Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 21:38, реферат
Образование древнерусского государства, рождение первого феодального государства было не однократным событием, а процессом длительным. Развитие славянского общества растянулось на много веков. Племена расселялись, перемешивались, сливались. Восточные славяне вVII—VIII вв. уже составляли значительную часть населения Восточной Европы. Именно в это время славяне постепенно осваивают покрытые густыми лесами пространства современного Центра территории России. Славянские племена раскинулись на огромных пространствах, по берегам большихрек.
1.Введение…………………………………………………………………………………...………1
2.Древнерусское государство. Его образование и особенности……………………………………………………………………………………….…2
3.Отношения Древней Руси с кочевыми народами в период IX-XII вв……………………………………………………………………………………………………..7
4.Влияние отношений с пограничными государствами и кочевыми народами на этнокультурное развитие Древней Руси……………………….…………………………….........9
5.Заключение……………………………………………………………………………………..…10
6.Список литературы…………………………………………
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
МОСКОВСКИЙГОСУДАРСТВЕННЫХ СТРОИТЕЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
КАФЕДРА ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ
РЕФЕРАТ
По дисциплине «ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ»
ТЕМА: Киевская Русь и Великая Степь
(взаимоотношения
Выполнил студент
1 курс, 1 семестр
МОСКВА 2013
1.Введение……………………………………………………
2.Древнерусское государство.
Его образование и особенности…
3.Отношения Древней Руси
с кочевыми народами в период
IX-XII вв…………………………………………………………………………
4.Влияние отношений с
пограничными государствами и
кочевыми народами на
5.Заключение………………………………………………
6.Список литературы……………………………
Образование древнерусского государства,
рождение первого феодального
Историческим значением образования государства
являются благоприятные условия для развития
земледелия, ремесел и внешней торговли;
формирование социальной структуры развитие
древнерусской культуры. Происходит складывание
единой древнерусской народности из русского,
украинского и белорусского народов.
Древняя Русь вследствие своего географического
положения должна была вести борьбу с
жителями степей, с кочевыми азиатскими
народами, пока не окрепла в своем государственном
организме и не превратила степи в убежище
для себя.
То историческое место, которое заняла
Древняя Русь среди феодальных государств
Европы, а также те внешнеполитические
проблемы, которые встали передней в связи
с ее географическим положением и тогдашней
расстановкой и соотношением сил между
Русью и сопредельными государствами,
оказались существенными и решающими
вплоть до наших дней.
Используя сложные методы историки вынуждены
реконструировать факты исчезнувшей действительности.
Подчас анализ производится лишь при помощи
косвенных свидетельств и аргументов.
На выводы оказывают влияние различные
мировоззренческие, философские, политические
и пр. взгляды историков. В этой связи совершенно
естественно, что одни и те же события
прошлого различные ученые интерпретируют
по-разному, предлагая иногда взаимоисключающие
выводы и оценки. Без этого историческая
наука не могла бы нормально развиваться.
Автор данной работы преследует цель сформировать
представление о начале существования
Древней Руси, о её этнических корнях,
культуре и религии. Показать политическую
ситуацию в IX-XII вв. во взаимоотношениях
нашего государства с кочевыми народами
и пограничными государствами, отобразить
хронологию исторических событий, а также
проследить влияние этих отношений на
развитие культуры и политики в Киевской
Руси.
Древнерусское государство. Его образование
и особенности.
Ученые до сих пор спорят, где находится
прародина славян, в какое время и какими
путями происходит их расселение на просторах
Восточно-европейской равнины. Наиболее
распространенной точкой зрения является
та, что прародиной славян являются Карпатские
горы, верховья рек Вислы, Одера, Днестра,
куда в третьем тысячелетии до нашей эры
они пришли с полуострова Индостан.
По историческим источникам можно проследить,
что в VII—VIII вв. у славян идет интенсивный
процесс разложения родо-племенного строя.
