Конституция США

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 18:22, реферат

Описание работы

Конституция – высший закон практически любой страны. Конституция регламентирует важнейшие политические и правовые отношения, устанавливает основные положения правопорядка. Все остальное законодательство и административное правотворчество должно соответствовать нормам конституции. Конституция рассматривается как правовая основа конституционного строя или существования конституционализма, в содержание которого включаются права и свободы граждан, представительное правление и принцип разделения властей.

Содержание

Введение……………………………………………………………………2
§1. Разработка и принятие Конституции США 1787 года……………..4
§2. Структура и основные положения Конституции…………………….6
§3. Демократизация и внесение поправок в основной закон...………14
Заключение………………………………………………………………...19
Список использованной литературы…………………………………....21

Работа содержит 1 файл

Конституция США 1787 года и ее основные положения.docx

— 49.87 Кб (Скачать)

Тогда как компетенция Президента республики освещена в гораздо меньшей степени. Статьи II мало дают в смысле точного определения организации и полномочий исполнительной власти. Большая часть Статьи II занята описанием требований, предъявляемых кандидату на пост Президента США и порядку его избрания.

В соответствие с этим порядком вместо прямых выборов всенародным  голосованием каждый штат назначает  в таком порядке, который установит  законодательное собрание штата, выборщиков в количестве, равном общему числу сенаторов и членов Палаты представителей от этого штата в Конгрессе. Эти выборщики, в свою очередь избирают Президента США.

Президент как глава исполнительной власти по разделу 3 Статьи II Конституции обязан заботиться о добросовестном исполнении законов.  Также Президент наделен правом, действуя с согласия Сената, назначать послов, федеральных судей, официальных представителей и консулов и всех других должностных лиц Соединенных Штатов, которыми комплектуется исполнительная ветвь власти федерального правительства.

Президентские полномочия также  включают в себя право принимать  послов  и других иностранных  представителей и заключать международные  договоры при наличии согласия на то Сената. Президент считается главнокомандующим  вооруженными силами США.7

В обязанности Президента, помимо этого, входит также информирование Конгресса о «положении дел в Союзе», созыв заседаний в экстраординарных случаях. Президент выступает гарантом законности в стране, гарантом ее целостности и безопасности. Так как Конституция ничего не говорит об организации особого правительства, то президент становится не только главой государства, но и единоличным правительством страны, организуя  его соответственно своему усмотрению и принятым законам.8

Что касается третьей ветви  власти – судебной, то  тут Статья III Конституции закрепляла, что  «судебная власть Соединенных Штатов предоставляется одному Верховному суду и таким нижестоящим судам, какие Конгресс может время от времени учреждать». Данная формулировка Конституции стала источником серьезных дебатов среди отцов - основателей. Некоторые делегаты – в частности – Мэдисон – полагали, что Конституция сама должна учредить нижестоящие федеральные суды, ровно как и один верховный суд, чтобы сдерживать возможные злоупотребления со стороны органов власти штатов, а также законодательной и исполнительной ветвей власти федерального правительства. Другие же делегаты возражали против этого и утверждали, что наличие судов штатов достаточно  для применения федерального закона. В качестве компромисса было принято решение, заключающее в себе, что нижестоящие федеральные суды не будут создаваться самой Конституцией, но Конституция наделит Конгресс правом создавать их, если он сочтет, что в этом есть необходимость.

Судей Верховного суда назначал президент с согласия Сената, и  все судьи могли оставаться в  своей должности «пока ведут  себя безупречно». Их власть распространялась на все дела, которые рассматривались  по общему праву и праву справедливости и на основании Конституции, законов  и международных договоров США.

Верховный суд был вправе отменить любой закон, решение конгресса  или договор, признать их не конституционными. Его заключение являлось окончательным, и ранее принятые решения теряли силу.

Такой принцип разделения властей с учетом системы сдержек и противовесов вошел в историю как Мэдисоновская модель правительства.

  Созданная новой конституцией  политическая система, как и  трактовка ею принципа “разделения  властей”, была направлена на  максимальное усиление централизации  путем предоставления широких  полномочий главе исполнительной  власти - президенту, верхней палате законодательного органа - сенату и Верховному суду. Это и был тот барьер против демократии, о котором так радели члены Конституционного конвента.

