Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 13:50, курсовая работа
Соединенные Штаты Америки - крупнейшая индустриально-аграрная капиталистическая страна, достигшая высокой степени экономического и технологического развития. Она занимает первое место в мире по объему валового внутреннего продукта (ВВП), второе - по доле ВВП на душу населения, пятое - по размерам территории (после России, Канады, Китая и Бразилии), третье - по численности населения (после Китая и Индии) - 264 млн. человек в 1996 г. США оказывают решающее влияние на международные отношения.
Введение……………………………………………………………………………..2
I. Истоки конституции США 1787 года…………………………………………3
II. Демократические принципы Конституции:
1. Власть народа.…………………………………………………………….5
2. Гарантии прав и свобод человека. Билль о правах.…………………6
3. Федерализм и суверенитет.……………………………………………...7
4. Разделение властей, система сдержек и противовесов.……………...9
III. Высшие органы власти:
1. Законодательная власть………………………………………………..11
2. Исполнительная власть………………………………………………...15
3. Судебная власть…………………………………………………………20
IV. Сравнительный анализ Конституции России и США.………………….22
V. Историческая эволюция.……………………………………………………..28
Заключение………………………………………………………………………..30
Литература……………
Президент назначает высших должностных лиц; послов, федеральных судей и т.д. с согласия сената (достаточно простого большинства в сенате). Обычно сенат утверждает назначение президента, но бывают случаи отказа, главным образом по моральным соображениям. Для назначения других должностных лиц такого согласия не требуется. Президент руководит огромным государственным аппаратом. Он несет ответственность за подготовку и исполнение государственного бюджета, представляет соответствующие документы конгрессу. Он имеет право помилования, отсрочки приговоров, награждает медалями (орденов в США нет), другими знаками отличия. Для реализации своих полномочий президент издает указы, исполнительные приказы, директивы и другие акты. Многие из них имеют нормативное значение.
Ответственность президента.
Президент США политической ответственности перед конгрессом не несет, но он может быть отстранен им от должности в порядке импичмента, если будет признан виновным в измене, взяточничестве, других тяжких преступлениях. Эту процедуру возбуждает палата представителей конгресса, она же формулирует обвинение, принимаемое большинством голосов общего состава палаты. Документ, содержащий обвинение, передается в сенат, который рассматривает дело по существу по правилам уголовного процесса (с вызовом свидетелей, экспертов, представлением сторонами документов и т.д.) и принимает решение. При рассмотрении дела в сенате председательствует не вице-президент, а председатель Верховного суда США. Решение сената принимается тайным голосованием, при этом требуется не менее 2/3 голосов присутствующих сенаторов. В решении сената говорится только об отстранении президента от должности или об отказе от этого. Если президент отстранен, он может быть затем привлечен к ответственности за уголовное преступление как бычное лицо. Ни один президент в порядке импичмента в США уволен с должности не был, хотя этот вопрос сенатом рассматривался несколько раз.
В порядке импичмента могут быть смещены также некоторые высшие должностные лица - министры, послы, федеральные судьи и др. Такое не раз бывало.
Конституция не упоминает о возможности отставки президента, но она однажды имела место (президент США Р. Никсон подал в отставку в 1974 г., не дожидаясь угрожавшего ему импичмента в связи с делом о прослушивании телефонных разговоров политических противников, нарушающем конституционный принцип тайны коммуникаций).
Министерства и ведомства.
Конституция США не знает понятия кабинета. Он существует по обычаю. Кабинет президента США невелик, в его состав входят министры и те лица, которым президент предоставил этот ранг. В настоящее время это менее двух десятков человек: руководители 14 министерств, 3 министра без портфеля, в том числе постоянный представитель США при ООН. Командующие тремя родами войск тоже имеют ранг министра, но в состав кабинета не входят - они приглашаются на заседания по мере надобности. Членов кабинета президент назначает, как правило, из своей партии, но бывало, особенно в ответственные периоды развития страны, что президент, исходя из концепции «разделенной ответственности», назначал министрами и политических деятелей другой партии. Наряду с министрами большую роль в управлении государством играют руководители других ведомств; некоторые из них даже более влиятельны, чем министры (помощник президента по национальной безопасности, директор ЦРУ и др.). Число различных ведомств при президенте достигает нескольких сот, решающие их них он возглавляет сам (Совет национальной безопасности, Совет по экономической политике и др.). Поэтому в США принято говорить не о правительстве, а об администрации президента.
