Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2013 в 08:41, доклад
О серьезности проблемы американцев с китайской эмиграцией может свидетельствовать один факт – в США (в стране созданной и населенной эмигрантами!) китайцы были единственной этнической группой, для которой в эпоху свободной иммиграции въезд в США был полностью запрещен с 1882 года.
А ведь начиналось все достаточно невинно… Но вначале давайте оглянемся назад и вспомним некоторые исторические факты.
О серьезности проблемы американцев с китайской эмиграцией может свидетельствовать один факт – в США (в стране созданной и населенной эмигрантами!) китайцы были единственной этнической группой, для которой в эпоху свободной иммиграции въезд в США был полностью запрещен с 1882 года.
А ведь начиналось все достаточно невинно… Но вначале давайте оглянемся назад и вспомним некоторые исторические факты.
Наиболее ироничный из
них – причиной объявления независимости
США и появлению десятков тысяч
китайских эмигрантов в Америке
стала одна и та же не менявшаяся
веками традиционная алчность правящих
кругов Британской империи. Но если сдавленной
высокими имперскими пошлинами и
налогами британской Америке начавшаяся
Бостонским чаепитием антиколониальная
революция победоносно удалась,
то Китаю повезло гораздо меньше.
Развязанные британцами (и впоследствии
примкнувшими к ним французами) две
опиумные войны привели к гражданской
смуте, ослаблению и частичному распаду
Китайского государства, а нарушенные
вековые традиции и беспошлинный
ввоз европейской продукции
Примерно в то же самое время в Америке власти со все большим неодобрением поглядывали на рабовладельческий Юг, и гражданская война между Севером и Югом была не за горами. Еще более важный для нашей истории факт – в невообразимо далекой Калифорнии (от Нью-Йорка до Сан-Франциско почти 4000 км) нашли золото, и вскоре началась многократно описанная в литературе «золотая лихорадка». Огромные пустынные просторы Соединенных Штатов, начинающаяся промышленная революция и разыгравшаяся в Калифорнии «золотая лихорадка» требовали все больше новых и дешевых рабочих рук. Чтобы решить эту проблему, в 1848 году Конгресс предложил план развития западного побережья, в котором немалая роль отводилась привлечению в США дешевой китайской рабочей силы.
Вскоре этот план начал
воплощаться в жизнь. Уже на следующий
год моряки с американских судов,
забиравших в Китае чай и шелк,
стали рассказывать местным жителям
невероятные истории о
Поначалу китайцев встречали довольно благосклонно – ведь работы и золота хватало всем. Однако вскоре прибыль от золотодобычи начала уменьшаться, а белые, соответственно, стали относиться к китайцам все более враждебно. Постепенно золотые шахты закрывались, все больше старателей было вынуждено искать другую работу, а конкурировать с неприхотливыми китайцами становилось все сложнее. Враждебность к приезжим неумолимо возрастала.
К 1870 году в Сан-Франциско было 12200 рабочих, а город оказался на девятом месте по уровню развития промышленности в США. Половину рабочей силы в этом городе составляли китайцы.
Безработица среди бывших
старателей довольно быстро привела
к настоящим антикитайским
Интересен и взгляд самих китайцев на подобное отношение. Китайские эмигранты считали, что местные жители им… завидовали! Один из китайских рабочих говорил: «Рабочие завидовали нам, особенно ирландцы. Никто не наймет ирландца, немца, англичанина или итальянца, если есть возможность нанять китайца, потому что наши соотечественники гораздо более честные, трудолюбивые, надежные и благоразумные. Китайцы преследовались не за пороки, а за достоинства. Они могли бы стать более достойными и патриотичными гражданами Америки, чем другие».
Пресса с большим энтузиазмом
принялась за разоблачение всех бед
и напастей, которые несли с
собой китайские иммигранты. Выходили
пространные статьи, где китайцев
обвиняли во всех грехах: «проституции,
наркомании, в том, что они никогда
не пытались адаптироваться к американской
одежде, привычкам, системе образования
и не хотели стать полноценными гражданами».
