Конституция СССР 1936 год

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2012 в 09:56, контрольная работа

Описание работы

Права и свободы граждан СССР. В главе X Конституции СССР 1936 года закреплялись основные демократические права и свободы граждан СССР: право на труд; на отдых; на материальное обеспечение в старости, в случае болезни и потери трудоспособности; право на образование; равноправие граждан СССР независимо от пола, национальности и расы; свобода совести, слова, печати, митингов и собраний, уличных шествий и демонстраций; неприкосновенность личности, жилища; право наследования личной собственности; тайна переписки; право граждан СССР на объединения в общественные организации: профессиональные союзы, кооперативные объединения, организации молодежи, спортивные и оборонные организации, культурные, технические и научные общества; равные права на труд женщины и мужчины.

Работа содержит 1 файл

конституция пример.docx

— 24.65 Кб (Скачать)

Тема 13. Конституция СССР 1936 г.  
1. Права и свободы граждан СССР. В главе X Конституции СССР 1936 года закреплялись основные демократические права и свободы граждан СССР: право на труд; на отдых; на материальное обеспечение в старости, в случае болезни и потери трудоспособности; право на образование; равноправие граждан СССР независимо от пола, национальности и расы; свобода совести, слова, печати, митингов и собраний, уличных шествий и демонстраций; неприкосновенность личности, жилища; право наследования личной собственности; тайна переписки; право граждан СССР на объединения в общественные организации: профессиональные союзы, кооперативные объединения, организации молодежи, спортивные и оборонные организации, культурные, технические и научные общества; равные права на труд женщины и мужчины. Закреплялось всеобщее, равное и прямое избирательное право при тайном голосовании. Избирательное право предоставлялось гражданам СССР, достигшим 18-летнего возраста. Каждый гражданин имел один голос. Женщины пользовались правом избирать и быть избранными наравне с мужчинами. Лишались избирательных прав только две категории граждан: умалишенные и лица, осужденные с лишением избирательных прав. Правда, вторая категория в 30-х гг. резко расширилась. 
2. Обязанности граждан СССР. В Конституции СССР также были закреплены и обязанности граждан СССР: соблюдать Конституцию, исполнять законы, блюсти дисциплину труда, честно относиться к общественному долгу, защищать свое Отечество (защиту СССР Конституция рассматривала как почетную обязанность, священный долг каждого гражданина СССР), уважать правила социалистического общежития, беречь и укреплять общественную социалистическую собственность. 
3. Федеративное государственное устройство: 
Компетенция федеральных органов. Конституция дала исчерпывающий перечень вопросов, относящихся исключительно к компетенции Союза ССР (ст. 14). Ведению СССР в лице его высших органов государственной власти и органов государственного управления подлежали: представительство Союза в международных сношениях, заключение и ратификация договоров с другими государствами; вопросы войны и мира; принятие в состав СССР новых республик; контроль за соблюдением Конституции СССР и обеспечение соответствия Конституции союзных республик Конституции СССР; утверждение изменений границ между союзными республиками; утверждение образования новых краев и областей, а также новых автономных республик в составе союзных республик; организация обороны СССР и руководство всеми Вооруженными Силами СССР; внешняя торговля на основе государственной монополии; охрана государственной безопасности; установление народнохозяйственных планов СССР; утверждение единого государственного бюджета СССР, а также налогов и доходов, поступающих па образование бюджетов союзного, республиканских и местных; управление банками, промышленными, сельскохозяйственными учреждениями и предприятиями, а также торговыми предприятиями общесоюзного значения; управление транспортом и связью; руководство денежной и кредитной системой; организация государственного страхования; заключение и предоставление займов; установление основных начал землепользования и пользования недрами, лесами и водами; установление основных начал в области просвещения и здравоохранения; организация единой системы народнохозяйственного учета; установление основ законодательства о труде; законодательство о судоустройстве и судопроизводстве; Уголовный и Гражданский кодексы; законы о союзном гражданстве; законы о правах иностранцев; установление основ законодательства о браке и семье; издание общесоюзных актов об амнистии.  