  Следует особо подчеркнуть, что они никогда не помышляли о создании трех полностью независимых друг от друга властей, они прекрасно понимали, что власть едина и понимали, кому она принадлежит.9

Следующим принципом, ставшим  основой Конституции – это  принцип федерализма. Статья IV закрепляет взаимоотношения между штатами и федерацией. Она предусматривает обязанность должностных лиц штатов оказывать «полное доверие и уважение» официальным актам (в том числе судебным актам) и документам других штатов и запрещает дискриминацию граждан других штатов. Устанавливается принцип судебной юрисдикции по месту совершения преступления и корреспондирующая ему обязанность штата, в котором находится обвиняемый, выдать его властям штата, в котором он должен предстать перед судом. Раздел 3 устанавливает порядок принятия нового штата (решение принимается конгрессом) и образования нового штата на территории существующих штатов (дополнительно требуется согласие законодательных органов заинтересованных штатов). В разделе 4 гарантируется республиканская форма правления в каждом штате и установлена обязанность федерации обеспечить защиту каждого штата от внешнего вторжения и внутренних беспорядков.

Данный принцип федерализма распространялся не только на политическое, но и на правовое устройство. Штаты обладали гарантированным федеральной властью равноправием, в том числе в сфере законодательства и права. Вместе с тем им запрещалось издавать законы, ограничивающие привилегии или неприкосновенность граждан Соединенных Штатов. От «Статей Конфедерации» сохранился институт всеобщего межгражданства:  гражданин одного штата считался гражданином любого другого, как и всего государства. В разделе 2 Статьи IV говорится, что граждане каждого штата имели право на все привилегии и вольности граждан других штатов.

 Суверенитет штатов был ограниченным. Как  и ранее, они не обладали правом выхода из федерации или возможностью разорвать правовые связи с ней.

Рассматривая федерализм, отмечу, что он имеет два измерения. «Вертикальный» федерализм обозначает систему взаимоотношений между органами власти штатов и федеральным правительством. «Горизонтальный», или «межштатный» федерализм обозначает систему взаимоотношений между органов власти самих штатов.

Штаты сохранили права  на собственное конституционное  устройство, свою организацию власти и управления. Конституции ряда штатов оставались неизменными с XVIII века; другие изменялись до десятка раз. Они оставались значительно более детализированными, чем федеральная, и чаще изменяющимися. Во всех штатах организация внутренней власти была построена по единому с федерацией образцу: законодательные полномочия – двухпалатному собранию, исполнительные полномочия – губернатору, которого в подавляющем большинстве случаев избирало население штата. В штатах также сохранялась своя судебная система.

Двухпартийность, установившаяся в США, также влияет на систему  сдержек и противовесов. Постоянное соперничество и противоборство партий ведет к их взаимоконтролю на всех уровнях власти, и, с другой стороны, не дает «разброса» и не вызывает недоумения избирателей, которое создает  многопартийная система. Партия меньшинства  в США контролирует правительственное  большинство, обе фракции Конгресса  – Президента и исполнительную власть.

Что касается законодательных  полномочий штатов, то они были существенно ограничены как сферой общефедеральной компетенции, так и прямыми запретами в Конституции. Кроме того, Конгресс США сохранял «подразумеваемые полномочия» по изданию законов, а исполнительная власть – право охранять штат от «беспорядков», что в значительной мере сужало реальные права штатов, не связанные с местными делами.

Одно из главных направлений, которое отразилось на балансе и разделении властей – это судебный конституционный надзор. Как показывает анализ основных положений Конституции США 1787 года, конституционный механизм «сдержек и противовесов» предоставлял исполнительной и законодательной властям средства сдерживания судебной власти посредством процедуры отбора и назначения федеральных судей и контролирования объема юрисдикции федеральных судов. Текст Конституции четко не указывает, какими способами сдерживания законодательной власти и исполнительной власти располагает сама судебная власть. В настоящее время нам уже известно, что таким способом является судебный конституционный надзор – власть Верховного суда США принимает решения о конституционности нормативных актов и акций двух других  ветвей власти. За 75 лет – с 1789 по 1864 год – Верховный суд США признал только два закона Конгресса неконституционными. 10

Учрежденная в США система  центральных органов государственной  власти стала притягательной моделью и была взята за основу организации власти  большинством государств Центральной и Южной Америки.

 

§3. Демократизация и внесение поправок в основной закон.

Следует отметить один немаловажный момент - степень демократизма любой конституции измеряется, прежде всего, объемом закрепленных в ней прав и свобод, их гарантированностью и некоторыми другими элементами – правым положением центрального представительного органа, объемом его полномочий, структурой. Конституция США первоначально почти не содержала положений о правах и свободах граждан. Но, тем не менее, ряд прав и свобод граждан содержался в конституциях штатов. Отказ закрепить их в Основном законе страны объяснялся ограничением возможности их требований на национальном уровне.

Впоследствии будет принят целый ряд поправок, содержащих права и свободы граждан. Они в основном будут закреплены в первых десяти поправках, точнее – дополнениях, получивших название «Билль о правах» и принятых первым Конгрессом в 1789 г. Поправки формально не инкорпорированы в тексте Конституции и имеют собственную нумерацию. Однако есть все основания рассматривать Билль о правах как органическую часть Конституции, поскольку он был принят сразу после вступления ее в силу.