Китайцам вменялось в вину и повышенное
внимание к белым женщинам. Впрочем,
в этом как раз не было ничего
удивительного – ведь абсолютное
большинство китайских
С течением времени антикитайские настроения начали принимать и законодательный облик. Первой ласточкой стал принятый в 1875 году Закон Пейджа, который запрещал въезд в США китайских, монгольских и японских проституток и преступников. В 1879 году Конгресс предпринимает попытку принять так называемый «Билль пятнадцати пассажиров», который сократил бы число китайцев, прибывавших в любой порт США на любом корабле, до 15 человек. Но вершиной законодательной борьбы с китайскими гастарбайтерами стал, несомненно, так называемый «Акт об исключении китайцев» – особый закон Конгресса США, изданный 6 мая 1882 года. Этот закон полностью запрещал китайским рабочим въезд на территорию США. Уже приехавшим китайцам отказывалось в праве претендовать на гражданство США. Изначально этот акт был принят как временный, но уже в 1904 году, после долгих дебатов, решено было сделать его бессрочным. 27 апреля 1904 года Теодор Рузвельт поставил свою подпись под словами: «данным актом запрещается въезд на территорию США, территории, находящиеся под юрисдикцией США, федеральный округ Колумбия китайцев и всех людей китайского происхождения, на бессрочный период времени». В сущности, этот акт был концом массовой китайской эмиграции в США – и не удивительно, ведь по сути он действовал почти век (с 1904 по 1965 гг.).
Так закончилась долгая и полная драматизма история китайских гастарбайтеров в США. Во второй половине двадцатого века китайцы снова стали массово эмигрировать в США, зачастую нелегально и очень экзотическими способами, но это была уже совсем другая история, без того накала страстей и шумихи, что сопровождала китайских рабочих во второй половине девятнадцатого века.
Но чем же знание этой давней истории может быть полезно современному россиянину? Сегодня, когда президент России открыто предрекает в ближайшем будущем новые многомиллионные армии трудовых эмигрантов, одно можно сказать точно – простым и бесконфликтным этот процесс не будет. Конкуренция на рынке труда, бесспорно, вырастет в разы, что просто не может не привести к недовольству и протестам населения. Как с этим будут бороться? Пожалуй, российский «Акт об исключении китайцев» – это из области фантастики; мир слишком изменился, да и заклятые друзья не позволят появиться такому закону. Может, это даже и к лучшему, ведь политика руководителей КНР в вопросах, касающихся китайских мигрантов в России, отличается твердостью и последовательностью – в отличие от политики России в отношении своих соотечественников за границей. Политика КНР – неброская, сдержанная, в основном не публичная, однако не исключающая ни пропагандистских кампаний в СМИ, ни дипломатических демаршей. По мере усиления своего веса в мире Китай, несомненно, будет все более жестко защищать расширение объемов китайского труда в РФ. Так что калифорнийские страсти вековой давности, вполне возможно, скоро померкнут по сравнению со страстями на русском Дальнем Востоке. Совершенно ясно одно – скучно не будет...
Иммиграция из Японии долгое время запрещалась японским правительством и началась лишь с 80-х годов XIX в. В поисках заработка японская беднота вербовалась на гавайские сахарные плантации, искала работу в Канаде, Южной Америке и США. В 1800 г. в Соединенных Штатах было 2039 японцев, в 1900 г.— 24 236, в 1910 г.— 72 157. Они селились в западных штатах: перед второй мировой войной из 126 947 японцев США 88,5 тыс. жили в штатах тихоокеанского побережья, причем на Калифорнию приходилось 73,8% всего японского населения страны.
С самого начала японская иммиграция столкнулась в США с антияпонской пропагандой. В 1907 г. между США и Японией было заключено «джентльменское соглашение», по которому ищущим работу японцам въезд в страну запрещался. Антияпонские чувства подогревались оживленной агитацией, которая велась в интересах крупных земельных и промышленных компаний. Населению внушали, что некоторые национальные особенности японцев якобы дают им преимущества перед американскими землевладельцами, рабочими и торговцами; что японцы — фермеры и крупные землевладельцы стремятся захватить все свободные участки в Калифорнии; что, пользуясь поддержкой своего правительства, они могут захватить в свои руки политический контроль над делами штата. Газеты писали «о государстве в государстве, создаваемом японцами в США.
В этой агитации сказывался не столько действительный страх перед японским «государством в государстве», сколько стремление крупных калифорнийских фермеров отделаться от конкурентов фермеров-японцев. 19 мая 1913 г. был издан правительством штата Калифорния (а позже штатами Орегон, Колорадо, Вашингтон, Айдахо, Небраска, Техас, Нью-Мексико) закон, по которому японцы могли арендовать землю не больше как на три года, а земельные участки, приобретенные японцами в собственность по издании о того закона, не могли быть проданы или переданы по наследству японцам, не имеющим американского подданства. Японцы обходили этот закон, переводя землю на имя своих детей, родившихся в Америке и имеющих, следовательно, гражданские права, в том числе и право приобретения земли, или нанимая американских граждан в качестве подставных совладельцев земли.
