Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2010 в 16:23, реферат
Область располагает огромными и разнообразными минерально-сырьевыми ресурсами. Главное богатство области — каменный уголь, крупнейшие запасы которого обусловили в Кузбассе развитие угледобывающей промышленности. Уголь Кузбасса отличается разнообразным марочным составом, наиболее ценные — лучшие в мире коксующиеся угли, которые являются основным видом технологического топлива для выплавки чугуна. Доля Кузбасса — 80% металлургического угля России. Область богата запасами железных, фосфоритовых и нефелиновых руд, горючих сланцев. Разведано около двух десятков месторождений флюсовых известняков, доломитов, кварцитов, огнеупорных глин, формовочных песков.
В-пятых, в соответствии с постановлениями ГКО и Новосибирского обкома ВКП(б) к производству оборонной продукции были привлечены многие другие заводы. Кузнецкий металлургический комбинат выпускал 152, 122 и 76-миллиметровые снаряды, гильзы, корпуса, снарядные заготовки. Предприятия наркомата электропромышленности выпускали: завод № 651 - электроаппараты постоянного тока для морских судов, № 652 - электромоторы для танков, № 587 - элементы для электрических батареек, № 842 -радиопереговорные станции "Малютка" для танков. Коксохимический завод и коксовый цех Кузнецкого комбината, Азотнотуковый завод, новый завод № 510 выдавали толуол, аммиачную селитру, а также аммиак, азотную кислоту и другие продукты, химики Кузбасса выдали в 1942 году 40% азотной продукции в стране, обеспечивавшей выпуск порохов и взрывчатых веществ. Но для развития боевых действий на фронте требовалось еще больше оружия, боеприпасов и химической продукции для их производства.
В-шестых, не отвечала потребностям военного времени работа транспорта. В военное время по железным дорогам шли два мощных встречных потока эшелонов - с эвакогрузами на восток и воинские эшелоны на запад. Дальность грузоперевозок возросла с 694 до 807 километров. Восточные дороги оказались перенасыщенными за счет эвакуированного подвижного состава и не справлялись с его обработкой и ремонтом. В связи с этим среднесуточный пробег паровозов сократился на одну треть - до ] 73 километров, а оборачиваемость вагонов возросла более чем в два раза - до 16,86 суток. Это и результат слабости оборудования погрузочно-разгрузочного хозяйства у клиентов дороги. Уже в январе 1942 года Томская железная дорога не смогла отправить 179 маршрутов, насчитывавших более 10 000 вагонов с грузами Кузбасса. Зимой 1942 года на складах шахт бассейна скопилось 2,8 млн. т добытого угля, который подвергался окислению и самовозгоранию. ГКО еще в феврале 1942 года создал Транспортный комитет во главе с И. В. Сталиным. Только с ноября 1941 года по ноябрь 1942 года ЦК ВКП(б), СНК СССР и ГКО приняли более 1 5 важных постановлений, намечавших меры по улучшению работы транспорта7.
Но и в ноябре 1942 года нарком черной металлургии И. Ф. Тевосян писал в ЦК ВКП(б), что из-за ограниченности перевозок угля и сырья могут наступить перебои в работе металлургических заводов. И они действительно начались. Даже на Кузнецкий металлургический комбинат коксующийся уголь с соседней шахты "Коксовая" - на расстоянии менее 50 километров - перевозился несвоевременно. Надо было ежедневно заниматься налаживанием работы каждого депо, каждой станции, каждой дистанции пути. Но осуществлять это из Москвы и из Новосибирска было крайне сложно.
В-седьмых, решительно усложнилось дело обеспечения населения продовольствием и промышленными товарами. Это обусловливалось, с одной стороны, необходимостью организовать экономное нормированное снабжение трудящихся и их семей по карточкам. А с другой стороны, значительно увеличилась численность населения в связи с прибытием эвакуированных из западных районов страны, которых требовалось расселить и обеспечить питанием. Забота о развитии сельского хозяйства, создании продовольственного фонда и его распределении, о производстве промышленных товаров стала новой дополнительной функцией общегосударственных и местных органов власти. Усложнилась вся система социально-культурно-бытового обеспечения населения.
Так сложилась сумма факторов, приведших к противоречию между увеличившимся объемом производства, возросшей ролью Кузбасса, всей Новосибирской области в военной экономике страны и устаревшей системой местных органов управления их деятельностью.
В-восьмых, в условиях начавшегося коренного перелома на фронте и в целях достижения полной победы над немецко-фашистскими захватчиками требовалось еще больше оружия, боеприпасов и всего необходимого для действующей Красной Армии. Это предъявляло новые, более высокие требования к работе тыла, в том числе и Кузбасса с его углем, металлом и оборонной продукцией, а также и к другим районам Новосибирской области, которые должны были решительно увеличить производство оборонной продукции, да и продукции сельского хозяйства. При существовавшей системе управления в области решение новых задач могло оказаться неосуществимым.
