Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 17:14, контрольная работа
Крестьянская реформа 1861 г. требовала больших жертв от помещиков, но при этом не удовлетворяла полностью желаниям крестьян. Обществу предстояло решить, что делать с той относительной свободой, которой оно теперь пользовалось. Ни ожидание предстоящего освобождения крестьян, ни издание манифеста об освобождении не принесли с собой ни успокоения, ни оптимистических настроений в обществе. Это разочарование имело гораздо более глубокие корни, чем нарушение чьих-либо интересов.
1. Общественная мысль и общественные движения второй половины XIX века: влияние западноевропейской цивилизации и народные основы………..4
2. Хрущевская «оттепель» и причины ее ограниченности…………………….6
3. Распад СССР: причины и последствия……………………………………….9
Список использованной литературы..…………………………………………11
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
ПО ИСТОРИЙ
.
ЕКАТЕРИНБУРГ
2012
Содержание
1. Общественная мысль
и общественные движения
2. Хрущевская «оттепель» и
3. Распад СССР: причины и последствия……………………………………….9
Список использованной литературы..…………………………………………11
1. Общественная
мысль и общественные движения
второй половины XIX века: влияние
западноевропейской
Крестьянская реформа 1861 г. требовала больших жертв от помещиков, но при этом не удовлетворяла полностью желаниям крестьян. Обществу предстояло решить, что делать с той относительной свободой, которой оно теперь пользовалось. Ни ожидание предстоящего освобождения крестьян, ни издание манифеста об освобождении не принесли с собой ни успокоения, ни оптимистических настроений в обществе. Это разочарование имело гораздо более глубокие корни, чем нарушение чьих-либо интересов [1].
Напряженность была вызвана в первую очередь всеобщей духовной атмосферой, которая являлась прямым следствием распространения революционного образа мышления. В кругах интеллигенции возобладало движение с ярко выраженным рационализмом, сторонники которого не боялись довести свою теорию до самых крайних и радикальных последствий. Поколение интеллигенции того времени было обуреваемо неограниченной верой в прогресс и полностью убеждено, что Россия — это белый лист, на котором легко можно записать все то, что диктует наука. Реальное мышление и автономная личность — вот гвоздь их философской программы [1].
Политическое мышление этих кругов соединяло веру в рациональное устройство мира с верой в духовный потенциал русского народа в том смысле, как понимали его славянофилы. В основе этой веры лежало представление, что крестьянин — простой, т.е. неиспорченный, чистый человек, что он — носитель особых нравственных и духовных ценностей. Недостаточно обеспечить его материальное существование, надо сохранить и его духовную сущность.
Вначале сторонникам радикализма казалось второстепенным, каким образом Россия пойдет по пути реформ и освобождения: по воле самодержца или народной революции. В этом смысле показательно отношение к реформе А.И. Герцена, который на страницах выходившего в Лондоне журнала «Колокол» с 1857 г. прямо обращался к царю и ожидал, что тот осуществит освобождение так, как этого желал сам Герцен. Так же планы реформы приветствовались журналом «Современник» и Н.Г. Чернышевским. Но поскольку доверие к власти не имело под собой политических оснований, путь мирных реформ, исходящих от правительства, начали отвергать. В 1858—1859 гг. наметилось ставшее впоследствии непримиримым расхождение между властью и общественным мнением. Русская интеллигенция, лишенная политического опыта, склонилась к представлению о том, что освобождения можно достичь лишь насильственным разрушением существующего. В то же время ее революционный пафос послужил поводом к тому, что власть со своей стороны фактически отстранила ее от политической деятельности вообще и от подготовки и проведения в жизнь реформ в частности [1].
Образ мышления, выработавшийся
при крепостном праве, продолжал
существовать и проявлялся во всем.
Заслуга западников состояла в том,
что они уже тогда увидели,
что для развития России в либеральном
направлении главным
2. Хрущевская
«оттепель» и причины ее
5 марта 1953 умер И. Сталин. К власти в партии и государстве в июле 1953 г. пришла группа ближайших соратников Сталина во главе с Никитой Хрущевым.
