Китайская и японская миграция в США

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2013 в 08:41, доклад

Описание работы

О серьезности проблемы американцев с китайской эмиграцией может свидетельствовать один факт – в США (в стране созданной и населенной эмигрантами!) китайцы были единственной этнической группой, для которой в эпоху свободной иммиграции въезд в США был полностью запрещен с 1882 года.
А ведь начиналось все достаточно невинно… Но вначале давайте оглянемся назад и вспомним некоторые исторические факты.

Работа содержит 1 файл

На пяиницу.docx

— 27.80 Кб (Скачать)

О серьезности проблемы американцев  с китайской эмиграцией может  свидетельствовать один факт – в  США (в стране созданной и населенной эмигрантами!) китайцы были единственной этнической группой, для которой  в эпоху свободной иммиграции въезд в США был полностью запрещен с 1882 года.

А ведь начиналось все достаточно невинно… Но вначале давайте оглянемся назад и вспомним некоторые исторические факты.

Наиболее ироничный из них – причиной объявления независимости  США и появлению десятков тысяч  китайских эмигрантов в Америке  стала одна и та же не менявшаяся веками традиционная алчность правящих кругов Британской империи. Но если сдавленной высокими имперскими пошлинами и  налогами британской Америке начавшаяся Бостонским чаепитием антиколониальная революция победоносно удалась, то Китаю повезло гораздо меньше. Развязанные британцами (и впоследствии примкнувшими к ним французами) две  опиумные войны привели к гражданской  смуте, ослаблению и частичному распаду  Китайского государства, а нарушенные вековые традиции и беспошлинный ввоз европейской продукции машинного  производства – к депопуляции  страны, массовой безработице и эмиграции. Не говоря уже о массовой наркомании. Только за сорок лет внешних и  внутренних войн население Китая  уменьшилось почти на 50 миллионов - до 369 миллионов человек. Треть из них были наркоманами…

Примерно в то же самое  время в Америке власти со все большим неодобрением поглядывали на рабовладельческий Юг, и гражданская война между Севером и Югом была не за горами. Еще более важный для нашей истории факт – в невообразимо далекой Калифорнии (от Нью-Йорка до Сан-Франциско почти 4000 км) нашли золото, и вскоре началась многократно описанная в литературе «золотая лихорадка». Огромные пустынные просторы Соединенных Штатов, начинающаяся промышленная революция и разыгравшаяся в Калифорнии «золотая лихорадка» требовали все больше новых и дешевых рабочих рук. Чтобы решить эту проблему, в 1848 году Конгресс предложил план развития западного побережья, в котором немалая роль отводилась привлечению в США дешевой китайской рабочей силы.

Вскоре этот план начал  воплощаться в жизнь. Уже на следующий  год моряки с американских судов, забиравших в Китае чай и шелк, стали рассказывать местным жителям  невероятные истории о возможностях быстрого обогащения в США. Надо только переплыть океан и оказаться  в Калифорнии, а уже там можно  «легко и быстро» добыть много  золота. Всего пару лет работы с  лопатой и киркой – и впереди  маячит возможность стать баснословно  богатым человеком! В китайских  портовых городах появились листовки, которые распространяли посредники американских нанимателей. Листовки гласили: «Американцы – очень богатые  люди, они с радостью приглашают китайцев к себе в страну! Здесь  можно получить хороший заработок, огромные дома, еду и одежду лучшего  качества! Это замечательная страна без войн и солдат, здесь много  денег!». Самое интересное, что в  этих восторженных словах было довольно много правды: в шестидесятых годах  девятнадцатого века китайский рабочий  зарабатывал 3-5 долларов в месяц, а  в Калифорнии он мог заработать до 30 долларов в месяц! Пусть этого  и не хватит на «огромные дома, еду  и одежду лучшего качества», но согласитесь  – разница получается существенная! Поэтому нет ничего удивительного  в том, что к 1870 году в США было уже 63.000 китайцев.

