Контрольная работа по "Истории государства и права зарубежных стран"

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Октября 2012 в 11:25, контрольная работа

Описание работы

Контрольная работа по дисциплине "История государства и права зарубежных стран"

Содержание

Государственный строй Афинской республики в середине V в. до н. э. – форма государства (форма правления, форма государственного устройства, политический режим), система органов государственной власти и государственных должностей (название, порядок формирования, структура, компетенция). Зарождение систем «Разделения властей»………………………..3

2. Практическое задание…………………………………………………………….6

Список литературы…….………………………………………………………….7

Работа содержит 1 файл

Контрольная по ИГПЗС 1 семестр.doc

— 51.50 Кб (Скачать)

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И  НАУКИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ИНСТИТУТ ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

СПЕЦИАЛЬНОСТЬ «ЮРИСПРУДЕНЦИЯ»

 

 

 

 

 

 

 

К О Н Т Р О Л Ь Н А Я     Р А Б О Т А

 

По предмету: История  государства и права зарубежных стран

Вариант №1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил:

Студент 1 курса

                1 семестр

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тюмень

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

  1. Государственный строй Афинской республики в середине V в. до н. э. – форма государства (форма правления, форма государственного устройства, политический режим), система органов государственной власти и государственных должностей (название, порядок формирования, структура, компетенция). Зарождение систем «Разделения властей»………………………..3

 

2. Практическое задание…………………………………………………………….6

 

  1. Список литературы…….………………………………………………………….7 
    1.Государственный строй Афинской республики в середине V в. до н. э. – форма государства (форма правления, форма государственного устройства, политический режим), система органов государственной власти и государственных должностей (название, порядок формирования, структура, компетенция). Зарождение систем «Разделения властей».

 

 

Государства в греческом  мире образовывались, и долгое время существовали, в виде полисов – небольших по размеру городов – государств. Так, например, Афины, являвшиеся одним из самых мощных греческих полисов, по границам можно было обойти за 1 день.

Тем не менее, к середине V в. до н э. Афины достигли своего наивысшего расцвета, и там сложилась оригинальное государственное устройство, являвшееся на тот момент отличным от остальных государств греческого мира.

В результате свержения  в Афинах тирании, в государстве  был проведен целый ряд реформ, результатом чего стало новая форма правления – республика, которую можно более точно охарактеризовать как рабовладельческую республику. При этом формой государственного устройства оставался полис. В современном мире наиболее близкой аналогией устройству Афинской республики является унитарное устройство государства. Полис делился на 10 округов – фил, которые, в свою очередь, делились на 30 триттий. Низшим уровнем деления были 100 домов (городской или сельский квартал).

Политический режим  установился в форме демократии, однако, по сравнению с современным понятием демократии, в Афинской республике она была не полной, т. к. все граждане имели лишь формально равные права на управлением государством.

Также, в связи со сложившимся  к этому времени государственным  устройством, в Афинской республике имелась и своя система органов государственной власти.

Высшая законодательная  власть в Афинах вручалась экклессии. В деятельности данного органа могли  принимать участие все граждане Афин, достигшие 20-летнего возраста. Однако, из общего числа граждан, реальное участие в заседаниях экклессии принимали, как правило, 1-2 тысячи человек. Данного количества было достаточно для принятия решения по большей части вопросов. Лишь при решении вопроса об остракизме требовался кворум в 6 тысяч человек. Собрание экклессии проводилось в среднем 4 раза в месяц. При этом, на каждое собрание подготавливалась повестка, которая заранее доводилась до сведения граждан. Принятие решения осуществлялось с помощью голосования, которое могло быть как открытым – путем поднятия рук (такое голосование носило название «хайратония»), так и тайным – в этом случае голосование осуществлялось с помощью цветных камешков, бобов. При решении же вопроса об остракизме, применялся отдельный вид тайного голосования – голосование при помощи черепков, когда имя подлежащего остракизму писалось на черепках.

Формально вносить законопроекты  и выступать в экклессии мог  любой, но более часто это делали должностные лица, либо люди из особой категории полупрофессиональных политиков  – демагоги.

Экклессия являлась органом, с абсолютно неопределенной компетенцией, и имела властные полномочия во всех жизненных сферах.

Тем не менее, можно выделить следующие функции экклессии:

  1. Законодательная;
  2. Избрание высших должностных лиц республики – стратегов;
  3. Объявление войны и заключение мира;
  4. Решение вопросов продовольственного снабжения;
  5. Прием и отправление послов;
  6. Дарование гражданства, и другие.

Высшим исполнительным органом Афин являлся Совет 500 (иное название - булэ) и коллегия 10 стратегов.

