Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2012 в 18:34, статья
Судя по владению аристократическими искусствами, Конфуций был потомком знатного рода. Он был сыном 63-летнего чиновника Шу Лянхэ (叔梁纥 Shū Liáng-hé) и семнадцатилетней наложницы по имени Янь Чжэнцзай (颜征在 Yán Zhēng-zài).
Конфу́ций
(кит. 孔子
Кун-Цзы, реже кит. 孔夫子 Кун Фу-Цзы, латинизировано
как Confucius; тж. Цю 丘 и Чжун Ни 仲尼, ок. 551 до н. э., Цюйфу
— 479 до н. э.) — древний мыслитель и философ
Китая. Его учение оказало глубокое влияние
на жизнь Китая и Восточной Азии, став
основой философской системы, известной
как конфуцианство. Настоящее имя — Кун
Цю (孔丘
Kǒng Qiū), но в литературе часто именуется
Кун-цзы, Кун Фу-Цзы («учитель Кун») или
просто Цзы — «Учитель». И это не случайно:
уже в возрасте немногим более 20 лет он
прославился как первый профессиональный
педагог Поднебесной. До победы легизма
школа Конфуция была только одним из многих
направлений в интеллектуальной жизни
Воюющих Царств, в период, известный под
названием Сто школ. И только после падения
Цинь возрождённое конфуцианство достигло
статуса государственной идеологии, который
сохранился до начала XX в., лишь временно
уступая место буддизму и даосизму. Это,
естественно, привело к возвеличиванию
фигуры Конфуция и даже её включению в
религиозный пантеон.
Судя
по владению аристократическими искусствами,
Конфуций был потомком знатного рода.
Он был сыном 63-летнего чиновника
Шу Лянхэ (叔梁纥
Shū Liáng-hé) и семнадцатилетней наложницы
по имени Янь Чжэнцзай (颜征在 Yán Zhēng-zài). Чиновник
вскоре скончался, и, опасаясь гнева его
законной супруги, мать Конфуция вместе
с сыном покинула дом, в котором он родился.
С раннего детства Конфуций много работал
и жил в бедности. Позже пришло сознание,
что необходимо быть культурным человеком,
поэтому он начал заниматься самообразованием.
В молодости служил мелким чиновником
в царстве Лу (Восточный Китай, современная
провинция Шаньдун). Это было время заката
империи Чжоу, когда власть императора
стала номинальной, разрушалось патриархальное
общество и на место родовой знати пришли
правители отдельных царств, окружённые
незнатными чиновниками.Крушение древних
устоев семейно-кланового быта, междоусобные
распри, продажность и алчность чиновников,
бедствия и страдания простого народа
— всё это вызывало резкую критику ревнителей
старины.Осознав невозможность повлиять
на политику государства, Конфуций подал
в отставку и отправился в сопровождении
учеников в путешествие по Китаю, во время
которого он пытался донести свои идеи
правителям различных областей. В возрасте
около 60 лет Конфуций вернулся домой и
провёл последние годы жизни, обучая новых
учеников, а также систематизируя литературное
наследие прошлого Ши-цзин (Книга Песен),
И цзин (Книга Перемен) и др.
Ученики
Конфуция по материалам высказываний
и бесед учителя составили
книгу «Лунь Юй»
(«Беседы и суждения»), которая стала особо
почитаемой книгой конфуцианства (среди
многих подробностей из жизни Конфуция
там вспоминается Бо Юй 伯魚, его сын — также называемый
Ли 鯉;
остальные детали биографии сосредоточены
большей частью в «Исторических записках»
Сыма Цяня).Из классических книг произведением
Конфуция несомненно можно считать только
Чуньцю («Весна и Осень», летопись удела
Лу с 722 по 481 г. до н. э.); затем весьма вероятно,
что он редактировал Ши-цзин («Книга стихотворений»).
Хотя число учеников Конфуция определяется
китайскими учёными до 3000, и в том числе
около 70 ближайших, но в действительности
мы можем насчитать известных по именам
всего только 26 несомненных его учеников;
любимейшим из них был Янь-юань. Другими
близкими его учениками были Цзэн-цзы
и Ю Жо (см. en:Disciples of Confucius).
Хотя конфуцианство часто называют религией, в нём нет института церкви, и для него не важны вопросы теологии. Конфуцианская этика не религиозна. Идеалом конфуцианства является создание гармоничного общества по древнему образцу, в котором всякая личность имеет свою функцию. Гармоническое общество построено на идее преданности (чжун, 忠) — лояльности в отношении между начальником и подчинённым, направленная на сохранение гармонии и самого этого общества. Конфуций сформулировал золотое правило этики: «Не делай человеку того, чего не желаешь себе».
=== Пять
постоянств праведного человека
Жэнь (仁)
— «человеческое начало», «любовь к людям»,
«человеколюбие», «милосердие», «гуманность».
Это — человеческое начало в человеке,
которое является одновременно его долгом.
Нельзя сказать, что представляет собой
человек, не ответив одновременно на вопрос
о том, в чём заключается его нравственное
призвание. Говоря по-другому, человек
есть то, что он сам из себя делает. Как
Ли следует из И, так И следует из Жэнь.
Следовать Жэнь значит руководствоваться
сочувствием и любовью к людям. В XVII веке
в Британии сформировался идеал совершенного
человека как джентльмена, причём gentle
тоже переводится как «мягкость». Это
то, что отличает человека от животного,
то есть то, что противостоит звериным
качествам дикости, подлости и жестокости.
Позже символом постоянства Жэнь стало
Дерево.
