Контрольная работа по "Истории"

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 13:48, контрольная работа

Описание работы

Раскройте причины и особенности рев-ции 1905-1907 гг. Дайте характеристику основных противоборствующих сил рев-ции

Работа содержит 1 файл

Семинар 10.docx

— 21.06 Кб (Скачать)

Раскройте причины и особенности  рев-ции 1905-1907 гг. Дайте характеристику основных противоборствующих сил рев-ции  
Причины:  
Происходило нарастание противоречий в стране, связанных с сохранением пережитков крепостничества в экономической и политической жизни страны. Эти противоречия определяли характер революции как буржуазной по своим целям.  
Но одновременно возникла иная "социальная война", связанная с развитием капиталистических отношений. Это борьба рабочего класса и крестьянской бедноты против эксплуатации, за переустройство общества на новых началах. Их положение было очень плохим.  
Национальный вопрос, требования политической и культурной автономии нац. меньшинствами.  
Российская интеллигенция резко отриц-но относилась к самодержавию, к чиновничеству, к отсталой псистеме  
Недовольство царизмом в армии, где из-за крестьянского состава солдатской массы, отношения солдат с офицерами были напряженными

Особенности:  
Антифеодальная, т. к. требовала уничтожения феодальных пережитков  
демократическая, т. к. имела своей целью введение демократических прав и свобод, конституции  
Вопросы революции: 1. аграрный (крестьянский) вопрос; 2. политическая система в России (борьба с самодержавием); 3. национальный вопрос.  
Противоборствующие силы:  
рабочие и крестьяне, армия, интеллигенция; хотели улучшения своего положения, соц. прав. Действоавли методами стачек, забастовок, восстаний  
правительство царя, помещики; не хотело уступать своей власти, не шло ни на какие уступки  
Конфликт “власть – общество”.
 

Охарактеризуйте содержание и покажите значение деятельности I и II Государственных  дум.  
I Гос. Дума. 27 апр. 1906 г. Функции Гос. Думы ограничивались предварительной разработкой и обсуждением законодательных предположений. Выборы предусматривались многостепенные. Большевики и эсеры выборы в Думу бойкотировали. Меньшевики провели несколько депутатов. Кадеты – большинство, “трудовики”, октябристы. По партийному составу I Дума была левоцентристской, либеральной и оппозиционной по отношению к самодержавию. С первых же дней противоречия с правительством: аграрный вопрос. Существовало три проекта – кадетов, трудовиков и эсеров – “принудительное отчуждение земель”. Это показало револ. характер Думы, поэтому царское правительство распустило Думу.  
II Гос. Дума. 20 фев. 1907 г. По составу еще более радикальная, чем I. 43% - левые партии. Усилилось и правое крыло за счет монархистов и октябристов. Дебаты по 2 вопросам: аграрный и принятие чрезвычайных мер против революционеров. Несогласие Думы с политикой правительства (со Столыпиным), поэтому ее тоже распустили.               Деятельность Дум выявила слабую полит. культуру и верхов и низов. Это был первый опыт республики в нашей стране. Это был решительный шаг к ограничению самодержавия

     Одним из главных итогов революции 1905-1907гг. явился заметный сдвиг в сознании народа. На смену патриархальной России шла Россия революционная.

     Революция по своему характеру была буржуазно-демократической. Она нанесла удар по самодержавию. Впервые царизму пришлось смириться  с существованием в стране таких  элементов буржуазной демократии, как  Дума и многопартийность. Российское общество добилось признания основных прав личности (однако, не в полном объеме и без гарантий их соблюдения). Народ  получил опыт борьбы за свободу и  демократию.

     В деревне установились отношения, более  сопутствующие условиям капиталистического развития: были отменены выкупные платежи, сократился помещичий произвол, понизилась арендная и продажная цена на землю; крестьяне приравнивались к другим сословиям в праве на передвижение и место жительства, поступления  в вузы и на гражданскую службу. Чиновники и полиция не вмешивались  в работу крестьянских сходов. Однако в главном аграрный вопрос так  и не был решен: крестьяне не получили земли. Часть трудящихся получила избирательные  права. Пролетариат получил возможность  образовывать профсоюзы, за участие  в стачках рабочие больше не несли  уголовной ответственности. Рабочий  день во многих случаях сократился до 9-10 часов, а в некоторых даже до 8 часов. В годы революции 4,3 миллиона стачечников упорной борьбой  добились повышения зарплаты на 12-14%.

     Царизму пришлось несколько умерить русификаторскую  политику, национальные окраины получили представительство в Думе. Однако противоречия, вызвавшие революцию 1905-1907 гг., были только смягчены, их полного  разрешения не произошло. Революция 1905-1907 г.г. явилась первой народной революцией империалистической эпохи и открыла новый мировой революционный цикл. Она была важным событием в мировой истории: всколыхнула народы Востока, под ее непосредственным влиянием началась революция в Персии.

     Она расшатала самодержавный строй, подготовила почву для последующих  классовых битв и послужила началом  периода революционных схваток, которые привели в октябре 1917 г. к завоеванию власти пролетариатом. «Без такой «генеральной репетиции», как в 1905 г., революция 1917 г., как буржуазная февральская, так и пролетарская, Октябрьская, были бы невозможны».1 

 
Какие партии были созданы накануне и в ходе рев-ции 1905-1907 гг. ? Назовите их лидеров.  
1898 г. – РСДРП – Плеханов, Ленин, Мартов:  
1903 г. – Большевики – В. Ленин  
1903 г. – Меньшевики – Плеханов, Мартов, Цедербаум  
1902 г. - Эсеры – Чернов  
1905 г. – Союз “Русского народа” – Дубровин, Марков  
1905 г. – Октябристы – Гучков, Родзянко  
1905 г. – Кадеты – Милюков, Струве
 

2)7 октября 1905 года “Манифест об усовершенствовании государственного порядка” провозгласил:

- дарование свободы  совести, слова, собраний и  союзов 

- привлечение  к выборам более широких слоев  населения (дается избирательное  право тем слоям, у которых  его никогда не было)

- обязательный  порядок утверждения Государственной  Думой всех издаваемых законов  (т.е формируется законодательный орган)

Данный законодательный  акт был первым в истории Российской Империи, в котором император  заявлял о буржуазно-демократических  свободах. Но это были заявления  декларативного характера. Формированием  законодательного органа Николай 2 отказывается от единоличного законотворчества.

