Конституция РСФСР

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2013 в 23:10, реферат

Описание работы

Разработка и принятие конституции РСФСР 1918 года реферат
Структура органов власти и управления по Конституции
Права и свободы граждан по Конституции 1918 года

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word (2).docx

— 22.92 Кб (Скачать)

Разработка и  принятие конституции РСФСР 1918 года реферат

В истории Российской Федерации  насчитывается 5 Конституций—соответственно 1918 г., 1925 г., 1937 г., 1978 г. и 1993 г. 
Сроки их действия составляли последовательно 7, 12, свыше 40 и 15 лет, что показывает в целом относительную стабильность конституций. 
Принятие каждой из них знаменовало существенные изменения в жизни общества, подводило итог предшествующему развитию, определяло, как правило, качественно новый этап в истории развития государства, отражало утверждение новых концепций или углубление и развитие прежних. 
Первые четыре Конституции РСФСР были по своему типу советскими социалистическими конституциями. Несмотря на существенные особенности, присущие каждой из них, они развивались в соответствии с принципом преемственности, отражающей сохранение социалистических ценностей, утверждение советской власти, носили классовый характер, выступая как воплощение диктатуры рабочего класса, затем его руководящей роли. 
Всем конституциям советского типа был присущ в значительной мере фиктивный характер. Они провозглашали принципы, которые фактически не осуществлялись в жизни. Это относилось к утверждаемым в них принципам принадлежности власти трудящимся, полновластия Советов, федеративного устройства России, возможностям использования гражданами закрепленных в конституциях прав и свобод. 
Общие черты всех конституций РСФСР не исключают существенных особенностей в содержании каждой из них, юридической специфики отражения государственно-правовых институтов. 
Конституция РСФСР 1918г. — первая Конституция, принятая вскоре после октябрьского переворота, роспуска Учредительного Собрания, которая своим появлением ознаменовала становление основ советского права.

Итак подводя итог вышесказанному можно выделить следующие особенности  данной Конституции : 
1. По сравнению со всеми последующими советскими конституциями она, как первая Конституция, не опиралась на принцип преемственности конституционного развития, определяла основы устройства общества на конституционном уровне впервые, руководствуясь при этом лозунгами, под которыми шли к власти большевики во главе с Лениным, и опираясь на первые декреты советской власти, принятые до середины 1918 г. 
Данная Конституция полностью зачеркнула весь предшествующий государственно-правовой опыт прежней России, не оставила камня на камне от государственных институтов и структур последней. 
2. Из всех советских конституций она была в наибольшей степени идеологизированной, носила открыто классовый характер. В ней полностью отрицалась общедемократическая концепция о народе как носителе и источнике суверенитета государства. Она утверждала власть за Советами, за рабочим населением страны, объединенным в городских и сельских Советах. Конституция напрямую утверждала установление диктатуры пролетариата. Руководствуясь интересами рабочего класса в целом, Конституция лишала отдельных лиц и отдельные группы лиц прав, которые эти лица или группы лиц использовали в ущерб интересам социалистической революции (ст. 23). 
3. Конституция 1918г. отличается от последующих также значительным количеством программных положений, определяя во многих своих статьях цели, на достижение которых в будущем направлена Конституция. Это относится к положениям о федеративном устройстве России, учрежденном при фактическом отсутствии субъектов, к фиксированию некоторых прав граждан, нацеленных на возможность их реализации в будущем. В Конституции большое количество «целевых» статей. 
4. К числу отличительных черт Конституции 1918г. относится выход ее норм и положений за рамки внутригосударственного регулирования. Она включает установления чисто политического характера, причем ориентированные на все мировое сообщество. Так, в ст. 3, закреплялось: «Ставя своей основной задачей уничтожение всякой эксплуатации человека человеком, полное устранение деления общества на классы беспощадное подавление эксплуататоров, установление социалистической организации общества и победы социализма во всех странах...». В ст. 4 выражена непреклонная решимость вырвать человечество из когтей финансового капитала и империализма. 
5. Следует указать и на такую особенность Конституции 1918г., как открытое признание применения насилия в целях утверждения принципов нового социалистического строя. Эта черта не характерна для последующих советских конституций. Так в ст. 3 Конституции говорится об уничтожении паразитических слоев общества, о беспощадном подавлении эксплуататоров. Конституция закрепляла насильственное уничтожение частной собственности, допускала ее принудительное безвозмездное изъятие. 
6. С точки зрения юридической техники, относящейся к правовому оформлению государственно-правовых институтов, обычно четко выделяемых в конституциях, Конституция 1918 г. была в значительной своей части несовершенной, что объяснялось и объективными факторами. Отсутствие субъектов федерации не позволяло выделить соответствующий раздел в Конституции. Не мог еще быть в обобщенном виде представлен и раздел об основах общественного строя, поскольку последний еще только закладывался. 
Все отмеченные особенности Конституции 1918 г. характеризуют ее как конституцию революционного типа, принимаемую в результате насильственного изменения общественного и государственного строя, отвергающую все прежние правовые установления, существующие до переворота или революции. 
Причиной замены Конституции 1918г. Конституцией 1925 а. явилось объединение РСФСР с другими независимыми республиками в Союз ССР и принятие первой Конституции СССР 1924 г.  
Историческое значение Конституции 1918 г. заключалось в создании правовой базы для последующего законотворчества. Однако более существенным было ее воздействие на всю сферу социальных и политических преобразований в стране: она подвергла пересмотру всю старую систему общественных отношений, декларировав новые принципы и социальные ценности. Вместе с тем она закрепила реальные механизмы власти и формирования ее структур, положив в их основания новую идеологию.

