Контрольная работа по "Истории"

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2012 в 08:04, контрольная работа

Описание работы

В настоящее время мы используем слово “история” в двух смыслах: во-первых, для обозначения рассказа о прошлом, во-вторых, когда речь идет о науке, изучающей прошлое. Предмет истории определяется неоднозначно. Предметом истории может быть социальная, политическая, экономическая, демографическая история, история города, деревни, семьи, частной жизни. Определение предмета истории субъективно, связано с идеологией государства и мировоззрением историка. Историки, стоящие на материалистических позициях, считают, что история как наука изучает закономерности развития общества, которые, в конечном счете, зависят от способа производства материальных благ.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………………………..стр. 2

1. История как наука……………………………………………………………………………стр. 3

1.1 Периодизация истории…………………………………………………………………стр. 5

2. Начало объединения Русских земель………………………………………….…стр. 6

2.1 Возвышение Москвы…………………………………………………………………….стр. 6

2.2 Дмитрий Донской………………………………………………………………………….стр. 7

3. Россия на рубеже XVII – XVIII в.: переход к абсолютизму……………..стр. 8

3.1 Правление царевны Софьи Алексеевны……………………………….……..стр. 9

3.2 «Хованщина». Опасность со стороны князя И. А. Хованского…….стр. 10

4. Правление императора Николая I………………………………………………….стр. 12

4.1 Кодификация законов…………………………………………………………………..стр. 14

4.2 Крестьянский вопрос. «Мрачное семилетие»…………………………….стр. 17

5. Образование СССР: подготовка проектов, конституция 1924 г…….стр. 20

Список литературы…………………………………………………………………………….стр.31

Работа содержит 1 файл

Готовая 1.docx

— 73.46 Кб (Скачать)

После 1848 г. правительственная реакция  оправдала предсказание историка С. М. Соловьева: «Нам, русским ученым, достанется за эту революцию».

Долгие годы Николай I играл роль покровителя науки и высшего  образования, хотя и полагал, что  университеты являются рассадниками вольнодумства. Он понимал, что для государственной службы требуются подготовленные чиновники. В его царствование были открыты Технологический и Межевой институты, Училище правоведения, Военно-морская академия и другие специальные учебные учреждения.

По университетскому уставу 1835 г. лица, окончившие университет, получали чин 10-го или 12-го класса по Табели о рангах. С. С. Уваров наладил систему подготовки отечественной профессуры, способствовал  заграничным командировкам молодых  ученых, открывал новые кафедры. С  началом «мрачного семилетия» он был отправлен в отставку. Новый  министр князь П. А. Ширинский-Шихматов ограничил преподавание политической экономии, философии и правовых дисциплин, поощрял занятия богословием, запретил принимать в университеты лиц недворянского происхождения. Резко сократилось число студентов, была повышена плата за обучение. Отлаженная образовательная система оказалась на грани развала. Соловьев констатировал: «Что же было следствием? Все остановилось, заглохло, загнило. Русское просвещение, которое еще надобно было продолжать взращать в теплицах, вынесенное на мороз, свернулось».

Николаевская реакция торжествовала.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5. Образование СССР: подготовка проектов, конституция 1924 г.

Нэп вызвал благоприятные тенденции  в развитии страны. В начале проведения этой политики произошло важное событие, которое также способствовало улучшению  как внутреннего, так и международного положения страны — образование  Союза Советских Социалистических Республик (СССР). СССР был образован 30 декабря 1922 г. За 5 лет власти большевики сначала довели «единую и неделимую» Россию до развала (на ее территории возникли самостоятельные государства), а  потом добились объединения советских  республик в СССР. Разумеется, это была не вся территория бывшей Российской империи. От России отпали Финляндия, польские территории, Прибалтика (Литва, Латвия, Эстония), Бессарабия (осталась в составе Румынии), были потеряны Западная Украина и Западная Белоруссия, которые в результате советскопольской войны отошли к Польше. Только в 1940 г. была восстановлена территория бывшей Российской империи, за исключением Финляндии и польских земель.