В стране возникают  и легализуются многие политические партии, в своих программах, формулирующие  требования и пути политического  преобразования строя 

Манифест послужил толчком к созданию многих законодательных  актов:

11 декабря 1905 года  “ Об изменении положения о  выборах в Гос Думу” (все слои населения получают избирательное право и делятся на 4 курии)

6 августа 1905 года  были подписаны  манифест об учреждении Государственной думы («как законосовещательного установления, коему предоставляется предварительная разработка и обсуждение законодательных предложений и рассмотрение росписи государственных доходов и расходов» — булыгинской Думы), закон о Государственной думе и положение о выборах в Думу. Но набиравшая силы революция перешагнула через акты 6 августа: в октябре началась всероссийская политическая стачка, бастовало свыше 2 млн человек 

 РЕВОЛЮЦИЯ 1905 – 1907 ГГ.: ПРИЧИНЫ, ЭТАПЫ, ЗНАЧЕНИЕ.

 В начале ХХ в. резко обострились социальные и политические противоречия в России, что привело к первой в ее истории  революции 1905 – 1907 гг. Причины революции: нерешительность аграрно-крестьянского, рабочего и национального вопросов, самодержавный строй, полное политическое бесправие и отсутствие демократических  свобод, ухудшение материального  положения трудящихся из-за экономического кризиса 1900 – 1903 гг. и позорное для  царизма поражение в русско-японской войне 1904 – 1905 гг.

 Задачи  революции – свержение самодержавия и установление демократического строя, ликвидация сословного неравноправия, уничтожение помещичьего землевладения  и наделение крестьян землей, введение 8-часового рабочего дня, достижение равноправия  народов России.

 В революции  участвовали рабочие и крестьяне, солдаты и матросы, интеллигенция. Поэтому по целям и составу  участников она была общенародной и  имела буржуазно-демократический  характер.

 В истории  революции выделяют несколько этапов.

 Поводом к революции послужило Кровавое воскресенье. 9 января 1905 г. в Петербурге были расстреляны рабочие, шедшие к  царю с петицией, содержащей просьбу  об улучшении их материального положения  и политические требования. Было убито 1200 человек и около 5 тыс. ранено. В ответ рабочие взялись за оружие.

 Первый  этап (9 января – конец сентября 1905 г.) – начало и развитие революции  по восходящей линии. Основными событиями  этого этапа являлись: весенне-летнее выступление рабочих в Москве, Одессе, Варшаве, Баку (около 800 тыс. чел); создание в Иваново-Вознесенске  нового органа власти рабочих –  Совета уполномоченных депутатов; восстание  матросов на броненосце «Князь Потемкин-Таврический»; массовое движение крестьян.

 Второй  этап (октябрь – декабрь 1905 г.) –  высший подъем революции. Основные события: всеобщая Всероссийская Октябрьская  политическая стачка (более 2 млн. участников) и в результате издание Манифеста 17 октября «Об усовершенствовании государственного порядка», в котором  царь обещал ввести некоторые политические свободы и созвать Государственную  Думу; декабрьские стачки и восстания  в Москве, Харькове, Чите и других городах. 

 Правительство подавило все вооруженные выступления. Буржуазно-либеральные слои, напуганные размахом движения, отошли от революции  и стали создавать свои политические партии: Конституционно-демократическая (кадеты), «Союз 17 октября» (октябристы).

 Третий  этап (январь 1906 г. – 3 июня 1907 г) – спад и отступление революции. Основные события: политические стачки рабочих; новый размах крестьянского движения; восстания моряков в Кронштадте и Свеаборге.

 Центр тяжести в общественном движении переместился на избирательные участки  и в Государственную Думу.

 I Государственная Дума, пытавшаяся радикально решить аграрный вопрос, через 72 дня после открытия была распущена царем, обвинившим ее в «разжигании смуты».

 II Государственная Дума просуществовала 102 дня. В июне 1907 г. она была распущена. Предлогом для роспуска явилось обвинение депутатов социал-демократической фракции в подготовке государственного переворота.

 Революция 1905 – 1907 гг. потерпела поражение  по ряду причин – армия полностью  не перешла на сторону революции; в партии рабочего класса не было единства; отсутствовал союз рабочего класса и  крестьянства; революционные силы были недостаточно опытны, организованны  и сознательны.

 Несмотря  на поражение, революция 1905 – 1907 гг. имела  большое значение. Верховная власть была вынуждена пойти на изменение  политической системы России. Создание Государственной Думы свидетельствовало  о начале развития парламентаризма. Изменилось социально-политическое положение  граждан России:

 -                     были введены демократические свободы, разрешены профсоюзы и легальные политические партии;

 -                     улучшилось материальное положение рабочих: увеличилась заработная плата и введен 10-часовой рабочий день;

 -                     крестьяне добились отмены выкупных платежей.

 Внутриполитическая  обстановка в России временно стабилизировалась.

Информация о работе Контрольная работа по "Истории"