Контрольная работа по « Отечественной истории»

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Сентября 2011 в 21:07, контрольная работа

Описание работы

Что такое феодализм?
Его основные черты. Докажите, что государство Киевская Русь было раннефеодальным государством.
Дайте определение терминам язычество, христианство. Перечислите причины и значение принятия хритсианства на Руси.
Определите даты по следующим историческим событиям.

Работа содержит 1 файл

Феодализм.doc

— 110.00 Кб (Скачать)

Министерство  образования и науки РФ

ГОУ ВПО  «Челябинский государственный университет»

Институт  экономики отраслей, бизнеса и  администрирования

Кафедра экономики отраслей и рынков 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Контрольная работа

по дисциплине « Отечественная история» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                                                     Выполнил: 

                                                                         Проверил:  преп. Трушкина И.А.

                                                                                                                                
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Челябинск

2011 
 

Тема  «Киевская Русь» 

Что такое феодализм?

Его основные черты. Докажите, что государство  Киевская Русь было раннефеодальным  государством. 

      Феодализм - тип общественных отношений, основанных на условной частной (феодальной) форме собственности на землю и эксплуатации лично и поземельно зависимых от феодалов непосредственных производителей-крестьян. Феодальная эксплуатация осуществлялась путём безвозмездного присвоения феодалами труда крестьян (или продуктов труда) в виде феодальной ренты. Феодальное государство существовало преимущественно в форме монархии.

      Основу  феодального способа производства составляет феодальная собственность  на землю. Одной из характерных особенностей феодальной экономики является несовпадение земельной собственности и владения землей. Один и тот же клочок земли, являясь собственностью одного человека, в то же время находится во владении другого, то есть создается сложная иерархия, нижнюю ступень которой занимают непосредственные производители (феодально-зависимые крестьяне), а верхнюю — высший владетель (великий князь, король, император).

     При феодализме эксплуатируемый человек имел мелкое хозяйство, с которого существовал. Именно в этом (а не в юридическом положении) заключалось его отличие от раба, который не имел никакого имущества, работал на хозяина и существовал за счет последнего. Но земля, которой пользовался феодально-зависимый крестьянин, составляла собственность феодала; за это эксплуататор требовал от своего подданного выполнения определенных повинностей. Наличие у крестьянина собственного хозяйства делало его экономически независимым от господина. Потому для обеспечения дохода феодал был вынужден прибегать к прямому насилию.

     Главной формой эксплуатации на Руси была продуктовая  рента, а не отработки, как на Западе, во Франкском государстве. Древнерусское  государство переходило к феодализму не от рабовладельчества, а от первобытнообщинного  строя. Предшественником феодала здесь был не рабовладелец-латифундист, имевший хорошо организованное хозяйство, а бывший общинный староста, привыкший наживаться за счет всей общины. С другой стороны, феодально-зависимым продуцентом становился не бывший раб, совершенно лишенный средств производства, а свободный общинник, который владел земельным наделом, имел свое хозяйство, необходимые средства труда и т. д. Таким образом, отработочная рента на Руси не имела надлежащей экономической базы. Отчуждение молодым феодальным классам прибавочного труда крестьян осуществлялось в виде прибавочного продукта, создаваемого в рамках мелкого крестьянского хозяйства. Эта форма эксплуатации известна в источниках под названием дани.

     К середине IX в. феодальный строй в  Древнерусском государстве уже  в основном сформировался. Именно в это время возникают дружинные некрополи, где хоронили представителей только что возникшего рыцарского сословия. Такие некрополи хорошо исследованы в Киеве, Чернигове, Шестовице, Гнездове под Смоленском [3; 4; 5; 31; 112; и т. д. На Русской равнине появляются многочисленные городища-замки — центры феодального господства. Они являются специфической особенностью феодальной страны. Недаром скандинавские викинги называли Русь ”Гардарики” — ”страной городов”. Конечно, термин имеет в виду не города в современном понимании, а именно укрепленные поселения. Как видим, археологические материалы IX—Х вв. наглядно отражают наличие сформированного класса феодалов, что определенным образом помогает правильно понять письменные источники. 