Компетенция союзных республик. Суверенитет союзных республик был ограничен лишь в пределах, указанных в статье 14 Конституции. Все другие вопросы союзная республика решала самостоятельно. Каждая союзная республика имела свою Конституцию, находившуюся в соответствии с Конституцией СССР и учитывавшую особенности республики. За каждой республикой сохранялось право свободного выхода из СССР, территория союзных республик не могла быть изменена без их согласия. Конституция закрепила положение об одинаковой силе общесоюзных законов на территории всех союзных республик, а также приоритет союзных законов над законами союзных республик. Для граждан СССР устанавливалось единое союзное гражданство, каждый гражданин союзной республики являлся гражданином СССР. 
Влияние принципа федерализма на систему государственных органов. 
Система государственных органов, предусмотренная Основным Законом Союза, исходила из идеи максимального сочетания интересов союзного государства в целом с интересами каждого его члена. При этом следует отметить преемственность принципов и идей, связывающую Конституцию СССР с основными законами объединившихся республик и по этой линии. При создании высших органов власти и управления Союза ССР был использован опыт государственного строительства независимых советских республик, в первую очередь, конечно, старейшей из них - Российской Федерации. 
4. Система органов Союза ССР: 
Верховный Совет СССР и его Президиум. В главах III-VIII Конституции СССР рассматривались организация, система и порядок деятельности высших органов власти и управления СССР. Высшим органом государственной власти в СССР стал Верховный Совет СССР, избиравшийся на четыре года. Он осуществлял все права, присвоенные Союзу ССР, если только они не входили в компетенцию подотчетных Верховному Совету органов СССР. Законодательную власть в СССР осуществлял исключительно Верховный Совет СССР. Верховный Совет СССР состоял из двух палат: Совета Союза и Совета Национальностей, которым в одинаковой мере принадлежала законодательная инициатива. Совет Союза избирался по территориальным округам. Совет Национальностей избирался по союзным, автономным республикам, автономным областям и национальным округам. Конституция гарантировала неприкосновенность депутатов Верховного Совета СССР. Конституция установила сессионный порядок работы Верховного Совета СССР. Созыв его очередных сессий предусматривался два раза в год, а внеочередных - по усмотрению Президиума Верховного Совета СССР или по требованию одной из союзных республик. Высшим органом власти Союза ССР в период между сессиями Верховного Совета СССР являлся подотчетный ему Президиум Верховного Совета СССР, избиравшийся на совместном заседании обеих палат. Согласно ст. 49 Конституции Президиум Верховного Совета СССР созывал сессии Верховного Совета СССР, издавал указы, проводил референдумы, в период между сессиями Верховного Совета осуществлял высшую власть в государстве, назначал новые выборы. 
СНК СССР и наркоматы СССР. В главе V Конституции 1936 г. определялась компетенция Правительства СССР - Совета Народных Комиссаров СССР. Совет Народных Комиссаров, являвшийся высшим исполнительным и распорядительным органом СССР, образовывался Верховным Советом СССР в составе председателя, его заместителей и руководителей ведомств Союза, т.е. наркомов и председателей комитетов и комиссий. Он был подотчетен Верховному Совету СССР, а в период между его сессиями Президиуму Верховного Совета СССР. Он лишен законодательных прав: СНК по Конституции имел право издавать постановления и распоряжения на основе и во исполнение действующих законов. То есть постановления и распоряжения Совета Народных Комиссаров теперь являлись только подзаконными актами. По Констатуции СССР 1936 г., было 8 общесоюзных наркоматов и 10 союзно-республиканских. 