Необходимость выделения Кузбасса в самостоятельную область объективно настолько назрела, что 26 ноября 1943 года Президиум Верховного Совета РСФСР опросным порядком принял постановление об образовании Кемеровской области и внес его на утверждение Верховного Совета СССР. В тот же день он принял Указ об образовании Кемеровской области.
Центром новой области был определен город Кемерово. Были созданы областные органы управления. Затем комбинат "Кузбассуголь" разделили на два комбината и перевели их в Кемерово и Прокопьевск. Создавались областные профсоюзные и комсомольские органы. Создание Кемеровской области в значительной мере способствовало выполнению той громадной роли, которую сыграл Кузбасс в Великой Отечественной войне, которую помнит и не забудет история.
Почему и как родилась Кемер
Размышления к юбилею
Константин ЖУРАВКОВ
студент факультета истории и международных отношений КемГУ
Горький и великий год
Заканчивался 1942 год... Казалось, что с этим годом не расстанутся никогда — так были горьки поражения и в то же время велики победы, одержанные ценой жизни около четырёх с половиной миллионов наших солдат (именно столько, по официальным данным, погибло на фронтах за истекший 1942 год). Превосходно проведённая операция «Уран» близилась к своему завершению — Сталинград сжимался в более тесное кольцо Донского и Степного фронтов. Сталинградская победа близилась.
Предшествовавший огромной, решающей битве 1942 год стал «годом перелома и пролога будущей победы». Так писала партийная центральная пресса. «Мы уверены, что 1943 год станет годом полного изгнания и уничтожения фашистских оккупантов», — сообщала в новогоднем выпуске областная газета «Кузбасс». Всё дышало атмосферой пронизывающего осознания того, что и твоё участие закладывает в фундамент победы собственный кирпич. Декабрь 1942 года не был таким холодным, как прошлый, — но был на редкость снежным. Сибирь утопала в снегу, Поволжье — в крови.
Новосибирск к концу года всё настойчивее требовал увеличения углепоставки и денежных вкладов каждого гражданина в фонд Красной Армии. Острая ситуация со снабжением углем армии и населения решалась к тому времени, судя по бесчисленным приказам Новосибирского обкома ВКП(б) в адрес Кемеровского горкома, неорганизованно и с перебоями. Благо зима была мягкой — техника всё же работала, рельсы выдерживали тоннаж грузоперевозок.
Помимо угля в Новосибирск шла сталь, поставляемая Сталинском (ныне Новокузнецк), — необходимость в ней была превыше всего. Из «Большевистской стали» января 1943 года: «Красная Армия очищает нашу землю от кровавых полчищ. Вдохновлённый успехами героев фронта, я даю обязательство дать к 25-й годовщине Красной Армии 500 тонн стали сверх плана», — обещал один из лучших сталеваров тех дней Бурлацкий.
Предпосылки к обособлению
Требование по увеличению угле - и сталепоставок к концу 1942 года достигло своего апогея, что выражалось в критике работы таких крупных шахт, как «Центральная» в Кемерове, им. Ярославского и им. Кирова в Ленинске-Кузнецком, им. Димитрова в Сталинске. Причина была одна: недостаточное привлечение трудовых и энергетических ресурсов в производстве и вместе с тем якобы приниженные плановые нормы в работе. Отстающие шахты порицались в местных газетах, шло выяснение причин спада производства, выявлялись и особым образом прорабатывались какие-то лица, совершенно не причастные к срыву добычи, — словом, все стремились устранить недостатки и исправить положение, а выходило нередко наоборот.
Шахте «Центральная» в декабре 1942 года было присвоено звание лучшей шахты СССР и вручено переходящее знамя Государственного комитета обороны. Один из участков завоевал переходящее Красное знамя обкома ВКП(б) и облисполкома, а бригада Перкова — переходящее Красное знамя ЦК профсоюза угольщиков Сибири и комбината «Кузбассуголь». Но вот к январю 1943-го производственные темпы стали резко идти на убыль, и как следствие того — шахта «Центральная» заняла место среди отстающих на «чёрной» доске.
Проходившее городское собрание партактива, где выступил первый секретарь Кемеровского ГК партии Сифуров, заслушало отчётный доклад о производственном процессе в Кузбассе за 1942 год. Отмечалось, что «угольщики в течение IV квартала 1942 года добились неплохих успехов, но в январе месяце ухудшили свою работу. Особенно большую тревогу вызывает работа шахты «Центральная», которая за 20 дней января задолжала стране свыше 1000 тонн угля. Рывками работают шахта «Южная» и штольня «Северная».