В США самое большое в мире число юристов на душу населения, а в среднем в год бывает 25 млн. судебных процессов. Здесь существуют две судебные системы: федеральная система и судебная система штатов. Обе они возглавляются верховными судами соответственно федерации и каждого штата. Судебная система США в соответствии с законом о судоустройстве 1789 г. состоит из трех звеньев: Верховного суда США, апелляционных судов (их 12) и окружных судов (94). Военные суды составляют особое звено федеральной системы. Федеральные суды создаются по решению конгресса, их судьи назначаются президентом с согласия сената и остаются в должности, пока ведут себя безупречно (т.е. пожизненно).
Дела по первой инстанции с применением федеральных законов рассматривают окружные суды общей юрисдикции (по уголовным и гражданским делам). В округах существуют также специальные суды: налоговые, таможенные, претензионные по искам к правительству США и др. Апелляционные суды рассматривают жалобы на решения окружных судов, апелляционный процесс проходит, как и процесс по первой инстанции, с вызовом свидетелей, представлением документов, т.е. дело рассматривается по существу. Апелляционные суды рассматривают также жалобы на решения налоговых и претензионных судов, но для окружных таможенных судов существует специальный апелляционный суд.
Главную роль в судебной системе США играет Верховный суд США. Он состоит из 9 членов, включая председателя, которые назначаются президентом США с согласия сената. Верховный суд служит первой инстанцией по делам, где стороной являются дипломаты иностранных государств или штат, но в основном он выступает как апелляционная инстанция с элементами кассации (как таковой отдельный институт кассации судебной системе США неизвестен). С 1803 г. Верховный суд осуществляет конституционный контроль, будучи последней и решающей инстанцией по данному вопросу. Конституции США институт судебного конституционного контроля неизвестен, он оформился на основе судебного прецедента. Верховный суд толкует конституцию США, проверяет конституционность законов США и штатов, проверяет законность нормативных актов исполнительной власти, устанавливает нормы общего права (судебные прецеденты), если положения, сформулированные судом, представляют собой не «попутно сказанные», а относятся к существу дела. Верховный суд США осуществляет только последующий судебный контроль (как и остальные суды, для которых он является решающей инстанцией) и лишь в связи с рассмотрением конкретного судебного дела, а не в виде особого иска о конституционности. Закон (или его часть), признанный неконституционным, формально судом не отменяется (суд не имеет такого права), остается в сборниках законов, но не применяется судами, т.е. лишается юридической защиты. С 1803 г. Верховный суд признал неконституционными около 130 положений законов.
Суды штатов могут рассматривать дела как по законам штатов, так и по федеральным законам (по обычным делам последней инстанцией является верховный суд штата, по вопросам конституционности - Верховный суд США). Судебные системы штатов весьма разнообразны. Есть общие суды, мировые судьи, полицейские суды (по уголовным делам), много различных специальных судов - по делам несовершеннолетних, по трудовым спорам; в прибрежных штатах - морские суды и т.д.
В учреждениях есть административный судья, назначаемый начальником учреждения. Он выносит лишь предварительные решения по жалобам граждан. Если такое решение не опротестовано в общий суд или не отменено начальником учреждения, оно становится окончательным.
Суды формируются по-разному: судьи избираются населением, назначаются мэрами городов, муниципальными властями, председателями вышестоящих судов. Список присяжных заседателей обычно составляется муниципальными органами при участии различных объединений граждан, а для рассмотрения конкретного дела присяжные определяются по жребию. В делах, связанных с вопросами национальных меньшинств, присяжные подбираются особенно тщательно, часто путем согласований различных объединений и судебных инстанций.
