Колесо истории

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2011 в 14:11, сочинение

Описание работы

Люблю посидеть ранним утром с удочкой на берегу реки Позимь – притоке реки Иж. Медленно несет речка свои зеленые воды среди полей, ивовых зарослей и перелесков моей Удмуртии. Гуляет ветер в зарослях осоки, шелестит камыш, желтеют тут и там кувшинки. Река мелеет и зарастает. И лишь в одном месте шумит, бурлит и пенится белыми барашками. Совсем с небольшой высоты она падает на вымытые водой бревна и почерневшие сваи некогда стоявшего здесь моста.

Работа содержит 1 файл

Колесо истории.doc

— 33.50 Кб (Скачать)
 
 

Колесо  истории. 

        

  Люблю посидеть ранним утром с удочкой на берегу реки Позимь – притоке реки Иж. Медленно несет речка свои зеленые воды среди полей, ивовых зарослей и перелесков моей Удмуртии. Гуляет ветер в зарослях осоки, шелестит камыш, желтеют тут и там кувшинки. Река мелеет и зарастает. И лишь в одном месте шумит, бурлит и пенится белыми барашками. Совсем с небольшой высоты она падает на вымытые водой бревна и почерневшие сваи некогда стоявшего здесь моста. Преодолев эту маленькую преграду, река растекается по неглубокому омуту. Всего несколько шагов, и тишина. Именно здесь чаще всего и можно встретить любителей-рыбаков.  Особенно хорошо ловятся в этих местах небольшие окуньки «матросики» и плотва. Сюда люблю ранним летним утром приходить я, чтобы порыбачить.

   Некогда, здесь стояла водяная  мельница, принадлежащая содержателю мельницы Михайлову Константину Захаровичу. Ныне только небольшие остатки от плотины напоминают о существовании водяной мельницы. Уже почти не осталось старожилов, которые бы помнили, как выглядела мельница в первозданном виде.

  Водяная мельница. Сколько романтики и поэзии в этом сооружении. Шум падающей воды, скрип деревянного колеса, громкие голоса людей. У Паустовского в «Ильинском омуте» читаем: «Наша (мельница) была деревянная, полная милых запахов смолы, хлеба и повилики, полная степных поверий, света облаков, перелива жаворонков и цвиканья каких-то маленьких птичек – не  то овсянок, не то корольков. Ничто не идет так к русскому пейзажу, как эти мельницы. Так же как русской девушке очень идет цветистая шелковая шаль. От  неё глаза становятся темней, гуды – ярче и даже голос звучит вкрадчиво и нежно». Как хорошо и образно сказано, только я точно знаю, что на том месте, где стояла наша мельница, поют соловьи.

  В  механизме водяной мельницы переплелось воедино: сила человеческой мысли и сила стихии, которая подчинилась человеку и стала его верной помощницей. Верной, лишь в руках мельника. В настоящее время водяных мельниц на территории Удмуртии не сохранилось,  но они часть нашего исторического наследия и было бы любопытно знать о них поподробнее.

  «Костина  мельница». Сегодня это не просто  название нашего микрорайона,  это история моей малой родины. Костя-мельник.  Каким  был этот  человек, именем которого назван  жилой район? Почему-то мне кажется, что он был добрым крепким хозяином своей земли. Не каждый сможет построить мельницу, подчинить себе природу, заставив её работать на человека. Можно представить себе его день. Раннее утро, чай обязательно из самовара, заваренный на травах. Неспешной походкой он отправляется на мельницу, проходит совсем немного времени, и тишина нарушается шумом вращающегося колеса. Вскоре к мельнице потянется поток обозов, нагруженных мешками с зерном, которое скоро превратится, благодаря умелому старанию мельника, в мягкую пушистую муку. Муку, из которой испекут хлеб, постряпают вкусные перепечи, пироги со свеклой и красной рябиной. Такие пироги – очень вкусные и ароматные – печет моя бабушка.