  Не все составляющие  Билль о правах поправки равнозначны  по вкладу в развитие американского  буржуазного конституционализма. В  ходе политической борьбы вокруг  Конституции 1787 года важное место  занял вопрос  о правах человека. Сторонники демократического крыла  требовали дополнить Конституцию  Биллем о правах. В десяти из  тринадцати штатов Билль о  правах уже был включен в  текст местных конституций. При  обсуждении федеральной конституции  семи штатов оговорили свое  согласие на ее ратификацию  лишь при условии, что она  будет дополнена статьями о  правах человека.

  Решительным сторонником  внесения поправок, которые демократизировали  бы принятый в Филадельфии  документ, выступил Т. Джеферсон,  находившийся в то время в  Париже на посту посланника  США. Он ознакомился с новой  конституцией лишь в 1787 году, и  первая его реакция была критической.

  В последующей переписке, как отмечает Болховитинов Н.Н., Джеферсон соглашался одобрить Конституцию, но при внесении в нее поправок. После того как Конституция была ратифицирована девятью штатами, он писал, что готов рассматривать ее как хороший документ, нуждавшийся в нанесении некоторых штрихов. Джеферсон пояснял это необходимостью дополнения Конституции Биллем о правах. Федералисты пытались доказать, что так как местное законодательство штатов в большинстве случаев уже содержало подобного рода постановления, то вводить специальный раздел о правах человека в федеральную Конституцию не имеет смысла. Обоснованию этой точки зрения посвятил пространную статью А. Гамильтон. Однако в 1789 году конгресс вынужден был принять Билль о правах, десять поправок к Конституции, которые вступили в силу с ноября 1791 года.

  По свидетельству  французского посланника Мустье: “Cоздатели конституции абсолютно не были расположены заниматься поправками, пока не будет полностью организовано правительство. Однако в результате массовых требований, а также под влиянием начавшейся революции во Франции они решили это сделать. Обнаружив, что их противники подготовили длинный список дополнений, способных ослабить или вообще разрушить всю новую систему, они решили предложить сами то, что не могло ей повредить, и взять под контроль дебаты, чтобы сделать их для себя более благоприятными. Эти поправки,- писал Мустье,- были составлены господствующей партией в такой манере, чтобы не нанести никакого ущерба конституции и унять чрезмерное беспокойство”.

  Принятие Билля о  правах было вынужденной мерой  для федералистов, но эта мера  имела принципиальное значение. Она была серьезным успехом  демократических сил и придавала  конституции иной вид. Билль  о правах включал поправки, содержавшие  конституционные гарантии буржуазных  свобод. Первая поправка провозглашала  свободу слова, печати и собраний. Вторая признавала, что для гарантии  свободы штаты имеют право  содержать ополчение, а народ  иметь и носить оружие. Третья  запрещала расквартирование солдат  в частных домах  без согласия  хозяина в мирное время, и  разрешалось только при принятии  специального закона в военное.  Четвертая обеспечивала неприкосновенность  личности и имущества. Обыски  и аресты теперь могли производиться  только при наличии ордера, который  выдавался судебными властями  при наличии основательных причин. Пятая поправка вводила суд  присяжных и провозглашала, что  никого нельзя принудить при  любом уголовном деле свидетельствовать  против самого себя или лишать  жизни свободы и собственности  без надлежащего разбирательства.  Шестая, седьмая и восьмая касались  процедуры судопроизводства. Девятая  констатировало важное положение: “те права, которыми уже пользуется народ, если они не вошли в Конституцию, отменены быть не могут”. Наконец, десятая поправка подчеркивала, что права штатов, не переданные федеральному правительству, остаются в неприкосновенности. Хотя провозглашение свободы человека буржуазного строя еще не есть их претворение в жизнь, включение Билля о правах в Конституцию США было важным завоеванием революции.

В целом, необходимо отметить, что процесс внесения поправок в  основной закон США достаточно сложный  и громоздкий. Все принятые поправки становятся органической частью конституции. Процедура принятия поправок представляет собой процесс, когда проект поправки должен быть одобрен двумя третями членов обеих палат конгресса или общенациональным конвентом, созванным по ходатайству законодательных собраний двух третей штатов, затем ратифицирован законодательными собраниями или конвентами трех четвертей штатов. К формальным изменениям конституции государство прибегало нечасто: за всю историю США было внесено около 5 тыс. проектов поправок, но только 26 из них прошли все необходимые  стадии.11

Информация о работе Конституция США