Концепции Иноземцева

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 16:30, реферат

Описание работы

Анализ значимости и выявление сущности переживаемых сегодня человечеством экономических и социальных трансформаций, научная оценка их последствий, на наш взгляд, невозможны без глобальной концепции, способной непротиворечиво поместить современный период хозяйственного развития в общую картину эволюции цивилизации и поставить человека в центр экономической теории. В своих работах В. Л. Иноземцев делает попытки реализовать подобный подход.
В.Л. Иноземцев в своих работах подчеркивает, что теория постиндустриального общества является социальной метатеорией, которая сегодня в полной мере воспринята западной социологической традицией. "Это фактически единственная из западных теорий, отмечает Иноземцев, приверженцы которой не только не отрицали научного значения марксизма, но и стремились вести с ним глубокий конструктивный диалог (не поддержанный, к сожалению, советскими обществоведами)". Иноземцев, говоря о наличии большого количества отечественных работ весьма поверхностно трактующих постиндустриализм, отмечает, что концепция постиндустриального общества стала служить в России неким инструментом, позволяющим отечественным социологам протаскивать свои самые странные теоретические построения. В качестве примеров он приводит статью А.В. Брузгалина и А.И. Колганова в которой утверждается что коммунизм в настоящее время рождается как постиндустриальное и постэкономическое общество и книгу Ю.В. Яковца, который рассчитывает продолжительность различных фаз постиндустриальной цивилизации с точностью до 5 лет до 2300 года приняв в качестве аксиомы формулу - каждая последующая ступень исторического прогресса в 1,5 раза короче предыдущей. Иноземцев отмечает опасную тенденцию, когда демагогические рассуждения о постиндустриализме все чаще служат обоснованию особой функции России в мировой цивилизации и даже ее ведущей роли в становлении новой постиндустриальной парадигмы.

Содержание

1 Введение ………………………………………………………………. …3стр
2 Концепции теории постиндустриализма ……………………………. ….4стр
3 Сравнение постиндустриализма и марксизма ………………………….7стр
4 Концепция информационного общества ………………………………….9стр
5 Заключение ………………………………………………………………...11стр
6 Список литературы ……………………………………………………12стр

Работа содержит 1 файл

реферат.docx

— 34.54 Кб (Скачать)

Иноземцев приводит пять основных положений по которым  концептуальные положения теории постиндустриализма могут быть соотнесены с марксизмом: 
  Во-первых, и марксистская концепция, и теория постиндустриального общества основаны на признании того, что источником прогресса цивилизации и его измерителем выступает совершенствование форм и методов материального производства. Способы оценки того или иного общества так или иначе связаны с анализом совершенства материального (или нематериального, на соответствующей исторической стадии) производства. 
  Во-вторых, оба теоретических направления выделяют в истории человечества три большие фазы, причем такое выделение построено на близких методологических принципах, и внутри него может быть прослежено сходство по нескольким направлениям. Основоположники марксизма отмечают соответственно архаическую, экономическую и коммунистическую общественные формации, а сторонники постиндустриализма - аграрное, индустриальное и постиндустриальное общество или первую, вторую и третью "волны" в истории цивилизации на основе оценки форм и методов общественного производства. И те, и другие признают каждое из предложенных делений относительно условным, и мысль К. Маркса и Ф. Энгельса о том, что коммунизм представляет собой "движение, уничтожающее современное состояние", вполне гармонирует с идеей Д. Белла о постиндустриальном обществе как абстракции, созданной для упорядочения наших знаний о перспективах прогресса цивилизации. Сторонники обеих теорий считают, что каждая новая общественная формация, равно как и каждая новая фаза истории в понимании постиндустриалистов не отрицает и не замещает предшествующей, а "покоится на ней как на своем базисе" (К. Маркс) или "добавляет к ней новое измерение" (Д. Белл). 
  В-третьих, обе теории отмечают, что переходы между общественными формациями и границы индустриального общества ознаменованы революционными изменениями. При этом и те, и другие признают, что переход от первичной общественной формации ко вторичной или доиндустриального общества к индустриальному представлял собой длительный процесс, который революционен скорее по своей сущности, чем по характеру. 
  В-четвертых, имеется значительное сходство в изображении того социума, который трактуется как коммунистическая общественная формация или как постиндустриальное общество. Этот аспект следует рассматривать, делая поправку на исторический период создания марксовой теории. В середине XIX века невозможно было предвидеть технологические прорывы конца XX столетия, однако и при этом основоположники марксизма не раз говорили о техническом прогрессе как основе преобразования общества. Теоретики постиндустриализма, создавшие свои теории тогда, когда информационная революция стала реальностью, также определяют постиндустриальное общество как социум, основанный на высоких технологиях, причем делают это уже не в качестве прогноза, а констатируя, имеющие место в реальной жизни изменения. 
  В-пятых, видны весьма интересные терминологические сходства между марксистской и постиндустриальной доктринами. Они, конечно, могут быть и совершенно случайными, но скорее всего свидетельствуют о чем-то большем, нежели простое совпадение. И основоположники марксизма, и такие известные авторы теории постиндустриального общества, как Г. Кан и Д. Белл, рассматривают третью большую фазу общественной эволюции как постэкономическую.

