Автор: t********************@gmail.com, 28 Ноября 2011 в 00:00, реферат
Великой Отечественной войны все медицинские вузы страны перешли на новый учебный план, рассчитанный на ускоренную подготовку врачей. При этом следует учесть, что тысячи профессоров, доцентов, преподавателей были мобилизованы или ушли добровольцами на фронт. В рядах вооруженных сил пребывали 4 академика, почти 600 профессоров и докторов наук, более 2500 доцентов и кандидатов медицинских наук.
К 1941 г. в СССР имелось
72 медицинских вуза, в которых
обучалось 115000 студентов. С началом
Великой Отечественной войны
все медицинские вузы страны перешли
на новый учебный план, рассчитанный
на ускоренную подготовку врачей. При
этом следует учесть, что тысячи
профессоров, доцентов, преподавателей
были мобилизованы или ушли добровольцами
на фронт. В рядах вооруженных
сил пребывали 4 академика, почти 600
профессоров и докторов наук, более
2500 доцентов и кандидатов медицинских
наук.
В медицинских институтах,
оказавшихся вблизи прифронтовой полосы,
начали практиковаться выпуски зауряд-врачей
без государственных экзаменов
с последующей их сдачей после
окончания войны. Дефицит врачей
усугублялся и тем, что 16 медицинских
институтов, расположенных в западных
регионах страны, в годы войны прекратили
свое существование.
На всех факультетах
медицинских вузов преподавание
проводилось по единой программе, подчиненной
подготовке врачей для службы в армии,
уделялось особое внимание военно-полевой
хирургии, военной гигиене, инфекционным
болезням и эпидемиологии. Выпускники-врачи
военных лет в целом героически
проявили себя на профессиональном поприще:
29 из них было присвоено высокое
звание Героя Советского Союза, 285 получили
орден Ленина, 3554 — орден Красного
Знамени, около 10000 тысяч — орден
Славы.
Как и во всей стране,
все аспекты деятельности КГМИ —
учебная, научная, лечебная, хозяйственная,
воспитательная и др.— во время
Великой отечественной войны
были подчинены одной цели — победе
над врагом. Казань превратилась в
сплошную сеть госпиталей. Они заняли
здания школ и институтов, учреждений,
а сотрудники КГМИ и ГИДУВа возглавили
эти госпитали и обеспечивали
их бесперебойную работу, несмотря
на то, что эшелоны с фронта приходили
круглосуточно, днем и ночью.
В Казань переехала
и разместилась на базе КГМИ большая
часть аппарата Министерства здравоохранения
СССР и РСФСР, были эвакуированы научные
и учебные заведения из других
городов страны. Ряд сотрудников
КГМИ стали работать в эвакуированных
учреждениях. Так, профессор В. И. Катеров
в 1941 — 1942 гг. работал ученым секретарем
ученого совета Наркомздрава СССР,
профессор А. Ф. Агафонов — директором
Центрального педиатрического института
МЗ РСФСР (с июля 1943 по апрель 1944 г.).
В марте 1942 г. заместителем народного
комиссара здравоохранения
В военные годы КГМИ
возглавляли: с мая 1941 по март 1942 г. Сергей
Владимирович Курашов (1910—1965), с марта
1942 по март 1944 г. Георгий Федорович
Тихонов (1905— 1992), с сентября 1944 по март
1945 г. Василий Стефанович Исупов (1895—?),
с марта 1945 по февраль 1947 г.— Михаил
Федорович Мережковский (1906—1970).
В ряды Красной Армии
были призваны 4 доцента, 72 ассистента,
12 аспирантов и 24 ординатора. Институт
передал для нужд армии весь свой
автотранспорт.
Многие сотрудники КГМИ ушли на фронт. Приводим имена некоторых из них:
заместитель директора КГМИ по клинической работе А. С. Биккенин;
врач акушерско-
доцент кафедры госпитальной хирургии Р. А. Вяселев;
ассистент кафедры
факультетской терапии Г. А. Добрынина;
С первых дней Великой
Отечественной войны условия
работы КГМИ резко изменились. Учебный
год начался с 1 августа. Сократились
учебные базы: в клиниках были открыты
эвакогоспитали, под госпитали и
жилые помещения эвакуированных
были отданы все студенческие общежития.
Студенты и сотрудники привлекались
на хозяйственные и оборонительные
работы. Они организовывали донорские
пункты, участвовали в приеме эвакуированных,
дежурили в хирургических клиниках, работали
в подсобных хозяйствах, на лесозаготовках,
рыли окопы, участвовали в дежурствах
по противовоздушной обороне города.
В связи с мобилизацией
для работы в госпиталях, на многих
кафедрах оставалось по одному-два
сотрудника. Так, например, на кафедре
глазных болезней преподавал только
профессор В. Е. Адамюк, на кафедре
акушерства и гинекологии — профессор
П. В. Маненков и хоз. ассистент М.
В. Монасыпова.
С началом Великой
Отечественной войны в 1941 г. проводится
реорганизация подготовки студентов.
Кафедра физического воспитания
ликвидируется, создаются кафедры
военно-санитарной подготовки и кафедра
общевойсковой и физкультурной
подготовки, начальником последней
назначается комбриг В. П. Распопов.
В 1944 г. эти две кафедры объединяются
в единую кафедру военно-медицинской
подготовки, и заведующим назначается
сначала доцент В. Д. Белогорский, а
затем с 1944 по 1949 г. кафедру возглавляет
подполковник медицинской службы Бенциан
Рувимович Либерман (1902—?).
Учебная программа
по физической подготовке в период
Отечественной войны включала военно-прикладные
упражнения по передвижению на лыжах,
преодолению препятствий, переправам
вплавь и плаванию, штыковому бою.