Быстрый распад Российской империи  начался после Февральской революции, необычайно активизировавшей национально  освободительное движение угнетенных народов. Состояние хаоса, экономической  и политической нестабильности использовали национал сепаратистские течения, активно  поддерживаемые военными противниками России — Германией, АвстроВенгрией, Турцией. К осени 1917 г. Россия находилась на грани распада. Победа Октябрьской революции усилила сепаратистские настроения. За отделение от России стала повсеместно выступать национальная буржуазия даже тех окраин, которая раньше таких планов не строила. Стремление отделиться от России представлялось как спасение от анархии и хаоса, которые захлестнули страну после прихода к власти большевиков. Кстати оказался программный тезис большевистской партии о праве наций на самоопределение вплоть до отделения и образования самостоятельного государства, который они сделали законом, подтвердив в таких документах, как «Декларация прав народов России» (ноябрь 1917 г.), «Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа» (январь 1918 г.) и Конституция РСФСР (июль 1918 г.). Используя это право, ряд народов, входивших в состав России, заявили о создании своих независимых государств. Это происходило на тех национальных окраинах, где не успела утвердиться советская власть, или где в ходе борьбы за власть верх взяли национальная буржуазия, умеренные социалисты. Способствовала этому и немецкая оккупация. С приходом немцев советская власть была свергнута там, где она установилась. Советское правительство признало государственную независимость Финляндии (декабрь 1917 г.), право на независимость Польши, отказавшись от договоров о ее разделе (август 1918 г.). После Октябрьской революции на Украине возникла ситуация, когда существовали две столицы, два правительства (советское и Центральной Рады), две армии. Совнарком фактически признал правительство Центральной Рады, также как и советское правительство Украины. 22 января 1918 г. Центральная Рада приняла IV Универсал, который объявлял Украину независимой от России.

В период оккупации кайзеровской Германией  Прибалтики, Белоруссии, Украины о  своей независимости заявили  Литва, Латвия, Эстония. 25 марта 1918 г. на территории Беларуси, занятой немцами, была провозглашена Белорусская  Народная Республика, вскоре заявившая  об отделении от России, что представлялось спасением от происходящих в ней  революционных потрясений и анархии. В мае 1918 г. в Закавказье заявили  о независимости Азербайджан, Армения, Грузия. Таким образом, советский  выбор не поддержали преимущественно  неславянские народы.

После освобождения оккупированных территорий там восстанавливалась советская  власть, были провозглашены советские  республики: БССР (1 января 1919 г.); в Прибалтике — Литовская, Латвийская, Эстонская (ноябрьдекабрь 1918 г.). В Прибалтике советские республики просуществовали недолго. Территория, контролируемая ими, все сокращалась, и в 1919 г. советская власть пала под ударами внутренних антибольшевистских сил и интервентов и была вновь восстановлена только в 1940 г.

В конце Гражданской войны произошла  советизация Закавказья и Средней  Азии. В Закавказье возникли советские  республики — Азербайджанская ССР (апрель 1920 г.), Армянская ССР (ноябрь 1920 г.), Грузинская ССР (февраль 1921 г.). 12 марта 1922 г. они объединились в Федеративный союз, 12 декабря 1922 г. — в единое федеративное государство — Закавказскую Социалистическую Федеративную Советскую Республику (ЗСФСР). В Средней Азии были созданы Хорезмская Народная Республика (ХНР), Бухарская Народная Республика (БНР), Киргизская (Казахская) АССР (1920), Туркестанская АССР (апрель 1918 г.). Обе автономные республики входили в состав РСФСР.

Как заметил английский историк  Э. Карр, в конце 1920 г. территорию былой России можно было подразделить на три категории:

1) территории, на которые власть  Москвы не распространялась (Польша, Финляндия, Эстония, Латвия, Литва  признаны независимыми; Бессарабия  захвачена Румынией, полоска территории  Закавказья (Батум, Каре, Ардаган) по условиям Брестского мира отдана Турции. Это подтолкнуло отделение Закавказья:

25 апреля 1918 г. была провозглашена  Закавказская республи

ка. Спустя месяц, вследствие национальных раздоров, она распалась на 3 независимых  государства, каждое из которых возглавляли  националистические партии: в Грузии — меньшевики, в Армении —  дашнаки, в Азербайджане — мусаватисты.

В 1920 г. прокоммунистические силы с  помощью" Красной Армии свергли  их власть, установив советский строй. В 1918 г. заявила об отделении от России далекая Тува (Урянхайский край);

2) РСФСР, в состав которой  к тому времени входило 20 автономных  единиц (республик и областей), составляющая 92% территории и 70% населения;

3) 8 отдельных государств, номинальная  независимость которых была действительна  в разной степени. Это УССР, БССР, Азербайджанская ССР, Армянская  ССР, Грузинская ССР, Дальневосточная  Республика (ДВР), Хорезмская Народная  Республика (ХНР), Бухарская Народная  Республика (БНР).