1.2. Дайте определение терминам язычество, христианство.  Перечислите причины и значение принятия хритсианства на Руси. 

     Язы́чество (от ст.-слав. языцы — народы, имеющие свой собственный язык, культуру, мировоззрение, письменность) — буквально, «религия народов» или «инородческая религия», то есть религии и религиозные верования, с точки зрения авраамических религий (иудаизм, христианство, ислам), не имеющие богооткровенного происхождения. При множестве значений термина, в христианстве этим словом обычно обозначают нехристианские политеистические религии.

     Христиа́нство (от греч. Χριστός — «пома́занник», «месси́я») — авраамическая мировая религия, основанная на жизни и учении Иисуса Христа, описанных в Новом Завете. Христиане верят, что Иисус из Назарета это Мессия, Сын Божий, Бог, ставший человеком, и Спаситель человечества.

     Верования древних славян были языческими, как  и у других народов, находившихся на стадии разложения  родового слоя. Они поклонялись силам природы, которые довлели над человеком, и были ему непонятны. Верования восточных славян еще не превратились в религию. Не было храмов и священников. С разложением родового слоя,  упрочением государственности и единства племени стало необходимым появление новой религии, соответствующей меняющимся условиям и образу жизни.

     Принятия  христианства – крупнейшее событие  в древней Руси. Политическое и социальное развитие славянских племён, образование единого государства и рост его международного влияния входили в противоречие с языческими верованиями. Превращение христианства в государственную религию, классовое крещение всего  населения Руси произошло при Владимире Святославовиче в 988 – 989 г.г.

Историческое  значения принятия христианства на Руси:

  1. утверждения христианской веры завершило процесс формирования древнерусской народности. Единство веры, языка, культуры вытесняло различие между племенами;
  2. христианская религия являлась важнейшим фактором упрочения Киевского государства. С принятием христианства установилось централизованное церковное управление во главе с митрополитом. Строго организованная церковная иерархия способствовало централизации церковной власти. Это ускорило образование гражданского права и создание в первой половине 9 – го века гражданского кодекса «Русской правды»;
  3. христианская религия придала новый статус княжеской власти. Церковь внесла убеждение в божественном происхождение и предназначении светской власти.;
  4. крещение Руси стало поворотным этапом развития культуры. Стали развиваться книжное просвещение, литература, появились исторические повествования. Строительство церквей и монастырей способствовало развитию архитектуры, строительного искусства и живописи;
  5. церковь оказывало влияние  на развитие социальных отношений.
  6. с крещение Руси в жизни людей утверждались морально этические нормы христианской религии.
 

1.3. Определите даты  по следующим историческим  событиям. 

Князь Олег объединил Киев и Новгород в  882 г.

Принятие  христианства князем Владимиром 988-989 г.г

Первое  упоминание о Москве 1147 г.

Битва на реке Калка 1223 г.

Ледовое побоище  1242 г. 

1.4. На основании «Русской Правды» проанализируйте социальную структуру древнерусского общества  и укажите основные категории его населения. 

      Верхняя социальная ступень: бояре, местная  аристократия из потомков племенных  князей и родовых старшин, ближайшее окружение князя и дружинники.

      Средний класс: городские ремесленники и  торговцы, младшая дружина князя.

      Низший  класс свободного населения: основная масса свободных крестьян и рабочий  городской люд, а именно смерды, которые  объединялись в территориальные общины – вервь. Смерды платили дань князю. Князь распоряжался его землей и личностью.

      Изгои. Они живут в княжеских или  церковных селах, полностью зависят  от князя и церкви.

      Низшая  ступень: холопы, несвободное население. Господин имел неограниченное право распоряжаться жизнью, имуществом холопа, вплоть до его убийства.

