Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2010 в 00:14, лекция
Киевская Русь – одно из самых больших государств средневековой Европы - сложилось в IX в. в результате длительного внутреннего развития восточнославянских племен. Ее историческим ядром было Среднее Поднепровье, где очень рано зародились новые социальные явления, характерные для классового общества.
1.Экономическое, социально-политическое устройство и социальная структура.
Становление ранних феодальных отношений.
-Становление феодальных отношений и завершение процессов формирования единого Древнерусского государства. с.2.
-Экономическое развитие Киевской Руси. с.2.
-Военно-политическое объединение. с.2-3.
- Политическая и административная система Киевской Руси. с.3.
-Социальная структура Киевской Руси. с.3-4.
2.Политическая жизнь Древней Руси в 10-11в.( борьба с кочевниками )
-Раннефеодальная монархия. с.4
- Борьба с кочевниками. с.4-6.
3.Христиализация Руси и её последствия. с.7
4.Обострение борьбы в Киевском государстве во второй половине 11-12в. И распад. с.7
Преемник Олега
князь Игорь продолжал активную внешнюю
политику. В 913 через Итиль он прошёл всё
западное побережье Каспия, дважды (941,
944) нападал на Византию. Непомерные требования
дани с древлян послужили причиной их
восстания и убийства Игоря (945). Его жена
Ольга одной из первых на Руси приняла
христианство, упорядочила управление
на местах и установила нормы дани («уроки»).
Сын Игоря и Ольги Святослав Игоревич
(княживший в 964―972) обеспечил Киевской
Руси свободу торговых путей на восток,
через земли волжских болгар и хазар, упрочил
международное положение Руси. Русь при
Святославе обосновалась на Черном море
и на Дунае (Тмутаракань, Белгород, Переяславец
на Дунае), но после неудачной войны с Византией
Святослав был вынужден отказаться от
завоеваний на Балканах. При возвращении
на Русь он был убит в бою с печенегами.
Святославу наследовал его сын Ярополк,
убивший конкурента ― брата Олега древлянского
(977). Младший брат Ярополка Владимир Святославич
с помощью варягов двинулся на Киев. Ярополк
был убит, и Владимир стал великим князем
(княжил в 980―1015). Настоятельная необходимость
замены старой идеологии родоплеменного
строя идеологией народившегося феодализма
побудила Владимира ввести на Руси в 988―989
христианство в форме византийского православия.
Первыми восприняли христианскую религию
социальные верхи, народные массы ещё
долго держались языческих верований.
Княжение Владимира ― вершина расцвета
Киевской Руси, границы которой необычайно
расширились (от Прибалтики и Карпат до
причерноморских степей). После смерти
Владимира (1015) возникла усобица между
его сыновьями, в которой были убиты два
из них: Борис и Глеб, причисленные позднее
церковью к лику святых. Убийца Святополк
бежал после борьбы со своим братом Ярославом
Мудрым, ставшим киевским князем (1019―54).
В 1021 против Ярослава выступил Брячислав
полоцкий (княжил в 1001―44), союз с которым
был куплен ценой уступки ему ключевых
позиций на торговом пути «из варяг в греки»
― Усвятского волока и Витебска. Через
3 года против Ярослава выступил его брат
― Мстислав Тмутараканский. После битвы
у Листвена (1024) Киевская Русь была поделена
по Днепру: Правобережье с Киевом досталось
Ярославу, Левобережье ― Мстиславу. После
смерти Мстислава (1036) единство Киевской
Руси было восстановлено. Ярослав Мудрый
вёл энергичную деятельность по укреплению
государства, устранению церковной зависимости
от Византии (образование в 1037 самостоятельной
митрополии) и расширению градостроительства.
При Ярославе Мудром значительно укрепились
и расширились политические связи Киевской
Руси с государствами Западной Европы.
Помимо Византии, Польши и Норвегии, Киевская
Русь имела династические и др. политические
связи с Германией, Францией, Венгрией
и др. государствами. Наследовавшие Ярославу
его сыновья поделили владения отца, причём
Изяслав Ярославич получил Киев, Святослав
Ярославич ― Чернигов, Всеволод Ярославич
― Переяславль Южный. Пытаясь первое время
всемерно сохранять единство Киевской
Руси и, действуя сначала заодно, Ярославичи
не смогли всё же предотвратить феодального
распада Киевской Руси. Положение осложнилось
натиском половцев, в битве с которыми
Ярославичи потерпели поражение. Народное
ополчение потребовало оружия для оказания
сопротивления врагу. Отказ привёл к восстанию
1068 в Киеве, бегству Изяслава и вокняжению
в Киеве полоцкого Всеслава Брячиславича,
изгнанного в 1069 объединёнными силами
Изяслава и польских войск. Вскоре среди
трёх Ярославичей возникли распри, приведшие
к изгнанию Изяслава в Польшу (1073), который
возвратился в Киев только после смерти
Святослава (1076), но вскоре был убит в бою
(1078). Ставший киевским князем Всеволод
Ярославич (княжил в 1078―93) не смог сдержать
процесс распада единого государства.
Лишь под влиянием нашествий половцев
(1093―96 и 1101―03) было создано временное
объединение князей вокруг киевского
князя для отражения общей опасности.
