Князь Александр Невский: военачальник, политик, дипломат

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 08:15, контрольная работа

Описание работы

Цель работы – рассмотрение и выявление особенностей полководческой деятельности Александра Невского в отношении Запада (подробно рассмотрены Невская битва и Ледовое побоище) и политики в отношениях с монголо-татарами, т.к. этот вопрос – отношения Руси с Востоком и Западом во время правления Александра Невского – вызвал у меня большой интерес и не оставил равнодушным к его рассмотрению .

Содержание

Введение
1.
2.
Отрочество и юность Александра Невского
Политика Александра Невского

3. Войны с Западом
3.1. Невская битва
3.2. Ледовое побоище
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

Александр Невский.docx

— 39.60 Кб (Скачать)

МЧС России

Санкт-Петербургский  университет Государственной противопожарной  службы 
 
 
 
 
 

Контрольная работа по дисциплине

ИСТОРИЯ РОССИИ 
 
 

Вариант №1

Тема: Князь Александр Невский: военачальник, политик, дипломат 
 

  Слушатель 2711 уч. гр. ФЗО

сержант Чернов А. А.

Зачетная книжка №ДВК-11111

 
 
 

Санкт-Петербург

2011

План

  Введение  
1.

2.

Отрочество  и юность Александра Невского

Политика Александра Невского

 
3. Войны с Западом  
3.1. Невская битва  
3.2. Ледовое побоище  
  Заключение  
  Список литературы  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

     Князь Александр Невский (1220—1263) оставил  яркий след в русской истории  как незаурядный полководец, дипломат, государственный деятель. Однако далеко не все подробности его биографии, к сожалению, известны. Историки больше касались его военных свершений. Международная, геополитическая деятельность князя прояснена еще недостаточно.

     В своем реферате я не стараюсь показать полную биографию Александра Невского: подробно не рассматриваю его юность, женитьбу дочери Брячислава полоцкого и их совместную жизнь и т.д. Я акцентирую внимание на полководческую деятельность Александра Невского против шведов, немцев, литовцев и ливонских рыцарей и на политику князя Александра Невского в отношениях с монголо – татарами.

     Цель  работы – рассмотрение и выявление  особенностей полководческой деятельности Александра Невского в отношении  Запада (подробно рассмотрены Невская  битва и Ледовое побоище) и  политики в отношениях с монголо-татарами, т.к. этот вопрос – отношения Руси с Востоком и Западом во время  правления Александра Невского –  вызвал у меня большой интерес  и не оставил равнодушным к  его рассмотрению .

     Хронологический рамки моей работы охватывают период с 1220 г. (рождение Александра Ярославича) по 1263г. (его смерть во время возвращения  из Орды). 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Отрочество  и юность Александра Невского
 

     Князь Александр родился 30 мая 1220 года. Он был вторым сыном переяславского князя Ярослава Федоровича. Отец его Ярослав постоянно союзничал со своим младшим братом, великим князем владимирским Юрием Всеволодовичем. Замечу, что в то время союзничество князьей со своими родственниками обычным явлением вовсе не было. Обыденным была их постоянная борьба друг с другом за власть.  Союз, несомненно, сильно повлиял на авторитет Ярослава на Руси. Его также уважали в Новгороде. Свободолюбивость и гордость новгородцев была все известна известна. Они приглашали Ярослава на княжение, ссорились с ним, прогоняли его и возвращали обратно, так как не могли без него обойтись. Ярослав был умелым полководем, одерживал победы в битвах над литовцами, немцами и шведами. Уезжая из Новгорода в очередной военный поход, он обычно оставлял вместо себя молодых княжичей – старшего Федора и младшего Александра. 

