Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2011 в 16:02, контрольная работа
Задание 1.
Охарактеризуйте основные варианты периодизации всемирной истории (формационная теория, теория стадий роста, теория трех волн, теория локальных цивилизаций). Какой из них вам представляется наиболее целесообразным? Почему?
Задание 1.
Охарактеризуйте
основные варианты периодизации всемирной
истории (формационная теория, теория
стадий роста, теория трех волн, теория
локальных цивилизаций). Какой из
них вам представляется наиболее
целесообразным? Почему?
Ответ.
Одной из важных проблем исторической науки является проблема периодизации исторического развития человеческого общества. Периодизация – это установление хронологически последовательных этапов в общественном развитии. В основу выделения этапов должны быть положены решающие факторы, общие для всех стран или для ведущих стран.
Со времени
развития исторической науки учеными-историками
разработано множество
Формационная теория.
Формационную теорию периодизации истории выдвинул Карл Маркс. На первый взгляд, она хорошо всем известна еще из школьных курсов истории, но на самом деле марксовы идеи трактуются слишком упрощенно, если не сказать вульгарно.
Марксова теория предполагает, что высшей формацией человеческого общества станет коммунистическая. История не подтвердила этого прогноза, и это обстоятельство стало первым основанием опровержения формационной теории.
Вторая причина заключается в элементарном недопонимании. Маркс обвиняется в том, что формационный подход представляет довольно упрощенный взгляд на историю как линейно-прогрессивный процесс смены низших общественных форм высшими, как процесс последовательного движения человека от одной стадии к другой вплоть до высшей, коей является коммунизм.
Таким образом, формационную теорию периодизации всемирной истории нельзя считать целесообразной.
Теория стадий роста.
В 1960 году, американский ученый Уолт Ростоу выдвинул оригинальную идею "стадий экономического роста", положив в основание такие технико-экономические характеристики как уровень развития техники, отраслевая структура хозяйства, доля производственного накопления в национальном доходе и структура потребления. В результате получилась следующая схема стадийного развития:
1. Традиционное общество.
Примитивная ручная техника, незначительный размер производства на душу населения, высокий удельный вес сельского хозяйства, власть землевладельцев. Три четверти населения занято производством продовольствия. "Потолок" для производства ограничен низким уровнем развития науки и техники. Национальный доход используется преимущественно непроизводительно. Эта первая стадия простирается до XVIII века.
2. Период подготовки предпосылок для взлета (подъема) — переходный период.
Создание централизованных государств. Появление новых типов предприимчивых людей. Образование банков и других «институтов» для мобилизации капитала. Самая короткая стадия в два-три десятилетия.
3. Взлет (подъем), или сдвиг.
Значительное
повышение удельного веса сбережений
и инвестиций в национальном доходе
(от 5 до 10 %). Новая техника и новые отрасли.
Власть переходит к буржуазии. В Англии
— это два последних десятилетия XVIII века,
во Франции и США — несколько десятилетий
перед 1860 годом, в России — четверть века
перед 1914 годом, в Индии и Китае — 50-е годы
нашего столетия. Силы экономического
прогресса начинают доминировать в обществе,
сторонники модернизации побеждают защитников
традиционного общества.
4. Движение к зрелости.
Индустриальное общество, длительный этап технического прогресса, ускоренная урбанизация, руководство промышленностью сосредоточивается в руках специалистов-менеджеров. Постоянно инвестируется до 20 % национального дохода. Рост продукции опережает рост населения. Движение к зрелости начинается в Англии с начала XIX века, во Франции и США — с 60-х годов XIX века, в Германии — с 70-х годов XIX века, в Японии — с начала XX века, в России — с 1914 года.
Технологической зрелости достигли: Англия — в 1850, США — в 1900, Германия и Франция — в 1910, Россия — в 1950 году.
Закончилась эта стадия: в США — в годы первой мировой войны, в Западной Европе и в Японии — в 50-х годах.
5. Эпоха высокого массового потребления.
На пятой стадии повышается реальный доход на душу населения, происходит сдвиг от предложения к спросу, от производства к потреблению.
В работе 1971 года
"Политика и стадии роста" У. Ростоу
добавляет шестую стадию — поиска
качества жизни, когда на первый план
выдвигается духовное развитие человека.
В работе 1971 года "Политика и стадии роста" У. Ростоу добавляет шестую стадию — поиска качества жизни, когда на первый план выдвигается духовное развитие человека.
Теория трех волн.
Теория локальных цивилизаций.
К числу наиболее представительных теорий цивилизаций относится, прежде всего, теория А. Тойнби (1889—1975), который продолжает линию Н.Я. Данилевского и О. Шпенглера. Его теория может считаться кульминационным пунктом в развитии теорий «локальных цивилизаций». Монументальное исследование А. Тойнби «Постижение истории» многие ученые признают шедевром исторической и макросоциологической науки. Английский культуролог начинает свое исследование с утверждения, что истинной областью исторического анализа должны быть общества, имеющие как во времени, так и в пространстве протяженность большую, чем национальные государства. Они называются «локальными цивилизациями».
Однако сразу возникает вопрос: почему некоторые общества, подобно многим примитивным группам, становятся неподвижными на ранней стадии своего существования и не складываются в цивилизации, тогда как другие достигают этого уровня? Ответ Тойнби таков: генезис цивилизации нельзя объяснить ни расовым фактором, ни географической средой, ни специфической комбинацией таких двух условий, как наличие в данном обществе творческого меньшинства и среда, которая не слишком неблагоприятна и не слишком благоприятна.
Вся человеческая история или весь процесс цивилизации превращается в творческую традицию. Через отдельные цивилизации и их ритмы, совпадающие в единстве, но конкретно различные, реальность разворачивает свое богатство и ведет от «подчеловека» и «подцивилизации» к человеку и цивилизации, а в итоге к сверхчеловеку и преображенной сублимированной (эфирной) сверхцивилизации царствия Божьего.
Под «цивилизацией»
Тойнби имеет в виду не просто «область
исторического исследования», а единую
систему, или целое, части которого связаны
друг с другом причинными связями. Поэтому,
как во всякой такой системе, в его «цивилизации»
части должны зависеть друг от друга и
от целого, а целое — от частей. Он категорически
утверждает вновь и вновь, что цивилизации
суть целостности, чьи части все соответствуют
друг другу и взаимно влияют друг на друга.
Одной из характерных черт цивилизации
в процессе роста является то, что все
аспекты и стороны ее социальной жизни
координированы в единое социальное целое,
в котором элементы экономики, политики
и культуры удерживаются в тонком согласии
друг с другом внутренней гармонией растущего
социального организма.