Поначалу китайцев встречали  довольно благосклонно – ведь работы и золота хватало всем. Однако вскоре прибыль от золотодобычи начала уменьшаться, а белые, соответственно, стали относиться к китайцам все более враждебно. Постепенно золотые шахты закрывались, все больше старателей было вынуждено  искать другую работу, а конкурировать  с неприхотливыми китайцами становилось  все сложнее. Враждебность к приезжим неумолимо возрастала.

К 1870 году в Сан-Франциско  было 12200 рабочих, а город оказался на девятом месте по уровню развития промышленности в США. Половину рабочей  силы в этом городе составляли китайцы.

Безработица среди бывших старателей довольно быстро привела  к настоящим антикитайским восстаниям в Калифорнии. Мало того – непохожие  на белых, во всем чужие, живущие тесной диаспорой, китайцы оказались удобной  мишенью и для политиков. Чтобы  отвлечь народ от серьезных экономических проблем, они нашли «конкретных виновников» всех бед – китайских иммигрантов. Зазвучал призыв «Калифорния для американцев».

Интересен и взгляд самих  китайцев на подобное отношение. Китайские  эмигранты считали, что местные  жители им… завидовали! Один из китайских  рабочих говорил: «Рабочие завидовали нам, особенно ирландцы. Никто не наймет ирландца, немца, англичанина или  итальянца, если есть возможность нанять китайца, потому что наши соотечественники гораздо более честные, трудолюбивые, надежные и благоразумные. Китайцы  преследовались не за пороки, а за достоинства. Они могли бы стать более достойными и патриотичными гражданами Америки, чем другие».

Пресса с большим энтузиазмом  принялась за разоблачение всех бед  и напастей, которые несли с  собой китайские иммигранты. Выходили пространные статьи, где китайцев обвиняли во всех грехах: «проституции, наркомании, в том, что они никогда  не пытались адаптироваться к американской одежде, привычкам, системе образования  и не хотели стать полноценными гражданами». Китайцам вменялось в вину и повышенное внимание к белым женщинам. Впрочем, в этом как раз не было ничего удивительного – ведь абсолютное большинство китайских эмигрантов было мужчинами! Так в 1852 году из 11794 прибывших китайцев было только 7 женщин. И хотя действовал официальный закон, запрещающий браки между белыми и "монголами" (общий термин, использовавшийся в то время для обозначения  народов азиатского происхождения), подозрения в связях китайцев с белыми женщинами возникали постоянно. Со временем в Калифорнии появились  и китайские женщины – вот  только большинство из них прибывали  туда в качестве проституток (многие - насильно!).

С течением времени антикитайские  настроения начали принимать и законодательный  облик. Первой ласточкой стал принятый в 1875 году Закон Пейджа, который запрещал въезд в США китайских, монгольских и японских проституток и преступников. В 1879 году Конгресс предпринимает попытку принять так называемый «Билль пятнадцати пассажиров», который сократил бы число китайцев, прибывавших в любой порт США на любом корабле, до 15 человек. Но вершиной законодательной борьбы с китайскими гастарбайтерами стал, несомненно, так называемый «Акт об исключении китайцев» – особый закон Конгресса США, изданный 6 мая 1882 года. Этот закон полностью запрещал китайским рабочим въезд на территорию США. Уже приехавшим китайцам отказывалось в праве претендовать на гражданство США. Изначально этот акт был принят как временный, но уже в 1904 году, после долгих дебатов, решено было сделать его бессрочным. 27 апреля 1904 года Теодор Рузвельт поставил свою подпись под словами: «данным актом запрещается въезд на территорию США, территории, находящиеся под юрисдикцией США, федеральный округ Колумбия китайцев и всех людей китайского происхождения, на бессрочный период времени». В сущности, этот акт был концом массовой китайской эмиграции в США – и не удивительно, ведь по сути он действовал почти век (с 1904 по 1965 гг.).

Так закончилась долгая и  полная драматизма история китайских  гастарбайтеров в США. Во второй половине двадцатого века китайцы снова стали массово эмигрировать в США, зачастую нелегально и очень экзотическими способами, но это была уже совсем другая история, без того накала страстей и шумихи, что сопровождала китайских рабочих во второй половине девятнадцатого века.