Все изложенное свидетельствует, о том, что теория постиндустриального общества представляет собой весьма серьезную и глубокую социальную доктрину, которая имеет продолжительную историю, весьма глубокие и разветвленные корни, разработанную методологическую и терминологическую основу и способна служить действенным средством социального прогнозирования на пороге XXI века. Данная концепция в значительной мере построена на том же фундаменте, на котором была создана и марксистская теория, и сформировалась в противостоянии с нею, результатом чего, однако, стали скорее элементы взаимного сходства, нежели принципиальные и резкие отличия. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Концепция информационного  общества

Тенденции мирового развития по книге Иноземцева В.Л  «Новая постиндустриальная волна на Западе».  
На наших глазах разворачивается грандиозный процесс смены технологических укладов, определяющих облик исторических эпох. На этой основе совершается переход исторического масштаба: от индустриального к информационному обществу. Человечество, по утверждению Э. и Х. Тоффлеров, стоит перед гигантским прыжком вперед, оказавшись перед лицом глубочайших социальных переворотов, творческого переустройства всей эпохи и создания цивилизации на новых основаниях:  
"первая волна" перемен в жизни человечества - аграрная революция, занявшая целое тысячелетие;  
"вторая волна" - становление индустриальной цивилизации; индустриализация совершалась порядка трех столетий и еще не завершилась во многих странах мира;  
" нынешняя "третья волна" несет с собой совершенно новый стиль жизни, основанный на возобновляемых энергетических источниках технологиях "электронного коттеджа", отрицающих многие методы и структуры индустриального производства и общественной организации.  
Приходящая цивилизация несет с собой свое специфическое мировоззрение, свои способы контакта с временем и пространством, со своей логикой и причинно-следственными связями, а также с собственными принципами управления будущим. Если индустриальная эра поделила мир на доминирующую цивилизацию "второй волны" и зависимые страны "первой волны", то сегодняшний мир движется к совершенно иной структуре сил, разделяющий человечество на три конфликтующие цивилизации с соответствующими символами в виде мотыги, конвейера и компьютера. Народы цивилизации "третьей волны" производят и продают всему миру преимущественно информацию и нововведения, менеджмент и продукцию массовой культуры, новые технологии и программное обеспечение, а также образование, медицинские, финансовые и другие услуги . В современных условиях характер общественных связей изменяется настолько радикально, что формирующее постиндустриальное общество многие исследователи начинают определять как некапиталистическое. Наибольшую динамику этому процессу придает трансформация корпоративных структур, адаптирующихся к постиндустриальным реалиям. Их развитие порождает гигантский спрос как на новые технологии, знания и информацию, так и (что еще более существенно!) на работников, обладающих способностями к постоянному совершенствованию и более разнообразной деятельности со значительной долей творчества.  
Наблюдаемый сегодня кризис индустриальных структур - от масштабного конвейерного производства до тоталитарных идеологий - это и рождение новых возможностей для творческой самореализации личностей, организаций, социальных групп и обществ. Реализация этих возможностей определяется, прежде всего, их волей и адекватностью мышления. Движение от капитализма к коммунизму было, по его мнению, движением возрастающей индустриализации. Поэтому преодоление индустриализма - главная задача будущей истории .  
Какие же преимущества дают странам и народам процессы информатизации? Информационные технологии, по мнению авторов сборника Иноземцева И.Л., чрезвычайно выгодны для тех наций, которые с энтузиазмом использовали их как часть национальных стратегий в целях ускорения своего развития. Это демонстрируется примерами таких стран, как Индия, Ирландия, Бразилия, Китай. Результаты от инвестиций в сферу информационных технологий сразу не всегда заметны. Так, много лет прошло с тех пор, прежде чем дали заметную отдачу начавшиеся еще в 1980-ых годах вложения в информационно-коммуникационный сектор Соединенных Штатов.  
В последнее время усиливается внимание к информационно-коммуникационной сфере и в России. Однако значительная часть отечественных публикаций и выступлений по вопросам информатизации и глобализации в явной или скрытой форме содержит подтекст о целенаправленном "втягивании" России в чуждый и опасный для нее процесс заинтересованными внешними силами и "пятой колонной" внутри страны.  
По этому поводу следует заметить, что происходящая в мире "глобализация на практике не так уж и глобальна". Информационная революция действительно позволила связать воедино отдельные регионы планеты. Но технологический прогресс западных обществ одновременно обусловил их доминирование в мировом хозяйстве и возрастающую самодостаточность. С середины 90-х годов вполне отчетливо обозначилась тенденция к замыканию постиндустриального мира, о чем свидетельствует статистика мировой экономики. На указанные страны сегодня приходится 76 % прямых иностранных инвестиций, 73 % объемов международной торговли, 88 % всех регистрируемых в мире патентов и свыше 90% пользователей глобальной сети Интернет. По этой причине глобализация (в смысле стирания границ, создания общих структур и перехода на единые технологические, экономические, юридические и социальные стандарты) выступает в большей мере региональным, чем общемировым явлением.  
По этой причине протекающие в современном мире процессы, по мнению ряда авторитетных специалистов, было бы вообще корректнее называть не глобализацией, а интернационализацией. Сегодняшние тенденции, безусловно, способствуют преодолению жесткой политико-идеологической разделенности мира. Но они сопровождаются одновременным возведением новых, все более изощренных, экономических барьеров, вызывающих новые конфликты. Увеличивается контраст между высокоразвитым "центром" (с одной шестой мирового населения) и "периферией" (объединяющей основную массу жителей планеты). Углубляющиеся разрывы в технологическом и социально-экономическом развитии стран и народов приводят к формированию своего рода "клуба избранных" и "зоны гетто". Это вызывает бурные протесты, сопровождающие в последнее время международные мероприятия по вопросам глобализации. По мнению некоторых аналитиков в ближайшем будущем, скорее всего, окончательно рухнет нынешний миропорядок, основы которого были заложены в 40-60-е годы ХХ века и слегка подкорректированы после падения коммунизма. Вряд ли удастся выжить и таким атрибутам этого порядка, как МВФ, Всемирному банку и даже ООН - во всяком случае, в том виде, в каком они существуют сегодня.  
Стихийные процессы глобализации не превращают мировую экономику в интегральное целое, а наоборот усиливают ее диспропорции. Складывающаяся архитектоника мировой экономики крайне нестабильна и чревата большими потрясениями для всей валютно-финансовой системы мира. Все более отчетливо проявляется неспособность олигополий регулировать стихийные процессы мирового рынка и усиливается их вынужденная потребность в опоре на институт государства. Примером такой опоры выступает активизация попыток совместного регулирования государствами "семерки" мирового рынка. Однако уже очевидно, что существующих институтов и инструментов регулирования мирового финансового рынка становится сегодня явно недостаточно.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение

