Киевская Русь и феодальная раздробленность

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2011 в 17:43, реферат

Описание работы

Древнерусское государство или Киевскую Русь можно охарактеризовать как раннефеодальную монархию. Во главе государства стоял великий князь киевский. Его братья, сыновья и дружинники, которые входили в Совет (Дума), были «аппаратом управления». Они отвечали за сбор дани, пошлин, штрафов, а также ведали судебными делами. Рассматривая внутренюю и внешнюю политику киевских князей, надо учесть тот факт, что Киевская Русь была молодым государством, и как у любого неокрепшего государства, одна из главных проблем была защита границы от набегов кочевников-печенегов, хазаров, волжских болгар и от экспансии Византии.

Содержание

Введение
Первый период Киевской Руси.
Времена первых киевских князей (IX-середина Х в.)
Расцвет Киевской Руси (вторая половина X-первая половина XI в.)
Третий период Киевской Руси: феодальная раздробленность (вторая половина ХI- начало ХII в.)
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

Киевская Русь и феодальная раздробленность.docx

— 29.35 Кб (Скачать)

ПЛАН

Введение

Первый период Киевской Руси.

Времена первых киевских князей (IX-середина Х в.)

Расцвет Киевской Руси (вторая половина X-первая половина XI в.)

Третий период Киевской Руси: феодальная раздробленность (вторая половина ХI- начало ХII в.)

Заключение

Список литературы 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  Древнерусское государство или Киевскую Русь можно  охарактеризовать как раннефеодальную  монархию. Во главе государства стоял  великий князь киевский. Его братья, сыновья и дружинники, которые  входили в Совет (Дума), были «аппаратом управления». Они отвечали за сбор дани, пошлин, штрафов, а также ведали судебными  делами. Рассматривая внутренюю и внешнюю политику киевских князей, надо учесть тот факт, что Киевская Русь была молодым государством, и как у любого неокрепшего государства, одна из главных проблем была защита границы от набегов кочевников-печенегов, хазаров, волжских болгар и от экспансии Византии.

  История Киевской Руси условно может быть разделена на три больших периода. Первый из них это IX - середина Х в., его можно назвать временем первых киевских князей. Второй – вторая половина Х – первая половина ХI в. (время Владимира I и Ярослава Мудрого), эпоха расцвета Киевской Руси; третий период – вторая половина ХI – начало ХII в., переход к феодальной раздробленности.

  Началом Киевской Руси считается 862 г., когда, согласно легенде «Повести Временных Лет», новгородские бояре пригласили править  Рюрика – начальника отряда варягов. Один из братьев Рюрика, Синеус, обосновался на Белом озере (ныне Белозерск Вологодской области); другой, Трувор – в Изборске (неподалеку от Пскова). Через два года, когда братья умерли, Рюрик передал в управление эти города своим единомышленникам. Двое из них, Аскольд и Дир, стали править Киевом. В связи с малолетством сына Рюрика Игоря власть перешла к Олегу, который в 882 г. обманом захватил Киев и создал Киевскую Русь. Киев был объявлен «матерью городов русских», а Олег стал великим князем. В 907  и 911 гг. он совершил поход в Византию, подписал выгодный торговый договор, который обеспечивал возможность вывоза собираемой на Руси дани и продажи ее на рынках Византии. При Олеге в состав Киевской Руси были включены и стали платить дань Киеву древляне, северяне, радимичи.

  После смерти Олега в Киеве стал княжить  Игорь (912 – 945). При Игоре Русь расширилась, упрочились отношения с Византией, а также при Игоре произошло  первое народное выступление – восстание  древлян в 945 г. Древляне разгневались на князя Игоря, поскольку не хотели платить дань и они его убили.

  После смерти Игоря стала править его  жена Ольга  (945 – 964). Она жестоко отомстила древлянам за убийство мужа. Ольга навела порядок в своих землях, ввела законы налогового права – «уроки и погосты», установив количество дани (урок) с определенной области (погоста), время и место ее сбора. Ольга пользовалась авторитетом как на Руси, так и в Константинополе, где первой из русских правителей приняла крещение. В княжение Игоря и Ольги к Киеву были присоединены земли тиверцев, уличей и окончательно -  древлян.  