Но чем же знание этой давней истории может быть полезно  современному россиянину? Сегодня, когда  президент России открыто предрекает в ближайшем будущем новые многомиллионные армии трудовых эмигрантов, одно можно сказать точно – простым и бесконфликтным этот процесс не будет. Конкуренция на рынке труда, бесспорно, вырастет в разы, что просто не может не привести к недовольству и протестам населения. Как с этим будут бороться? Пожалуй, российский «Акт об исключении китайцев» – это из области фантастики; мир слишком изменился, да и заклятые друзья не позволят появиться такому закону. Может, это даже и к лучшему, ведь политика руководителей КНР в вопросах, касающихся китайских мигрантов в России, отличается твердостью и последовательностью – в отличие от политики России в отношении своих соотечественников за границей. Политика КНР – неброская, сдержанная, в основном не публичная, однако не исключающая ни пропагандистских кампаний в СМИ, ни дипломатических демаршей. По мере усиления своего веса в мире Китай, несомненно, будет все более жестко защищать расширение объемов китайского труда в РФ. Так что калифорнийские страсти вековой давности, вполне возможно, скоро померкнут по сравнению со страстями на русском Дальнем Востоке. Совершенно ясно одно – скучно не будет...  

 

 

Иммиграция из Японии долгое время запрещалась японским правительством и началась лишь с 80-х годов XIX в. В  поисках заработка японская беднота  вербовалась на гавайские сахарные плантации, искала работу в Канаде, Южной Америке и США. В 1800 г. в  Соединенных Штатах было 2039 японцев, в 1900 г.— 24  236, в 1910 г.— 72 157. Они селились в западных штатах: перед второй мировой войной из 126 947 японцев США 88,5 тыс. жили в штатах тихоокеанского побережья, причем на Калифорнию приходилось 73,8% всего японского населения страны.

С самого начала японская иммиграция столкнулась в США с антияпонской пропагандой. В 1907 г. между США и Японией было заключено «джентльменское соглашение», по которому ищущим работу японцам въезд в страну запрещался. Антияпонские чувства подогревались оживленной агитацией, которая велась в интересах крупных земельных и промышленных компаний. Населению внушали, что некоторые национальные особенности японцев якобы дают им преимущества перед американскими землевладельцами, рабочими и торговцами; что японцы — фермеры и крупные землевладельцы стремятся захватить все свободные участки в Калифорнии; что, пользуясь поддержкой своего правительства, они могут захватить в свои руки политический контроль над делами штата. Газеты писали «о государстве в государстве, создаваемом японцами в США.

В этой агитации сказывался не столько действительный страх  перед японским «государством в  государстве», сколько стремление крупных  калифорнийских фермеров отделаться от конкурентов фермеров-японцев. 19 мая 1913 г. был издан правительством штата  Калифорния (а позже штатами Орегон, Колорадо, Вашингтон, Айдахо, Небраска, Техас, Нью-Мексико) закон, по которому японцы могли арендовать землю не больше как на три года, а земельные  участки, приобретенные японцами в собственность по издании о того закона, не могли быть проданы или переданы по наследству японцам, не имеющим американского подданства. Японцы обходили этот закон, переводя землю на имя своих детей, родившихся в Америке и имеющих, следовательно, гражданские права, в том числе и право приобретения земли, или нанимая американских граждан в качестве подставных совладельцев земли.

Японские поселенцы, трудолюбивые и сплоченные, много сделали для  развития сельского хозяйства на западе США. Они брались за выведение  новых культур, превращали пустынные  и болотистые земли в плодородные  цветущие сады и огороды.

В 1924 г. последовал новый  запрет на иммиграцию японцев. Он не касался  лишь лиц свободных профессий, богатых  торговцев и пр. Все же и после  этого приток японцев в США  не прекратился. С 1921 по 1930 г. прибыло 33 462 чел. В последнее десятилетие  перед войной иммиграция резко сокращается (с 1930 по 1940 г.—1948 чел.), японцы выезжают из США (за то же десятилетие число  японцев в США уменьшилось  на 12 тыс. человек). В 1950 г. в США была 141 тыс. японцев, из них 52 тыс.— родившиеся за границей.