Структура органов власти и управления по Конституции

В Конституции закреплены основные принципы советской федерации. Она  включила в себя целиком Декларацию прав трудящегося и эксплуатируемого народа, а следовательно, и все статьи о федерации, содержавшиеся в ней. Кроме того, вопросы федеративного устройства нашли отражение в других частях Основного закона.

Статья 11 Конституции Е.И.Козлова, О.Е.Кутафин : Конституционное право РФ - М.,1995. с.73 закрепила то важное положение, что «Советы областей, отличающихся особым бытом и национальным составом, могут объединяться в автономные областные союзы... Эти автономные областные союзы входят на началах федерации в Российскую Социалистическую Федеративную Советскую Республику» Учебник: История отечественного государства и права (часть II ) - М.,1999. с.63.

Таким образом, Конституция вполне четко определила форму федерации  для России -- государство с автономными включениями. Членами федерации являются автономные областные союзы. Их нужно отличать от неавтономных областных объединений, также предусмотренных ст. 11.

В ст. 49 Конституции была определена компетенция высших органов власти РСФСР. Здесь же затрагивались взаимоотношения  центральной власти с областными союзами.

В качестве важнейшего принципа советской  федерации закреплялась добровольность объединения. Статья 2 говорит, что РСФСР  «учреждается на основе свободного союза  свободных наций». Статья 8 отмечает стремление создать «действительно свободный и добровольный... союз трудящихся классов всех наций России». Этот принцип вытекал из национальной программы Коммунистической партии -- права наций на самоопределение вплоть до отделения.

Добровольность объединения народов в РСФСР проявилась уже в начальный период формирования Российской Федерации. Характерной чертой процесса образования первых автономных республик в 1918 г. было, как уже отмечалось, провозглашение их снизу, по непосредственному волеизъявлению самих трудящихся масс, руководимых местными органами партии и Советской власти.

Конституция закрепила национально-территориальный  принцип формирования Российской Федерации. Федерация являлась не самоцелью, а  средством разрешения национального  вопроса. В. И. Ленин подчеркивал, что  Маркс и Энгельс, будучи противниками федерации в принципе, в то же время считали ее «шагом вперед»  в деле разрешения национального  вопроса И.А.Исаев : История государства и права России - М.,1994. с.32.

Национально-территориальный принцип  означает, что членство в федерации  строится на основе выделения определенной территории, компактно населенной людьми той или иной национальности. Практика осуществления этого принципа впоследствии привела к серьезным осложнениям  в государственном строительстве. Однако в условиях 1918 года, как уже  отмечалось, не следовать ему было невозможно.

Конституция РСФСР закрепила сложившуюся  систему органов власти и управления. Высшими органами власти и общего управления являются Всероссийский  съезд Советов, ВЦИК и Совнарком. Конституция упоминает также (ст. 45) о Президиуме ВЦИК, но сколько-нибудь полно его правовое положение  не раскрывает. Органами отраслевого  управления согласно Конституции являются народные комиссариаты, которых теперь стало восемнадцать.

Была зафиксирована и структура  местных органов власти и управления. Органы Советской власти всех степеней были выборными.

 

Права и свободы граждан  по Конституции 1918 года

Статья 10 Основного закона гласила: «Российская республика есть свободное  социалистическое общество всех трудящихся России. Вся власть в пределах Российской Социалистической Федеративной Советской  Республики принадлежит всему рабочему населению страны, объединенному  в городских и сельских Советах».