Одной из первых акций так называемого «коллективного руководства», осуществленной с целью самосохранения, стал арест, а затем расстрел ключевой фигуры сталинского режима - Л. Берии.
Сначала в направлении оздоровления общества были сделаны важные шаги. В УССР десталинизацию почувствовали уже в 1953 г., когда вместо российского шовиниста Л. Мельникова первым секретарем ЦК КПУ стал А. Кириченко (он был первым украинским на этой должности и занимал ее до 1957 г.). Прекратились идеологические кампании против интеллигенции, замедлился процесс русификации, на руководящие должности стали выдвигаться местные кадры, в том числе и в западных областях. При поддержке Хрущева среди высших партийных и государственных руководителей в Москве появились выходцы из Украины - помимо А. Кириченко, ими стали Л. Брежнев, Н. Подгорный и другие. Началась реабилитация невинно репрессированных сталинским режимом, так называемая Хрущевская «оттепель» [3].
За несколько лет сотни тысяч жертв политических преследований из концентрационных лагерей и ссылки вернулись домой. В частности, до 1957 г. были освобождены 65534 оуновцы и «бандпособники», конечно те, кому посчастливилось выжить. В конце 50-х органы КГБ и прокуратуры республики пересмотрели дела почти 5,5 млн. человек, реабилитировав 3,2 млн. Вне реабилитацией осталась большинство жертв репрессий 20-х - начале 30-х и все, кто обвинялся в буржуазном национализме [3].
В феврале 1956 г. состоялся
ХХ партийный съезд, первый после
смерти Сталина. В его резолюциях
обосновывалась отсутствие фатальной
неизбежности III мировой войны и
возможность сосуществования
Важнейшим пунктом повестки дня съезда стал вопрос о культе личности Сталина и его последствиях. При этом, чтобы спасти престиж системы, большевистские преступления было вполне списано на одного Сталина. Осуждение внешних форм тоталитаризма (культа личности) и наиболее впечатляющих случаев злоупотребления властью (массовых репрессий всколыхнуло общество и положило начало длительному процессу разложения советской политической системы. Сам же доклад Хрущева «О культе личности и его последствиях» оставался засекреченной в СССР до 1989 г.
В 1961 г. Хрущев начал новую волну десталинизации, кульминацией которой стало вынесение гроба диктатора из кремлевского мавзолея.
Критика культа личности для творческой интеллигенции была глотком свежего воздуха в душной атмосфере тоталитаризма. Начало складываться поколение шестидесятников, людей с антитоталитарным мышлением [3].
Борьба с тоталитаризмом началась и в политической сфере. Однако, первые диссиденты понимали всю иллюзорность осуществляемых Хрущевым косметических усовершенствований существующего строя.
Поскольку Н. Хрущев был воинствующим атеистом, с конца 50-х гг в СССР началась ликвидация церковно-религиозных учреждений. Тысячи церквей и монастырей были закрыты, многие их сооружений - разрушены.
Достижением Хрущева как политического деятеля стал частичный отказ от использования террористических методов в политике. Своих противников он не уничтожал физически, а отправлял на пенсию. Однако в критических для системы ситуациях использовались сталинские методы. Таким было, например, подавление национальной революции в Будапеште в 1956 г. или 7-тысячной демонстрации в Новочеркасске в 1962 г., когда рабочие, возмущенные очередным повышением цен при одновременном снижении оплаты труда, вышли на улицы города. Власть прибегла к расстрелу демонстрантов, а их лидеров были казнены или наказаны длительным заключением. Рабочие волнения меньшего масштаба прошли в Донбассе, Кривом Роге, других городах. Все они беспощадно подавлялись [3].
Фактически, инициированные
послесталинским партийно-
Безусловным достижением
правления Хрущева стала
Вместе стиль и методы руководства Хрущева вызвали раздражение значительной части партноменклатуры, которая за годы сталинского режима привыкла к гарантированности своего господствующего положения и не желала этого терять. Последним серьезным нововведением руководителя СССР стало разделение партийного аппарата по производственному принципу. Советские, профсоюзные и комсомольские органы тоже были разделены на промышленные и сельские. Эта реформа переполнила чашу терпения аппарата [3].