И
(义
[義])
— «правда», «справедливость». Хотя следование
Ли из собственных интересов не является
грехом, справедливый человек следует
Ли так как это правильно. И основано на
взаимности: так, справедливо почитать
родителей в благодарность за то, что они
тебя вырастили. Уравновешивает качество
Жэнь и сообщает благородному человеку
необходимую твёрдость и строгость. И
противостоит эгоизму. «Благородный человек
ищет И, а низкий — выгоды». Добродетель
И впоследствии была увязана с Металлом.
Ли
(礼
[禮])
— буквально «обычай», «обряд», «ритуал».
Верность обычаям, соблюдение обрядов,
например почтение к родителям. В более
общем смысле Ли — любая деятельность,
направленная на сохранение устоев общества.
Символ — Огонь. Слово «ритуал» — не единственный
русский эквивалент соответствующего
китайского термина «ли», который может
быть переведен также как «правила», «церемонии»,
«этикет», «обряд» или, точнее, «обычай».
В самом общем виде под ритуалом понимаются
конкретные нормы и образцы общественно
достойного поведения. Его можно истолковать
как своего рода смазку социального механизма.
Чжи
(智)
— здравый смысл, благоразумие, «мудрость»,
рассудительность — умение просчитать
следствия своих действий, посмотреть
на них со стороны, в перспективе. Уравновешивает
качество И, предупреждая упрямство. Чжи
противостоит глупости. Чжи в конфуцианстве
ассоциировалась с элементом Воды.
Синь (信) — искренность, «доброе намерение», непринуждённость и добросовестность. Синь уравновешивает Ли, предупреждая лицемерие. Синь соответствует элемент Земли.
Нравственные
обязанности, поскольку они материализуются
в ритуале, становятся делом воспитания,
образования, культуры. Эти понятия
у Конфуция не были разведены. Все
они входят в содержание категории
«вэнь» (первоначально это слово означало
человека с разрисованным туловищем, татуировкой).
«Вэнь» можно истолковать как культурный
смысл человеческого бытия, как воспитанность.
Это не вторичное искусственное образование
в человеке и не его первичный естественный
слой, не книжность и не природность, а
их органический сплав.
Распространение конфуцианства
в Западной Европе.
В середине
XVII века в Западной Европе возникла
мода на все китайское, и вообще на
восточную экзотику. Эта мода сопровождалась
и попытками освоить китайскую
философию, о которой часто стали
говорить иногда в возвышенных и
восхищенных тонах. Так, например,
Роберт Бойль
сравнивал китайцев и индусов с греками и римлянами.В 1687 выходит в свет латинский перевод «Лунь Юя» Конфуция. Перевод подготовила группа иезуитских учёных. В это время иезуиты имели многочисленные миссии в Китае. Один из публикаторов, Филипп Купле, возвратился в Европу в сопровождении молодого китайца, крещёного под именем Мишель. Визит этого гостя из Китая в Версаль в 1684 дополнительно придал интерес к китайской культуре в Европе.
Один из самых известных иезуитских исследователей Китая, Маттео Риччи, пытался найти концептуальную связь между китайскими духовными учениями и христианством. Возможно, его исследовательская программа страдала европоцентризмом, но исследователь не готов был отказаться от мысли, что Китай мог успешно развиваться вне приобщения к христианским ценностям. При этом Риччи говорил, что «Конфуций является ключом к китайско-христианскому синтезу». Более того, он считал, что всякая религия должна иметь своего основателя, получившего первое откровение или Пришедшего, поэтому он назвал Конфуция основателем «конфуцианской религии».
Философ Мальбранш в своей книге «Беседа христианского мыслителя с китайским», вышедшей в 1706 году, вел полемику с конфуцианством. Мальбранш утверждает в своей книге, что ценность христианской философии состоит в том, что она опирается одновременно и на интеллектуальную культуру, и на ценности религии. Китайский мандарин, напротив, являет в книге пример голого интеллектуализма, в котором Мальбранш усматривает пример глубокой, но частичной мудрости, достижимой с помощью одних только знаний. Таким образом, в интерпретации Мальбранша, Конфуций — не основатель религии, а представитель чистого рационализма.
Лейбниц также уделил учению Конфуция немало времени. В частности, он сравнивает философские позиции Конфуция, Платона и христианской философии, приходя к выводу, что первый принцип конфуцианства, «Ли» — это Разум как основание Природы. Лейбниц проводит параллель между принципом разумности сотворенного мира, принятого в христианском мировоззрении, новоевропейским понятием субстанции как познаваемой, сверхчувственной основы природы, и платоновским понятием «высшего блага», под которым тот понимает вечную, несотворенную основу мира. Следовательно, конфуцианский принцип «Ли» подобен платоновскому «высшему благу» или христианскому Богу.
Последователь
и популяризатор метафизики Лейбница,
один из самых влиятельных философов
Просвещения, Христиан
Вольф унаследовал от учителя уважительное
отношение к китайской культуре и, в частности,
к конфуцианству. В своем сочинении «Речь
о нравственном учении китайцев», а также
в иных трудах, он неоднократно подчеркивал
общечеловеческое значение учения Конфуция
и необходимость его внимательного изучения
в Западной Европе.
Известный историк Гердер, критически оценивающий китайскую культуру, как оторванную от иных народов, косную и неразвитую, также немало нелестного сказал и о Конфуции. По его мнению, этика Конфуция способна породить только рабов, закрывшихся от всего мира и от нравственного и культурного прогресса.В своих лекциях по истории философии Гегель скептически оценивает тот интерес к конфуцианству, который имел место в Западной Европе в XVII—XVIII вв. По его мнению, в «Лунь Юе» нет ничего замечательного, а есть лишь совокупность банальностей «ходячей морали».
По мнению
Гегеля, Конфуций являет собой образец
чисто практической мудрости, лишенной
достоинств западноевропейской метафизики,
оцениваемой Гегелем очень
Письменные памятники
Конфуцию
приписывается редактура