Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2011 в 17:51, контрольная работа
Вопрос 1. Каковы особенности культуры и религии древних славян?
Вопрос 2. Какой была социальная организация дружин в 10—12 вв.?
Вопрос 3. Какую Роль играли русско-половецкие связи во внешней политике Русских земель в 12-13 вв.?
Вопрос 4. Как проходила борьба с агрессией крестоносцев?
В отдельную административную единицу был выделен город. Во главе его стоял городничий, наделенный всеми правами и полномочиями. В городах вводился строгий полицейский контроль. Город разделялся на части (районы), находившиеся под надзором частного пристава, а части в свою очередь — на кварталы, которые контролировал квартальный надзиратель.
После
губернской реформы перестали
21
апреля 1785 г., в день рождения Екатерины
II, одновременно были изданы
"Грамота
на права и выгоды городам
Российской империи"
Городское население делилось на шесть разрядов. Первый из них включал живших в городе дворян и духовенство; во второй входили купцы, делившиеся на три гильдии; в третий — цеховые ремесленники; четвертый разряд составляли постоянно жившие в городе иностранцы; пятый — именитые горожане, включавшие в свой состав лиц с высшим образованием и капиталистов. Шестой — посадские, которые жили промыслами или работой. Жители города каждые три года избирали орган самоуправления — Общую городскую думу, городского голову и судей. Общая городская дума избирала исполнительный орган — шестигласную думу, в состав которой входило по одному представителю от каждого разряда городского населения. Городская дума решала дела по благоустройству, народному образованию, соблюдению правил торговли и т.п. только с ведома городничего, назначенного правительством.
Екатерина II придавала огромное значение образованию в жизни страны. В 60-70-е годы XVIII в. она вместе с президентом Академии художеств и директором Сухопутного шляхетского корпуса И.И. Бецким сделала попытку создать систему закрытых сословных учебных заведений. В основе их устройства лежала мысль о приоритете воспитания над образованием. По плану Бецкого в Москве и Петербурге были открыты Воспитательные дома, Смольный институт благородных девиц с отделением для девочек-мещанок, Коммерческое училище в Москве, преобразованы Кадетские корпуса. Взгляды И.И. Бецкого носили прогрессивный для своего времени характер, предусматривая гуманное воспитание детей, развитие в них природных дарований, запрет телесных наказаний, организацию женского образования. Однако "тепличные" условия, изолированность от реальной жизни делали попытки И.И. Бецкого сформировать "нового человека" утопическими.
Школьная реформа 1782-1786 гг. Большую роль в проведении этой реформы сыграл сербский педагог Ф.И. Янкович де Мириево. В уездных городах учреждались двухлетние малые народные училища, в губернских - четырехлетние главные народные училища. В них разрешалось поступать всем, кроме крепостных крестьян. Во вновь созданных школах вводились единые сроки начала и окончания занятий, классная урочная система, разрабатывались методики преподавания дисциплин и учебная литература, единые учебные планы.
Новые
училища вместе с закрытыми шляхетскими
корпусами, благородными пансионами и
гимназией при Московском университете
составляли структуру среднего образования
в России. По подсчетам специалистов, в
России к концу века было 550 учебных заведений
с общим числом 60-70 тыс. учеников, не считая
домашнего образования. Образование, как
и все другие сферы жизни страны, в основе
своей носило сословный характер.
Вопрос 8. Какое значение имела крестьянская реформа 1861 г.?
Ответ: Отмена крепостного права мощно стимулировала развитие капитализма — отношений свободного найма и конкуренции, способствовала подъему экономики. Мирная в целом реформа укрепила авторитет правительства и царя, который получил имя Освободителя. Освободив крестьян с наделом, монархия упрочила свою социальную базу, получив миллионы налогоплательщиков. Выкупная операция укрепила финансы государства. Вместе с тем реформа носила недемократический, явно продворянский характер. Огромная масса крестьян осталась малоземельной. Крестьянское хозяйство, ослабленное выкупными платежами, не стало очагом развития капитализма. Ставка делалась прежде всего на хозяйство помещиков, которые сохранили в своих руках и громадные земельные владения (латифундии) и единовременно получили крупные суммы денег для организации новых форм хозяйствования.
