Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2012 в 14:38, доклад
Каноническое право базируется на дисциплинарных нормах Древней Церкви.
В течение многих веков оно было не кодифицированным. Первая попытка суммировать церковные юридические нормы была предпринята в XII веке, когда в Церкви появился т. н. «Декрет Грациана». Этот декрет систематизировал каноническое право и стал, фактически, его первым суммирующим кодексом, хотя и не был официально одобрен Святым Престолом. Сборники папских декреталий, выходившие впоследствии, дополняли этот декрет.
13 вопрос.
В конце XIX века в Римско-католической Церкви была осознана необходимость издания кодекса канонического права.
Кодекс канонического права — корпус юридических норм общего и универсального характера, управляющий Католической Церковью латинского обряда.
Каноническое право базируется на дисциплинарных нормах Древней Церкви.
В течение многих веков оно было не кодифицированным. Первая попытка суммировать церковные юридические нормы была предпринята в XII веке, когда в Церкви появился т. н. «Декрет Грациана». Этот декрет систематизировал каноническое право и стал, фактически, его первым суммирующим кодексом, хотя и не был официально одобрен Святым Престолом. Сборники папских декреталий, выходившие впоследствии, дополняли этот декрет.
К 1500 году был подготовлен Корпус
канонического права, включавший в
себя Декрет Грациана и дополняющие его
папские декреталии. В 1580 году Корпус был
одобрен папой Григорием 13 и оставался
в силе до 1918 года.
В 1918 году вступил в силу одобренный
папой Бенедиктом 15 Кодекс канонического
права, который в отличие от средневекового
Корпуса представлял собой не
механическое собрание законов, а универсальный
и систематизированный правовой
сборник. «Кодекс» состоял из 2414 кратких
статей, названных канонами.
«Кодекс» включает в себя 5 книг, разделенных на части.
В первую книгу, названную «Общие нормы» вошли 86 канонов.
Вторая книга «О лицах» включает каноны от 87-го до 725-го и разделена на следующие части: «О священниках», «О монашествующих», «О мирянах».
В третьей книге, названной «О вещах», помещены каноны от 726-го до 1551-го. Книга включает в себя совершенно разные тематически разделы, относящиеся, в частности, к Таинствам, церковному учительству, церковному праву наследования.
Четвертая книга «О процессах» (каноны 1552-2194) содержит в себе нормы, регулирующие церковное судопроизводство. В приложении к пяти книгам помещены отдельные папские конституции, в том числе та, которая устанавливает порядок избрания папы. В употреблении этот «Кодекс» был чрезвычайно удобен благодаря своей систематизации, а также потому, что он включал в себя основной массив правовых норм, действующих в Католической Церкви.
В 1983 году Кодекс канонического права
был переработан и провозглашён
в апостольской конституции Иоанна
Павла II. Новый «Кодекс» короче прежнего.
Он содержит 1752 канона. Кодекс состоит
из 7 книг, которые, в свою очередь, в соответствии
со своей тематикой делятся на части, разделы, титулы,
главы и статьи. Некоторые из канонов разделены
на краткие параграфы. Книги, на которые
делится «Кодекс», озаглавлены следующим
образом:
I - (каноны 1-203),
II - «О народе Божием»
III - Об учительском служении Церкви
IV - О святительском служении Церкви
V - (каноны 1254-1310),
VI - (каноны 1311-1399),
VII - О процессах
Новый «Кодекс» отличается
от предыдущего с формальной
Второе новшество - изменение идентичности основного субъекта всей церковно-правовой структуры. Отныне уже не духовное лицо, а верующий, становится главной фигурой, стоящей за фигурами мирянина, священника и монашествующего».
Кодекс канонического права 1983 года
действителен только для Католической
церкви латинского обряда. В восточно-католических
церквях действует Кодекс канонов
Восточных церквей, принятый в 1990 году.
Основная цель кодекса - помочь верным
католикам углубить знания об их правах
и обязанностях как членов церковной
общины, причем как во внутренней, так
и во внешней подсудности.
Грациан.
В Средневековье
основу кодификации римско-католическо
Грациан собрал правила Апостолов, Вселенских и Поместных Соборов, Поместных Соборов Западной Церкви, подлинные и подложные папские декреталы, отрывки из творений отцов Церкви, извлечения из «Корпуса» Юстиниана и из франкских капитуляров.
«Декрет» разделен
на три части: в первой
«Декрет Грациана» был положен в основу школьной программы канонического права. В церковно-правовой практике он стал рассматриваться как общий универсальный источник права Римско-католической Церкви.
Во всех этих сборниках материал распределялся по одной схеме в пяти разделах: 1) судья,
2) суд,
3) клир,
4) брак,
5) преступление.
В первом разделе помещались акты, касавшиеся церковных должностей, во втором судов, в третьем - клириков и монахов, в четвертом - брака, в пятом - церковных преступлений и наказаний.
Недостаток сборников заключался, однако, в том, что отчасти дублировался материал, помещенный в других сборниках, отчасти они содержали противоречивые нормы. Это затрудняло пользование ими. Поэтому в 1234 году папа Григорий 9 распорядился собрать все папские декреталы в единый свод, распределив материал по все тем же пяти разделам, и приказал пользоваться этим сводом в церковных учреждениях, судах и школах.
Сборник получил название Декрет Григория 9, составив впоследствии, в 16 столетии, вторую часть Корпуса канонического права», в первую часть которого был включен «Декрет Грациана».