Так, из начальной летописи мы знаем о
крупных восточнославянских племенных
группах: поляне, поселившиеся в Среднем
Поднепровье "в полях" и потому так
и прозвавшиеся; древляне, жившие от них
к северо-западу в дремучих лесах;северяне, обитавшие
к востоку и северо-востоку от полян по
реке Десне, Суле и Северский Донец; дреговичи - между
Припятью и Западной Двиной; полочане- в
бассейне р. Полоты;кривичи - в верховьях
Волги и Днепра; радимичи и вятичи, по летописи, произошли
от рода"ляхов" (поляков), и были приведены, скорее
всего, своими старейшинами - Радимом,
В данном случае речь идет не о племенах,
а о более крупных племенных союзах, образование
которых непосредственно предшествует
возникновению государства. У каждого
из этих союзов было свое "княженье".
Это еще не княжества в более позднем,
феодальном смысле слова, и князьями первоначально
именовались племенные вожди.
Итак, первыми славянскими поселенцами,
являются древляне и поляне, жители лесов
и жители полей; эти «местные» причины
обуславливали разницу в нравах обоих
племен, большую дикость древлян, большую
склонность их жить за счет соседей, от
чего терпели «убытки» поляне. Это последнее
племя приобрело особенное значение потому,
что городок, среди него основанный, Киев,
стал главным городом Русской земли.
К 882 году, в период военной демократии,
у древних славян происходит разложение
родовых общин на территориальные или
соседские, что способствовало разрушению
старых племенных структур и усилению
роли племенных старейшин, глав многочисленных
родов. В это время славяне вели многочисленные
войны, отражая набеги кочевников. Большинство
историков признает, что в VII-IX вв. происходит
объединение славянских племен в союзы
Завоеванный в 882 г. новгородским князем Олегом
Вече - собрания общинников, на которых
решались важнейшие вопросы жизни племени,
в том числе и выбор вождей - "военных
предводителей". При этом в вечевых
собраниях участвовали только мужчины-воины.
Таким образом в этот период славяне переживали
последний период общинного строя - эпоху
"военной демократии", предшествующую
образованию государства.
Кроме того, происходили изменения в общине: на
смену коллективу родственников, владеющих
всеми угодьями сообща, приходит община, состоящая
из больших патриархальных семей,объединенных
между собой общностью территории, традициями,
Можно выделить 5 этапов в
развитии Киевской Руси:
1. до 882 г. - образование
феодального государства со столицей
в г. Киеве, которое охватывало еще не всех
славян;
2. 882-911 гг.- власть
в Киеве захватывает князь Олег;
3. 911-1054 гг.- расцвет
Киевской Руси, принятие Христианства
Владимиром I в 988 году, принятие первого
кодекса законов «Русская правда» Ярославом
Мудрым и его сыновьями;
4. 1054-1093 гг. - появление
первых элементов распада (политической
дезинтеграции);
5. 1093-1132 гг. - последнее
усиление Киевской Руси, однако из-за многих
причин в 1134 году государство распадается.
Занятия. Еще до образования
Древнерусского государства славяне,
осваивая огромные лесные и лесостепные
пространства Восточной Европы, несли
с собой земледельческую культуру. Распространено
было подсечное (подсечно-огневое) земледелие.
На освобожденных от леса в результате
вырубки и выжигания землях выращивали
2-3 года сельскохозяйственные культуры,
используя естественное плодородие почв,
усиленное золой от сгоревших деревьев.
После истощения земли участок забрасывали
и осваивали новый, что требовало усилий
всей общины. В степных районах применялось переложное
Также, наряду со скотоводством славяне
занимались и привычными для себя промыслами:охотой,
рыболовством, бортничеством. Развиваются
многие ремесла. Обжигание глиняных изделий,
кузнецкое дело, вырезание посуды из дерева,
плотничество. Все эти мастерства, в основном
осуществлялись для поддержания быта
населения, а не для красоты. Особое значение
для судеб восточного славянства имеет внешняя
торговля, развивавшаяся как на Балтийско-Волжском
пути, так и на пути «из варяг в греки».
Религия. Язычество и переход к Христианству. До возникновения
Древнерусского государства и принятия
Христианства в основе миросозерцания
восточных славян лежало язычество - обожествление
сил природы, восприятие природного и
человеческого мира как единого целого.