Негативную роль в проведении реформы сыграли искажения, внесенные в проект Редакционных комиссий крепостниками из Главного комитета и Государственного совета. Дореформенный крестьянский надел сохранить не удалось; "отрезки" от крестьянских земель, проведенные в ходе реформы, составили в среднем 20%. При этом помещики старались оставить за собой наиболее удобные земли, подчас совершенно необходимые в крестьянском хозяйстве. В результате разорение значительной части крестьян стало неизбежным, становление самостоятельного крестьянского хозяйства затянулось, были законсервированы многие элементы старых, феодальных (отработки) и даже дофеодальных (община) производственных отношений.
Тем
не менее, реформа 1861 г. обладала немалым
запасом прочности: до начала
XX в. в деревне почти не было крупных нелокальных
волнений. Самым известным было выступление
крестьян в селе Бездна в 1861 г. В то же время
она предполагала обязательное развитие,
доработку, ликвидацию сословной обособленности
крестьян, ослабление власти общины, облегчение
крестьянского малоземелья. Застой или
поворот назад грозил социальной катастрофой.
Поэтому очень многое зависело от того,
как сложится политическая конъюнктура
в пореформенное время.
Вопрос 9. Назовите особенности становления российской многопартийности в начале 20 века.
Ответ: В августе 1905 г. был опубликован закон о представительстве - совещательной Государственной Думе. 17 октября 1905 г. появился царский Манифест, даровавший России главные общественные свободы - неприкосновенность личности, свободу слова, собраний, - и законодательную Думу.
Социалистические партии. Право объединяться в союзы было одной из важнейших свобод, введенных Манифестом 17 октября. За время революции 1905-1907 гг. возникло около пятидесяти партий, отстаивавших различные пути развития страны. Революционные годы заметно увеличили численность радикальных партий, ранее находившихся в глубоком подполье.
Главным
принципом кадетов был
Правее кадетов стоял "Союз 17 октября" (октябристы), возникший в ноябре 1905 г. В эту партию входили верхи интеллигенции, высшее чиновничество, крупная буржуазия, помещики-предприниматели; численность ее составляла около 50 тыс. человек.. Октябристы стояли за широкое развитие промышленности и торговли.
Правые партии. Крайне правые позиции занимали монархисты и националисты - "черносотенцы". Самой крупной из организаций этого толка был "Союз русского народа", объединявший до 100 тыс. человек. Черносотенцы имели сторонников среди всех слоев населения - крупных дворян и крестьян, мещан, купцов, лавочников. Немало было среди них и деклассированных, уголовных элементов.
Лидером "Союза русского народа" был доктор А.И. Дубровин. Главную роль в программах черносотенцев играл национальный вопрос. Они выступали за безусловное первенство русского народа над остальными нациями империи. Правые партии выступали против всякого отчуждения помещичьих земель, за сохранение дворянских привилегий; некоторые даже требовали вернуться к неограниченному самодержавию.
Начало российского парламентаризма.
В апреле 1906 г. начала работу I Государственная Дума, знаменовавшая начало представительного правления в России.
Выборы в Думу были неравными, непрямыми и не всеобщими. Избиратели делились на курии, выдвигавшие разное количество депутатов: один голос помещика приравнивался к 3 голосам буржуа, 15 голосам крестьян и 45 голосам рабочих. Но даже при таком раскладе депутаты от крестьян должны были составить 40% депутатов Думы.
Накануне введения представительства было учреждено объединенное правительство — Совет министров. Теперь министры должны были сообща обсуждать законопроекты и важные государственные меры.