Среди американцев японского  происхождения различаются: 1) иммигранты первого поколения, то, что по-американски  называется aliens — чужестранцы (японский термин «иссей»— issei); 2) американцы японского происхождения второго поколения (nissei), граждане, родившиеся в США, и 3) третье поколение (sansei) — дети ниссей. Есть и особая категория — кибей (kibei), обозначающая вернувшихся в Америку американских граждан японского происхождения — ниссей, которые на долгое время уезжали в Японию. Средний возраст ниссей в 1939 г. был 19 лет, иссей — 58 лет.

Про иссей американцы говорят, что они —«японцы больше, чем сами японцы». Но дети их (ниссей) посещают американские школы, колледжи. Если их отцы — буддисты, то они — члены христианских сект.

Положение ниссей чрезвычайно тяжело, ибо американское общество не принимает их. Среди буржуазной интеллигенции стремление стать полноправными членами общества вылилось в организацию Лиги японоамериканских граждан, добивающихся равноправия. В 1939 г. в США было около 500 организаций — спортивных, религиозных, культурных, братских, общественных,— созданных ниссей только в области тихоокеанского побережья. Почти все японцы Калифорнии входили в эти организации, которые, охватывая своими секциями все стороны жизни — земледелие, коммерцию, общественную жизнь, школьное дело и пр., привлекали широкие слои японского населения США.

1 декабря 1925 г. в Японии  был издан «Новый национальный  закон», по которому японцы, родившиеся  в США после издания этого  акта, автоматически теряли японское  гражданство, если они не были  зарегистрированы в течение 14 дней в японском консульстве.  Таким образом, зарегистрированные  в японском консульстве получали  два гражданства — японское  и американское. Чтобы создать  материальную заинтересованность  в приобретении двойного гражданства,  закон предусматривал потерю  собственности и права наследования  в Японии. Родившиеся до издания закона также могли объявить о своем желании получить японское гражданство заявлением в консульство. Большая часть японцев американского гражданства, живших в 1942 г. в Калифорнии, имела двойное гражданство.

До второй мировой войны 55% японцев в штатах тихоокеанского побережья жили в городах. Сюда их выгнал из сельских районов закон 1913 г. По экономическим причинам, а еще  более из-за расовой дискриминации  они концентрируются в особых кварталах — «маленьких Токио». В колониях японцев большую роль играют японские общины, установившие особую форму экономической помощи («Танамоши»). Каждый желающий начать какое-нибудь «дело», получает ссуду от своей общины. Распространен и другой вид взаимопомощи («вручение подарка»)— помощь безработным.

В семьях японцев Америки  совсем еще недавно сохранялись  патриархальные устои. Власть мужчины  — главы семьи была очень велика. Жена обязана смотреть за домом, воспитывать  детей, угождать свекрови и более  всего чтить своего господина  — мужа. Мужчина должен скрывать свои чувства, не проявлять слабости, нежности к жене. Желательные дети — мальчики. Женщину, родившую дочь, не поздравляют с новорожденной. Как утверждают американские этнографы, боязнь родить девочку и заслужить  немилость мужа и его родственников  часто доводит женщин до истерии. Японские иммигранты женятся преимущественно  на японках. Они либо выписывают своих  невест, обосновавшись в Америке, либо уезжают на время в Японию для совершения бракосочетания. Часты  были заочные браки: заокеанские  женихи получали из Японии через брачное  бюро фотографии девушек (Picture brides) и выписывали их в Америку (известный японский обычай). Девушки, главным образом из бедных семей, попадали под власть деспотичного, нелюбимого мужа и его матери. Единственное преимущество, которым могли воспользоваться иммигрантки из Японии,— получить с относительной легкостью развод, чего они не смогли бы добиться в Японии.

Дети воспитываются в  большом послушании. Их приучают к  сдержанности, запрещают жестикулировать  при разговоре, громко смеяться и  т. д.

Информация о работе Китайская и японская миграция в США