Верховный Суд СССР и Прокуратура СССР. В главе XI Конституции «Суд и прокуратура» были закреплены принципы организации и деятельности органов суда и прокуратуры. На протяжении 1933 - 1936 гг. компетенция высшего судебного органа страны расширяется. Сначала, в сентябре 1933 г., он получил право давать директивные указания верховным судам союзных республик по вопросам судебной практики, обследовать судебные органы союзных республик. Он стал также отменять и изменять постановления, определения, решения и приговоры верховных судов союзных республик. Для этой работы была учреждена специальная судебно-надзорная коллегия. Новая Конституция Союза подвела итоги эволюции статуса Верховного Суда, записав: «Верховный Суд СССР является высшим судебным органом. На Верховный Суд СССР возлагается надзор за судебной деятельностью всех судебных органов СССР и союзных республик». Конституция 1936 г. завершила централизацию системы прокурорских органов страны, подчинив республиканские органам Союза. В то же время и статус прокуратуры повысился: она вышла из подчинения правительства и стала зависеть только от высшего органа власти Союза - Верховного Совета. Конституция возлагала на Прокурора СССР высший надзор за точным исполнением законов всеми народными комиссариатами и подведомственными им учреждениями, равно как отдельными должностными лицами, а также гражданами СССР. Республиканские, краевые, областные прокуроры, а также прокуроры автономных республик и автономных областей назначались Прокурором СССР сроком на пять лет. Органы прокуратуры должны были осуществлять свои функции независимо от местных органов власти, подчиняясь только Прокурору СССР. 
Ключевые слова и понятия:  
Прокуратура СССР - государственный орган, осуществляющий высший надзор за точным исполнением законов министерствами, ведомствами, подчинёнными им предприятиями, учреждениями, исполнительными и распорядительными органами местных Советов депутатов трудящихся, общественными и кооперативными организациями, а равно должностными лицами и гражданами СССР. Высший надзор прокуратуры СССР направлен на укрепление социалистической законности и охрану от всяких посягательств общественного и государственного строя, социалистической системы собственности; прав и интересов граждан СССР; государственных учреждений, предприятий, колхозов, кооперативных и иных общественных организаций. 
Паспортная система (1932 г.). В декабре 1932 г. ЦИК и СНК СССР приняли совместное Постановление «Об установлении единой паспортной системы по Союзу ССР и обязательной прописке паспортов». Наряду с целью улучшить учет движения населения Постановление имело своей задачей очистить города от нежелательных элементов. Прописка паспортов существенно ограничивала свободу передвижения, хотя и облегчала борьбу с преступностью. 
Колхоз - коллективные хозяйство. Если раньше допускались самые разнообразные формы производственной сельскохозяйственной кооперации, причем высшей считалась коммуна, то Постановление ЦК ВКП(б) от 5 января 1930 г. установило, что основной формой колхоза теперь должна стать сельскохозяйственная артель, которая позволяла оптимально сочетать интересы коллектива и каждого колхозника, общественное производство с личными потребностями колхозного двора. В ней обобществлялись основные средства производства: земля, машины, тягловый скот, крупный продуктивный скот. В то же время в собственности колхозного двора оставались по определенной норме орудия производства, скот и другое имущество, необходимое для ведения личного подсобного хозяйства.  