Левые партии — большевики, эсеры, Всероссийский крестьянский союз — бойкотировали выборы в Думу, что сильно сказалось на составе представительства.
II Государственная Дума.
II
Дума собралась в феврале 1907
г. Выборы проходили на
Власти
пришли к выводу о необходимости
серьезно изменить политический механизм
России. 1 июня 1907 г. премьер-министр
Столыпин потребовал от Думы санкционировать
арест социал-демократических депутатов,
обвинив их в подготовке военного переворота.
Демарш Столыпина был в значительной степени
предлогом: не дожидаясь ответа Думы, царь
распустил ее 3 июня 1907 г. Одновременно
был изменен избирательный закон. Согласно
Манифесту 17 октября царь не имел права
делать это самостоятельно: поэтому июньские
события стали называть "государственным
переворотом". Роспуск Думы обошелся
без волнений, показав, что революция фактически
закончилась.
Вопрос 10. Назовите основные направления внешней политики Советского государства в 20-е годы.
Ответ: Основными направлениями внешней политики Советского государства и коммунистической партии в 20-е годы стало укрепление позиций СССР на международной арене и распространение коммунистического движения в мире. Первые договоры, заключенные в 1920-1921 гг. с пограничными странами, положили начало широкому дипломатическому признанию Советского государства. В 1922-1923 гг. РСФСР приняла участие в 4-х международных конференциях: Генуэзской, Гаагской, Московской, Лозаннской.
С 1927 г. СССР принял участие в работе Подготовительной комиссии к международной конференции по разоружению, намеченной в Женеве. Комиссия была образована Советом Лиги наций в 1925 г. Сама же Лига была создана в 1919 г. по инициативе президента США Вильсона как "инструмент мира во всем мире". Советский Союз не являлся ее членом, долго "разоблачал" империалистическую политику стран-членов Лиги наций, но со второй половины 20-х годов пошел на сближение с этой крупнейшей международной организацией. Вслед за Германией к середине 20-х годов Советский Союз был признан большинством ведущих стран мира, в том числе инициаторами военной интервенции (кроме США).
Установление дипломатических отношений с Англией явилось крупнейшим успехом внешней политики СССР в двадцатые годы. Финансовые взаимные претензии (по поводу потерь от национализации и интервенции) были сняты с повестки дня на неопределенное время, была признана монополия советской внешней торговли, для обеих стран устанавливался режим наибольшего благоприятствования. В феврале 1924 г. СССР установил дипломатические отношения с Италией (премьер Муссолини). Вслед за этим в 1924 г. СССР был признан рядом других стран — Норвегией, Швецией, Данией, Австрией, Грецией, Мексикой и др. В октябре 1924 г. правительство "левого блока" Франции во главе с Эррио, убежденным сторонником франко-советского сотрудничества, установило дипломатические отношения с СССР. 1924 год вошел в историю советской внешней политики как год широкого дипломатического признания СССР.
В мае 1924 г. были установлены дипломатические и консульские отношения СССР с Китаем. Советское правительство аннулировало все документы и договоры, заключенные царским правительством с Китаем или с третьими странами в ущерб Китаю. Китайско-восточная железная дорога (КВЖД) была объявлена совместным коммерческим предприятием и должна была управляться двумя странами на паритетных началах.
В
январе 1925 г. СССР установил дипломатические
и консульские отношения с
Японией. Японское правительство эвакуировало
свои войска с Северного Сахалина (захваченного
во время русско-японской войны). Советское
правительство предоставило Японии концессии
на Северном Сахалине, в частности, на
эксплуатацию 50% площади нефтяных месторождений.
В 1924-1925 гг. СССР установил дипломатические
отношения с двенадцатью государствами
Европы, Азии, Америки. Внешнеполитическая
изоляция СССР была окончательно ликвидирована.
Лишь США отклоняли все советские предложения
о нормализации отношений.