Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2012 в 22:34, контрольная работа
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "История"
1
вопрос. В ходе
столыпинской аграрной
реформы многие
крестьяне сопротивлялись
ее проведению, даже
зажиточные крестьяне
не торопились
выйти из общины.
Почему?
Ответ: В последнее время очень много и многие писали о Столыпине и его реформе. И это неспроста, ведь аграрный вопрос как оставался нерешённым, так и остаётся. И сейчас при его решение очень важно учесть уроки истории, чтобы не совершить ошибок прошлого.
Столыпин ясно видел основные причины столь бедственного положения России, а главное, сумел предложить и во многом осуществить грандиозные планы ее преобразования, обеспечивающее всестороннее и стремительное развитие страны. Столыпин увидел главную причину застоя сельского хозяйства России в общинном землепользовании.
Столыпин проводил аграрную политику в России, которая при сохранении помещичьего землевладения способствовала развитию сельского хозяйства по капиталистическому пути. Еще 12 августа 1906 г. последовал указ о передаче Крестьянскому банку сельскохозяйственных удельных земель (собственность императорской семьи). 27 августа был издан новый указ – о порядке продажи казенных земель. Таким образом, был создан национальный земельный фонд, который позволил развернуть широкую программу переселения земледельцев из зон аграрного перенаселения в более пустующие районы (в основном из центральной части Европейской России на Восток).
В октябре 1906 г. последовал указ, уравнявший крестьянство в правах со всеми остальными сословиями в отношении государственной и военной службы, поступления в учебные заведения. Указом 9 ноября 1906 г. крестьянам было разрешено выходить из общины без ее разрешения и без высоких выкупных платежей. Тем самым государство отказывалось от политики поддержки общины и переходило к поддержке мелкого земельного собственника. Такая мера неизбежно вела к разорению значительной части крестьянства и обогащению другой его части. Но она вела к появлению полноценного субъекта рыночной экономики, которым мог стать лишь тот, кто выдержал жестокую конкуренцию.
Основной смысл аграрной реформы сводился к созданию в деревне крепкого единоличного собственника (кулака) и расчистке пути для развития капитализма в деревне. По указу 9 ноября каждому крестьянину разрешался выход из общины, по закону 1910 г. выход стал обязательным.
Община
не имела права ни уменьшить надел
земли, не передвинуть его. Владельцу разрешалось
продать свой надел кому угодно. С агротехнической
точки зрения это не принесло никакой
пользы, зато способствовало расколу общины
накануне передела земли. Крестьянский
банк скупал земли, в том числе и помещичьи,
разбивал их на участки и продавал крестьянам.
На банковских землях стали появляться
крепкие фермерские хозяйства. Объем продаж
неуклонно рос до 1911 г., но затем пошел на
убыль. Причина была в том, что основная
часть крестьян неохотно выходила из общины.
С целью привлечения на свою сторону крепких
хозяев правительство разработало проект
закона «О землеустройстве», который был
подписан царем в конце мая 1911 г. На первое
место в этом законе было поставлено не
чересполосное укрепление, а образование
хуторов и отрубов. Закон был задуман с
тем, чтобы владельцы хуторов и отрубов
стали опорой самодержавия в деревне.
Теперь по просьбе хозяина разрозненные
наделы его земли могли быть соединены
в одном месте. Так получался отруб. Если
к нему присоединялась площадь деревенской
усадьбы, на которую переносилось жилье,
отруб превращался в хутор. В результате
этих мероприятий потребовалось проведение
больших землеустроительных работ, поэтому
реформа стала переходить из ведомства
Министерства внутренних дел в руки Главного
управления землеустройства и земледелия.
Но в землеустроительном ведомстве решили
не заниматься выделами отдельных домохозяев,
а разбивать на отруба и хутора надел целой
общины, согласие, на что нередко достигалось
путем грубого давления. Это привело к
массовой фабрикации хуторов и отрубов.
Крестьяне сопротивлялись переходу на
хутора и отруба из чисто практических
соображений. Земледелие зависело от капризов
погоды. Получив надел в одном отрубе,
крестьянин оказывался во власти природной
стихии. Он мог разориться в засушливый
год и нажиться в дождливый год. Поэтому
только большой отруб мог дать гарантию
ежегодного урожая.