Конституция допускала лишение  эксплуататоров любых прав, если эти  права используются в ущерб трудящимся. Прямо предусматривалось и два  конкретных случаях такого лишения прав. Статья 65 лишала избирательных прав лиц, прибегающих к наемному труду с целью извлечения прибыли, живущих на нетрудовые доходы, частных торговцев, торговых и коммерческих посредников, некоторые другие категории населения. Статья 19 ограничивала их в праве военной службы, говоря, что право защищать революцию с оружием в руках предоставляется только трудящимся; на нетрудовые же элементы возлагалось отправление иных военных обязанностей.

Характерной чертой советской демократии являлся ее интернационализм. Демократия существует не для одного избранного народа, а для всех граждан независимо от их национальной принадлежности. Этот принцип в наиболее общей форме  был закреплен в ст. 22 Конституции: «Российская Социалистическая Федеративная Советская Республика, признавая  равные права за гражданами независимо от их расовой и национальной принадлежности, объявляет противоречащим основным законам Республики установление или  допущение каких-либо привилегий или  преимуществ на этом основании, а  равно какое бы то ни было угнетение  национальных меньшинств или ограничение  их равноправия».

Этой общей норме соответствовали  две специальные статьи Конституции. Статья 21 предусматривала предоставление убежища иностранцам, преследуемым за политические и религиозные преступления, а на основании ст. 20 все трудящиеся иностранцы могли получить по решению  местных Советов «без всяких затруднительных  формальностей» права российского  гражданства.

Конституция исходила также из принципа равноправия полов, равноправия  женщины с мужчиной. Несмотря на то, что особой статьи об этом в тексте нет, принцип равноправия последовательно  проводится по всему Основному закону. Специально равноправие женщины  с мужчиной подчеркивается в избирательном  праве, где оно имеет особое значение.

Конституция предоставила гражданам  широкий для своего времени круг демократических свобод: свободу  совести (ст. 13), свободу слова и  печати (ст. 14), свободу собраний (ст. 15), свободу объединения во всякого  рода союзы (ст. 16). При этом в законе каких-либо оговорок или ограничений, кроме уже упоминавшихся -- классовых, нет: все свободы предоставляются только трудящимся.

Мы помним, что такие свободы  существовали и до Октября. Они были установлены явочным порядком сразу  после Февральской революции, и  большевики в меру возможности пользовались ими, что помогло, в частности, партийной  пропаганде и организации. Теперь эти свободы закреплялись в конституционном порядке. В этой связи важна и проблема гарантированности названных прав и свобод. Все статьи Конституции, провозглашавшие те или иные свободы, содержали указание на их материальное обеспечение: «В целях обеспечения за трудящимися действительной свободы совести церковь отделяется от государства и школа от церкви...» Каар Э. История Советской России. Большевистская революция 1917-1923 гг. - М.,1990. с.40 (ст. 13); «В целях обеспечения за трудящимися действительной свободы выражения своих мнений Российская Социалистическая Советская Республика уничтожает зависимость печати от капитала и предоставляет в руки рабочего класса и крестьянской бедноты все технические и материальные средства к изданию газет, брошюр, книг...» (ст. 14). Аналогичным образом строятся и следующие статьи.

Действительно, отделение церкви от государства означало раскрепощение  граждан, веками зависевших от церкви, с момента рождения до самой смерти, освобождение детей от непременного религиозного воспитания. Правда, и  сама норма, и особенно негибкая политика властей, сразу привели к конфликту  между церковью и государством. Мирного  сосуществования между ними не получилось, откровенная воинственная оппозиция  церкви новой власти скоро вызвала  репрессии против церковников. А.И. Деникин упоминает и об оборотной  стороне медали: на белогвардейской  территории расстреливали священников, уличенных в сотрудничестве с  советской властью.

Громадной проблемой для левых  партий в дореволюционное время  была практическая реализация свободы  печати. Свобода-то провозглашена была, а издательств, типографий, бумаги не было. Теперь все это было в руках  пролетарского государства.

Даже в годы гражданской войны  реально осуществлялась свобода  слова, причем не только для трудящихся. В Москве, например, действовала Вольная Академия Духовной Культуры, где читали лекции профессора, далекие от марксизма. Так, в 1919/1920 учебном году здесь прочитал свой курс религиозной философии истории Н. Бердяев, раскритикованный В.И. Лениным еще до революции. В названном курсе лектор жестко критиковал марксизм И.А.Исаев : История государства и права России - М.,1994. с.39.

Конституция отразила такую черту  советской демократии как соответствие правам граждан их обязанностей. Перечислив права граждан, Конституция называет и важнейшие их обязанности. Так, ст. 18 Основного Закона РСФСР провозглашает  всеобщую обязанность трудиться, а  ст. 19 -- всеобщую воинскую обязанность.


Информация о работе Конституция РСФСР