних государств вообще и со своеобразием регулирующей роли государства в древневосточном обществе. 

     В структуре древневосточных обществ  не было собственников, то есть такой  категории населения, которая была бы в состоянии противопоставить себя государству в силу своей независимости от него и влиятельности. Все это привело к тому, что государственная власть утвердилась на Древнем Востоке в специфической форме "восточной деспотии". Восточная деспотия - это неограниченная монархия, не связанная в своих действиях никакими законами, которая осуществляет управление государством при помощи огромного, иерархически построенного аппарата чиновников. Причиной появления этого аппарата было активное вмешательство государства в хозяйственную жизнь, прежде всего, организация системы искусственного орошения. Поскольку древневосточный правитель и его бюрократический аппарат выступали в роли организатора системы искусственного орошения, а в конечном счете - всего земледелия и другого производства (ремесленники обслуживали прежде всего, дворцы и храмы), государство стало рассматривать орошаемую землю в качестве собственной: государственной или царской земли. Фактически земля в древневосточных государствах делилась на два сектора. 

     Государственный сектор, где располагались хозяйства, принадлежавшие непосредственно деспоту и зависимому от него, как правило, жречеству. На этих землях работали арендаторы, персонал, получавший паек за работу, и рабы. Первые две категории относились к наиболее эксплуатируемым группам населения, не считая рабов. Второй сектор - общинно-частный. Земля находилась в наследственном владении многочисленных общин, которые платили поземельный налог в пользу государства. Но после выплаты налога и выполнения натуральных повинностей владельцы могли распоряжаться землей вплоть до ее продажи. Важной особенностью древневосточной деспотии являлось особое положение главы государства - правителя-деспота. В условиях развитого деспотизма правитель считался не только носителем всей полноты власти: законодательной, исполнительной и судебной, - но вместе с тем признавался сверхчеловеком, ставленником богов. В силу отмеченных выше особенностей древневосточных обществ- прочность общины, сословной структуры, неразвитость классовой структуры и товарно-денежных отношений, отсутствие частной собственности, необычайная мощь государства, обожествление правителя-деспота и санкционирование религиозно-мифологическим сознанием неизменности бытия - развитие в государствах Древнего Востока протекало крайне медленно и носило циклический характер. 
 

     2.Организация власти в государствах Древнего Востока

     Древневосточная монархия была в истории первым типом  государственности и первой формой монархии. Ее даже нельзя характеризовать  как вполне монархию в позднейшем смысле - настолько отлична она по своим связям с породившим ее обществом. Они еще очень мало имели политический и правовой «характер, а главным образом экономически-распорядительный, религиозный и военно-административный. Такие особенности древневосточной монархии в первую очередь были определены историческими путями ее формирования в обществе. 

     Первым  из исторических путей возникновения  древневосточной монархий было перерождение власти выборного религиозного и  хозяйственного лидера, союза общин, образовавших начальное простое государство. Основные функции таким путем установившейся власти правителя-монарха заключались в исполнении жреческих обязанностей и в организации публичного хозяйства. Функции определяли и содержание власти: 

     во-первых, правитель наделялся полномочиями отправлять религиозный культ, исполнять и истолковывать волю божества, организовывать святилища, религиозные церемонии, приносить жертвы и требовать жертвенных подношений; в этих пределах правитель получал права контролировать деятельность общин и даже отдельных семей; отсюда же проистекали полномочия правителя вмешиваться во внутриродовые и семейные дела. 

     Во - вторых, правитель получал полномочия регулировать сбор продуктов, которые  выделялись сообществом на общегосударственные  нужды, устанавливать размеры налогов или натуральных отработок, распределять земельный (или иной ресурсный) фонд страны, организовывать выдачи продуктов нуждающимся или привилегированным слоям, определять степень участия общин, родов и каждого подвластного в общегосударственных работах. Первоначально как лидер надобщинного выборного управления, такой монарх сохранял привязанность к институтам традиционного управления старшинства - советам жрецов, старейшин, знати. 