Итоги
аграрной реформы
Каковы же были итоги столыпинского аграрного курса, который был последней ставкой царизма в борьбе за существование? Удалась ли аграрная реформа по Столыпину? Историки в основном считают, что результаты были очень далеки от ожидаемых… По мнению В. Бондарева, реформирование аграрных отношений, наделение крестьян правом частной собственности на землю удалось лишь частично, при этом сохранилось антагонистическое противоречие между крестьянами и помещиками. Проведение землеустроительных работ, отделение крестьян он общины удалось в незначительной мере – около 10% крестьян выделилось из хутора; переселение крестьян в Сибирь, Среднюю Азию, на Дальний Восток в какой-то степени удалось. Это – выводы, для объективной оценки необходимо обратится к основным цифрам и фактам.
Примерно за десять лет только 2,5 млн. крестьянских хозяйств удалось освободится от опеки общины. Движение за упразднение «мирского» правления на селе достигло наивысшей точки между 1908 и 1909 гг. (около полумиллионов запросов ежегодно). Однако впоследствии это движение заметно сократилось. Случаи полного роспуска общины в целом были крайне редкими (около 130 тыс.). «Свободные» крестьянские землевладения составили лишь 15% общей площади обрабатываемой земли. Едва ли половине работавших на этих землях крестьян (1,2 млн.) достались отруба и хутора, закрепленные за ними постоянно, в частную собственность. Собственниками смогли стать лишь 8% общего числа тружеников, но они терялись в масштабах страны.
Землеустроительная политика не дала кардинальных результатов. Столыпинское землеустройство, перетасовав надельные земли, не изменило земельного строя, он остался прежним – приноровленным к кабале и отработкам, а не к новейшей агрикультуре указа 9 ноября.
Деятельность крестьянского банка также не дала желаемых результатов. Всего за 1906-1915 гг. банк приобрел для продажи крестьянам 4614 тыс. десятин земли, подняв цены с 105 руб. в 1907 г. до 136 руб. в 1914 г. за десятину земли.
Высокие цены и большие платежи, налагаемые банком на заемщиков, вели к разорению массы хуторян и отрубников. Все это подрывало доверие крестьян к банку, и число новых заемщиков пошло вниз.
Переселенческая политика наглядно продемонстрировала методы и итоги столыпинской аграрной политики. Переселенцы предпочитали обосновываться в уже обжитых местах, таких как Урал, Западная Сибирь, нежели заниматься освоением безлюдных лесных зон. Между 1907 и 1914 гг. 3,5 млн. человек выехали в Сибирь, около 1 млн. вернулись в европейскую часть России, но уже без денег и надежд, ибо прежнее хозяйство было продано.
Одним
словом, реформа не удалась. Она не
достигла ни экономических, ни политических
целей, которые перед ней ставились. Деревня
в месте с хуторами и отрубами оставалась
такой же нищей, как и до Столыпина.
2
вопрос. Ярослав Мудрый:
исторический портрет.
Ярослав Владимирович Мудрый
(978 — 1054) — великий князь киевский, сын Владимира Святославича и полоцкой княжны Рогнеды.
При жизни отца получил в управление Новгород. Правя в Новгороде, Ярослав должен был ежегодно выплачивать в Киев 2000 гривен серебра. В 1014 г., почувствовав себя достаточно сильным, отказался от уплаты дани Киеву. Это вызвало резкое недовольство отца, который начал собирать войско, дабы наказать непокорного сына. Смерть великого Князя Владимира Святославича избавила Ярослава от столкновения с отцом.
После Смерти Владимира началась жестокая междоусобная борьба за Киевский престол. Старший сын Владимира (вероятно усыновленный племянник) Святополк вероломно убил своих братьев Бориса, Глеба и Святослава и ценою крови братьев стал великим князем киевским.
В замыслы Святополка, прозванного в народе Окаянным, входило и устранение Ярослава. Получив известие от своей родной сестры Предславы о намерениях Святополка, Ярослав с новгородцами и варягами выступил к Киеву. У Любеча после 3-месячного противостояния Ярослав победил Святополка, которому удалось бежать под защиту своего тестя, польского короля Болеслава Храброго.
В 1018 г. войско Болеслава и Святополка вторглось на русскую землю и подошло к Киеву. После непродолжительной осады Киев пал. Жена, сестры и мачеха Ярослава были посажены в темницу, самому же Ярославу удалось бежать в свою отчину — Новгород. Здесь, набрав свежее войско из варягов и новгородцев-ополченцев, Ярослав вновь двинулся к Киеву с целью вернуть себе великокняжеский стол и наказать «святотатца-братоубицу». Решающее сражение между Ярославом и Святополком произошло на реке Альте (1019 г.). Здесь, несмотря на помощь печенегов, заклятых врагов Киевской Руси, Святополк потерпел поражение.
