Казахстанский патриотизм – источник силы, единства народа и целостности государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 08:56, доклад

Описание работы

2011 год – особая дата в истории современного Казахстана. 16 декабря текущего года наша страна отмечает 20 – летие своей Независимости. Празднование этого исторического события объявлено общенародным делом, которое проходит под девизом « 20 лет мира и созидания». Два десятилетия назад начался путь нашей страны из исторического небытия.

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Word.doc

— 49.00 Кб (Скачать)

Казахстанский патриотизм – источник силы, единства народа и целостности государства 

Быть  патриотом своей Родины – это  носить Казахстан в своем сердце.

Н. Назарбаев 

     2011 год – особая дата в истории  современного Казахстана. 16 декабря  текущего года наша страна отмечает 20 – летие своей Независимости. Празднование этого исторического  события объявлено общенародным делом, которое проходит под девизом « 20 лет мира и созидания». Два десятилетия назад начался путь нашей страны из исторического небытия. За этот короткий, по историческим меркам промежуток времени, Казахстану удалось сформировать современное государство с развитой рыночной экономикой,  устойчивой политической системой, сильные организации социальной защиты своих граждан. Страна заняла достойное место в системе мировых координат, пользуется высоким уважением и авторитетом международного сообщества. Общепризнано, что данный феномен успешной политико-экономической трансформации, названной « казахстанским путем развития», стал возможен, в первую очередь, благодаря глубоко продуманной и взвешенной политике Президентам Нурсултана Назарбаева, его исключительному политическому таланту и стратегической деятельности. 

           Воспитание патриотизма  – важная задача современного казахстанского общества. Патриотизм проявляется в политической культуре граждан и становится источником силы,единства  народа и целостности государства. В Послании « Новый Казахстан в новом мире» Президент Республики Казахстан  Н. Назарбаев называет « ...казахстанский патриотизм и политичскую волю как важнейшие факторы построения нового Казахстана», где указано, что за прошедшие годы нами  достигнуты впечатляющие свершения, и « ...это создает фундамент нового общеказахстанского патриотизма, обоснованной гордости и уверенности в том, что у нашего Отечества, у всего нашего многонационального и многоконфессионального общества, у наших детей – прекрасные перспективы».

             Вероятно, прежде  чем начинать рассуждать о  корнях патриотизма, о его сущности  и глубине, необходимо выяснить  значение этого слова. Все словари дают нам   одинаковое определение   понятия

« патриотизм» - любовь к Родине. То есть патриотизм есть термин многосложный, состоящий, как минимум, из двух понятий : любовь и Родина. Давайте же рассмотрим  основные общепринятые понятия патриотизма. В философском энциклопедическом словаре его выводят из древнегреческого patris – родина, отечество : « привязанность к родной земле, языку, традициям с глубокой древности … С формированием наций и национальных государств становится неотъемлемой составной частью общественного сознания».

      В Новейшем словаре иностранных слов и выражений читаем : patriots (греч) – патриот, земляк, соотечественник:

      - любящий свое отечество, преданный  ему, народу, готовый на жертвы  ради интересов родины ;

     - привязанный к месту своего рождения или жительства;

     - преданный своему делу, служащий  ему.

Дадим понятиям «патриотизм» и «патриот»  более четкие определения:

        1. Наличие среди основных здоровых эмоций человека восприятие места своего рождения и места постоянного проживания как своей родины, преданность до конца своей жизни  данной территориальной области. Для обладателей высших уровней патриотизма широта их эмоций должна совпадать с границами всего данного государственного образования, именуемого Отечеством.
        2. Уважение к своим предкам, любовь и проявление терпимости к своим землякам,  проживающим на данной территории, желание помогать им, отучать от всего дурного. Высший показатель данного параметра — благожелательность ко всем соотечественникам, т. е. осознание нации по гражданству.
        3. Стремление делать конкретные каждодневные дела для улучшения состояния своей родины, ее украшения и обустройства, помогать своим землякам и соотечественникам (начиная от поддержания порядка, опрятности и упрочения дружеских отношений с соседями по квартире, подъезду, дому, района, края, отчизны в целом).

      Таким образом, широта понимания границ своей  родины, степень любви к своим  землякам и соотечественникам —  все это определяет степень патриотизма  каждого индивида.  Чем шире территория, которую патриот считает своей родиной, чем больше любви и заботы он проявляет к своим соотечественникам, чем больше каждодневных деяний он совершает для блага данной территории и ее обитателей, тем больший патриот данный человек, тем выше и истинный его патриотизм.