Устав с/х артели. Первый примерный устав (свод правил, регулирующих деятельность) сельскохозяйственной артели (1930 г.) был принят в разгар коллективизации, второй - после ее завершения (1935 г.). Примерным уставом сельскохозяйственной артели, было установлено, что членами колхоза не могут быть кулаки и лишенцы. Все работы в колхозе должны были производиться силами колхозников. Применение наемного труда допускалось только в том случае, когда колхозу нужен был специалист (например, агроном) или когда не хватало своих сил для срочных работ (например, при уборке урожая). Высшим органом управления колхозом считалось общее собрание колхозников. Государственное руководство колхозным строительством осуществлялось через райколхозсоюзы, вступление в которые для артелей было обязательным. Затем 17 февраля 1935 г. на II Всесоюзном съезде колхозников-ударников был принят Примерный устав сельскохозяйственной артели, который впоследствии был утвержден СНК СССР и ЦК ВКП(б). Примерный устав состоял из 25 статей, сведенных в 8 разделов. Новый Устав закрепил сельхозартель как единственную форму колхозов, коммуны и ТОЗы теперь уже не предусматривались. В Уставе излагалась программа деятельности колхозов, определялись цели и задачи объединения крестьян в колхоз, порядок объединения. Устав закреплял землю за артелью в бессрочное пользование, она не подлежала купле-продаже или сдаче в аренду. Устав перечислял средства производства, подлежавшие обобществлению при вступлении в колхоз, а также средства производства, остававшиеся в личном пользовании колхозного двора. Устанавливалось, что артель была обязана вести свое хозяйство по плану, повышать урожайность колхозных полей, расширять посевную площадь, полностью использовать сельскохозяйственную технику, организовывать животноводческие фермы, повышать трудовую квалификацию членов артели, поднимать их культурный уровень и т. д. Членами артели могли быть трудящиеся, достигшие 16-летнего возраста. Высшим органом артели являлось общее собрание ее членов. Основной производственной ячейкой сельхозартели считалась бригада. 
МТС (машинно-тракторная станция). 5 июня 1929 года Совет труда и обороны принял постановление о повсеместном создании МТС, которые осуществляли обслуживание и ремонт тракторов, комбайнов и другой сельскохозяйственной техники и давали её в пользование колхозам. Такое решение позволило поддерживать высокий уровень обслуживания техники и дало колхозам преимущества механизации без необходимости капитальных вложений. МТС сыграли важную роль в процессе коллективизации. 
Трудодень. По решению VI съезда Советов в качестве единицы измерения качества и количества труда в колхозах был установлен трудодень (новая форма оплаты труда) для колхозников. Заработная плата членам колхозов не начислялась. Весь доход после выполнения обязательств перед государством (обязательные поставки и внесения натуроплаты за услуги машинно-тракторных станций) поступал в распоряжение колхоза. Каждый колхозник получал за свою работу долю колхозного дохода соответственно выработанным им трудодням. 
Независимость судей - принцип социалистического правосудия, означающий, что при вынесении решения (приговора, определения, постановления) судьи не связаны никакими соображениями, посторонними правосудию, и обязаны руководствоваться только законом в соответствии с их социалистическим правосознанием. Конституция провозглашала принцип независимости судей и подчинения их только закону; при формировании народных судов был введен принцип выборности непосредственно населением, который на практике нередко нарушался.  
Закон об измене родине. Постановление 1934 г. «О дополнении Положения о преступлениях государственных (контрреволюционных и особо для Союза ССР опасных преступлениях против порядка управления) статьями об измене Родине», в обиходе обычно называвшееся законом об измене Родине. Оно предусматривало самые высокие меры наказания, по преимуществу расстрел. В Положении, в частности, предусматривалось, что совершеннолетние члены семьи изменника - военнослужащего, даже если они не знали о преступлении, приговариваются к лишению избирательных прав и ссылке в отдаленные районы Сибири на пять лет. Этот закон породил даже особую категорию ЧСИРов (членов семьи изменников Родине), которые и по закону, и сверх него подвергались разного рода ограничениям и притеснениям.  
Закон о всеобщей воинской обязанности от 1 сентября 1939 г. 1 сентября 1939 г., в день нападения Германии на Польшу, который считается днем начала Второй мировой войны, в нашей стране был принят новый Закон о всеобщей воинской обязанности. Он отражал реалии обстановки, вспыхнувшего пожара небывалой войны, которую мы давно, конечно, ожидали и к которой готовились. Изменения в общественном строе, закрепленные в Конституции 1936 г., отразились и на принципах комплектования армии. Отказались от классового подхода к призыву в вооруженные силы, прежние ограничения по военной службе для нетрудовых элементов были сняты. Теперь все военнослужащие и военнообязанные получали равные права и обязанности. Вместе с тем изменился возраст призыва в вооруженные силы. Еще с 1936 г. он был снижен на 2 года: с 21 до 19 лет. Теперь Закон пошел дальше, он установил, что лица с полным средним образованием могут призываться с 18 лет. Отменялась вневойсковая военная подготовка, проводившаяся до сих пор в вузах, готовившая командиров запаса. Увеличивался срок военной службы. Для большей части военнослужащих он устанавливался в два года, но для некоторых, и достаточно широких, категорий были предусмотрены три, четыре и даже пять лет. Воинская служба подразделялась на действительную и состояние в запасе. 