Став великим князем киевским, Ярослав вступил в борьбу с другим своим братом — Мстиславом, князем Тмутраканским. В 1023 г. Мстислав вторгся во владения Ярослава. Война длилась три года. В1025 г. по взаимной договоренности Мстиславу отошло все левобережье Днепра, а столицей его княжества стал Чернигов. После раздела владений между братьями установился прочный мир.
Позже
Ярослав восстановил
Ярослав активно участвовал в европейской политике, установил тесные связи со многими государствами Европы путем заключения династических браков. Сам он был женат на шведской принцессе Ингриде (после принятия ею православия — Ирине), его дочь Елизавета стала женой норвежского короля Харальда Храброго, Анна — женой французского короля Генриха I, сын Святослав женился на принцессе саксонской Гертруде, Всеволод — на византийской царевне Анне.
В народе великий князь Ярослав Владимирович был прозван Мудрым. Его по праву считают великим просветителем Руси. Им основано первое народное училище в Новгороде и положено начало великокняжеской библиотеке. Как законодатель, Ярослав повелел записать первый в истории свод гражданских законов — «Русскую Правду». При Ярославе Мудром была основана Киево-Печерская лавра, ставшая центром летописания на Руси и впервые в истории русского православия указом князя был избран митрополит, не зависящий от константинопольского патриарха. Им стал Илларион, великий древнерусский писатель, один из основоположников русской литературы.
Чувствуя приближение смерти, Ярослав созвал детей и сказал им: «Скоро меня не будет на свете, вы, дети одного отца и матери, должны не только называться братьями, но и сердечно любить друг друга. Знайте, что междоусобие, бедственно не только для вас, но и для Отечества. Запомните, дети мои, междоусобие губит славу и величие государства, основанного трудами отцов наших и дедов. Мир и согласие ваше утвердят его могущество. Изяслав, старший брат, заступит на мое место и сядет на Престоле Киевском: повинуйтесь ему, как вы отцу повиновались. Святославу даю Чернигов, Всеволоду — Переяславль, Вячеславу — Смоленск. Каждый да будет доволен своей частью, а старший брат да судит вас как Государь. Он защитит утесненного и накажет виноватого».
Великий
князь Ярослав Владимирович Мудрый,
окруженный почитанием и народной любовью
мирно скончался 20 февраля 1054 г. Прах его
покоится в киевском Софийском соборе.
3
вопрос. Объясните
смысл понятия
«путь из варяг
в греки».
Путь "из варяг в греки", название водного торгового пути в Киевской Руси, связывавшего Северную Русь с Южной, Прибалтику и Скандинавию с Византией. Он шёл из Варяжского (Балтийского) моря по р. Неве в Ладожское озеро, затем по р. Волхов в Ильменское озеро, далее по р. Ловать, откуда волоком в Днепр. Впервые термин встречается в "Повести временных лет". Путь возник в конце 9 — начале 10 вв. Наибольшее значение имел в 10 — 1-й трети 11 вв. Южная его часть хорошо знали византийцы. По сведениям Константина Багрянородного (10 в.), кривичи и др. подвластные Киеву племена весной свозили в Смоленск, Любеч, Чернигов и др. города большие (на 30—40 чел.) долблёные ладьи — "однодерёвки", которые затем сплавлялись по Днепру в Киев. Здесь их переоборудовали, загружали и отправляли вниз по Днепру. Пройдя 7 порогов (крупнейший Ненасытецкий обходили волоком), а также скалистое и узкое место "Крарийскую переправу" (где часто устраивали засаду печенеги), купцы останавливались на острове Хортица, затем, оснастив ладьи морскими парусами (в Днепровском лимане), плыли вдоль западного берега Чёрного моря до Царьграда (Константинополя). Существовали ответвления этого пути на р. Западная Двина между Ловатью и Днепром, затем из района Смоленска по р. Каспле; с Днепра на р. Усяж-Бук к Лукомлю и Полоцку.
Путь "из варяг в греки" был связан с др. водными путями Руси: Припятско-Бужским, уходившим в Западную Европу, и Волжским, выводившим в Каспийское море. С юга по пути возили: из Византии — вино, пряности, ювелирные и стеклянные изделия, дорогие ткани, иконы, книги, из Киева — хлеб, различные ремесленные и художественные изделия, серебро в монетах и т.д.: с Волыни — шиферные пряслица и др. С севера по пути возили: из Скандинавии — некоторые виды оружия и изделия художественного ремесла, из Северной Руси — лес, мех, мёд, воск, из Прибалтийских стран — янтарь. Во 2-й половине 11—12 вв. усилились торговые связи Руси с Западной Европой и путь "из варяг в греки" уступил место Припятско-Бужскому, Западно-Двинскому и др.