Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 13:00, контрольная работа
Контрреформы 1880 – 1890-х гг. Развитие права в пореформенный период
(конец XIX – началоXX в.).
Отход от либеральных реформ начался ещё при Александре II с 1866 года, когда судам запретили рассматривать дела о печати. В 1871 г. появились изменения в процессуальном праве. Отныне дознание по государственным преступлениям переходило из компетенции судебных следователей жандармам. Ситуация в корне изменилась, после неудавшегося покушения на царя 8 февраля 1880 года. Самодержец был возмущен неспособностью полицейских органов обеспечить ему безопасность.
Введение......................................................................................... 3-4
Новая политика императора…………………………………………... 5-10
Земство……………………………………………………………………. 11-13
Городское самоуправление……………………………………………….. 14
Суд…………………………………………………………………………. 15-17
Образование……………………………………………………………… 18-19
Печать…………………………………………………………………….. 20-21
Заключение………………………………………………………………. 22-25
Список литературы………………………………………………………… 26
Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Челябинский государственный университет»
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по
предмету: ИСТОРИЯ
ОТЕЧЕСТВЕННОГО ГОСУДАРСТВА
И ПРАВА
Контрреформы 1880 – 1890-х гг. Развитие права в пореформенный период
(конец
XIX – началоXX в.).
Контрольная работа
студента 1 курса
(группа ЮЗС-101)
Некрасов
Г. А.
Научный руководитель
кандидат исторических наук, доцент
Стариков И.В.
Челябинск, 2010
Введение......................
Новая политика императора…………………………………………... 5-10
Земство……………………………………………………………
Городское
самоуправление…………………………………………
Суд………………………………………………………………………
Образование…………………………………………………
Печать………………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список
литературы……………………………………………………
Отход от либеральных реформ начался ещё при Александре II с 1866 года, когда судам запретили рассматривать дела о печати. В 1871 г. появились изменения в процессуальном праве. Отныне дознание по государственным преступлениям переходило из компетенции судебных следователей жандармам. Ситуация в корне изменилась, после неудавшегося покушения на царя 8 февраля 1880 года. Самодержец был возмущен неспособностью полицейских органов обеспечить ему безопасность. Поэтому уже 12 февраля 1880 года была учреждена Верховная распорядительная комиссия по охране государственного порядка и общественного спокойствия во главе с Лорис-Меликовым. По указам АлександраII упразднялось III отделение с передачей его функций Департаменту полиции МВД, усиливался контроль Сената над губерниями, где отмечалась наибольшая социальная активность, усилилась борьба с народовольцами. 1 марта 1881 г. Александр II был убит.
2 марта 1881 года на престол вступил Александр III и вскоре (29 апреля 1881 г.) новый император подписал манифест « О незыблемости самодержавия». Этот закон правомерно отождествляют с поворотом к реакции или к так называемому курсу «контрреформ» 1880-1890 годов.1
Этот период отмечен серией реакционных преобразований, направленных на пересмотр сложившейся системы буржуазного законодательства.
Понятие контрреформы имеет широкий смысл и включает не только реакционные законы, но и весь политический курс российского самодержавия. Объективной причиной такого поворота было несовершенство реформирования в социально-экономической и политической областях. Высшие органы государственной власти, власть монарха и всесилие бюрократии остались вне процесса перестройки. При проведении реформы восторжествовало стремление сохранить самодержавие. И в этом была угроза самим реформам. И, наконец, механизм реализации реформ был слаб, тогда как феодальная государственность сильна.
Александр
III стремился сохранить
Мероприятия правительства
НОВАЯ
ПОЛИТИКА ИМПЕРАТОРА
Новый правительственный курс видимым образом отличался от реформаторской деятельности Александра II и его ближайшего окружения – либерально настроенных министров. На смену последним пришли Д.А.Толстой, К.П.Победоносцев, С.Г.Строганов, В.П.Мещерский, ставший ближайшим советником Александра III. Это были люди с иным складом ума, другими взглядами на пути развития России и роль государства. Подобная замена ключевых фигур в правительстве означала решительный отход от прежнего курса правления.
Предыдущий, реформаторский, период прошёл под знаком модернизации общественного строя России. Предпринимались попытки хотя бы частично привести его в соответствие с требованием времени, с западноевропейским опытом предоставления гражданских свобод. Наступившая эпоха предпочитала сверять время по собственным историческим часам. Именно в этот период благодаря трудам Победоносцева (1827-1907), одного из влиятельнейших деятелей нового царствования, приобретает наиболее законченные и совершенные черты российская государственная идеология, отстаивающая незыблемость самодержавия.
