Конституционные акты Английской революции XVII в

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2012 в 22:08, практическая работа

Описание работы

Начинается конституционный этап революции. Долгий парламент в 1641 г. принял три важных акта:
"трехгодичный акт", предусматривавший созыв парламента каждые три года независимо от воли короля;
билль о нераспускаемости существующего парламента без его согласия;

Работа содержит 1 файл

таблица англ. рев. 17 века.docx

— 24.87 Кб (Скачать)

Таблица. Конституционные акты Английской революции XVII в.

1640-1642 гг. -  конституционный этап

Начинается конституционный этап революции. Долгий парламент в 1641 г. принял три важных акта:

  • "трехгодичный акт", предусматривавший созыв парламента каждые три года независимо от воли короля;
  • билль о нераспускаемости существующего парламента без его согласия;
  • Великая Ремонстрация, содержавшая обширный (204 статьи) перечень злоупотреблений короны и отражавшая интересы буржуазии и нового дворянства. Ее основу составляли вопросы об обеспечении собственности на землю и защите движимого имущества от притязаний короны, о свободе торговли и предпринимательской деятельности, о прекращении религиозных преследований и финансового произвола, о политической ответственности должностных лиц перед парламентом; выдвигались также требования произвести реформацию церкви.

В это же время восстали ирландцы, стремившиеся к уравниванию в  правах с англичанами, и парламент  не дал королю возможности командовать  войском, отправляемым в Ирландию, чтобы  король не смог обратить эти войска против самого парламента. Одновременно члены парламента из пуритан повели открытое нападение на епископальную англиканскую церковь, которой так дорожил король. Отношения настолько обострились, что привели в 1642 г. к вооруженному столкновению. Новая политическая ориентация парламента воплотилась также в документе "19 предложений", с которым парламентарии обратились к королю 2 июня 1642 г.. В документе предусматривалась ответственность министров перед парламентом, в нем o6cyждался также вопрос о реформе церкви, о предоставлении napламенту возможности контролировать внешнюю и внутреннюю политику, наблюдать за воспитанием королевских детей, о предоставлении парламенту права вето при назначении пэров. По сути дела речь велась о варианте установления конституционной монархии, однако сам король увидел в этих предложениях намерение лишить его реальной власти.

Отказ короля принять "19 предложений" привел к обострению конфликта с парламентом, перекинувшегося в общество, и, кроме того, к возникновению нового очага конфликта между радикальными пуританскими группировками и умеренным крылом в лице парламентских лидеров (пресвитериан).

1642-1649 гг. - гражданская война

Король объявил войну парламенту в августе 1642 г. В 1643 г. Кромвель вводит "новую модель" организации армии, которая послужила прообразом Голландии. Затем он принял активное участие в гражданской войне и был осужден уже палатой лордов.  Первым документом, излагающим политическую платформу армии, стала Декларация армии, направленная в парламент 15 июля того же года. . В документе провозглашалось право армии защищать вольности народа, требование о роспуске Долгого парламента и его очищении от недостойных лиц. Подтверждалось как необходимое условие ограничение срока деятельности парламента тремя годами, лишение короля права на роспуск парламента по своему усмотрению, обеспечение религиозной свободы, признание права на подачу петиций. Говорилось также о необходимости обеспечить контроль общества над государственными расходами, и с этой целью предлагалось организовать печатание финансовых отчетов.

В следующем документе армии — манифесте Основы предложений, исходящих от армии, от 1 августа 1647 г. предлагалось созывать парламент раз в два года, формулировались новые начала представительства в  парламент (принцип равенства или пропорции в представительстве графств и других подразделений королевств, учет уплаты налогов для кандидатов, свобода выборов).  Левеллеры представили свою программу в двух проектах. Первый из них под названием Правдивое изложение требований армии был представлен 18 октября, через полтора месяца после манифеста "Основы предложений". В нем предлагалось ввести всеобщее избирательное право (для мужчин), наделить нижнюю палату всей полнотой власти и созывать парламент каждые два года. Наличие в армейских кругах двух политических платформ — грандов (высшие офицерские слои) и левеллеров (средний и младший состав) — свидетельствовало об обострении внутренних противостояний и размежевании в армии и обществе. Кромвель и его сторонники считали проект левеллеров невыполнимым, поскольку он противоречит традициям и характеру английскому (на самом деле левеллеры взывали и к традициям, в частности к "примеру наших предков, кровь которых часто текла напрасно для восстановления вольностей"). Период второй, более короткой и победоносной для пуритан гражданской войны приходится на 1648—1649 гг. Армия роялистов была окончательно разгромлена в мае — августе. В декабре месяце по приказу Кромвеля проведена "чистка" Долгого парламента от умеренного и соглашательского крыла пуритан. На стороне парламента выступили экономически развитые юго-восточные графства во главе с Лондоном, на стороне короля - сравнительно отсталые графства севера и запада. Были созданы регулярные армии. Нерешительная политика "умеренного" большинства парламента - пресвитериан - привела к тому, что парламентская армия потерпела поражение в первом же сражении. В этот критический момент развернулось массовое крестьянское движение в деревне и плебейское - в городах, отзвуком которого в парламенте и армии была революционно-демократическая линия индепендентов, которых возглавлял О. Кромвель. Новое дворянство (джентри) и буржуазия считали революцию в основном законченной. : их главные цели были достигнуты. Ордонанс от 24 февраля 1646г уничтожил рыцарское держание и все, вытекавшие из него повинности в пользу короны; тем самым крупные землевладельцы присвоили право буржуазной частной собственности на земли, которые были до того лишь их феодальной собственностью. В промышленности и торговле с уничтожением монопольных прав частично возобладал принцип свободной конкуренции; было приостановлено действие законодательства против огораживаний. Вся тяжесть налогов на военные нужды переложена на плечи трудящихся.