В октябре 1964 г. на пленуме ЦК КПСС Хрущева освободили от обязанностей первого секретаря ЦК и председателя Совета Министров СССР. Члены ЦК дружно отказались от лидера, который успел скомпрометировать себя многочисленными, но бесплодными реорганизациями. Хрущева не поддержали даже его выдвиженцы в Украине. Так завершилось «великое десятилетие» [3].
3. Распад СССР: причины и последствия
Распад СССР, оформленный
Беловежским соглашением
Причины распада СССР. В марте 1990 г. на всесоюзном референдуме большинство граждан высказались за сохранение Союза ССР и необходимость его реформирования. К лету 1991 г. был подготовлен новый Союзный договор, дававший шанс на обновление федеративного государства. Но сохранить единство не удалось. СССР распался.
Наиболее распространенные объяснения, которые предлагают исследователи: — СССР создавался в 1922 г. как федеративное государство. Однако с течением времени он все более превращался в государство, по существу, унитарное, управляемое из центра и нивелирующее различия между республиками, субъектами федеративных отношений. Проблемы межреспубликанских и межнациональных отношений игнорировались на протяжении многих лет, трудности загонялись вглубь, не решались. В годы перестройки, когда межнациональные конфликты приобрели взрывной, крайне опасный характер, принятие решений откладывалось вплоть до 1990—1991 гг. Накопление противоречий сделало распад неизбежным; — СССР создавался на основе признания права наций на самоопределение, федерация строилась не по территориальному, а национально-территориальному принципу. В Конституциях 1924, 1936 и 1977гг. содержались нормы о суверенитете республик, входивших в состав СССР. В условиях нараставшего кризиса эти нормы стали катализатором центробежных процессов; — сложившийся в СССР единый народнохозяйственный комплекс обеспечивал экономическую интеграцию республик. Однако по мере нарастания экономических трудностей хозяйственные связи начали разрываться, республики проявляли тенденции к самоизоляции, а центр оказался не готов к подобному развитию событий; — советская политическая система базировалась на жесткой централизации власти, реальным носителем которой было не столько государство, сколько Коммунистическая партия.
Кризис КПСС, утрата ею руководящей роли, ее распад с неизбежностью вели к распаду страны; — единство и целостность Союза в значительной степени обеспечивалась его идеологическим единством. Кризис коммунистической системы ценностей создал духовный вакуум, который был заполнен националистическими идеями; — политический, экономический, идеологический кризис, который переживал СССР в последние годы своего существования, привел к ослаблению центра и усилению республик, их политических элит. Национальные элиты были по экономическим, политическим, личным мотивам заинтересованы не столько в сохранении СССР, сколько в его распаде. «Парад суверенитетов» 1990г. ясно показал настроения и намерения национальных партийно-государственных элит [2].
Значение распада СССР. Распад СССР привел к возникновению независимых суверенных государств; коренным образом изменилась геополитическая ситуация в Европе и во всем мире; разрыв хозяйственных связей стал одной из главных причин глубокого экономического кризиса в России и других странах — наследниках СССР; возникли серьезные проблемы, связанные с судьбой русских, оставшихся за пределами России, национальных меньшинств в целом. Становление новой российской государственности. Процесс становления новой российской государственности начался принятием Верховным Советом РСФСР Декларации о суверенитете России (1990) и выборами первого российского президента (12 июня 1991). С распадом СССР (декабрь 1991) статус Российской Федерации как независимого суверенного государства стал юридической и фактической реальностью. Период становления российской государственности завершился 12 декабря 1993 г., когда на всенародном референдуме была принята Конституция Российской Федерации и окончательно демонтирована советская политическая система. Рождение современного Российского государства было драматическим, крайне болезненным и сложным процессом [2].
Список использованной литературы
1. История России: Общественная мысль и общественные движения
в России во второй половине 19 века. http://histerl.ru/lybiteliam_
2. Распад СССР: причины и последствия. Становление
новой российской государственности. http://www.coolsoch.ru/arh/
3. Частичная демократизация советского
общества (Хрущевская "Оттепель"
- 1953-1964 гг.). http://kursovikplus.ru/litera_