  Правление Святослава (964 – 972) историки воспринимают по-разному. Одни считают его талантливым  полководцем и толковым лидером, другие утверждают, что это был  князь – авантюрист, видевший единственную цель в войне. Свою задачу, которая  состояла в том, чтобы защитить Русь от набегов кочевников (печенегов) и  расчистить торговые пути в другие страны, Святослав выполнял успешно. Он во время своих многочисленных походов присоединил земли вятичей  по Оке, разбил силы волжских болгар, уничтожил  Хазарский каганат, успешно воевал на Северном Кавказе и Азовском побережье, овладел Тмутараканью на Таманском  полуострове. Святослав также вел  неудачную войну с Византией: он был окружен стотысячным греческим  войском и с трудом ушел на Русь. По дороге в Киев Святослав в 972 г. попал в засаду к печенегам  и был убит. Легенда гласит, что  печенежский хан использовал  череп Святослава как чашу и пил  из нее , считая, что к нему перейдет слава убитого.

  Конец Х – первая половина ХI в. относится ко второму периоду Киевской Руси - ее расцвету. Принятие христианства сыграло очень важную роль в расцвете Киевской державы потому, что благодаря религии Русь поднялась на ступень, на которой уже стояли европейские страны.

  После смерти Святослава его сыновья стали  править Киевской Русью. Сразу после  кончины Святослава великим киевским князем стал его старший сын Ярополк (972 – 980). Его брат Олег получил Древлянскую землю. Третий сын Святослава Владимир, родившийся от его рабыни Малуши, ключницы княгини Ольги, получил Новгород. В начавшейся через пять лет между братьями войну за власть, Владимир занял великокняжеский престол.

  При Владимире I все земли восточных  славян объединились в составе Киевской Руси. Окончательно были присоединены вятичи, земли по обе стороны Карпат, червленские города. Происходило дальнейшее укрепление государственного аппарата. Княжеские сыновья и старшие дружинники  получили в управление крупнейшие центры. Была решена одна из важнейших задач того времени: обеспечение защиты русских земель от набегов многочисленных печенегских племен. Для этого по рекам Десне, Осетру, Суле, Стугне был сооружен ряд крепостей. Видимо, здесь, на границе со степью, находились «заставы богатырские», защищавшие Русь от набегов, где стояли за родную землю легендарный Илья Муромец и другие былинные богатыри.

  Развитие  экономики, рост и укрепление государственности  требовали изменений в идеологии, главной формой выражения которой  в средние века была религия. Владимир решил реформировать языческие представления Древней Руси и с этой целью попытался создать единый пантеон  богов. Однако, попытка объединить различные божества, которым поклонялись в разных частях страны, потерпела крах.

  В 988 г. Владимир провел вторую окончательную  религиозную реформу. В качестве новой религии было принято христианство. Христианство стало государственной  идеологией, укрепило великокняжескую  власть, частную собственность и  права феодалов. Расширились связи  с Византией, значительно развилась  культура.

  С принятием христианства на Руси церковь  стала особой феодально-религиозной  организацией. Во главе русской православной церкви был поставлен митрополит, назначаемый константинопольским  патриархом; отдельные области Руси возглавляли епископы, которым подчинялись  священники в городах и селах.

  После смерти Владимира киевский престол  перешел к старшему сыну, Святополку (1015 – 1019). По его воле безвинно были убиты братья – Борис Ростовский и Глеб Муромский. Святополк за свое преступление получил прозвище Окаянный. Против Святополка Окаянного выступил его брат Ярослав, при котором  впоследствии Киевская Русь достигла найвысшего могущества.  В 1030 г. Ярослав основал неподалеку от Чудского озера город Юрьев (ныне г.Тарту в Эстонии), утвердив русские позиции в Прибалтике. В 1036 г. Ярослав разбил возле Киева печенегов и построил на этом месте Софийский собор.

  При Ярославе, который был назван Мудрым за свою деятельность, Киев превратился  в один из крупнейших городов Европы. Помимо Софийского Собора Ярослав также  соорудил в Киеве золотые ворота, которые стали парадным въездом  в столицу Древней Руси. Ярослав  открыл школы, создал библиотеку, пригласил  из Европы деятелей культуры и мастеров. Ярослав начал составление свода  законов – «Русскую Правду», которую  продолжили его сыновья и внук Владимир Мономах. Были укреплены международные  связи с такими странами, как Швеция, Франция, Норвегия, Польша и Византия.

  Во  время правления Ярослава Мудрого  на Руси утвердились феодальные производственные отношения. Складывание феодальных отношений – процесс длительный и сложный. В результате него образовались два основных класса феодального  общества – феодалы и феодально-зависимое  крестьянство.