Основная причина резкой смены правительственного курса в начале 80-х гг. XIX столетия заключалась не только в своеобразии личности Александра III и его сподвижников. Решающую роль сыграла напряжённая внутриполитическая обстановка, вызванная террористической деятельностью народовольцев, и прежде всего убийством Александра II. Гибель императора произвела на страну ошеломляющее впечатление. Александр II стал не только царем - освободителем, но и царём – мучеником. Воспоминания о цареубийстве предопределили отношение к революционным и либеральным силам не только со стороны власть имущих, но и большей части просвещенного общества, настроенного на необходимость «наведения порядка».
Продолжать начатый отцом курс будущий император был не расположен уже при восшествии на престол, хотя на второй день после гибели отца, собрав высшие чины и свиту, сказал: «Я принимаю венец с решимостью. Буду пытаться следовать отцу моему и закончить дело, начатое им. Если бы Всевышний и не судил мне ту же участь, как ему, то, надеюся, вы будете моему сыну также верны, как моему отцу».
В депешах, отправленных 4 марта русским послам при иностранных дворах, было сказано, что «государь император посвятит себя прежде всего делу внутреннего государственного развития, тесно связанному с успехами гражданственности и вопросами экономическими и социальными, составляющими нынче предмет особых забот всех правительств».
В обществе о новом государе сложилось представление как о человеке либеральных взглядов, не чуждом и конституционных идей. Это поддерживало надежды на продолжение и развитие тех начинаний, с которыми Александр II вернулся в последний год царствования. Однако этим надеждам не суждено было осуществиться.
Первые
шаги Александра III на троне были крайне
осторожными. Новый самодержец как
бы выжидал и оценивал расстановку
сил в правительственных
В
первые месяцы царствования Александр
III проводил политику лавирования между
двумя противостоящими
Характерна резолюция Александра III на проекте Конституции: “Слава богу, этот преступный и спешный шаг к конституции не был сделан, и весь этот фантастический проект был отвергнут”1. Новый царь питал отвращение ко всяким сколько-нибудь прогрессивным движениям века. Поэтому суть внутренней политики Александра III содержала постепенный возврат к старому: укрепление сословного строя и самодержавия.
В опубликованном 29 апреля 1881 г. царском
манифесте, составленном К.П.
Из писем К.П.Победоносцева Александру III: «В нынешнее смутное время у всех добрых людей душа в крайнем смущении, в болезни…Душа у всех объята страхом, - боятся больше всего именно этого коренного зла, конституции…, которой русская душа не понимает… Это гибулль России и Ваша; это ясно для меня как день… Время тажкое, я не успокоюсь, покуда здесь ещё остаются и граф Лорис-Меликов, и Абаза, и великий князь Константин Николаевич. Дай Бог, чтобы они ушли и разъехались как можно скорее2»
На следующий день после опубликования манифеста в знак протеста начали подавать в отставку министры-либералы прежнего царствования – М.Т. Лорис-Меликов, военный министр Д. А. Милютин, министр финансов А. А. Абоза.
Вскоре Александр III в письме к брату Владимиру сформулировал свое политическое кредо: “Я никогда не допущу ограничения самодержавной власти, которую нахожу нужной и полезной для России”
Первые
мероприятия правительства
1917 г.
В условиях развивающегося
Основными направлениями деятельности нового правительства были “искоренение крамолы” и успокоение общественности. Особая роль в укреплении и охранении режима отводилось Департаменту полиции, деятельность которого приобрела невиданный размах после назначения на пост его директора В.К. Плеве, а затем И.Н. Друнова. В 1882 г. политический розыск в России возглавил подполковник Отдельного корпуса жандармов Г.П. Судейкин. Этот умный, предприимчивый и честолюбивый чиновник тщательно изучил опыт работы тайной полиции европейских стран. На посту инспектора секретной полиции и начальника Петербургского охранного отделения он создал в России продуманную систему политического сыска, основанную на провокаторской деятельности, шпионаже и шантаже.
Помимо
официальных полицейских
Всю намеченную
программу контрреформ царизму провести
не удалось. Оно не могло не считаться
с реальным положением дел в деревне, с
развитием новых капиталистических отношений
в экономике. Так, в 1881 г. был утвержден
закон об обязательном выкупе временнообязанных
крестьян, значительно понижены выкупные
платежи, отменялась подушная подать.
Под влиянием роста рабочего движения
в 1881 г. правительство издает закон по
рабочему вопросу. Экономическая политика
имела буржуазный характер.
Информация о работе Контрольная работа по «Истории отечественного государства и права»