     Казахстанский патриотизм - один из основополагающих конституционных принципов существования  и развития Республики Казахстана. Он имеет многогранное содержание, суть которого состоит в глубоком социально- психологическом чувстве  граждан республики, обусловленном их генетической, исторической и правовой связью  с Казахстаном, чувстве, выражающем их отношение к Казахстану как к своей Родине, уважение и любовь к которой они непосредственно проявляют в своих делах и поступках на благо ее развития и приумножения авторитета в мировом сообществе. Неотъемлемым элементом казахстанского патриотизма являются исторически ставшие традиционными дружба и взаимотерпимость, уважение особенностей и обычаев людей разных национальностей, проживающих в республике.

         Казахстанский патриотизм в то же время не слеп, он означает так же умение и смелость критическим взором обратиться к себе, к окружающей действительности и решительность в преодолении всего, мешающего движению Казахстана к процветанию. Не может он обходиться и без сохранения памятников истории и достижении культуры земли казахской, бережного отношения к природным богатствам нашей страны, без сознательного подчинения своей воли гражданскому долгу перед Отечеством и согражданами. Характерные черты казахстанского патриотизма- миролюбие граждан Республики в отношении народов сопредельных стран и внешняя интеграционная политика государства Казахстан.

      В нормальном развивающемся обществе патриотизм – такое же естественное чувство, как чувство личного  самоуважения и достоинства человека, как любовь к своей семье. Любовь к Родине, чувство привязанности к ней, внутренней, свободно возникающей у человека ( а не навязанной так или иначе извне) обязанности   служить своему народу и отчизне формируется в повседневной жизни по мере  расширения связей отдельного человека с другими людьми – сначала с земляками, а потом уже с народом всей страны, по мере осознания зависимости личной судьбы не только от самого себя, родственников и знакомых, но и от судьбы родины и ее народа  в целом. Любовь к Родине, родному народу  не противостоит осознанию человеком своей принадлежности ко всему человечеству, а, напротив, помогает каждому из нас осознать себя представителем всего человечества.

        Казахстан- это наше Отечество, это земля отцов наших, которую они великими трудами и жертвами собирали и устраивали, земля, освященная страданиями и свершениями многих поколений казахстанцев.

      Каковы  же пути формирования казахстанского патриотизма?

      Семья – это первое, с чем сталкивается человек, придя с рождением на землю. И мы начнем свои рассуждения с семьи. Именно в семье человек впитывает с молоком матери первые азы общественных взаимоотношении, основанные на национальной самобытности. Именно в семье приходят осознание и понимание корня и единства народа, через любовь к родителям и сородичам. Именно в семье,  в самом раннем возрасте ребенок впитывает первые элементы социально – правовой культуры. Он получает первые представления обо всем из колыбельных матери, из добрых сказок бабушки, из поступков отца, старших братьев и сестер. Под воздействием семьи у ребенка формируется собственная картинка. Потому важна до бесконечности атмосфера в семье, культура взаимоотношений в семье и отношение семьи к процессу социализаций. Семьи не берутся ниоткуда, они создаются людьми, которые являются в свою очередь продуктом воспитания того же общества, в который придут жить их дети. Значит,  начать формирование семьи, как основной ячейки, не поздно никогда. Главное обществу понять важность этого процесса. На наш взгляд, воспитание патриота семьи, неизбежно приведет к воспитанию патриота школы, рабочей бригады, трудового коллектива и ,естественно, патриота Родины. Получается замкнутый круг. Общество должно создать все условия для формирования здоровой семьи, а здоровая семья должна стать источником здоровых граждан.

      Язык вмещает в себя весь духовный уклад и все творческие замыслы народа, поэтому важны беседы о преимуществах родного языка, о его богатстве, благозвучии, выразительности и т.д. Немаловажное значение в процессе формирования казахстанской гражданственности имеет степень употребления государственного языка  в органах государственной власти в соответствии с  требованиями Закона РК « О языках в Республике Казахстан». Осознание роли казахского языка является фундаментом, на котором строится все здание нашей государственности.

      Символы РК – придается особо важное значение их изучению. С помощью государственной символики у граждан последовательно и настойчиво воспитывается гордость за страну и чувство патриотизма.