Каждое восточнославянское племя имело
своего бога-покровителя. В дальнейшем
славяне все более поклонялись великому Сварогу
- богу неба и его сыновьям -Даждьбогу и Стрибогу -
богам солнца и ветра. Со временем все
большую роль начинает игратьПерун - бог
грозы, "творец молний", который особенно
почитался как бог войны и оружия в княжеско-дружинной
среде. В языческий пантеон входили также Велес или Волос -
покровитель скотоводства и хранитель
подземного мира предков, Макошь - богиня
плодородия и другие. Сохранялись и тотемические
представления, связанные с верой в родственную
мистическую связь рода с каким-либо животным,
растением или даже предметом. Кроме того,
мир восточных славян был "населен"
многочисленными берегинями, русалками,
лешими и пр.
До середины Х века на Руси господствовало
язычество, поэтому власть первых русских
князей носила не только государственный,
военно-политический, но и сакральный
характер. Прозвище князя Олега «Вещий»
свидетельствует о том, что, вероятно князья
одновременно являлись жрецами. Первые
упоминания о христианах на Руси появляются
уже при князе Игоре, его жена княгиня
Ольга стала первой христианкой в княжеской
династии. Летопись описывает её крещение
во время посещения Царьграда (Константинополя).
В середине Х века в Киеве уже существовала
христианская община, однако Древняя Русь
еще долго была языческой. Переход к монотеистической
религии сопровождался становлением нового
типа государства на Руси. С принятием
православия оно становится доминантной
формой объединения (интеграции) Древнерусского
государства. Крещение Руси стало одним
из поворотных событий в истории нашего
народа. Принятие христианства (православия)
на Руси всегда рассматривалось как событие,
которое принесло ей новую историческую
судьбу, позволив покончить с языческим
варварством и на равных войти в семью
христианских народов Европы
Летописные источники сообщают нам подробности «крещения
Руси»: В 987 г. византийский император Василий
II просил помощи у русского князя Владимира
в подавлении мятежа Варды Фоки, который
пытался захватить императорский трон.
За эту помощь он обещал отдать в жены
киевскому князю свою сестру Анну, но при
условии обращения его в православную
веру. Князь Владимир помог византийскому
императору, окрестился сам и окрестил
свою дружину в Византии. А по возвращении
из похода женился и в 988 г. окрестил киевлян.
Отношения Древней
Руси с кочевыми народами в период
IX-XII
На протяжении IX века весь
юг нынешней России был занят хазарами
– государством Хазарский каганат,
который во вторую половину IX в. распространил
свои поселения по северному побережью
Азовского моря и Северного Причерноморья.
Хазарская держава собирала дань
со славянских племен, обитавших севернее
границы степей, то есть полян в
Подднепровье, с северян и радимичей.
Северное Причерноморье западнее течения
Днепра было занято пестрым населением
из кочевых племен угров и протоболгар,
входивших в болгарскую державу. В конце
IX века на эту территорию стали проникать
печенеги, теснимые хазарами и половцами.
Они вытеснили из Северного Причерноморья
угров и протоболгар. А в начале X века,
после того как устроились в этом новом
регионе, стали беспокоить своих соседей,
в том числе и Киевскую Русь.
«Ситуация на юге России, в Причерноморье
и Приазовье во второй половине IX в. дает
ключ к объяснению первых международных
акций Киевской Руси» [7, с. 26]
Во-первых, в следствие ухода протоболгар
к Дунаю и Днестру Причерноморье стало
на какое-то время совершенно свободным
от враждебных кочевников, приходятся
первые шаги, первые попытки выхода древних
руссов и их вновь возникшего государства
на международную арену через контакты
с Византией и Западной Европой.
Во-вторых морской характер операций древней
Руси с Византией объясняются двумя обстоятельствами:
тем, что Византия была отгорожена от Руси
промежуточными враждебными и неспокойными
государствами кочевников. И тем, что дружины
первых князей Руси были привычны и профессионально
подготовлены к морским походам.