Японские поселенцы, трудолюбивые и сплоченные, много сделали для развития сельского хозяйства на западе США. Они брались за выведение новых культур, превращали пустынные и болотистые земли в плодородные цветущие сады и огороды.
В 1924 г. последовал новый запрет на иммиграцию японцев. Он не касался лишь лиц свободных профессий, богатых торговцев и пр. Все же и после этого приток японцев в США не прекратился. С 1921 по 1930 г. прибыло 33 462 чел. В последнее десятилетие перед войной иммиграция резко сокращается (с 1930 по 1940 г.—1948 чел.), японцы выезжают из США (за то же десятилетие число японцев в США уменьшилось на 12 тыс. человек). В 1950 г. в США была 141 тыс. японцев, из них 52 тыс.— родившиеся за границей.
Среди американцев японского происхождения различаются: 1) иммигранты первого поколения, то, что по-американски называется aliens — чужестранцы (японский термин «иссей»— issei); 2) американцы японского происхождения второго поколения (nissei), граждане, родившиеся в США, и 3) третье поколение (sansei) — дети ниссей. Есть и особая категория — кибей (kibei), обозначающая вернувшихся в Америку американских граждан японского происхождения — ниссей, которые на долгое время уезжали в Японию. Средний возраст ниссей в 1939 г. был 19 лет, иссей — 58 лет.
Про иссей американцы говорят, что они —«японцы больше, чем сами японцы». Но дети их (ниссей) посещают американские школы, колледжи. Если их отцы — буддисты, то они — члены христианских сект.
Положение ниссей чрезвычайно тяжело, ибо американское общество не принимает их. Среди буржуазной интеллигенции стремление стать полноправными членами общества вылилось в организацию Лиги японоамериканских граждан, добивающихся равноправия. В 1939 г. в США было около 500 организаций — спортивных, религиозных, культурных, братских, общественных,— созданных ниссей только в области тихоокеанского побережья. Почти все японцы Калифорнии входили в эти организации, которые, охватывая своими секциями все стороны жизни — земледелие, коммерцию, общественную жизнь, школьное дело и пр., привлекали широкие слои японского населения США.
1 декабря 1925 г. в Японии
был издан «Новый национальный
закон», по которому японцы, родившиеся
в США после издания этого
акта, автоматически теряли японское
гражданство, если они не были
зарегистрированы в течение 14
дней в японском консульстве.
Таким образом,
До второй мировой войны 55% японцев в штатах тихоокеанского побережья жили в городах. Сюда их выгнал из сельских районов закон 1913 г. По экономическим причинам, а еще более из-за расовой дискриминации они концентрируются в особых кварталах — «маленьких Токио». В колониях японцев большую роль играют японские общины, установившие особую форму экономической помощи («Танамоши»). Каждый желающий начать какое-нибудь «дело», получает ссуду от своей общины. Распространен и другой вид взаимопомощи («вручение подарка»)— помощь безработным.
В семьях японцев Америки совсем еще недавно сохранялись патриархальные устои. Власть мужчины — главы семьи была очень велика. Жена обязана смотреть за домом, воспитывать детей, угождать свекрови и более всего чтить своего господина — мужа. Мужчина должен скрывать свои чувства, не проявлять слабости, нежности к жене. Желательные дети — мальчики. Женщину, родившую дочь, не поздравляют с новорожденной. Как утверждают американские этнографы, боязнь родить девочку и заслужить немилость мужа и его родственников часто доводит женщин до истерии. Японские иммигранты женятся преимущественно на японках. Они либо выписывают своих невест, обосновавшись в Америке, либо уезжают на время в Японию для совершения бракосочетания. Часты были заочные браки: заокеанские женихи получали из Японии через брачное бюро фотографии девушек (Picture brides) и выписывали их в Америку (известный японский обычай). Девушки, главным образом из бедных семей, попадали под власть деспотичного, нелюбимого мужа и его матери. Единственное преимущество, которым могли воспользоваться иммигрантки из Японии,— получить с относительной легкостью развод, чего они не смогли бы добиться в Японии.
Дети воспитываются в большом послушании. Их приучают к сдержанности, запрещают жестикулировать при разговоре, громко смеяться и т. д.