Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 09:00, реферат
Начиная с первого дня своего существования, Советское государство издает целый ряд актов конституционного характера. О них говорилось выше. Но формы власти и управления во многом складывались стихийно, в ходе революционного процесса. Чтобы урегулировать этот процесс и закрепить те формы, которые соответствовали главным устоям новой государственности, была необходима официальная Конституция. Ее создание - переломный момент в становлении Советского государства.
Конституция РСФСР 1918 года.
Начиная с первого
дня своего существования, Советское
государство издает целый ряд
актов конституционного характера.
О них говорилось выше. Но формы
власти и управления во многом складывались
стихийно, в ходе революционного процесса.
Чтобы урегулировать этот процесс
и закрепить те формы, которые
соответствовали главным устоям
новой государственности, была необходима
официальная Конституция. Ее создание
- переломный момент в становлении
Советского государства.
По инициативе левых эсеров III Всероссийский
съезд Советов поручил ВЦИК разработать
основные положения Конституции РСФСР
и представить их следующему съезду Советов.
Однако в условиях острого кризиса (срыв
мирных переговоров в Брест-Литовске,
наступление немцев на фронте, усиления
оппозиции левых коммунистов и левых эсеров)
ВЦИК не смог выполнить это поручение.
Была создана межпартийная комиссия (пропорционально
представительству партий во ВЦИК), которая
за три месяца подготовила согласованный
текст проекта Конституции, он был опубликован
3 июля 1918 г. и представлен на утверждение
в ЦК РКП(б) для последующего обсуждения
на V Всероссийской съезде Советов. До
этого материалы комиссии публиковались
в "Известиях ВЦИК", проекты разделов
обсуждались в печати.
Споры в комиссии были принципиальными,
но все же удалось создать гибкий документ,
который не сковывал поиск государственных
форм: основные положения этой Конституции,
несмотря на поправки и дополнения, сохранились
вплоть до 1936 г., в течение 18 очень бурных
лет. Главные противоречия, вызывавшие
споры, были между сторонниками ослабления
центральной власти государства, развития
инициативы местных властей - и теми, кто
стремился к концентрации власти в центре.
Другая плоскость в принципе той же проблемы
касалась типа федерации: одни требовали,
говоря нынешним языком, большего "суверенитета
регионов", другие стремились укрепить,
под новым идеологическим оформлением,
"единую и неделимую" Россию.
Первый набор принципов ("меньше государства"),
отражавший неприязнь синдикализма к
любой государственности, в основном отстаивали
левые эсеры, а также видный работник НКЮ
М.А.Рейснер считавший, что РСФСР должна
стать объединением "трудовых коммун".
За более крепкую государственность стояли
практичные большевики (прежде всего,
И.В. Сталин). Победили практичные соображения,
но сама тема спора предвосхитила многие
будущие противоречия в государственном
строительстве.
10 июля 1918 г. V Всероссийский съезд Советов
принял Конституцию (13). Она закрепила
политическую основу государства - Советы
рабочих, солдатских и крестьянских депутатов.
Было сказано, что в России осуществлена
диктатура пролетариата в форме Республики
Советов.
Раздел "Конструкция Советской власти"
закрепил взаимоотношения органов власти
и управления. В основу советского госаппарата
был положен принцип демократического
централизма. Следует подчеркнуть, что
Конституция наделила орган исполнительной
власти СНК законодательными полномочиями
(так же, как орган Съезда Советов ВЦИК
- исполнительными). Это диктовалось не
только чрезвычайной обстановкой, но и
самой идеей через воссоединение законодательных
и исполнительных функций преодолеть
слабости буржуазного парламентаризма,
задачей которого было найти баланс классовых
интересов. Такого баланса Советская власть
искать не собиралась, поскольку декларировала
себя как "диктатуру пролетариата",
которая по мере своего укрепления приведет
к построению бесклассового общества.
Конституция специально не оговаривала
принципы исполнения судебной функции.
Однако тот факт, что организация судебной
деятельности и контроль за нею возлагался
на НКЮ, ясно показывали ее подчиненность
исполнительному органу.
Эта идея имела теоретическое и идеологическое
обоснование в марксизме. Но по сути утверждение
единой и неделимой власти ("диктатуры
пролетариата") означало неосознанное
восстановление самодержавного государства
в его соборном, советском образе. Значение
этого решения было исключительно важным
- все развитие советской государственности
направлялось на путь, отвергающий главный
принцип либерального государства гражданского
общества, принцип разделения властей
(14).
Реальная проблема становления Советского
государства состояла в том, что Советы
возникали стихийно, без четко очерченных
функций и полномочий, на заводах и в деревнях.
Мелкие Советы были образцом прямой демократии
(например, в фабричный Совет входили все
рабочие фабрики). Крупные Советы состояли
из представителей граждан или рабочих.
Какое-то время такие Советы даже называли
"совдепами" - в отличие от просто
Советов.
Действия Cоветов были независимы, никем
не регулировались и с точки зрения нормального
государственного управления часто были
разрушительны. Некоторые местные Советы,
например, не считали себя связанными
решением IV Всероссийского съезда Советов,
который ратифицировал мирный договор
с Германией, не признавали Брестский
мир и считали себя в состоянии войны с
Германией. Таким образом, создание Конституции
являлось острейшей необходимостью.