В этих условиях народные массы взяли  революционную инициативу в свои руки. Они не только сорвали все  планы удушения революции, но и сделали  попытку повернуть ее в демократическое  русло. Из партии индепендентов выделилась самостоятельная партия "уравнителей" - левеллеров (руководители Дж. Лилберн и другие).

Вторая гражданская война, вспыхнувшая  весной 1648г, вынудила индепендентов  временно искать примирения с левеллерами. Но принятие "грандами" значительной части программы левеллеров означало, что социальная программа левеллеров. Выразителями интересов народных низов в период высшего подъема революции стали так называемые истинные левеллеры - диггеры, которые требовали уничтожения копигольда и власти лендлордов, превращения общинных угодий в общую собственность бедных. Разгром мирного движения диггеров за коллективную обработку общинной пустоши (1650г) означал окончательную победу антидемократического курса в решении аграрного вопроса.

1649-1653 - период республики

В этот период происходит дальнейшая борьба за власть и влияние, в корой все большими властными возможностями пользуются Кромвель и его сторонники. Этому во многом способствовали успехи республиканской армии в усмирительных и аннексионистских мероприятиях в Ирландии и Шотландии, а также поощрительные меры в области расширения торговли, промышленности и мореплавания.

В Акте о поощрении и регулировании  торговли и промышленности от 1 августа 1650 г. говорилось о поручении Постоянному совету из небольшого числа комиссаров заняться вопросами "возможно более подходящего и равномерного распределения промышленности и торговли во всех частях страны''.

1653-1658 - протекторат Кромвеля (военная  диктатура)

была направлена на подавление национально-освободительного восстания ирландского народа, в  Ирландии завершилось перерождение революционной армии; здесь была создана новая земельная аристократия, ставшая оплотом контрреволюции в самой Англии. . Антидемократический  курс в решении аграрного и  национального вопроса сузил  социальную базу республики. Единственной ее опорой осталась армия наемников, содержавшаяся за счет народных масс. Разгон "охвостья" Долгого парламента и неудачный для "грандов" опыт с Малым (Бербонским) парламентом (1653г), который неожиданно для его создателей стал на путь социальных реформ (отмена десятин, введение гражданского брака  и т. п.), проложили путь режиму военной  диктатуры - протекторату (1653-1659г) Кромвеля.

Вскоре после смерти Кромвеля (3 сентября 1658г) этот режим потерпел крушение.

1688 – 1689 «Славная революция»

В 1660г совершилась реставрация  Стюартов, которые согласились санкционировать  основные завоевания буржуазной революции, обеспечивавшие буржуазии экономическое  господство. Переворот оформил компромисс между буржуазией, получившей с этих пор доступ к государственной власти, и земельной аристократией. Сущность нового компромисса заключалась в том, что политическая власть как в центре, так и на местах оставалась в руках землевладельцев, обязующихся соблюдать интересы буржуазии.

Коронация Вильгельма произошла  в 1689 году. И тогда же им был подписан акт, который сделался юридической  основой английской конституционной  монархии. Этот акт был одновременно с тем договором между королем и английскими правящими классами. Известен он под названием «Билля о правах». Билль о правах начинается с перечисления нарушений законов, допущенных Яковом II.

А его основные положения состоят  в следующем:

а) всякий закон и всякий налог  исходят только от парламента;

б) никто, кроме парламента, не может  освобождать из-под действия закона, отменять закон или приостанавливать его;

в) узаконяется свобода прений в  парламенте, свобода петиций, гарантируется частый и регулярный созыв палат;

г) парламент определяет состав и  численность армии на каждый данный год и выделяет для этого средства.

Далее указывается, что король не вправе без согласия парламента приостанавливать действие законов, освобождать  кого бы то ни было из-под их действия, разрешать какие-либо изъятия из законов. Король не может взимать  сборов в свою пользу без согласия парламента. Набор и содержание войска возможно лишь с согласия парламента. Выборы в парламент должны быть свободными. В парламенте обеспечивается свобода слова, прений; преследование за выступление в парламенте запрещается. Подданные короля имеют право обращаться к нему с ходатайствами, и никого нельзя преследовать за такие ходатайства.

Запрещается требовать чрезмерных залогов, штрафов, не применять наказания, не предусмотренные законом.

Итак, Билль о правах определил  положение парламента в системе  органов власти и, вручая ему широкие  полномочия в области законодательства, провел, правда, не очень четко границу  между исполнительной и законодательной  ветвями власти. Король наряду с  парламентом участвует в законодательной деятельности, ему принадлежит право абсолютного вето. Кроме того, у короля остается значительная исполнительная и судебная власти.





Информация о работе Конституционные акты Английской революции XVII в