Студенты старших курсов изучали
лечебную физкультуру на базе эвакогоспиталей
Казани.
Закрывается педиатрический
факультет, а из его студентов
организуется второй поток лечебного
факультета.
До 1943 г. профилирующие
гигиенические дисциплины санитарно-гигиенического
факультета КГМИ, за исключением гигиены
труда, преподавались на кафедре
общей гигиены. В 1943 г. были организованы
самостоятельные кафедры
Несмотря на трудности,
коллектив института успешно
справлялся с поставленными перед
ним задачами. Уже в августе 1941
г. все курсы вуза были переведены
на учебные планы военного времени,
составленные с расчетом окончания
образования за 3,5 года при 8-часовом
учебном дне и уменьшения каникулярного
времени, но без сокращения программы.
Для студентов, работающих днем в
лечебных учреждениях и на предприятиях,
были организованы занятия в вечернее
время.
Повысились требования
к изучению военно-медицинских дисциплин.
Ученый совет института предложил
кафедрам обратить особое внимание на
преподавание вопросов, имеющих «отношение
к работе на фронте и в эвакогоспиталях».
Так, кафедра инфекционных болезней
расширила программы по ознакомлению
студентов с «эпидемиологией
и клиникой сыпного тифа». По оперативной
хирургии в курс практических занятий
были введены темы: «первичные иссечения
ран, ампутация при травматических
повреждениях, операции на черепе по поводу
повреждений, рациональные разрезы
по поводу флегмон, затеков; операции на
органах брюшной полости по поводу
повреждений и др.».
Учебная работа кафедр
общей и факультетской
Программы общих и
специальных предметов
Государственная экзаменационная
комиссия в 1944 г. отмечала, что выпускники
«обнаружили довольно большой запас
знаний применительно к условиям
военного времени».
В 1941 г. произведено
три выпуска, институт окончили 937 человек.
С 1942 г. вновь было введено пятилетнее
обучение. В апреле 1942 г. досрочно был
произведен выпуск 90 врачей, которые
все были мобилизованы в Красную
Армию, в октябре 1942 г. выпущено 343 врача,
из них мобилизовано в армию 203; в
октябре 1943 г. — соответственно 352 и
200. Исходя из усиливающейся потребности
в медицинских кадрах, увеличивается
численность первокурсников с 693 человек
на 15 сентября 1941 г. до 1085 человек 15 октября
1943 г. В 1941—1945 гг. институт подготовил
1983 врача. Более половины из них ушло
на фронт.
Если педиатрический
факультет был временно закрыт, то
санитарно-гигиенический —
Научная работа
В августе 1941 г. был
составлен новый план научно-исследовательской
работы на вторую половину года. Этот план
состоял «исключительно из тематики
оборонного значения». Уже к ноябрю
1941 г. были закончены и внедрены в
практику такие важные для военного
времени исследования, как применение
витамина В при лечении длительно
незаживающих язв и ранений (3. И.
Малкин, Е. Б. Сечень), при лечении
легочных нагноений (Н. К. Горяев, А. Г. Терегулов,
3. И. Малкин, Б. А. Вольтер, В. И. Катеров),
разработана ампула для переливания,
хранения и транспортировки крови
(Р. А. Вяселев и К. С. Казаков). Несмотря
на то, что не хватало кадров, оборудования,
холодные помещения обогревались «буржуйками»,
до конца 1941 г. было выполнено 16 исследований.
Ученый совет Наркомздрава РСФСР, оценивая
научную работу института за первый
год войны, отмечал, что он «сделал
много, гораздо больше, чем другие,
даже московские вузы».
Большая часть научных
работ была посвящена проблеме эффективного
лечения травматических повреждений
военного времени. В работу включились
фактически все хирургические и
терапевтические кафедры, клиники
нервных, глазных и ЛОР-болезней,
ряд теоретических кафедр (физиологии,
патологической физиологии, гистологии
и др.). Так, профессорами Л. И. Шулутко
и Б. Л. Мазуром, врачом Л. А. Тарасовой
были получены хорошие результаты при
лечении бактериофагом
Профессор Н. В. Соколов
и доцент П. В. Гулевич разработали
метод лечения ожогов риванолевой
повязкой. Этот метод давал быстрое
заживление с хорошей эпителизацией
и «в летнее время имел несомненно
преимущество перед открытым методом
лечения». Профессор А. И. Лаббок и
ассистент Я. М. Криницкий разработали
метод шва на переднюю стенку кишечника
при накладывании анастомоза в условиях
ранений органов брюшной
На кафедрах физиологии
и нервных болезней комплексно изучался
вопрос о функциональной полноценности
регенерации нервного ствола при
его сшивании различными способами.
Коллектив кафедры нервных
Очень важной практически,
если учесть трудности военных лет,
относящиеся к снабжению
Много научных работ
было посвящено испытанию новых
лекарственных средств. В частности,
казанские ученые в годы войны
всесторонне исследовали и
Большое внимание уделялось
борьбе с эпидемическими заболеваниями
(А. Ф. Агафонов, В. К. Меньшиков, Б. А. Вольтер,
А. Э. Озол, Т. Д. Эпштейн). Профессор В.
В. Изосимов по поручению фармакологического
комитета Наркомздрава СССР испытывал
различные инсектициды. По предложению
Академии наук СССР сотрудники кафедры
биологии включились в разработку еще
одной важной для того времени
проблемы — «изыскание пищевых ресурсов».
Проводилась оценка различных белковых
веществ, определялась возможность
использования их в пищу.
На кафедре микробиологии
для лечения раненых и
Большая работа была
проведена кафедрами