В крупнейших центрах Руси княжили: Святополк
Изяславич (1093―1113) в Киеве, Олег Святославич
в Чернигове, в Переяславле ― сын Всеволода
Владимир Всеволодович Мономах ― тонкий
политик, убеждавший князей объединиться
для борьбы с половцами. Созванные им для
этого съезды князей себя не оправдали.
После смерти Святополка (1113) в Киеве вспыхнуло
городское восстание. Мономах, приглашенный
на киевское княжение, издал компромиссный
закон, облегчавший положение должников
(уступка восставшим), затем он усилил
свои позиции, усмирив новгородцев, и посадил
своих сыновей в Переяславле, Смоленске
и Новгороде. Он почти единовластно распоряжался
всеми военными силами Киевской Руси,
направлял их не только против половцев,
но и против непокорных вассалов и соседей.
В результате половецкая опасность была
временно ликвидирована. Но, несмотря
на усилия Мономаха, объединить Киевскую
Русь не удалось. Объективные исторические
процессы продолжали развиваться, что
выразилось прежде всего в быстром росте
местных центров ― Чернигова, Галича,
Смоленска и др., тянувшихся к самостоятельности.
Сыну Мономаха Мстиславу Владимировичу
(княжившему в 1125―32) удалось ещё победить
половцев и выслать их князей в Византию
(1129). После смерти Мстислава (1132) Киевская
Русь распалась на ряд самостоятельных
княжеств. Начался период феодальной раздробленности
Руси.
Культура Киевской Руси уходит своими
корнями в глубины народной культуры славянских
племён. В период образования и развития
государства она достигла высокого уровня
и была обогащена влиянием византийской
культуры. В результате Киевская Русь
стала в ряд передовых по культуре государств
своего времени. Средоточием феодальной
культуры был город. Грамотность в Киевской
Руси была сравнительно широко распространена
среди народа, о чём свидетельствуют берестяные
грамоты и надписи на хозяйственных предметах
(на пряслицах, бочках, сосудах и т. д.).
Есть сведения о существовании на Руси
в это время школ (даже женских).
3..Христианизацию
Руси и её последствия.
Нельзя представить как результат влияния, шедшего только с одной стороны. Это принимается бесспорным многими учеными. "Даже христианство византийского толка проникло не из одной Византии. Уже в X в. ученые отмечают борьбу разных направлений христианства за приоритет на Руси. Так, в русском христианстве обнаружены многочисленные "западные" черты, которые находят объяснение в содержании кирилло-мефодиевской традиции".
Все это в определенной мере активизировало интерес верующих и неверующих к обстоятельствам введения христианства в Киевской Руси, роли православия в истории и культуре нашего народа. Следует сказать, что независимо от проповедей церковников в нашей стране и идеологических извращений различного рода радиоголосов за границей введение христианства в Древнерусском государстве – факт сам по себе интересный, а может быть, даже поучительный. А поэтому к нему постоянно привлечено внимание исследователей, писателей, читателей. Трудно указать такой год за последние 50 лет, когда бы по вопросам введения христианства на Руси в нашей стране не публиковались новые исследования. Правда, часто эти публикации не дают полной картины, бывают слишком описательными или академическими, посвящены частностям рассматриваемого явления.
4.
Обострение борьбы в
Киевском государстве
в 11-12 в. и его распад.
Рост крупного феодального землевладения, закрепощение свободных общинников и рост их эксплуатации привели к обострению классовой борьбы в 11―12 вв. (восстания в Суздале в 1024; в Киеве в 1068―69; на Белоозере около 1071; в Киеве в 1113). Восстания в большинстве случаев были крайне разобщены, в них участвовали служители отмирающей религии язычества ― волхвы, использовавшие недовольных крестьян для борьбы с новой идеологией. Особенно сильная волна народных выступлений прокатилась по К. Р. в 60-х и 70-х гг. 11 в. в связи с голодом и нашествием половцев. В эти годы был создан сборник законов «Правда Ярославичей», ряд статей которого предусматривал наказания за убийство служащих администрации феодальной вотчины.
Борьба с кочевниками.
К. Р. была вынуждена постоянно вести борьбу
с азиатскими кочевыми ордами, попеременно
жившими в причерноморских степях: хазарами
(См. Хазары),
уграми (См. Угры),
печенегами (См. Печенеги),
торками (См. Торки) и половцами (См. Половцы). Кочевья печенегов
в конце 9 в. заняли степи от Саркела на
Дону до Дуная. Набеги печенегов заставили
Владимира Святославича укреплять южные
границы К. Р. («ставить городы»). Ярослав
Мудрый в 1036 фактически уничтожил западное
объединение печенегов. Но в причерноморских
степях появились торки, которым в 1060 объединёнными
силами князей К. Р. было нанесено поражение.
Со 2-й половины 11 в. степи от Волги до Дуная
начали занимать половцы, овладевшие важнейшими
торговыми путями между Европой и странами
Востока. Крупную победу половцы одержали
в 1068. Затем натиск половцев К. Р. выдержала
в 1093―96, для чего потребовалось объединение
всех её князей. В 1101 отношения К. Р. с половцами
улучшились, но уже в 1103 половцы нарушили
мирный договор. Последовала целая серия
походов Владимира Мономаха к половецким
зимовьям в глубь степей, завершившаяся
в 1117 откочёвкой их на Ю., к Северному Кавказу
и Грузии. Сын Владимира Мономаха Мстислав
оттеснил половцев за Дон, Волгу и Яик.