В США традиционно значительна роль судебных приказов. В настоящее время осталось только три вида приказов федерального судьи: упомянутый выше хабеас корпус (доставка к судье задержанного лица с указанием причины задержания и освобождение из-под стражи незаконно задерживаемого лица); мандамус (или обязывающий инджанкшн) - приказ судьи прекратить бездействие и выполнить должное; инджанкшн (запретительный инджанкшн) - запрещение должностным лицам, организациям, учреждениям, предприятиям совершать какие-либо действия или требование их прекращения (речь идет о действиях, которые по закону не должны совершаться).
Нередко в судебной практике США используется так называемое декларативное суждение: ответ судьи на обращение сторон, предпринятое с целью узнать мнение суда по существу спора, а затем подать иск или отказаться от этого.
Для того чтобы показать актуальность основных моментов Конституции США, я провел сравнительный анализ Конституций РФ 1993 года и США 1787 года (для анализа брались тексты конституций с дополнениями и поправками).
1. Конституция США не декларирует прав и обязанностей граждан. Основные права и свободы введены позднее поправками.
2. Декларация полномочий ветвей власти в Конституции США носит более абстрактный характер. Отсутствует описание полномочий кабинета министров.
3. Конституция США предусматривает выборную должность вице-президента, в России эта должность упразднена.
4. Конституция России предусматривает прямые всеобщие выборы Президента, референдумы по Конституции и др. Конституция США, декларируя всеобщее избирательное право, не предполагает проведения прямых всеобщих выборов, оставляя такие механизмы в компетенции штатов.
5. Конституция России гарантирует право на местное самоуправление.
6. Конституция США ограничивает право граждан быть избранными во все органы власти на основании возраста и ценза оседлости. Конституция России ограничивает только кандидатов на должность Президента, а также устанавливает образовательный ценз для представителей судебной власти.
7. Конституция США претерпела существенные изменения от первоначальной редакции путем введения поправок. Конституция России допускает принятие Федеральных Конституционных Законов, действующих наравне с Конституцией, причем порядок их принятия существенно проще.
8. Изменения Конституции США производятся путем введения поправок. Основные статьи (гл. 1, 2, 9) Конституции России изменению не подлежат, в случае необходимости выполняется пересмотр и принятие новой Конституции. Конституция США не содержит такого механизма.
9. В целом конституция России испытывает существенное влияние Конституции США. Многие основные положения в части государственного устройства и республиканской формы правления очень близки. Однако конституция России выполнена на уровне современной юридической науки и является более тщательно проработанным документом.
Россия | США |
Законодательная власть | |
Федеральное собрание, состоящее из Совета Федерации и Государственной Думы. Дума — 450 депутатов, сроком на 4 года. Может быть избран любой гражданин старше 21 года. Совет Федерации — два представителя от каждого субъекта. Председатели палат — выборные. | Конгресс, состоящий из Сената и Палаты Представителей. Палата Представителей: выборы каждые два года. Представительство штата пропорционально населению (не более 1 от 30 000). Граждане не моложе 25 лет, проживающие не менее 7 лет в США. Спикер — выборная должность. Сенат — два сенатора от штата. Одна треть переизбирается каждые два года. Председательствует вице-президент, без права голоса. |
Законодательный процесс | |
Законопроект вносится в Думу, принимается большинством голосов, передается на утверждение Совета Федерации. Отклонение Советом Федерации может быть преодолено двумя третями голосов Думы. Вето президента может быть преодолено двумя третями голосов каждой из палат. | Законопроект готовится Конгрессом и поступает на утверждение к Президенту, вето Президента может быть преодолено двумя третями голосов каждой из палат Конгресса. |
Компетенция парламента | |
Совет федерации: Изменения границ Чрезвычайное и военное положение Использование вооруженных сил за пределами России Назначение судей Конституционного Суда, Верховного Суда, Генерального прокурора. Государственная дума: Назначение председателя Центробанка Объявление амнистии | Государственные займы регулирование внешней торговли эмиссия денег стандартизация формирование судебных органов, кроме Верховного суда борьба с нарушениями закона объявление войны и заключение мира формирование и содержание армии и флота разработка законопроектов разрешение конфликтов между штатами принятие новых штатов в состав США |
Исполнительная власть | |
