Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2013 в 04:58, контрольная работа
1. Предпосылки и подготовка реформ.
2. Содержание реформ 60-70-х гг :
Манифест и «Положение 19 февраля» 1861 г.
Земская и городская реформы
Судебная реформа
Военная реформа
Реформа в области просвещения
Направление 120700.62 БЗМК "Землеустройство и кадастры "
группы__гр. ЗМК (б) 3-22
__2012___________ года обучения
шифр зач. кн. 120440423
Фамилия
Имя_________________
Отчество__________
Проверил:
___________________________
___________________________
Хабаровск 2013 г.
Вариант III
Тема 23
«Реформы Александра II»
План
1. Предпосылки и подготовка реформ.
2. Содержание реформ 60-70-х гг :
Список используемой литературы:
Предпосылки и подготовка реформ
По окончании Крымской войны обнаружились многие внутренние недостатки Российского государства. Нужны были перемены, и страна с нетерпением ожидала их. Тогда император произнес слова, ставшие на долгое время лозунгом России: "Да утверждается и совершенствуется ея внутреннее благоустройство; правда и милость да царствует в судах ея; да развивается повсюду и с новой силой стремление к просвещению и всякой полезной деятельности.... " На первом месте, конечно же, была идея освобождения крепостных. В своей речи перед представителями московского дворянства Александр II сказал: “лучше отменить его сверху, чем ждать, когда оно само будет отменено снизу”. Другого выхода не было, так как крестьяне с каждым годом все сильнее выражали недовольство существующей системой. Расширялась барщинская форма эксплуатации крестьянина, что и вызывало кризисные ситуации. В первую очередь начала снижаться производительность труда крепостных, так как помещики хотели производить больше продукции и этим подрывали силы крестьянского хозяйства. Наиболее дальновидные помещики осознавали, что подневольный труд намного уступает по производительности наемному (Например, об этом писал крупный помещик А. И. Кошелев в своей статье “Охота пуще неволи” в 1847 году). Но наем работников требовал немалых затрат от помещика в то время, когда крепостной труд был даровым. Многие помещики пытались вводить новые системы ведения хозяйства, применять новейшую технику, закупать улучшенные сорта породистый скот и т. д. К сожалению, такие меры приводили их к разорению и, соответственно, к усилению эксплуатации крестьян. Росли задолженности помещичьих имений перед кредитными учреждениями. Дальнейшее развитие хозяйства на крепостной системе было невозможным. К тому же оно, просуществовав в России значительно дольше, чем в европейских странах приняло очень жесткие формы. Однако, существует и другая точка зрения относительно этой реформы, согласно которой к середине XIX века крепостное хозяйство еще далеко не исчерпало своих возможностей и выступления против правительства были очень слабы. Ни экономическая, ни социальная катастрофы России не грозили, но, сохраняя крепостное право, она могла выбыть из числа великих держав. Крестьянская реформа повлекла за собой преобразование всех сторон государственной и общественной жизни. Был предусмотрен ряд мер по перестройке местного управления, судебной системы, образования и, позднее, армии. Это были действительно крупные изменения, сравнимые разве что только с реформами Петра I.
Манифест и «Положения 19 февраля» 1861 г.
| |||
| |||
|
Военная реформа
Уже в начале царствования уничтожены
были военные поселения. Были отменены
унизительные телесные наказания. Обращено
было особое внимание на поднятие уровня
общего образования офицеров армии
посредством реформ военных учебных
заведений. Были созданы военные
гимназии и юнкерские училища
с двухгодичным сроком обучения. В
них принимались лица всех сословий.
В январе 1874 года была провозглашена
всесословная воинская повинность. В
Высочайшем манифесте по этому поводу
говорилось: “Защита престола и
Отечества есть священная обязанность
каждого русского подданного…. ”. По
новому закону, призываются все молодые
люди, достигшие 21 года, но правительство
каждый год определяет необходимое
число новобранцев, и по жребию берет
из призывников только это число
(обычно на службу призывалось не более
20-25% призывников). Призыву не подлежали
единственный сын у родителей, единственный
кормилец в семье, а также, если старший
брат призывника отбывает или отбыл
службу. Взятые на службу числятся в
ней: в сухопутных войсках 15 лет: 6 лет
в строю и 9 лет в запасе, во
флоте - 7 лет действительной службы
и 3 года в запасе. Для получивших
начальное образование срок действительной
службы сокращается до 4-х лет, окончивших
городскую школу - до 3-х лет, гимназию
- до полутора лет, а имевших высшее
образование - до полугода. Таким образом,
результатом реформы стало
Реформы в области просвещения
Народное образование также обратило на себя внимание царя. Особенно важное значение имело в этом отношении издание нового и общего устава российских университетов 18 июля 1863 г. , в выработке которого, по инициативе министра народного просвещения А. В. Головкина, участвовала особая комиссия при главном правлении училищ, составленная преимущественно из профессоров Петербургского университета. Устав предоставлял университетам довольно широкую автономию: вводилась выборность ректора, деканов, профессоров, университетский Совет получил право самостоятельно решать все научные, учебные и административно-финансовые вопросы. А в связи с развитием университетов, соответственно быстрыми темпами начала развиваться наука. Согласно утвержденному 14 июня 1864 г. Положению о начальных народных училищах, образованием народа совместно должны были заниматься государство, церковь и общество (земства и города). 19 ноября 1864 г. появился новый устав о гимназиях, который провозглашал равенство при поступлении всем сословиям. Но из-за высокой оплаты это было доступно только детям обеспеченных родителей. Обращено было внимание и на женское образование. Уже в 60-х годах вместо прежних закрытых женских заведений стали устраивать открытые, с допущением девиц всех сословий, причем эти новые учреждения находились в ведомстве учреждений императрицы Марии. Подобные гимназии стало утверждать и Министерство народного просвещения. В 1870 г. 24 мая утверждено было новое Положение о женских гимназиях и прогимназиях Министерства народного просвещения. Потребность к высшему женскому образованию привела к учреждению педагогических курсов и высших женских курсов в Петербурге, Москве, Киеве, Казани и Одессе. Реформы в области печати.
Глубокое и благотворное влияние
на развитие общественного самосознания
оказала также и реформа