Консервати́зм

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2011 в 14:58, доклад

Описание работы

Консервати́зм (фр. conservatisme, от лат. conservo — сохраняю) — идеологическая приверженность традиционным ценностям и порядкам, социальным или религиозным доктринам. В политике — направление, отстаивающее ценность государственного и общественного порядка, неприятия «радикальных» реформ и экстремизма. Во внешней политике ставка на укрепление безопасности, применение военной силы, поддержку традиционных союзников, во внешнеэкономических отношениях — протекционизм.

Работа содержит 1 файл

Консервати́зм.docx

— 24.86 Кб (Скачать)

Консервати́зм (фр. conservatisme, от лат. conservo — сохраняю) — идеологическая приверженность традиционным ценностям и порядкам, социальным или религиозным доктринам. В политике — направление, отстаивающее ценность государственного и общественного порядка, неприятия «радикальных» реформ и экстремизма. Во внешней политике ставка на укрепление безопасности, применение военной силы, поддержку традиционных союзников, во внешнеэкономических отношениях — протекционизм.

В консерватизме  главной ценностью принимается  сохранение традиций общества, его  институтов, верований и даже «предрассудков».

В качестве идеологии  сформировалось как реакция на «ужасы Французской революции» (памфлеты Эдмунда  Бёрка (1729—1797)). Противостоит либерализму, требующему экономических свобод и социализму, требующему социального равенства. В список основателей консерватизма, помимо Бёрка, входят французский иезуит Жозеф де Местр (1753—1821) и австрийский канцлер Клемент Меттерних (1773—1859).

Следует отличать от ретроградства как от стремления вспять и враждебности к нововведениям, и от традиционализма. Современный  консерватизм (неоконсерватизм) иногда оказывается даже более гибким и  подвижным, чем другие политические течения. Примеры — реформы Рейгана  в США, реформы Тэтчер в Великобритании. Консерватизм — направление в политике, отстаивающее существующий государственный и общественный порядок, в противоположность либерализму, требующему необходимых улучшений и реформ… (Брокгауз и Ефрон)

Консерватизм  — приверженность ко всему устаревшему, отжившему, косному; враждебность и  противодействие прогрессу, всему новому, передовому в… (БСЭ)

Консерватизм  — идеологическая ориентация и политическое движение, противостоящие социальным изменениям, отстаивающие сохранение традиционных ценностей и порядков. лат. («Общественные науки» от Глоссарий.ру)

Консерватизм  — принцип осмотрительности —  общепринятый принцип бухгалтерского учета, предполагающий определенную степень  осторожности в формировании суждений, необходимых в производстве расчетов в условиях… («Экономика и финансы» от Глоссарий.ру)

Консерватизм  — совокупность разнородных идейно-политических и культурных течений, опирающихся  на идею традиции и преемственности  в социальной и культурной жизни. В ходе истории консерватизм приобретал различные формы, но в целом для  него характерны приверженность к существующим и устоявшимся социальным системам и нормам, неприятие революций  и радикальных реформ, отстаивание  эволюционного, самобытного развития общества и государства. В условиях социальных перемен консерватизм проявляется  в осторожном отношении к слому  старых порядков, восстановления утраченных позиций, в признании ценности идеалов  прошлого. Впервые термин «консерватизм» употреблен Ф. Шатобрианом; обозначал  концепции, выражающие идеологию аристократии периода Французской революции  конца XVIII в. (Э. Берк, Ж. де Местер, Л. Бональд). В период утверждения капитализма консерватизм на Западе противостоял либерализму и социализму.

Является одной  из четырех так называемых базовых  идеологий (то есть имеющих за собой  традицию и продолжающих «работать» сегодня) демократизм, либерализм, социализм  и консерватизм. «Лозунгом социализма служит всеобщее равенство. Лозунгом демократизма — полноправное членство. Либерализма  — индивидуальная свобода. Консерватизма  — традиционное единство» Консерватизм в Англии

 

Консерватизм  в Англии, в последующем именуемый  торизм, возник в период Реставрации (1660—1688). Он основывался на иерархии людей в обществе, во главе которого стоит монарх, обладающий неограниченной властью. Однако, произошедшая Славная  революция, главными задачами которой  были установление конституционной  формы правления, привела к иной формулировке торизма. Сейчас основой  торизма является суверенитет, закрепленный в 3-х сословиях: королевская семья, палата лордов и палата общин. Историки консерватизма считают основоположниками  консерватизма Ричарда Хукера и Эдмунда Бёрка — ведущего раннего теоретика. Маркиз Галифакс одобрял его прагматизм, Дэвиду Юму импонировало то консервативное недоверие, с каким Хукер относился к рационализму в политике. Но позже их обвинили в предвзятом подходе к выбору защищающих консерватизм авторов.