  Главным  богатством и основным средством дохода в те времена была земля, которая находилась в руках феодалов. Крестьяне не являлись собственниками земли, а были ее держателями, получая от феодала участок земли на тех или иных условиях вплоть до наследственного пользования. В отличие от рабов крестьяне имели собственные орудия труда, скот, дом. Поскольку феодал мог заставить работника трудиться на себя только с помощью внеэкономического принуждения, существовала личная зависимость крестьянина от феодала, степень которой была различной – от легкого оброчно-денежного обязательства до крепостной неволи. За землю, которую получал крестьянин, он был обязан работать на своего феодала часть своего рабочего времени и отдавать ему часть своего урожая. Это была земельная рента, которая могла быть отработочной (барщина), натуральной (продуктами) или денежной (оброк).

  Умирая, Ярослав Мудрый разделил территорию Киевской Руси между пятью своими сыновьями и племянником. Наиболее популярным князем в то время был  внук Ярослава Мудрого, Владимир Мономах. Он созвал Любечский съезд князей в 1097 г. На этом съезде был провозглашен принцип «Каждо да держит отчину свою», что означала разделение Руси. Несмотря на признаки раздробления Киевской Руси, Владимиру Мономаху удалось удержать под своей властью всю Русскую землю. При Мономахе укрепился международный авторитет Руси. Также при нем была составлена начальная русская летопись «Повесть временных лет». Мономах вошел в нашу историю как крупный политический деятель, полководец и писатель.

  Сыну  Владимира Мономаха – Мстиславу  Великому (1125 – 1132) удавалось еще  некоторое время удерживать единство русских земель. После смерти Мстислава  Киевская Русь окончательно распалась  на полтора десятка государств. Наступил период, получивший в истории название периода феодальной раздробленности.

  Стоит отметить и такую особенность  Киевской Руси, как ее сильное отставание от стран Европы. Причиной тому стал факт, что в Западной Европе феодализм  начал развиваться еще в V-VI веках, а в Киевской Руси лишь в IХ-Х вв. Ее наивысший подъем пришелся на IХ- начало ХII в., для Европы он характерен в VIII-IХ вв.

  Главной силой разъединительного процесса стали бояре, с помощью которых  местные князья сумели установить свою власть в каждой земле. Однако впоследствии между усилившимся боярством  и местными князьями возникли неизбежные противоречия, борьба за влияние и  власть. Также сыграла немаловажную роль неустойчивость наследственных связей по родовому признаку (лестничный порядок  занятия престолов в зависимости  от старшинства в княжеском роду порождал обстановку нестабильности, неуверенности, что мешало развитию Русского государства.) Кроме того, рост городов и процесс дробления  феодальных владений приводили к  созданию новых, самостоятельных образований. Поэтому, установление экономической  зависимости земледельческого населения  от феодалов и феодального государства  вызывало неизбежные социальные конфликты. Естественно, для их подавления была необходима сильная власть на местах, но местные бояре, раньше опиравшиеся на военную власть своего князя, теперь больше не зависели от помощи центральной власти из Киева из-за феодальной раздробленности. Все эти причины и последствия феодальной раздробленности привели не только к распаду Киевской Руси, но и к общему упадку могущества Русского государства. Феодальное общество сменило раннефеодальную монархию.

  Укрепление  отдельных территорий-княжеств за пределами  Киевского княжества являлось стабильным процессом. Вскоре после Киева, другие образовавшиеся княжества догнали  и даже опередили его в своем  развитии. На месте Киевской Руси сложились 15 самостоятельных княжеств и земель. Теперь титулом великого князя величали не только киевских, но и князей других русских земель. Сам процесс дробления  привел к тому, что новые княжества  в свою очередь делились на более  мелкие уделы.

  В результате дробления образовались следующие княжества: Киевское, Переяславское, Черниговское, Муромское, Рязанское, Ростово–Суздальское, Смоленское, Галицкое, Владимиро–Волынское, Полоцкое, Турово–Пинское, Тьутаранское, Новгородское, поздне Псковская земля. В каждой из земель правила своя династия – одна из ветвей Рюриковичей. Наиболее крупными считались три следующие княжества Владимиро-Суздальское, Галицко-Волынское и Новгородская республика.

  Северо-Восточная  Русь - Владимиро-Суздальское или  Ростово- Суздальское княжество (как оно называлось сначала) занимало территорию между Окой и Волгой. Этот район был богат плодородными почвами, благоприятен для земледелия. Сама территория была хорошо защищена от нападений благодаря лесам и рекам. Ее территорию называли Залесским краем. Экономическому подъему Залесского края способствовал постоянный приток населения. Люди перебирались сюда в поисках защиты от врагов и нормальных условий для ведения хозяйства. Стоит еще упомянуть о наличии выгодных торговых путей, проходивших по территории княжества. Важнейшим из них был Волжский торговый путь потому, что он связывал северо-восточную Русь со странами Востока.

Информация о работе Киевская Русь и феодальная раздробленность