     Вторым  историческим путем возникновения  древневосточной монархии было усиление (и органическое перерождение) роли и власти выборного военного вождя союза общин или племен. Если новая государственная власть устанавливалась этим путем, то функции и содержание власти такого правителя были уже: как бывший военный вождь, правитель ранее всего наделялся полномочиями по руководству объединенным войском общин, боевым командованием, затем и по собственно первоначальной организации государственной военной силы. В этом случае степень принудительных властных полномочии была значительно выше: в конце концов монарх обретал право определять судьбу подданного, вплоть до вопроса о жизни и смерти. Монархическая власть, появившаяся этим путем, характеризуется также и значительными судебными полномочиями правителя. 

     Тогда как хозяйственно-распорядительная деятельность ее в государстве в данных условиях будет ограничиваться влиянием на общее управление и останется в руках главным образом жрецов. Как первоначально лидер воинов (ставший таким благодаря еще и особым личным качествам), такой монарх связан был с институтами прежней условной военной демократии - сходками, собраниями. Это были институты несравненно более инертные, чем коллегии старейших. Поэтому здесь монархия нередко образовывалась путем узурпации власти, использования назревших социальных противоречий в общинах (на противопоставлении интересов «бедной вдовицы» «людям мешка»). Решительнее здесь оформлялись полицейские, репрессивные полномочия правителя, опорой в которых для него становились постоянные военные отряды, создававшиеся при нем и ранее как при военном вожде. Священный характер власти правителя был настолько безусловным, что за ним признавалось право вводить почитание новых богов, отменять поклонение прежним. Строгого порядка престолонаследия от отца к сыну древневосточная монархия не знала. Более важной, была условная пригодность к выполнению воли богов, некая предначертанность, отмеченность судьбой. Эту мотивацию создавали, как правило, избранность, особые качества наследника: родство с богами. Государственно-правовое положение и содержание власти древневосточного монарха были связаны с традициями. В отношении же полномочий древневосточная монархия не была всеобъемлющей. Они не могли посягать на принципиальные основы правопорядка. 

     Первые  писаные законы, касавшиеся регулирования судопроизводства, появлялись как раз в стремлении охранить традицию, древние порядки, остановить развитие в жизни нежелательных социальных явлений. Наиболее полной была власть древневосточного правителя в делах управления. Монарх обладал законными правами по организации публичных работ, ирригации, строительству, в том числе военных укреплений. Он определял долю продукта, подлежащую отчуждению для создания государственных и личных царских запасов, а также размеры повинностей, какие надлежало выполнять. Как высший военачальник, монарх устанавливал основы военной организации в стране, порядки воинской службы, назначал военных начальников. Он мог устанавливать разного рода пожалования и привилегии в пользу отдельных сановников, областных правителей, городов, мог жаловать земли из царских фондов, определять выдачи из царских запасов. Полномочия правителя включали и распоряжение жизнями, имуществом и рабочей силой всех подданных без исключения. 

     Беспрекословные хозяйственно-распорядительные полномочия монарха были одной из наиболее характерных черт всей древнее сточной монархии. Они были взаимосвязаны с той огромной ролью, какую вообще играло государственное хозяйство и его организация в жизни древневосточного общества, и с тем вторичным, подчиненным значением, какую имела частная собственность. Государственная власть древневосточного правителя заключала в себе ряд судебных прав. Монарх считался носителем высшей справедливости, исполнителем воли богов – и в качестве такового мог помиловать преступника, воздать «всякому жалобщику справедливость». 

     Древневосточная монархия стала особым типом ранней государственности - первым из известных  истории права. Формирование государства  проходило ранее всего по пути выделения управленческих функций  и полномочий власти, персонифицированной в правителе-монархе. Тем самым государство создавалось в обществе, прежде всего, как управление и во вторую очередь суд; роль законов поначалу играли обычаи и традиции.

     3. “Каролина” - общеимперский уголовно-процессуальный  кодекс средневековой Германии.