Это замечание мы запомним — вполне возможно, что как раз это и было серьёзной причиной для обособления угольного региона — Кузнецкого бассейна — и последующего образования области.
В своем докладе Сифуров в ухудшении работы шахт усматривал невыполнение и полное игнорирование каких-то весьма важных указаний. Каких указаний — определить нетрудно. Это были постановления ГКО от 24 августа и ЦК ВКП(б) от 24 сентября 1942 года, где перед парторганизациями Кузнецкого бассейна были поставлены задачи «усилить партийно-политическую работу на шахтах, широко развернуть соцсоревнование среди угольщиков и добиться выполнения повышенных планов угледобычи».
Кто знает, может быть, и это послужило сигналом о необходимости выделения новой области — Кемеровской?
Вот что сообщала газета «Кузбасс» в те дни: «Произошедшее вследствие трудностей военного времени некоторое снижение добычи угля, а также производства стали и проката было преодолено». В 1942 году Кузбасс выдал 27,9 процента угля страны (причём 72,4 процента — коксующегося), треть чугуна, четверть стали и около половины кокса. Удельный вес качественного проката, выпускаемого на КМК, возрос с 12,3 процента в 1940 году до 61,1 процента в 1942-м.
Но в начале 1943-го произошёл новый резкий спад производства. Тяжёлый январь подорвал надежды многих кузбасских хозяйственников. Добиться, как была поставлена задача, резкого увеличения объёма производства за один месяц было просто невозможно. Создаётся впечатление, что областные партийцы в Новосибирске, посылающие директивы и постановления, просто закрывали глаза на настоящее положение дел и требовали нереального.
Сама сложившаяся ситуация была не в пользу тех, кто ратовал за резкое повышение интенсивности подземного и доменного труда. Минимум шесть месяцев требовалось лишь на развёртывание основного оборудования, а тут давался всего лишь один месяц на реализацию плана по увеличению темпов производства. В условиях непрогреваемых производственных цехов, а также без ремонта шахтовых насосов и в ужасающих условиях подземного труда это было всего лишь мечтой. Тем не менее постановления никто не отменял, сила слова ЦК была законом.
Итак, складывающееся положение дел к январю
1943 года было не в пользу плана увеличения темпов производства — и уже это одно говорило о возросшей необходимости образования отдельной облас-
ти, объединяющей в себя не только энергетические ресурсы, но и благоприятные для развития экономики условия природной среды: Кузбасс издавна славился Кузнецким Алатау и Салаирским кряжем.
Трудовые подарки на день рождения
Что же всё-таки стало определяющим для принятия решения об образовании Кемеровской области? Политбюро отдельно вопрос по Кузбассу не разбирало. Но всё же одной из самых важных причин образования области было ухудшение общего состояния дел в металлургической и угольной отраслях — доподлинно известно, что как раз для разрешения этой проблемы и был издан приказ Президиума Верховного Совета от 26 января 1943 года об образовании Кемеровской области.
Символично, что в прессе в эти же дни января 1943 года встречаются примеры, свидетельствующие об успехах в промышленности — на уровне отдельных предприятий, участков, бригад. «Кузбасс» в номере за 20 января сообщал: «Коллектив шахты «Пионер» — заведующий Моргачёв — за 18 дней января внёс в фонд Победы имени Сталина 427 тонн угля. Участок № 2 шахты «Центральная» (начальник Глухов) за 18 дней выдал сверх плана 397 тонн угля». К 26 января участок № 1 шахты «Пионер» (начальник Правдин) выдал на-гора сверх плана 735 тонн угля. В тот же день комсомольской группе, работающей на этом участке в смене горного мастера Васькина, присвоено звание лучшей комсомольской группы шахты. Фамилии рабочих этой группы к 26 января (дню образования области) были на слуху у каждого — загребщики Альнова, Синчина, Матревич, Халяпина, забойщики Захрямин, Потачкин и лесогон Чех.
Наряду с поставкой угля в фонд Красной Армии вносились деньги на постройку и реализацию государственно важных военных проектов. В день образования области — 26 января 1943 года — десятиклассники средней школы № 16 дружно внесли 1000 рублей (большая сумма по тем временам) на постройку боевого самолёта «Дед Мороз». Рабочие коксохимзавода, по сообщению газеты «Кузбасс», собрали 1 млн. 200 тыс. рублей «на укрепление боевой мощи советской авиации». Сбор средств на авиаэскадрилью проходил с подъёмом: многие рабочие и служащие вносили суммы, намного превышающие их заработок.