  Мне  почему-то кажется, что Костя-мельник  был рыжим, таким же, как я. Веселые веснушки на лице делали его лицо добрым и гостеприимным. Рыжие веснушки, рыжие волосы – это солнце, обласкав его, покрасило в рыжий цвет. Коренные жители Удмуртии в большинстве своем были рыжеволосые, а этот цвет означает кроткий нрав, добродушие и щедрость.

  К  мельникам у местных жителей  всегда было особое отношение.  Его умение управляться со  стихией бушующей реки вызывало  не просто уважение, но и чувство  страха. Считалось, что мельнику помогают некие тайные силы. Существовало поверье, что на каждом водоеме, где была построена мельница, обязательно жили водяные.

  Сколько  тайн, легенд и поверий связано  с мельницами. Во многих деревнях  Удмуртии были мельницы, и вокруг них вращалась жизнь крестьян.

  Пожилые  люди, мои земляки, вспоминая голодное военное детство, вспоминают мельницу. Жмых, который удавалось заполучить тайком, был самым вкусным лакомством.

  Костя-мельник,  вспоминают старожилы, в годы  становления Советской власти был раскулачен. Такой участи были подвергнуты многие владельцы мельниц, а ведь это были, как правило, лучшие хозяева. Потеряв хозяина, приходит в упадок и мельница. Наша мельница ещё работала даже после войны до шестидесятых годов, но её приходилось часто ремонтировать, а потом решили больше не восстанавливать.

  Сейчас  в Удмуртии не осталось водяных  мельниц – этих удивительных  древних сооружений. И мы, современники, уже никогда не услышим шума  падающей воды на водяное колесо. Не возьмем в руки теплую, свежесмолотую муку, не вдохнем её запах. К сожалению, до наших дней, Костина мельница не сохранилась. Остался лишь омут и сваи там, где когда-то стояла плотина, кое-где видны остатки фундамента, а по старым тополям, можно еще найти место, где стоял дом мельника. Очень жаль, ведь водяная мельница - это один из ранних памятников человеческого знания. Она несет в себе и элементы техники и архитектуры, таким образом, является "музеем под открытым небом" причем не в современном индустриальном пейзаже, а расположена в живописнейших уголках природы. И природу эту не загрязняет, являясь экологически чистым производством.    Сохранилось первое упоминание о Костинке, принадлежащее старожилу совхоза Дубовикову:

   «Мне в 1922 году в июне месяце  случайно пришлось побывать на Костиной мельнице по размолу. Жильё было только на мельнице под горой у реки Позимь. До чего была красивая местность. На горе строений никаких, сплошной лес. По горе росли могучие ели, а на горе липняк и даже сосны. Пруд был прозрачным, зеркальным, видны были водоросли. По берегу росли массивные ветлы. Кругом пруда и до самого города были пойменные, сенокосные луга с кустарником, ну и, конечно, никаких посевов. Одним словом, живописная местность».                                 

 Мы живем на земле, являющейся исторической родиной удмуртского народа. Каждый из нас может стать носителем знаний о своем родном крае, об исторических и духовных корнях и связях народов, населяющих территорию современной Удмуртии, каждый может стать хранителем культурного наследия. Вы спросите меня, а для чего это нужно? Скажу, чтобы не прерывалась связь эпох. Если из мозаики жизни выпадет хоть один кусочек, то полотно будет неполным. С каждой утратой наша культура и традиции становятся чуть беднее.

   История моего города Ижевска – это история его старых микрорайонов: Зареки, Соцгорода, Костинки… Это история моего народа, творца, созидателя, труженика. Это история Человека.

    «Костинка».  История её многолика и многоцветна. Она достойна того, чтобы мы знали о ней, гордились ею.  Важно помнить об этом, помнить о своей малой родине, ибо «без неё человек, как дерево без корней может упасть», «глупа та птица, которой гнездо свое немило», «без корня и полынь не растет». Я глубоко убежден, что нельзя расти «Иванами, непомнящими своего родства».

     «Костинка». Так любовно называют  свою малую родину мои сверстники. Как хорошо, что есть у нашего  микрорайона своя история, подарившая  нам это имя, как важно сохранить  эту историю.  

Информация о работе Колесо истории