Алименты. Под алиментами понимаются средства на содержание, которые обязаны уплачивать одни члены семьи в пользу других ее членов. Громадные людские потери, принесенные гражданской и мировой войнами, послевоенным голодом, надо было восполнять. Естественным путем этого было повышение рождаемости. На решение именно данной проблемы и было направлено Постановление ЦИК и СНК СССР, принятое 27 июня 1936 г. "О запрещении абортов, увеличении материальной помощи роженицам, установлении государственной помощи многосемейным, расширении сети родильных домов, детских яслей и детских садов, усилении уголовного наказания за неплатеж алиментов и о некоторых изменениях в законодательстве о разводах". Эти меры служили заботе о воспитании детей. За неуплату алиментов устанавливалась уголовная ответственность - лишение свободы на срок до двух лет.  
Трудовая книжка. Постановлением СНК СССР от 20 декабря 1938 г. вводились единые трудовые книжки. В трудовые книжки вносились сведения о занимаемой должности, поощрения и взыскания. Но фактически их введение преследовало ту же цель, что и введение паспортов, - прикрепление работников к их рабочим местам. 
Налог на холостяков. Налог на бездетность существовал в СССР как «Налог на холостяков, одиноких и малосемейных граждан» с ноября 1941 года на основании Указов Президиума Верховного Совета СССР от 21 ноября 1941 г. «О налоге на холостяков, одиноких и бездетных граждан СССР» и от 8 июля 1944 г. (раздел IV «О налоге на холостяков, одиноких и малосемейных граждан СССР») с последующими дополнениями и изменениями. Был введен в целях увеличения рождаемости. Бездетные мужчины и бездетные замужние женщины должны были отчислять часть зарплаты государству. От налога освобождались лица, не имевшие возможности завести ребёнка по состоянию здоровья, лица, у которых дети погибли, умерли или пропали без вести на фронтах Великой Отечественной войны. 
Сталинский миф о победе социализма в СССР.  
Конституция 1936 г. провозгласила победу социализма в СССР. Целью учения марксизма являлись социальная справедливость, народовластие и демократические свободы. Но теоретически социализм разработан не был, существовали лишь максимально общие марксистские постулаты об отсутствии в будущем обществе частной собственности и создании однородной социальной структуры. В этом плане марксизм к середине 30-х гг. был реализован, и И.В. Сталин имел основания говорить о построении социалистического общества. Но его ошибкой было определение этого строя как социалистического, что связано с его теоретической безграмотностью. Ни К. Маркс с Ф. Энгельсом, ни В.И. Ленин теорию социализма (первой, начальной фазы коммунизма) не разрабатывали. Были определены лишь общие черты коммунизма. 
 
Конституция СССР 1936 года конечно внесла определенные коррективы в понимание прав и свобод человека, но на практике права и свободы граждан существенно сужались. Так, уже вскоре было ограничено право на труд путем закрепления рабочих и служащих за определенным предприятием или учреждением. Особенно же сужались на практике свободы слова, печати, собраний. Попытки реально использовать эти конституционные права приводили порой к весьма тяжелым последствиям для гражданина вплоть до лишения его свободы органами НКВД. Конституция предоставила избирательные права, но власть оставалась в руках одной и той же политической группы. Изменение системы выборов ничего не значило, поскольку выбирать приходилось из одного кандидата. Таким образом, эта Конституция, как и две предыдущие, оказалась фиктивной.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Конституция СССР 1936 год