К распаду России как унитарного государства разные силы относились неодинаково. Представители белого движения проливали слезы по «единой  и неделимой», западные политики с  Удовольствием наблюдали за распадом России, большевики заявляли, что с  точки зрения пролетариата это не страшно. Пусть Россия будет союзом равноправных республик. Надежды на мировую революцию делали вопрос о границах несущественным.

По национально государственному вопросу программа большевиков, принятая в 1903 г., включала тезис о  праве наций на самоопределение  вплоть до отделения. Однако будущую Россию они хотели сохранить как унитарное государство, допуская возможность в его пределах областной автономии. Под влиянием бурного развития национально освободительного движения незадолго до Октябрьской революции В.И. Ленин высказался за федеративное устройство России. Сразу после Октябрьского переворота Советская Россия представляла собой унитарное государство, разделенное только в административном отношении на губернии. Советская власть предоставила народам России право на самоопределение вплоть до отделения, рассчитывая, что если народы не будут насильно удерживаться в одном государстве, то они сами не захотят отделяться. Была надежда, что трудящиеся массы окраин не позволят отделиться от Советской России, где утвердилась диктатура пролетариата и осуществляются социальноэкономические преобразования в их интересах. Но, как видим, эти расчеты оказались несостоятельными.

• Взаимоотношения существующих и  возникавших советских независимых  республик до образования СССР прошли ряд этапов, ставших своего рода ступеньками к объединению. Вначале это была взаимопомощь в установлении и защите советской власти (отправка вооруженных отрядов и т.д.). Фактически это был политический союз. Все республики объединяло то, что в них существовала советская государственная система; республиканские компартии были частью одной партии — РКП(б), входили в ее состав на правах областных организаций. В годы Гражданской войны сложился военнополитический союз. Он был оформлен 1 июня 1919 г. декретом ВЦИК «Об объединении советских республик: России, Украины, Литвы, Латвии и Белоруссии для борьбы с империализмом». 5 республик объединяли 5 ведущих ведомств: военную организацию и военное командование, совнархозы, железнодорожное управление и хозяйство, финансы. В остальном они были самостоятельными. Складывалась договорная федерация. Через сложную систему двусторонних договоров республики прикреплялись к РСФСР, сужалась сфера их компетенции. Следующий шаг к более тесному единству — дипломатический союз республик. Он возник в связи с подготовкой к участию в Генуэзской конференции. 22 февраля 1922 г. было подписано соглашение о передаче РСФСР представительства советских республик на экономической конференции в Генуе. Однако соглашение о дипломатическом единстве касалось только Генуэзской и Гаагской конференций, не устанавливая общего правила. В каждом новом случае требовалось вновь заключать соглашение между республиками. Таким образом, взаимоотношения республик в 19181922 гг. носили поступательный характер и облегчали дальнейшее объединение. Этому содействовало и развитие двух основных форм федерации:

1) на основе автономии в пределах  РСФСР [в конце 1922 г. в РСФСР  имелось 10 автономных республик  (политическая автономия) и 11 автономных  областей (административная автономия)];

2) договорная — на основе  договоров РСФСР с формально  суверенными советскими республиками.

Однако чем дальше, тем больше обнаруживалось несовершенство и недостаточность  договорной федерации. Статус независимых  республик порождал постоянные осложнения и трудности для центра, возникали  недоразумения, взаимные претензии. Между  тем мирное строительство требовало  укрепления экономических связей. План ГОЭЛРО (декабрь 1920 г.) был разработан для всех республик как единого  целого. В 1922 г. были объединены управления железнодорожного и водного транспорта, вводился единый бюджет. При этом чиновники I Москве не всегда считались с «независимостью» республик, республик также были свои амбиции. «Независимость» ре( публик мешала развитию планового начала, остро встал вопрос о единстве законности в связи с кодификацией законов 19221923 гг., осуществлением монополии внешней торгов (тем более что была снята экономическая блокада). Постоянно приходилось создавать комиссии по партийной линии, чтоб разрешать возникающие недоразумения. Жизнь требовала "упования отношений между республиками, поиска "«Завершающая фаза объединения республик началась с лета 1922 г. Поначалу (в мае 1922 г.) была создана комиссия во главе с М.В. Фрунзе для уточнения федеративных взаимоотношений между РСФСР и УССР в связи с жалобами Украины на ущемление ее суверенных прав отдельными наркоматами РСФСР. Отношения были урегулированы. Однако это не решало проблемы. Возникали все новые и новые трудности. Политбюро ЦК РКП(б) 10 августа 1922 г. принимает решение создать комиссию с целью подготовки к очередному пленуму ЦК проекта предложения о дальнейшем сближении республик.