       Народная педагогика  является важным подспорьем на пути воспитания личности патриота. Главная цель сторонников использования методов этнопедагогики – воспитание на основе опыта предшествующих поколений. На основе преемственности поколений, рождающей чувство  сопричастности и единения со своим народом.

     Поэтическое наследие нашего народа содержит немало завораживающих картин красоты родной земли, её безбрежных просторов, белоснежных громад  гор, лазурных гладей озер… Великие акыны воспевали красоту и историю казахской земли. Народная память хранит и передает из поколения в поколение славные и трагические события в жизни казахского народа. Слушая народные мотивы домбры, представляешь себе огромные степи, колышущиеся степные травы от вольного ветра, всадника на лихом коне, летящего на нем, как на крыльях, к солнцу. Поэт одновременно национальный пророк и национальный музыкант. И человек, с детства влюбившийся в стих, никогда не денационализируется.

     История. Современные казахи – потомки древних саков, чьи конницы будоражили мир ещё в незапамятные времена, потомки древних гуннов и славных тюрков. Народ, сумевший сохранить исконные традиции и самобытность. О том красноречиво  свидетельствуют древние городища, надписи на чаше « Золотого волка» из эпохи саков и орхоноенисейские и таласские письмена, донесшие до нас осколки культуры Тюркского каганата. Ребенок должен с самого начало почувствовать и понять, что он сын великого казахского народа, имеющего за собой великую историю, перенесшего все преграды на своем пути. А ведь знание истории своей земли, которую в случае необходимости придется защищать, является неотъемлемой составляющей истинного патриотизма.

     Армия. « Армия есть оплот моей Родины, воплощенная храбрость моего народа» - вот чувство , которое должно быть передано ребенку его национальным воспитателем.

     Территория. Человек должен знать и любить просторы своей страны, её жителей, ее богатства, ее климат, ее возможности. Мы – дети величественных гор и безбрежных степей, здесь зарождались, крепли, мужали сотни и сотни поколений казахов. Эти бескрайние просторы – наша колыбель, наше наследство, наше богатство. Здесь наши славные предки не раз водружали знамя своей государственности, которую признавали ближние и дальние государства.

       Не менее важно при патриотическом воспитании использовать крупнейшие достижения отечественной культурной, научной и технической мысли. Каждая нация гордится своими успехами отечественного и планетарного масштаба. Мы вправе гордиться своим посильным вкладом в мировую цивилизацию. Прославленные сыны Востока – Аль-Фараби, Коркут-ата, Юсуф Баласагуни, Ходжа Ахмед Яссави, Мухаммед Хайдар Дулати, Кадыргали Жалаири являются уроженцами нашей степи. В промежутке двух последних веков из нашего народа вышли такие гениальные мыслители , художники слова как Чокан Уалиханов, Абай Кунанбаев, Мухтар Ауэзов.

     В заключение рассуждений о казахстанском  патриотизме разрешите  высказать  следующие мысли. Во – первых, невозможно наличие и развитие патриота без  Родины, а значит главная наша задача – сохранить Родину. Во – вторых, невозможно наличие и развитие патриота без родной культуры, языка  и традиций,  а значит наша сверхзадача - сохранять,  развивать и приумножать родную культуру, язык и традиции. В – третьих, невозможно наличие и развитие патриота без атмосферы любви и взаимопонимания ( не примирения, а именно понимания), а значит наша важная задача - создать и укреплять атмосферу любви и взаимопонимания.

     В этом мире у нас есть только одна Родина, это – независимый Казахстан. Мы -  казахстанцы, и говорим об этом с большой гордостью. Для нас быть патриотами – значит жить с Казахстаном в сердце. Наш общий, священный долг – повсюду утверждать и укреплять нашу Независимость, умножать мощь и богатство нашего государства. Высоко нести знамя нашей чести и достоинства в мировом сообществе, честно и преданно служить Родине.  

     Литература 

          1. «Республиканский  научно – методический и педагогический  журнал», декабрь 12(85)2008.
          2. Н. Назарбаев « В потоке истории», Алматы,1996г.
          3. Н. Назарбаев « На пороге ХХІ века», Алматы , 1996г.
          4. « Социология нравственности» издательство « Медиа – Альянс» , 2007г.

Информация о работе Казахстанский патриотизм – источник силы, единства народа и целостности государства