      Закуп – это человек, получивший купу (заем) деньгами, землею, инвентарем, семенами. До выплаты долга и положенных процентов он находился в распоряжении заимодавца на положении холопа.

     Социальные  отношения, сложившиеся в Древней  Руси можно охарактеризовать как  раннефеодальные, потому что в Киевской Руси сложилась структура управления во многом схожая с западным институтом вассалитета, включавшим понятие свободы, предоставление вассалам автономии . Так, бояре - высший слой общества являлись вассалами князя и были обязаны служить в его войске. В то же время они оставались полными хозяевами на своей земле и имели вассалами менее знатных. Великий князь управлял территориями при помощи совета (Боярская дума), в который входили старшие дружинники, Боярская дума символизировала права и автономию вассалов и обладала правом «вето».  
              Основную ячейку общественного устройства Руси составляла община. В X-XII вв. в Киевской Руси складывается крупное частное землевладение. Формой земледельной собственности становится вотчина (вотчина т.е. отцовское владение), не только отчуждаемая с правом купли-продажи, но и передаваемая по наследству.  
Проживающие на ней крестьяне выплачивали дань государству и становились поземельно зависимыми от феодала, выплачивая ему натуральную ренту или отрабатывая барщину. Однако значительное число жителей составляли независимые от бояр крестьяне-общинники, платившие дань в пользу государства великому князю. Полюдье-сбор дани со всего свободного населения - наиболее характерная форма господства и подчинения, осуществления верховного права на землю, установления понятия подданства .
 

1.5.Раскройте  причины феодальной  раздробленности. 

      Феодальная  раздробленность - закономерный, объективный этап в развитии феодализма, это "идеальное" политическое устройство феодального общества, в котором каждый крупный феодал стремится к максимальной самостоятельности. Это закономерный этап, который обязательно наступает с утверждением феодальных отношений.

     1) Первая основная причина, которая  порождает другие - утверждение натурального  хозяйства. Утверждение натурального  хозяйства способствует тому, что  хозяйства становятся экономически  замкнутыми. Им не нужны связи. Каждое хозяйство самодостаточно и смысл тесных торговых связей отпадает.

     Для феодализма характерна аграрная экономика. Конечно, связи сохраняются, развивается  ремесло. Но все же это - замкнутые  хозяйства.

Если  раньше дружинники и князья жили за счет добычи, то теперь вся прибыль, доход князей идет не от боевых походов, а от эксплуатации зависимых крестьян. Т.е. меняется акцент. Куда удобнее сидеть дома с членами семьи и отдыхать, когда на тебя работают крестьяне.

Иными словами, с середины XI века, когда статьей дохода становится не военное дело, а эксплуатация крестьян, дружинники князя больше не хотят воевать, появляются сепаратистские тенденции.

     2) Для появления сепаративных тенденций  есть и социально-политические  причины. Когда Святослав уничтожил Хазарский каганат, то тем самым совершил большую ошибку, потому что это было прикрытием русских земель от кочевников и после его уничтожения, кочевники хлынули на русские земли. На смену печенегам теперь пришли половцы. А к этому времени Киевская Русь - это огромные просторы: от берегов Днестра, до верховьев Оки и Волги. И естественно управлять государством, а, прежде всего, защищать его, Киевская дружина уже не могла. Владимир, конечно, создал систему оповещения, но дружина просто не могла оперативно реагировать. Богатеющие бояре на те средства, которые получали от крестьян, начинают создавать собственные дружины. Дружина появляется у каждого удельного князя.

     3) Еще одна социально-экономическая  причина, способствующая изоляции - развитие феодальных отношений. С появлением феодально-зависимых крестьян появляется неравенство, зависимость. В 1029 году - восстания и т.п. Иными словами, восстания против феодалов. Поэтому мы говорим, что с XI века начинает расти классовая борьба. Каждый феодал, создавал дружину, помощь великого князя феодалам уже не нужна.

Информация о работе Контрольная работа по « Отечественной истории»