     В середине 30-х годов 13-го века Ярослав  стал брать Александра в военные  походы. На глазах молодого княжича  одерживались великие победы, громились  враги Руси. Закаляясь в таких  походах психически, Александр, несомненно проникался патриотизмом и любовью к своей Родине. Ничто так не развивает патриотизм, как укрепление авторитета своей Родины на мировом поприще! [3]

     С 1236 по 1240 год Александр непрерывно княжит в Новгороде. Во время Батыева нашествия среди многих князей пал и упомянутый ранее союзник Ярослава новгородский князь Юрий. Ярослав автоматически стал княжить во Владимирском княжестве, и, соответственно, Александр Ярославович стал единоличным князем Новгорода (его брат умер ранее, в 1233 г). Одновременно, с принятием на себя обязанностей князя, Александр Ярославович становится ключевой фигурой в политической расстановке сил на севере, и северо-востоке Руси. Ему было необходимо защищать новгородские границы от Запада: шведов, немцев и литовцев. Именно защита этих границ и принесет великому князю бессмертную славу. 

  1. Политика  Александра Невского
 

     Александр Невский был очень одаренным  политиком, полководцем и дипломатом. Первое помогло ему управлять  русскими людьми так, чтобы сохранить, порой, их от самих себя, чтобы не спровоцировать монголо-татар к  новым и новым погромным нашествиям. Забегая вперед, можно сказать, что  талант полководца позволил Александру защитить Северо-Западные границы Руси от погрома и насильного внедрения католической веры Западом. Военные победы помогли ему в управлении русскими людьми. Ведь они потянулись за Александром, прислушались, доверились ему, вспомнив, какие победы во имя Руси, он совершил.

     С другой угрозой-гнетом, монголо-татарами, Александр поступил по-другому. Проявив  себя величайшим дипломатом, он, во время  своего княжения, обезопасил Русь от татарских  погромов, заложил основы взаимоотношений  с Ордой и, тем самым, положил  начало пути к освобождению от монголо-татарского ига.[2]

     Личная  жизнь князя была очень разнообразна на плохие и хорошие сюрпризы судьбы. Отец его едет в Каракорум на утверждение  княжения и умирает там, отравленный. Умирает мать Александра, которая  очень помогала ему в жизни  добрыми советами. Внезапно умирает  старший брат Федор. Однако, было и  хорошее: в девятнадцать лет, не по расчету, а по любви, Александр женится  на дочери полоцкого князя, одновременно взяв на себя обязательства защищать полоцкие границы от рыцарей-крестоносцев. Недолги были свадебные торжества  – нужно было заниматься укреплением  границ. Река Шелонь – путь на Новгород с Запада. На ней устраиваются укрепления, подновляются прежние городки, возводится новая крепость Городец. У впадения Невы в Финский залив устанавливается охрана – местное племя ижорян. [1]

     Тем временем немцы совершают походы в прибалтику и постепенно покоряют ее. Они обращают в крепостное состояние прибалтийские народы, некоторых и вовсе истребляют. К русским завоеватели относятся жестоко. Если у них попадался на пути русский, будь то даже грудной младенец, его моментально убивали. Угроза немецко-шведской интервенции стала для Руси очевидна, она нарастала с каждым днем.

     Первый  удар по Руси нанесли шведы. В 1240 году шведская флотилия во главе с Ульфом Фаси и зятем короля Эрика XI Биргером Магнуссоном вошла в устье Невы. Местные сторожа-ижоряне оповестили Ногород об опасности. Александр Ярославович, не дожидаясь помощи других князьей, собрал войско, гораздо менее численное, чем армия Биргера. Необходимо было нападать немедленно, так как шведы были очень самоуверенны и предполагали, что русские никакой армии выставить не смогут, ведь они совсем недавно были погромлены монголо-татарами. Армия Биргера пребывала в счастливой беспечности. Промедление в нападении грозило погромной интервенцией западников на территорию Руси. [5]

     Собрав  немногочисленное войско из суздальцев и немногих новгородских добровольцев, Александр спешно двинулся к Неве. Как и предполагалось, враги пребывали в полной небоеготовности, войско русских достигло шведского лагеря, не встретив на пути ни одного дозорного, который был бы выставлен для предупреждения шведов о надвигающейся опасности. Русское войско скрылось в лесу, на расстоянии полета стрелы от расшитого золотыми нитям шатра, где пировал Биргер. У Александра был составлен план битвы. В его основу входил тот факт, что шведская аримя была разделена: часть ее находилась на берегу Невы, а часть – на кораблях, соединенных с сушей сходнями. Если в самом начале битвы эти сходни перерубить, шведы потеряют преимущество в численности.