     Одним из наиболее важных источников права  Германии является «Каролина», принятая в 1532 и опубликованная в 1633 году. Она  получила свое название в честь императора Карла V (1519-1555). Являясь единственным общеимперским законом раздробленной Германии, «Каролина» имела целью упорядочить уголовное судопроизводство в местных судах. Первая ее часть посвящена стадиям судебного процесса, а вторая выступает в роли уголовного кодекса. «Каролина» внесла важный вклад в создание общегерманских принципов уголовного права. изданная как общеимперский закон, она провозглашала верховенство имперского права над правом отдельных земель, отмену «неразумных и дурных» обычаев в уголовном судопроизводстве в «местах и краях». Вместе с тем она допускала сохранение для курфюрстов, князей и сословий их традиционных обычаев. В ней было записано: «... Однако мы хотим при этом милостиво упомянуть, что старые, установившиеся законные и добрые обычаи курфюрстов, князей и сословий ни в чем не должны потерпеть умаления». Таким образом, за каждой землей было сохранено ее особое уголовное право, «Каролина» предназначалась лишь для восполнения пробелов в местных законах.

     Поскольку уложение вполне соответствовало как  политическим интересам княжеской  верхушки, так и современным требованиям уголовного права и процесса, оно было общепризнанно в качестве источника права во всех землях. На основе «Каролины» образовалось общенемецкое уголовное право. Являясь практическим руководством по судопроизводству для шеффенов, «Каролина» не содержала четкой системы и последовательного разграничения норм уголовного и уголовно-процессуального права.

     Основное  содержание «Каролины» составляют правила  уголовного судопроизводства. Уголовное  право по объему стоит на втором месте. В отличие от позднейших кодексов она не имеет систематического деления на части или главы. Но некоторые группы статей объединены по сходству содержания особыми подзаголовками. «Каролина» не классифицировала состава преступления, а лишь перечисляла их, располагая в более или менее однородные группы. Она предусматривает довольно многочисленный круг преступлений:

     - государственные (измена, мятеж,  нарушение земского мира, бунт  против властей);

     - против личности (убийство, отравление, клевета, самоубийство преступника);

     - против собственности (поджог, грабеж, воровство, присвоение);

     - против религии (богохульство, колдовство, кощунство, нарушение клятвы, подделка  монет, документов, мер и весов,  объектов торговли); 

     - против нравственности (кровосмешение,  изнасилование, прелюбодеяние, двоебрачие, нарушение супружеской верности, сводничество, похищение женщин и девушек).

     К общим понятиям уголовного права, известным  «Каролине», можно отнести умысел и неосторожность, обстоятельства, исключающие, смягчающие и отягчающие ответственность, покушение, соучастие. Ответственность за совершение преступления наступала, как правило, при наличии вины – умысла или неосторожности. Однако феодальное уголовное право Германии нередко устанавливало ответственность и без вины, за вину другого лица («объективное вменение»). Кроме того, применявшиеся методы установления виновности часто влекли за собой осуждение невиновного человека. Обстоятельства, исключающие наказания, подробно излагаются в «Каролине» на примере убийства.

     Так, ответственность за убийство не наступала в случае необходимой обороны, при «защите жизни, тела и имущества третьего лица», задержании преступника по долгу службы и в некоторых других случаях. Убийство в состоянии необходимой обороны считалось правомерным, если убит был нападавший со смертельным оружием и если подвергшийся нападению не мог уклониться от него. Ссылка на необходимую оборону исключается при законном нападении (для задержания преступника) и при убийстве, совершенном после прекращения нападения, в ходе преследования нападавшего. Судебник предписывал проводить тщательное разбирательство каждого конкретного случая необходимой обороны, поскольку правомерность ее должен был доказывать сам убийца, а неправомерность влекла за собой наказание. «Каролина» предусматривает некоторые смягчающие обстоятельства. К ним относились отсутствие умысла (неловкость, легкомыслие и непредусмотрительность), совершение преступления в запальчивости и гневе. Смягчающими обстоятельствами при краже считались малолетний возраст преступника (до 14 лет) и «прямая голодная нужда». Гораздо более многочисленными являются отягчающие вину обстоятельства: публичный, дерзкий, злонамеренный и кощунственный характер преступления, рецидив, крупные размеры ущерба, «дурная слава» преступника, совершение преступления группой лиц, против собственного господина и т.п.В судебнике различаются отдельные стадии совершения преступления, выделяется покушение на преступление, которое рассматривается как умышленное деяние, неудавшееся вопреки воли преступника. Покушение наказывалось обычно так же, как оконченное преступление.

Информация о работе Контрольная работа по "История зарубежных стран"