Превращение Советов в систему государственной
власти было сложной и совершенно новой
задачей. Конституция, которая и должна
была эту задачу решить, сумела отразить
существующее противоречие и оставить
открытыми пути его решения: "вся власть"
принадлежит Советам, но "верховная
власть" - центральным органам, полномочия
которых Конституция не ограничила, а
лишь иллюстрировала перечнем "вопросов
общегосударственного значения". А
дальше следовала статья, которая предупреждала,
что "сверх перечисленных вопросов
ведению Всероссийского съезда Советов
и Всероссийского Центрального Исполнительного
Комитета подлежат все вопросы, которые
они признают подлежащими их разрешению".
Задача превращения местных Советов в
звено единой системы, в обычные органы
местной власти, решалась во многом через
статьи о бюджете и налогах, которые фактически
устанавливали финансовую монополию центральной
власти. Эти статьи недаром вызвали острые
споры, в них резонно видели ликвидацию
лозунга "Вся власть Советам!" (15).
Конституция утвердила важнейшие мероприятия
Советского государства в области экономики:
национализацию банков и земли; введение
рабочего контроля как первого шага к
национализации заводов и транспорта;
аннулирование внешних займов, заключенных
до революции. Конституция отразила федеративный
принцип государственного устройства
РСФСР.
Конституция провозгласила классовую,
пролетарскую демократию - для трудящихся.
Иными словами, она не признала формального
равенства прав (хотя имевшиеся в царской
России сословные различия были отменены
и устанавливалась единая категория граждан).
Ряда гражданских прав были лишены около
5 млн. человек. В отдельной статье давалось
оправдание этой дискриминации как временной
меры, предотвращающей "ущерб интересам
социалистической революции".
Ставилась задача предоставить трудящимся
"полное, всестороннее и бесплатное
образование". Признавались равные
права граждан независимо от их расовой
и национальной принадлежности. Церковь
отделялась от государства и школа от
церкви, а свобода религиозной и антирелигиозной
пропаганды признавалась за всеми гражданами
(16). В Конституции нет права на труд, отдых,
образование и т.д., поскольку было решено
записать в нее лишь те права, которые
в тех условиях могли быть осуществлены.
Была некоторая дискриминация в избирательном
праве рабочих и крестьян: на Всероссийский
съезд Советов в городах избирался один
делегат от 25 тыс. избирателей, а в деревне
- от 125 тыс. жителей. Это было сделано, чтобы
не менять привычные методы расчета, по
которым раньше избирались на раздельные
съезды: один - рабочих и солдатских, а
другой - крестьянских депутатов (правда,
раньше от крестьян был один делегат от
150 тыс. жителей).
Выборы во все звенья Советов, кроме городских
и сельских, были многостепенные, непрямые.
Правом избирать и быть избранными в Советы
пользовались трудящиеся, достигшие ко
дню выборов 18 лет, независимо от вероисповедания,
национальности, пола, оседлости и т.п.
Этим правом пользовались и военнослужащие.
Избиратели имели право отозвать избранного
депутата.
Конституция наметила программные задачи
на переходный период от капитализма к
коммунизму: уничтожение эксплуатации
человека человеком, беспощадное подавление
сопротивления эксплуататоров, устранение
деления общества на классы, построение
социализма.
Создавшаяся система Советского государственного устройства отвечала главной потребности - созданию социалистического общества, основанного на государственной собственности на средства производства.
В соответствии с этим вся система Советов строилась по принципу демократического централизма, т.е. подконтрольность тех органов, которые были созданы Советами, перед депутатами этих Советов, а их самих перед
избирателями. Если в смысле централизма Советы в период гражданской войны преуспели, сложившись в единую централизованную систему, то в смысле демократизма им явно не повезло, что объяснялось не в последнюю очередь низкой политической культурой трудящихся. В отчетном докладе IX съезду РКП В.И. Ленин констатировал, что Советы превратились из органов управления через трудящихся в органы управления для трудящихся.В первой половине 1918 г. система Советской государственности приобрела следующий вид.Высшими органами государственной власти являлись Всероссийские съезды Советов.В промежутках между съездами их функции выполнял Всероссийский центральный исполнительный комитет (не свыше 200-х человек).
Исполнительным органом ВЦИК был его Президиум, который избирался в составе 1/10 всех его членов, и проводил в жизнь постановления ВЦИК. С февраля 1918г. стал практиковаться созыв объединенных заседаний Президиума ВЦИК и СНК.Нормативные акты ВЦИК принимал по результатам голосования, представляя собой,
таким образом, мобильную часть (более узкий) состав Всероссийского съезда.Совет Народных комиссаров (СНК) был высшим органом власти и государственногоуправления - правительством страны, подотчетным Всероссийскому съезду и ВЦИК.