Так, Хукер родился задолго до возникновения консерватизма, Галифакс не принадлежал к какому-либо политическому течению, Юма политика не интересовала, а Бёрк и вовсе был либералом. Бёрк выступал за эмансипацию католиков и по этой причине в XIX веке консерваторы отошли от его теорий, теперь их вдохновляли идеи Болингброка. Джона Ривза также не принимали во внимание. Консерваторы негативно отнеслись к поддержке американской революции Берком, которую затем раскритиковал Сэмюэл Джонсон.

Консерватизм  развился из роялизма и укоренился в Англии в период Реставрации. Роялисты поддерживали абсолютную монархию, развивая теорию божественного происхождения  королевской власти. Они отвергали  теорию, что независимость исходит  от народа, власти парламента и свободы  вероисповедания. Еще до гражданской  войны в Англии Роберт Филмер написал сочинение «Патриарх: или власть королей», это и стало формулировкой их доктрины. После Славной революции 1688 года, консерваторы, известные как тори, признали, что суверенитет держится на трёх сословиях: королевской семье, палате лордов и палате общин. Но во время длительного правления вигов британский консерватизм отошел на дальний план. В качестве главной политической силы вновь вернулась уже переименованная в 1830-х годах консервативная партия, совместив в себе непростой союз аристократов и рыночных капиталистов.

Эдмунд Бёрк был личным секретарем маркиза Рокингема и официальным памфлетистом рокингемской стороны партии Вигов. В конце XVIII века совместно с тори они образовали партию консерваторов Соединенного Королевства. Взгляды Бёрка представляли собой смешение консерватизма и либерализма, с разницей в том, что идеи в тот период времени существенно отличались от популярной концепции настоящих дней. Он поддерживал американскую революцию, но презирал жестокость французской. Бёрк допускал либеральные идеалы частной собственности и экономики Адама Смита, но считал, что экономика должна подчиняться консервативной социальной этике, что над капитализмом должны стоять социальные традиции средних веков, а во главе делового класса должна находиться аристократия. Он настойчиво утверждал, что нормы морали произошли из аристократических традиций средних веков, и принимал аристократию как прирожденного лидера государства. Бёрк понял, что парламент обладает большей информацией по сравнению с назначенными исполнительной властью комитетами, а это ведёт к ограниченности власти короны.

Оказывая поддержку  государственной церкви, он учитывал степень веротерпимости. Бёрк оправдывает социальный порядок на основе традиций.

Произошедший  в XIX веке конфликт между торговцами и аристократией расколол британское консервативное движение надвое: на тех, кто призывал к возвращению к  средневековым идеалам и тех, кто выступал за невмешательство  государства в экономику частного сектора. Хотя консерваторы препятствовали проникновению среднего класса в  парламент, в 1834 году они признали провал реформы избирательной системы и обязались в дальнейшем оказывать поддержку реформам при условии, если те не подорвут институт церкви и государства. Новые принципы были заявлены в предвыборной речи сэра Роберта Пиля. Историки рассматривают этот Темворский манифест как основной аргумент новой партии консерваторов.

Некоторые консерваторы сокрушались о том, что время  земледельцев, когда положение низших сословий обязывало уважать высшие, прошло. Они рассматривали англиканскую церковь и аристократию в качестве залога экономического здоровья нации. Они работали над законопроектом об улучшении городских жилищных условий и условий труда. Позже  он будет назван Демократия Тори».

Со времен Бёрка между традиционным аристократическим консерватизмом и зажиточным классом сохранялась напряжённость.

К концу XIX века либеральная партия Великобритании присоединила к себе консерваторов, создав партию торговли и коммерции. В США консерватизм получил свое развитие после Второй мировой войны, когда Рассел Кирк и другие писатели открыли для себя тот факт, что американский консерватизм основан на идеях Эдмунда Бёрка. Однако не многие писатели восприняли его в качестве подлинного и рассматривали лишь как разновидность либерализма. Консерватизм в России

 Круглый стол  Государственно-патриотического клуба  «Единой России», посвященный российскому консерватизму

В Российской Федерации  крупнейшая партия страны, Единая Россия, в 2009 году официально провозгласила  своей идеологией «российский консерватизм»[1], также взяв курс на консервативную модернизацию по примеру послевоенной Германии и Японии. По мнению политолога Иосифа Дискина, председатель «Единой России» Владимир Путин видит свое родство с русским либерал-консерватором начала XX века, премьер-министром Петром Столыпиным.