     Войско  Александра готовилось к битве.

  1. Войны с западом

     Вторжение на Русь в 1237 г. татаро-монгольских полчищ круто изменило обстановку. Все более набиравшее ход экономическое и культурное развитие страны было прервано. Захватчики вели невиданную для той поры войну, основанную на тотальном истреблении народа. В 1238 г. пал Владимир, столица Северо-Восточной Руси. В течение февраля 1238 г. монголы взяли на Северо-Востоке 14 городов, не считая слобод и погостов. 4 марта того же года за Волгой на р. Сяти было разгромлено русское войско и погиб великий князь Юрий. Завоевание Владимиро-Сузальского княжества было завершено. Монгольская армия двинулась дальше, не тронув Новгорода и Пскова.[4]

     С трудом стали восстанавливаться  разрушенные города. Но надежды на то, что захватчики ушли навсегда, не оправдались. Страну подстерегали новые  беды. В те же годы военная угроза нависла над Северо-Западной Русью: шведские и немецкие феодалы, воспользовавшись разгромом большей части страны, открыли «второй фронт», чтобы  завладеть землями Новгорода  и Пскова. В очень сложных условиях, при явном недостатке военной  силы провел Александр Ярославич  свои первые успешные сражения с западными  противниками.

     За  свою жизнь князь Александр, судя по письменным источникам, провел не меньше 12 битв, воевал со шведами, немцами, Литвой, и всегда добивался успеха. Большую  часть военных предприятий Александр  провел в то время, когда был полноправным новгородским князем (12З6-1252гг.). Начало княжения в Новгороде оказалось  особенно трудным, и именно тогда, и  почти внезапно, обозначился яркий  талант князя как военачальника, мастера решающих сражений. Триумфальные победы 1240 г. в Невской битве и 1242 г. на льду Чудского озера остановили неприятельское нашествие; остались неизменными и границы Новгородской земли. В момент, когда почти три четверти Руси лежало в развалинах, эти битвы со шведами и ливонскими немцами были восприняты как общенациональные свершения народа, поднявшегося на борьбу за свободу и независимость. При Александре Ярославиче отшлифовались и выработались характерные черты «русского боя».

     Различным был масштаб и ход военных  операций.[3] 

3.1 Невская битва

     Шведы первыми сделали попытку захватить  русские земли. В 1238 году шведский король Эрих Картавый получил от римского папы разрешение ("благословение") на крестовый поход против новгородцев. Всем, кто соглашался принять участие в походе было обещано отпущение грехов. В 1239 году шведы и немцы вели переговоры, намечая план похода: шведы, захватившие к тому времени Финляндию, должны были наступать на Новгород с севера, от реки Нева, а немцы - через Изборск и Псков. Швеция выделили для похода войско под предводительством ярла (князя) Ульфа Фаси и зятя короля - ярла Биргера, будущего основателя Стокгольма.