К концу IX в. Северное Причерноморье было
полностью занято кочевниками и их государственными
образованиями, отгораживающими Древнюю
Русь от Черного моря и Византии. Левый
берег Днепра был занят печенежскими племенами,
правый – хазарами.
Когда же в середине XI в. все
Северное Причерноморье и Приазовье становятся
зоной подконтрольной ордам воинственных
кочевников, Русь фактически остается
отрезанной от отношений с Византией,
поэтому эти отношения все боле и более
затухают к концу XI в., а со второй половины XII в.
приобретают уже не внешнеполитический,
а церковно-религиозный характер.
В период существования Киевской Руси
ее южная граница, за период 300-350 лет никогда
не фиксировалась и по существу оставалась
все время в подвижном, изменяемом состоянии,
поскольку обитавшие и сменявшие здесь
друг друга народы вели кочевой образ
жизни и могли под давлением более сильных
пришельцев уходить от этого региона,
покидать его насовсем, уступая место
агрессорам.
Отношения, складывающиеся у Киевского
государства с разными племенами кочевников,
имели ту общую черту, что независимо от
национального состава кочевников всегда
были крайне напряженными, так как представляли
собой состояние перманентной войны, никогда
непредсказуемой, никогда не подчиненной
каким-либо правилам, обычаям или законам,
и всегда скоротечной, но в тоже время
крайне опустошительной. Основной формой
военных действий кочевников были стремительные
набеги с целью награбить скот и увести
в плен население. Совершившие набег орды
степняков мгновенно откатывались с награбленным
имуществом, и если русские княжеские
дружины не успевали их нагнать и отбить
награбленную добычу до того, как степняки
достигали своих степных пределов, то
люди и скот навсегда пропадали, а местность
обезлюдевала.
Даже в том случае, если русские князья,
желая гарантировать свои земли от набегов
кочевников, собирали объединенные походы
далеко в глубь степей для преследования
грабителей, то и в этих случаях «война»
ограничивалась одной - двумя локальными
битвами. Исход этих битв и оказывал решающее
воздействие на весь дальнейший цикл отношений
сторон: в случае решительной победы русских
сразу заключался мир, сохраняемый несколько
лет, в случае же поражения или при отсутствии
перевеса у русских дружин – продолжало
длиться неопределенное время состояние
войны, то есть набег мог последовать в
любой момент.
Нанося постоянный и регулярный ущерб
людским и материальным ресурсам древнерусских
княжеств – как порознь, так и вместе взятым,
кочевые народы южных степей в то же время
играли сложную и существенную роль во
внешнеполитических отношениях Киевской
Руси. Роль, которую нельзя однозначно
назвать «отрицательной».
Перед угрозой вторжения кочевников русские
князья были вынуждены менять тактику
внешней политики в целом. Это способствовало
созданию различных новых методов для
решения внешнеполитических вопросов
и территориальных взаимоотношений (например,
договорно-переговорные методы).
Это были первые случаи в истории русской
дипломатии, когда произошла серьезная
смена уже сложившихся веками внешнеполитических
приемов, методов и концепций.
На восточной границе Киевской Руси местность
была подчинена хазарам. Но уже в 882-885 годах
Князь Олег освобождает полян, древлян,
северян и радимичей из под власти хазар.
За 200-летний период русско-хазарских столкновений
не было ни одной попытки войти в официальный
контакт друг с другом и заключить какое-либо
соглашение, регулирующее отношения двух
соседних государств, или хотя бы мирное
условие, прекращающее или приостанавливающее
на время набеги и войны. Ни хазары, подвергавшиеся
нападению, ни русские, грабившие хазар,
не стремились к мирному урегулированию.
Подводя итог вышесказанному, и объединяя
данные разных источников, приведу список стран,
в отношения с которыми вступала Киевская
Русь в IX-XII вв. Под отношениями понимаются
набеги, походы, войны и мирные соглашения.
1) Византия
2) Хазарский каганат
3) Болгария задунайская
4) Ляшская земля (Польша)
5) Угорское королевство (Венгрия)
6) Печенеги
7) Половецкая степь
8) Волжско-Камская Булгария
Влияние отношений с пограничными государствами и кочевыми народами на этнокультурное развитие Древней Руси.
