Кодекс канонического права

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2012 в 14:38, доклад

Описание работы

Каноническое право базируется на дисциплинарных нормах Древней Церкви.
В течение многих веков оно было не кодифицированным. Первая попытка суммировать церковные юридические нормы была предпринята в XII веке, когда в Церкви появился т. н. «Декрет Грациана». Этот декрет систематизировал каноническое право и стал, фактически, его первым суммирующим кодексом, хотя и не был официально одобрен Святым Престолом. Сборники папских декреталий, выходившие впоследствии, дополняли этот декрет.

Работа содержит 1 файл

13 вопрос.docx

— 22.48 Кб (Скачать)

13 вопрос.

 

В конце XIX века в Римско-католической Церкви была осознана необходимость издания кодекса канонического права.

Кодекс  канонического права — корпус юридических норм общего и универсального характера, управляющий Католической Церковью латинского обряда.

 

Каноническое  право базируется на дисциплинарных нормах Древней Церкви.

В течение  многих веков оно было не кодифицированным. Первая попытка суммировать церковные  юридические нормы была предпринята  в XII веке, когда в Церкви появился т. н. «Декрет Грациана». Этот декрет систематизировал каноническое право и стал, фактически, его первым суммирующим кодексом, хотя и не был официально одобрен Святым Престолом. Сборники папских декреталий, выходившие впоследствии, дополняли этот декрет.

 
К 1500 году был подготовлен Корпус канонического права, включавший в  себя Декрет Грациана и дополняющие его папские декреталии. В 1580 году Корпус был одобрен папой Григорием 13 и оставался в силе до 1918 года. 

 
В 1918 году вступил в силу одобренный папой Бенедиктом 15 Кодекс канонического  права, который в отличие от средневекового Корпуса представлял собой не механическое собрание законов, а универсальный  и систематизированный правовой сборник. «Кодекс» состоял из 2414 кратких статей, названных канонами.

«Кодекс» включает в  себя 5 книг, разделенных на части.

 

В первую книгу, названную  «Общие нормы» вошли 86 канонов.

 

Вторая книга «О лицах» включает каноны от 87-го до 725-го и разделена на следующие части: «О священниках», «О монашествующих», «О мирянах».

 

В третьей книге, названной  «О вещах», помещены каноны от 726-го до 1551-го. Книга включает в себя совершенно разные тематически разделы, относящиеся, в частности, к Таинствам, церковному учительству, церковному праву наследования.

 

Четвертая книга «О процессах» (каноны 1552-2194) содержит в себе нормы, регулирующие церковное судопроизводство. В приложении к пяти книгам помещены отдельные папские конституции, в том числе та, которая устанавливает порядок избрания папы. В употреблении этот «Кодекс» был чрезвычайно удобен благодаря своей систематизации, а также потому, что он включал в себя основной массив правовых норм, действующих в Католической Церкви.

 
В 1983 году Кодекс канонического права  был переработан и провозглашён в апостольской конституции Иоанна Павла II. Новый «Кодекс» короче прежнего. Он содержит 1752 канона. Кодекс состоит из 7 книг, которые, в свою очередь, в соответствии со своей тематикой делятся на части, разделы, титулы, главы и статьи. Некоторые из канонов разделены на краткие параграфы. Книги, на которые делится «Кодекс», озаглавлены следующим образом:

I - (каноны 1-203),

II - «О народе Божием»

III - Об учительском служении  Церкви 

IV - О святительском  служении Церкви

V - (каноны 1254-1310),

VI - (каноны 1311-1399),

VII - О процессах 

Новый «Кодекс» отличается от предыдущего с формальной стороны более современной и логически обоснованной систематизацией. В содержательном отношении он отличается тем, что отразил основные идеи Ватиканского Собора. Как пишет современный итальянский канонист  Джероза, «в материальном аспекте Кодекс 1983 года... представляет, в сравнении с Кодексом 1918 года, два важнейших новшества... Первое новшество заключается в том факте, что новую кодификацию церковных законов направляет, в первую очередь, уже не стремление к рациональной формулировке и систематизации канонических норм, а скорее стремление развить эти нормы в их связи с содержанием веры. Таким образом, принцип теологической точности превалирует над принципом точности юридической.

 

Второе новшество - изменение идентичности основного субъекта всей церковно-правовой структуры. Отныне уже не духовное лицо, а верующий, становится главной фигурой, стоящей за фигурами мирянина, священника и монашествующего».

 
Кодекс канонического права 1983 года действителен только для Католической церкви латинского обряда. В восточно-католических церквях действует Кодекс канонов  Восточных церквей, принятый в 1990 году.  

 
Основная цель кодекса - помочь верным католикам углубить знания об их правах и обязанностях как членов церковной  общины, причем как во внутренней, так  и во внешней подсудности.  

Грациан.

 

В Средневековье  основу кодификации римско-католического церковного права составил труд болонского монаха Граци-ана, завершенный в 1140 году, - Этот труд впоследствии был назван «Декретом Грациана».

 

Грациан собрал правила Апостолов, Вселенских и Поместных Соборов, Поместных Соборов Западной Церкви, подлинные и подложные папские декреталы, отрывки из творений отцов Церкви, извлечения из «Корпуса» Юстиниана и из франкских капитуляров.

 «Декрет» разделен  на три части: в первой говорится  об источниках церковного права, затем о священных лицах и должностях; содержание второй части составляет учение о церковном суде, о браке и о покаянии; в третьей части речь идет о церковных Таинствах и о богослужении.

 

«Декрет Грациана» был положен в основу школьной программы канонического права. В церковно-правовой практике он стал рассматриваться как общий универсальный источник права Римско-католической Церкви.

 

Во всех этих сборниках материал распределялся по одной схеме в пяти разделах:     1)     судья,

2)     суд, 

3)     клир, 

4)     брак,

5)    преступление.

 

В первом разделе помещались акты, касавшиеся церковных должностей, во втором судов, в третьем - клириков и монахов, в четвертом - брака, в пятом - церковных преступлений и наказаний.

Недостаток сборников  заключался, однако, в том, что отчасти дублировался материал, помещенный в других сборниках, отчасти они содержали противоречивые нормы. Это затрудняло пользование ими. Поэтому в 1234 году папа Григорий 9 распорядился собрать все папские декреталы в единый свод, распределив материал по все тем же пяти разделам, и приказал пользоваться этим сводом в церковных учреждениях, судах и школах.

Сборник получил название Декрет Григория 9, составив впоследствии, в 16 столетии, вторую часть Корпуса канонического права», в первую часть которого был включен «Декрет Грациана».

 

 

 


Информация о работе Кодекс канонического права