  В своих  работах Иноземцев В. Л. стремился  опираться на классические традиции  экономического анализа, характеризующиеся органическим сочетанием и соединением экономических, философских, исторических, юридических, социальных, этических и иных аспектов, а также уделял особое внимание терминологическим проблемам.

  В этом  смысле постэкономическое общество видится автору как комплексная экономико-социологическая доктрина, берущая свое начало в ранних работах основоположников марксизма, главным предметом которых были человек и его развитие в рамках и за пределами индустриальной цивилизации. Конечной целью предлагаемой концепции является формулирование системной (целостной) парадигмы хозяйственного развития, раскрывающей внутреннюю логику всемирно-исторического процесса прежде всего в политикоэкономических терминах.

  Важнейшим  постулатом политической экономии до сих пор остается тезис о первичности и самодостаточности материального интереса как причины и главной движущей силы всех хозяйственных процессов. Вместе с тем целый ряд новейших явлений в экономике наиболее развитых стран мира указывает на то, что в последние десятилетия там стали формироваться новые менталитет, ценности и мотивация человека, по сути своей имеющие постматериалистическую природу. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  литературы

1.  Иноземцев  В.Л. «Перспективы постиндустриальной теории в меняющемся мире » Academia, 1990.  

2.  Иноземцев В. Л. «Современное постиндустриальное общество: природа, противоречия, перспективы»: Учеб. Пособие для студентов вузов. – М.: Логос, 2000. – 304 с.

3.  Иноземцев  В. Л. «Концепция постэкономического общества» // Социологический журнал, 1997, № 4,. с.71 – 78.

4.  Иноземцев  В. Л. « За десять лет. К  концепции постэкономического общества: Научное издание.» — М.: “Academia”, 1998. — 576 с.

5.  Иноземцев  В. Л. «Очерки истории экономической общественной формации.» – М.: Таурус Альфа, Век, 1996. – 400 с.

6.  Иноземцев  В.Л. «Пределы "догоняющего"  развития.» - М.: Экономика, 2000 Что  из этого следует для России?

Информация о работе Концепции Иноземцева