Юго-Западная, древняя собственная
Русь (княжества Киевское, Переяславское,
Черниговское, Смоленское, Волынское,
Туровское), есть область Днепра - главной
реки водного пути «из Варяг в Греки»;
этому пути, Русь была обязана своим соединением
с Северо-Западною и Юго-Восточною Европою:
из первой явились князья, от второй получено
христианство.
Соседние с Киевской Русью государства
исповедовали религии, основу которых
составлял монотеизм, то есть вера в единого
Бога. В Византии господствовало христианство,
в Хазарии – иудаизм, в Волжской Булгарии
– ислам.
Принятие христианства из Византии, скрепленное
браком с представительницей императорского
дома, подняло международный престиж Древнерусского
государства. Коренным образом изменился
международный статус Древней Руси. Об
этом свидетельствуют многочисленные
династические браки княжеского рода
на Руси практически со всеми королевскими
домами Западной, Центральной и Северной
Европы.
Крещение оказало величайшее влияние
на культурную жизнь Руси, на развитие
техники, ремесел и т. д. Из Византии Киевская
Русь заимствовала первые опыты чеканки
монет. Заметное влияние крещения проявилось
и в художественной области. Греческие
художники создавали в новообращенной
стране новые шедевры, которые приравнивались
к лучшим образцам византийского искусства,
к примеру, Софийский собор в Киеве, построенный
еще Ярославом в 1037 г. В настоящее время он является
крупным музеем. Образцом архитектурного
искусства до сих пор является построенный
в 1050г. Софийский собор в Новгороде. Из
Византии в Киев проникла и живопись на
досках. В связи с крещением появились
в Киевской Руси и образцы греческой скульптуры.
Заметный след оставило крещение и в области
просвещения, книгоиздательского дела.
Быстрое развитие русской письменности
происходило и в XI в., после признания христианства
официальной религией на Руси. Потребность
в церковных книгах на славянском языке
резко увеличилась, так как христианство
проникло не только в город, но и в сельскую
местность.
Что касается отношений с половцами,
то здесь происходит постепенная
эволюция: от резкого противостояния
к стремлению найти договоренности
в мирном ключе.
Вырабатываются определенные методы достижения
мирных отношений с половецкими ханами
и союзами половецких племен:
1) Установление приятельских
отношений с ханской верхушкой путем системати
2) Прямой подкуп золотом ханов и ханских
военачальников
3) Заключение с половецким ханами династических
браков и создание русско-половецких родственных
кланов и княжеско-ханских семейств.
Олег Святославович брал на воспитание
половецких детей, оставшихся сиротами,
требовал регулярно проводить перезаключение
миров и поддерживать отношения через
династические браки и родственные отношения.
В результате такой политики не только
резко падают число и интенсивность половецких
набегов, но и расширяется этнокультурная
мозаика всего населения Древней Руси.
Высокая земледельческая культура славян,
приобретенная на плодородных землях
юга, положительно воспринималась коренными
жителями. Мирное сотрудничество славян
с балтским и угро-финским населением
постепенно приводило к ославяниванию
его значительной части. Исследования
антропологов показывают, что предками
современных русских, украинцев и белорусов
являются не только славяне, но и древние
угрофинны и балты.
Во второй половине XII в. завершается процесс образования
системы отдельных княжеств. Наступил
период феодальной раздробленности. В
то же время этот процесс по своему содержанию
создавал новые благоприятные условия
для дальнейшего экономического, политического
и культурного развития русских земель.
Список
литературы:
1) Вдовина Л.Н.,
Козлова Н.В., Флоря Б.Н.. История России с древнейших времен до
конца XVII века. УП. / Милов Л.В. М., 2006
- 762c
2) История
России: С древнейших времен до конца ХХ
века: [В 3 кн.]: Учеб. пособие для студентов
вузов, Редкол.: А.Н. Сахаров (Отв. ред.) и
др. - М.: АСТ, 2001.
3) Мунчаев
Ш.М., Устинов В.М. История России: Учебник
для вузов. — 5-е изд., изм. и доп. — М.: Норма,
2007