Законодательные акты СНК обязан был передавать на рассмотрение ВЦИК, имея права издавать декреты только в случаях не терпящих отлагательства. Таким образом, СНК в период гражданской войны был особым органом соединявшем в себе законодательные и исполнительно-распорядительные функции. Члены СНК (наркомы) стояли во главе отраслевых наркоматов, заменивших прежние отраслевые министерства.
На правах наркоматов действовал Всероссийской Совет рабочего контроля преобразованный в середине 1918 г. в наркомат Госконтроля.Также на правах наркомата действовал Высший Совет народного хозяйства
Высшим органом Совета был пленум, исполнительным - президиум.Совет курировал важнейшие отрасли хозяйства возглавляемые входившими в негоГлавками. Первоначально же работа велась через отделы, входившие в ВСНХ,которые к 1920 г. были вытеснены Главками.Органами государственной власти на местах являлись местные областные губернские, уездные, волостные и сельские Советы г. Наркоматом внутренних дел, курировавшим советское строительство, была выпущена инструкция о правах и обязанностях Советов, согласно которой Советы объявлялись высшими органами власти в пределах подконтрольных им территорий,
и обязаны
были подчиняться решениям вышестоящих
Советов.На общих собраниях Советов ставились
вопросы местного управления, каждый член
Совета должен был привлекаться к выполнению
определенной государственной работы
и делать отчеты перед избирателями не
реже 1 раза в 2 недели. Для решения отраслевых
вопросов при Советах действовали постоянные
комиссии(например: планово-бюджетная,
аграрная, агитационно-просветительная,
низовых органов.При исполнительных комитетах Советов создавались отраслевые отделы или
комиссариаты
.Местные Советы имели право взимать в свою пользу местные налоги и облагатьчрезвычайной контрибуцией имущих лиц. При Советах создавались Советы народного хозяйства Совнархозы, находившиеся под двойным подчинением - ВСНХ и местных Советов.
Помимо создания органов государственного управления, в этот период
создавались и чрезвычайные органы в лице Военно-революционных комитетов (ВРК)
и Комитетов бедноты - Комбеды.
ВРК - были сформированы при губернских, уездных и волостных Советов. С целью установления власти последних и подавления сопротивления, от кого бы оно не исходило. С выполнением своих функций декретом от 05.12.17 г. Были упразднены.
Комбеды - были сформированы из деревенской бедноты в июне 1918 года с целью углубления аграрной революции в деревне и нивелирования имущественного расслоения и социальной дифференциации сельских жителей. Встретили яростное сопротивление в деревне и в октябре 1918 г. были отменены декретом ВЦИК.
Введение комбедов, например, в казачьих областях было бы самоубийственным.Для борьбы с государственными преступлениями декретом СНК 7 декабря была создана
- Всероссийская чрезвычайная комиссия по борьбе с контрреволюцией и саботажем. В задачи ВЧК входило пресечение контрреволюционной и саботажной политики и действий на территории страны, со стороны кого бы они не исходили. В компетенцию комиссии входили также функции правосудия в виде предания суду
революционного
трибунала виновных лиц, право внесудебных
репрессий, в том числе расстрелов
и конфискации имущества.В структурном
отношении ВЧК подразделялись на отделы:организационный;
Одним из первых решений II съезда Советов рабочих и солдатских депутатов было создание Комитета по военным и морским делам. Вслед за этим началась чистка офицерского корпуса армии, устранявшая офицеров не разделявших идеологиюнового правительства, либо препятствовавшей ей.16 декабря 1917 г. СНК принял
декреты "Об уравнении всех военнослужащих в правах" и "О выборном начале и об
организации
власти в армии".
Российская Советская республика возникла как унитарное государство. Однако в решениях уже II съезда Советов был заложен принцип самоопределения наций.
Третий Всероссийский съезд Советов в январе 1918 г. провозгласил федеративное устройство Российской Советской республики, приняв декларацию прав трудящегося и эксплуатируемого народа.Формирование Российской Федерации началось в начале 1918 г. Формы тех или иных республик принимались на основе свободного волеизъявления населения конкретных национальных районов. Первоначально в момент возникновения РСФСР внутри ее сложилась форма - автономии - автономная республика, во 2-й
половине 1918 г. возникла новая форма - автономная трудовая коммуна; а в 1920г. - автономная область. Наиболее высокая форма автономии – автономная республика (АССР) - представляет собой государство. Специфическим для еегосударственного механизма является наличие органов власти и управления, по
названиям и функциям сходными со Всероссийскими. Она имеет свою правовую систему, Конституцию. Правовой статус АССР за годы гражданской войны изменялся. В 1918 г. некоторые автономные республики имели вооруженные силы,участвовали во внешних сношениях - дипломатических и внешнеторговых,
управляли транспортом, осуществляли денежную эмиссию.В 1919 г. такая деятельность постепенно свертывалась, а в 1920 г. эти функциибыли переданы общероссийским органам.От АССР по правовому статусу отличалась трудовая коммуна и автономная область, которые имели все права наиболее крупной в годы гражданской войны
административной единицы - губернии (областные единицы, объединявшие по несколько губерний, в годы централизации государственного управления были ликвидированы в начале осени 1918 г.). Но в отличие от губернии национальныетрудовые коммуны и автономные области были национально-государственными