Объединение республик диктовалось  внутренними (политическими и экономическими) и внешнеполитическими причинами. Оно было необходимо прежде всего для того, чтобы сохранить советскую власть, обеспечить совместное выживание созданных политических режимов. С экономической точки зрения оно позволяло быстрее преодолеть разруху, отсталость страны, улучшить условия жизни народов, вести хозяйство по единому плану, эффективнее использовать разделение труда и т. д. Более тесное сплочение республик требовалось для совместной борьбы с врагами революции, обеспечения независимости страны, отстаивания ее интересов на международной арене в экономической и политической сфере: другие страны не преминули бы воспользоваться оплошностью отдельных республик. Такие примеры уже были в Закавказье.

Для объединения народов существовали объективные условия — исторические, экономические, политические, культурные. Прежде всего, ранее они жили в  одном государстве. С момента  вхождения народов в Россию между  ними возникала общность исторических судеб, происходили миграции, перемешивание  населения, складывалась единая хозяйственная  система страны, основанная на разделении труда между территориями, создавалась  общая транспортная сеть, почтовотелеграфная связь, формировался общероссийский рынок, развивались культурные, языковые и другие контакты. Образование СССР не следует считать только результатом политики Москвы. Оно опиралось на значительную поддержку на местах. Этому способствовала экономическая помощь РСФСР окраинным республикам. Российская Федерация помогла Украине возродить Донбасс, предоставила 20 млрд рублей на восстановление промышленности Белоруссии. В Закавказье было вывезено несколько текстильных фабрик и типографий.

При помощи РСФСР в 1921 г. был открыт нефтепровод Баку — Тбилиси, в  Грузии строилась гидроэлектростанция. Объединение республик облегчалось  тем, что в них была советская  система, власть принадлежала коммунистической партии, руководство которой находилось в Москве. Кроме того, республики уже прошли путь от военнополитического союза к хозяйственному и дипломатическому, ощущали недостаточность договорной федерации.

Имелись, безусловно, факторы, которые  создавали помехи и трудности  интеграционным процессам, порождали  центробежные, сепаратистские тенденции. Сюда следует отнести русификаторскую  политику прежнего режима, проявления великорусского шовинизма в деятельности некоторых ведомств РСФСР, местный  национализм и национальную замкнутость, различный уровень экономики  и культуры и т. д.

В каждой республике центростремительные  и центробежные тенденции проявлялись  в разной степени. Оказывали влияние  такие факторы: длительность совместного  проживания в одном государстве, численность нации, наличие или  отсутствие в прошлом своей государственности  и др.

Состав комиссии по вопросу «О взаимоотношении  РСФСР и независимых республик» был утвержден Оргбюро ЦК 11 августа 1922 г. В комиссию вошли В.В. Куйбышев (председатель), И.В. Сталин, Г.К. Орджоникидзе, Х.Г. Раковский, Г.Я. Сокольников и  представители национальных республик, в том числе от БССР А.Г. Червяков. 2324 сентября был принят подготовленный И.В. Сталиным проект, известный как «план автономизации». Суть его состояла в том, что единым союзным государством провозглашалась Советская Россия, в состав которой на правах автономий должны были войти Украина, Белоруссия, Азербайджан, Армения, Грузия. Высшими органами управления и власти должны были стать ВЦИК и СНК РСФСР. Проект был разослан в ЦК компартий союзных республик для обсуждения и фактически не был поддержан. Его одобрили ЦК компартий Азербайджана и Армении, ЦК КП(б) Белоруссии высказался за сохранение прежних (то есть Договорных) отношений, ЦК КП Украины не обсуждал проект, но председатель СНК УССР Х.Г. Раковский относился к нему отрицательно, а секретарь ЦК КПУ Д.З. Мануильский поддержал точку зрения И.В. Сталина. ЦК компартии Грузии однозначно отверг проект, заявив, что объединение в форме автономизации независимых республик преждевременно; объединение хозяйственных усилий и общей политики необходимо, но с сохранением всех атрибутов независимости.

25 сентября 1922 г. в Горки В.И.  Ленину (он был болен) переслали  первоначальный проект комиссии, материалы обсуждения в ЦК  республик и материалы резолюции  Оргбюро ЦК от 2324 сентября, на  котором был принят проект  И.В. Сталина.

Информация о работе Контрольная работа по "Истории"