Президент избирается сроком на 4 года всеобщим прямым тайным голосованием. Не моложе 35 лет, постоянно проживающий в России не менее 10 лет. Не более двух сроков подряд. В случае невозможности исполнения обязанностей Президентом или отставки, обязанности исполняет Председатель Правительства. Председатель Правительства назначается Президентом с согласия Думы. | Президент и вице-президент избираются сроком на четыре года коллегией выборщиков от каждого штата. Не моложе 35 лет, постоянно проживающий в США не менее 14 лет. Не более двух сроков. В случае невозможности исполнения обязанностей Президентом, их берет на себя вице-президент, затем должностное лицо по решению Конгресса. |
Полномочия Президента и его обязанности | |
Глава государства Верховный главнокомандующий Охрана суверенитета России Определение основных направлений политики Представление интересов страны в международных отношениях Назначение Председателя Правительства, высшего военного командования, послов. Отставка правительства Формирование Совета Безопасности Роспуск Думы | Глава государства. Главнокомандующий вооруженными силами. Заключение договоров с иностранными государствами Назначение послов, министров, членов Верховного суда |
Судебная власть | |
Конституционный Суд — 19 судей: соответствие законов Конституции, споры о компетенции между государственными органами. Верховный Суд — гражданские, уголовные, административные дела, подсудные судам общей юрисдикции. Высший Арбитражный Суд — экономические споры | Верховный суд, суды штатов Верховный суд имеет прямую юрисдикцию в процессах, где какой-либо из сторон выступает штат в целом, или высшее должностное лицо. В остальных случаях прямую юрисдикцию осуществляют суды другого уровня, Верховный суд рассматривает апелляции. Решения выносит жюри присяжных. |
Права субъектов федерации | |
Субъекты имеют свое законодательство в рамках Конституции и представительные органы, а также органы местного самоуправления. Не имеют права ограничивать действие Конституции и власти Президента устанавливать таможенные границы, пошлины, сборы эмиссии денег В совместном ведении с Российской Федерацией разграничение собственности соответствие законодательных актов природопользование принципы налогообложения координация международных и внешнеэкономических связей. | Штаты имеют законодательные собрания и издают законы, действующие на территории штата Не имеют права заключения договоров и союзов эмиссии денег выпуска займов отмены законов присвоения титулов Не имеют права без согласия Конгресса облагать налогами импорт и экспорт содержать армию и флот |
Взаимоотношения субъектов федерации | |
Республика (государство) имеет свою конституцию и законодательство. Край, область, город федерального значения, автономная область, автономный округ имеет свой устав и законодательство. Во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все субъекты Российской Федерации между собой равноправны. | Граждане любых штатов равны в правах Лицо, преследуемое за преступление в любом штате, подлежит задержанию на территории любого другого штата и передаче властям первого. |
Изменения конституции | |
Федеральные конституционные законы выдвигаются Думой и принимаются тремя четвертями голосов Совета Федерации и двумя третями голосов Думы. По основным статьям — созыв Конституционного Собрания, разработка проекта новой Конституции, принятие всенародным голосованием. | Поправки выдвигаются Конгрессом и должны быть одобрены законодательными собраниями трех четвертей штатов. |
Права граждан | |
Признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная собственность Свобода мысли, слова, массовой информации Свобода вероисповедания Свобода собраний Труд свободен. Принудительный труд запрещен. Все равны перед законом и судом Личная неприкосновенность, неприкосновенность частной жизни и жилища Свобода передвижения Равенство прав гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений Избирательные права Право на жилище Право на медицинское обслуживание Право на образование Свобода творчества, охрана интеллектуальной собственности | (I поправка)Свобода вероисповедания, слова, печати, собраний. (IV поправка) Неприкосновенность личности и жилища. (V поправка) Защита частной собственности. (XIII поправка) Запрет рабства и принудительного труда (XIV поправка) Равенство граждан перед законом (XV поправка) Равные избирательные права независимо от расовой и национальной принадлежности (XIX поправка) Равные избирательные права независимо от пола (XXVI поправка) Равные избирательные права независимо от возраста, старше 18 лет Поддержка науки и искусства путем охраны авторских прав |
Обязанности граждан | |
Уплата налогов Защита Отечества (военная или альтернативная служба) Охрана окружающей среды |
|
Информация о работе Конституция США 1787 года. Общая характеристика