Совет 500 формировался из числа граждан, достигших 30-летнего возраста, путем ежегодной жеребьевки в 10 территориальных филах, по 50 человек от каждой. Вновь избранные члены Совета проходили процедуру докимассии – проверки гражданских и личных качеств, призванной отстранять от управления людей недостойных, запятнанных явными и тайными пороками.

Так как одновременное  исполнение функций пятьюстами человек  было неэффективно, то год делился  на 10 частей, и в каждую часть обязанности  исполняли 50 человек. При этом они  ежедневно избирали председателя, который  в течении суток хранил государственную  печать и ключи от казны, председательствовал в Совете и народно собрании.

Основными функциями  Совета были:

  1. предварительное рассмотрение законопроектов, поступающих в народной собрание;
  2. исполнение законов, принятых народным собранием;
  3. контроль за деятельностью должностных лиц;
  4. исполнение бюджета и другие функции.

Коллегия 10 стратегов  ежегодно избиралась экклессией из числа  наиболее уважаемых граждан. Иным наименованием  Коллегии являлось «военный штаб республики».

Функциями Коллегии являлись:

  1. командование армией и флотом;
  2. представительство страны на международном уровне;
  3. сбор чрезвычайных военных налогов;
  4. председательствование на внеочередных, чрезвычайных собраниях Совета и экклессии.

Таким образом, можно  сделать вывод об основных принципах  деятельности данных органов:

  1. выборность;
  2. сменяемость;
  3. срочность;
  4. коллегиальность;
  5. подотчетность;
  6. возмездность (за исключением Коллегии).

В 594 г. до н. э. в Афинской республике был образован и судебный орган – гелиэе. Данный орган  формировался из числа граждан, достигших 30-летнего возраста, путем ежегодной жеребьевки. В состав гелиэе входило 6 000 человек, из них 5 000 являлись судьями, и 1 000 – запасными. Как и в случае с Советом, для большей эффективности деятельности органа, год делился на 10 равных частей, и в каждую часть деятельность осуществляли 500 судей и 100 запасных.

Можно выделить следующие  функции гелиэе:

  1. суд первой инстанции по делам о государственных преступлениях и о злоупотреблении должностных лиц;
  2. высшая апелляционная инстанция;
  3. «конституционный надзор» (право отвергать законопроекты, принятые экклессией, на основании их несоответствия афинской «конституции»).

Следует отметить, что  помимо перечисленных органов государственной  власти, в Афинах существовало множество  других должностей и органов, однако именно экклессия, Совет 500, коллегия 10 стратегов и гелиэе являлись самыми важными в жизни Афинской республики. Формально все органы государственной власти в Афинах были равны, и имели возможность оказать воздействию друг на друга, что должно было препятствовать возможному установлению тирании. Какой - либо четкой иерархии государственных должностей не существовало.

Таким образом, в Афинской республике середины V в. до н. э. можно наблюдать процесс зарождения принципа разделения властей, когда функции законодательной, исполнительной и судебных властей начали выполнять различные органы. На данном этапе данное разделение было не полным, не отвечающим современным понятиям. Некоторые функции органов частично пересекались между собой, например, законопроект предварительно рассматривался в Совете 500, принимался экклессией, и утверждался гелиэей. Однако, именно эти основные принципы государственной власти применяются сейчас во всех современных демократических государствах.

 

  1. Практическое задание.

 

Во время вспашки  целины во владениях одного из саксонских феодалов был обнаружен клад. Кто является его собственником в соответствии с «Саксонским зерцалом»? (Приведите соответствующую статью).

 

Саксонское зерцало — старейший правовой сборник Германии, составленный судьей (шеффеном) Эйке фон Репговым в 1221—1225 гг. Он должен был, по замыслу автора, «зеркально» отражать право саксов.

«Саксонское зерцало» делилось на земское право (для «неблагородных», но лично-свободных) и ленное право (только для лиц, принадлежащих к  «благородным» сословиям, к высшему феодальному обществу). Земское право содержало отдельные положения, касающиеся государственного устройства Германии (выборы императора, разделение светской и духовной власти и т. д.), а также нормы, относящиеся к гражданскому, уголовному праву, суду и процессу. Ленное право регулировало вассальные отношения между феодалами.

В соответствии с § 1 статьи 35 «Саксонского зерцала», все сокровища, находящиеся в земле глубже, чем  вспахивает плуг, принадлежат королевской  власти. Поэтому, учитывая что клад был найден именно при вспашке целины, то есть на глубине, меньше, чем вспахивает плуг, или равной ей, то данный клад принадлежит феодалу, во владениях которого он был найден.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

Бузескул В. П. История афинской демократии. СПб.: Гуманитарная Академия, 2003

 

История государства  и права зарубежных стран. Ч.1. М.: Норма, 1996

 

Хрестоматия по всеобщей истории государства и права. Т. 1. М.: Юрист, 1996


Информация о работе Контрольная работа по "Истории государства и права зарубежных стран"