     Новгородцы  знали о планах шведов, как и  о том, что шведы собирались окрестить  их, словно язычников, в католическую веру. Поэтому шведы, шедшие насаждать  чуждую веру, представлялись им страшнее монголов. Летом 1240 года шведское войско под командованием Биргера "в силе велице, пыхая духом ратном", появилось на реке Нева на кораблях, которые стали в устье реки Ижора. Войско состояло из шведов, норвежцев, представителей финских племен, намеревавшихся идти прямо к Ладоге, чтобы оттуда спуститься к Новгороду. В войске завоевателей находились и католические епископы. Они шли с крестом в одной руке и мечом в другой. Высадившись на берег, шведы и их союзники раскинули свои палатки и шатры при впадении Ижоры в Неву. Биргер, уверенный в своей победе , послал к князю Александру с заявлением: "Если можешь мне сопротивляться, то я уже здесь, воюю твою землю"[1] . Новгородские границы в то время охранялись "сторожами". Они находились и на морском побережье, где службу несли местные племена. Так, в районе Невы, по обоим берегам Финского залива, находилась "морская сторожа" ижорян, несшая охрану путей к Новгороду с моря. Ижоряне уже приняли православие и являлись союзником Новгорода. Однажды на рассвете июльского дня 1240 года старейшина Ижоской земли Пелгусий, находясь в дозоре, обнаружил шведскую флотилию и спешно послал доложить обо всем Александру. Получив известие о появлении неприятеля, новгородский князь Александр Ярославович решил внезапно атаковать его. Времени на сбор войска не было, да и созыв веча (народного собрания) мог затянуть дело и привести к срыву внезапности готовящейся операции. Поэтому Александр не стал дожидаться, пока придут дружины, посланные его отцом Ярославом, или соберутся ратники с новгородских земель. Он решил выступить против шведов со своей дружиной, усилив ее лишь новгородскими добровольцами. По старинному обычаю, собрались у собора святой Софии, помолились, приняли благословение от своего владыки Спиридона и выступили в поход. Шли вдоль реки Волхов до Ладоги, где к Александру присоединился отряд ладожан, союзников Великого Новгорода. Из Ладоги войско Александра повернуло к устью реки Ижоры. Шведский лагерь, разбитый в устье Ижоры, не охранялся, так как шведы не подозревали о приближении русских войск. Неприятельские суда качались, привязанные к берегу; по всему побережью белели шатры, и между ними - златоверхий шатер Биргера. 15 июля в 11 часов утра новгородцы внезапно атаковали шведов. Их нападение было столь неожиданным, что шведы не успели "опоясать мечи на чресла свои". Войско Биргера было захвачено врасполох. Лишенное возможности построиться для боя, оно не могло оказать организованного сопротивления. Смелым натиском русская дружина прошла через неприятельский лагерь и погнала шведов к берегу. Пешие ополченцы, продвигаясь вдоль берега Невы, не только рубили мостки, соединявшие шведские корабли с сушей, но даже захватили и уничтожили три вражеских судна. Новгородцы сражались "в ярости мужества своего". Александр лично "изби множество бесчисленное шведов и самому королю возложи печать на лице острым своим мечом" [2] .  Княжеский подручник, Гаврило Олексич, погнался за Биргером до самого корабля, верхом ворвался на шведскую ладью, был сброшен в воду, остался жив и снова вступил в бой, уложив на месте епископа и другого знатного шведа, по имени Спиридон. Другой новгородец, Сбыслав Якунович, с одним лишь топором в руке смело врезался в самую гущу врагов, косил их направо и налево, очищая путь, точно в лесной чаще. За ним размахивал своим длинным мечом княжий ловчий Яков Полочанин. За этими молодцами насупали прочие дружинники. Княжий отрок Савва, пробившись к центру лагеря противника, подрубил высокий столб шатра самого Биргера: шатер свалился. Отряд новгородских добровольцев потопил три шведских корабля. Остатки разбитого войска Биргера бежали на уцелевших кораблях. Потери новгородцев были незначительными, составив 20 человек, тогда как шведы нагрузили три судна телами лишь знатных людей, а прочих оставили на берегу. Победа над шведами имела большое политическое значение. Она показала всем русским людям, что они еще не утратили прежней доблести и могут постоять за себя. Шведам не удалось отрезать Новгород от моря, захватить побережье Невы и Финского залива. Отразив шведское нападение с севера, русское войско сорвало возможное взаимодействие шведских и немецких завоевателей. Для борьбы с немецкой агрессией теперь надежно обеспечены правый фланг и тыл псковского театра военных действий. В тактическом отношении следует отметить роль "сторожи", которая обнаружила противника и своевременно сообщила Александру о его появлении. Важное значение имел фактор внезапности при нападении на лагерь Биргера, войско которого было захвачено врасплох и не могло оказать организованного сопротивления. Летописец отмечал необыкновенную храбрость русских воинов. За эту победу князя Александра Ярославича нарекли "невским". В то время ему шел лишь двадцать первый год...[1] 
 
 

Информация о работе Князь Александр Невский: военачальник, политик, дипломат