Политолог Леонид Поляков полагает, что консерватизм представляет собой «ключ к пониманию  России», и от политической эффективности  партийно сложившегося российского  консерватизма зависит будущее страны.[2]

Основной площадкой  формирования идеологии современного российского консерватизма с 2005 года выступает Центр социально-консервативной политики (ЦСКП). В понимании экспертов  ЦСКП, "консерватизм представляет собой  не «репрессивную» идеологию, не апологетику  государственного и нормативного порядка  как самоценности, а есть идеология, признающая человеческую личность в ее подлинном достоинстве и значении. Именно антропологические основы консерватизма, апелляция к духовному пониманию сущности и предназначения человека являются тем центральным обстоятельством, в связи с которым стоят все иные аспекты идеологии консерватизма. Таким образом, при всей своей многозначности, привязанности к конкретно-историческим и культурным контекстам, в целом консерватизм от «не-консерватизма» отличает: признание существования (наряду с природно-материальными) вечных духовных оснований человеческого и общественного бытия, стремление к практической реализации требований к человеку, обществу и государству, вытекающих из признания существования их духовных оснований. Наиболее распространенное ныне определение консерватизма как идеологической позиции, признающей ценность исторического опыта в контексте современности и задач общественного развития, является в целом справедливым, но недостаточным. Подлинный консерватизм ценит и использует исторический опыт, однако подходит к нему селективно, на основании критериев «надвременного», «вечностного» плана, каковыми выступают определенным образом понятые, концептуализированные «духовные основы общества» (С.Л. Франк) Консерватизм в других странах

В зависимости  от страны, курс и цели консервативных политических партий разнятся. Как  консерваторы, так и либералы выступают  за частную собственность, в оппозицию  коммунистам, социалистам и партии зелёных, поддерживающим общественную собственность и внедрение законов, требующих социальной ответственности  со стороны собственников. Главным  образом, разногласия между консерваторами и либералами возникают на почве  вопросов общественной значимости. Консерваторы не принимают несоответствующее  социальным нормам поведение. Долгое время  консервативные партии боролись за ограничение  права голоса не христиан, женщин и  представителей других рас. Современные  консервативные партии часто противопоставляют  себя либералам и лейбористам. Для  Соединённых Штатов употребление термина  «консервативный» является специфичным. Бельгия, Дания, Исландия, Финляндия, Франция, Греция, Люксембург, Нидерланды, Норвегия, Швеция, Швейцария и Соединённое Королевство сумели сохранить жизнеспособные консервативные партии в 1980-х. В таких же странах, как Австралия, Германия, Израиль, Италия, Япония, Мальта, Новая Зеландия, Испания и США, консервативных партий не было, хотя существовали партии правого толка — христианские демократы или либералы. В Канаде, Ирландии и Португалии партии правых это Прогрессивно-консервативная партия Канады, Фианна Файл, Финне Гэл и Прогрессивные демократы в Ирландии, и Социал-демократическая партия Португалии. С тех пор Швейцарская народная партия примкнула к правым радикалам и больше не считается консервативной. Клаус фон Байме, разработавший метод классификации партий, обнаружил, что ни одну современную партию на Западе нельзя считать консервативной, хотя коммунистические и прокоммунистические партии имели много сходных черт с консерватизмом. В объединенной либералами и радикалами Италии во время Рисорджименто именно либералы, а не консерваторы образовали партию правых. В 1980 в Нидерландах консерваторы объединились в Христианскую демократическую партию. Консерватизм в Австрии, Германии, Португалии и Испании был видоизменён и включён в фашизм или крайне правое течение. В 1940 году все японские партии объединены в единую фашистскую партию. После окончания войны японские консерваторы сразу вернулись в политику, но большинство из них были освобождены от государственной деятельности. Отсутствие консерватизма в Австралии и Соединенных Штатах Луис Харц считал результатом того, что их колонии считаются частью либеральной либо радикальной Великобритании. Хотя Харц утверждал, что на англоязычную Канаду оказывалось незначительное консервативное влияние, более поздние исследователи заявляли, что именно отвергавшие американскую революцию лоялисты распространили идеологию тори в Канаде. Харц объяснял консерватизм в Квебеке и Латинской Америке как результат первых поселений в виде феодальных общин. Американский писатель-консерватор Рассел Кирк предположил, что консерватизм был распространен в США и представил американскую революцию в качестве «консервативной». В течение длительного времени консервативная элита правила латиноамериканским народом. В большей степени это было достигнуто с помощью контроля и поддержки институтов гражданского общества, церкви и вооружённых сил, чем политических партий. Обычно церковь освобождалась от уплаты налогов, а церковнослужители были защищены от правового преследования. Там, где консервативные партии были ослаблены либо не существовали, консерваторы все больше полагались на военную диктатуру в качестве предпочтительной формы правления. Однако те страны, в которых элита сумела найти поддержку консервативным партиям в обществе, пришли к политической стабильности. Чили, Колумбия и Венесуэла — примеры стран с сильными консервативными партиями. В Аргентине, Бразилии, Сальвадоре и Перу консерватизм не существовал совсем. После гражданской войны в 1858—1863 консервативная партия Венесуэлы перестала существовать. Чилийская консервативная партия — Национальная партия — была распущена после военного переворота в 1973 и не возродилась даже после возвращения к демократии. Консервативный Национальный союз управлялся альянсом бизнес-элиты, состоящей из англоязычных канадцев, и католической церкви провинции Квебек в период с 1936 по 1960. Это время, именуемое «Великой тьмой», завершилось Тихой революцией, и партия окончательно распалась.

Информация о работе Консервати́зм