Казахстан в эпоху камня. Хозяйство и социальная организация древнейшего периода истории Казахстана

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 19:05, доклад

Описание работы

Эпоха камня - период формирования человека и становления основных свойств человеческого бытия.
Изучение проблемы происхождения человека породило огромное количество различных теорий, которые можно свести к двум основным концепциям - философско-религиозной (человека создал Бог) и материалистической, согласно которой человек произошел от животных в результате эволюции и трудовой деятельности.

Работа содержит 1 файл

Казахстан в эпоху камня.docx

— 24.66 Кб (Скачать)

 

Казахстан в эпоху  камня. Хозяйство и социальная организация  древнейшего периода истории Казахстана.

Эпоха камня - период формирования человека и становления основных свойств человеческого бытия.

Изучение проблемы происхождения  человека породило огромное количество различных теорий, которые можно  свести к двум основным концепциям - философско-религиозной (человека создал Бог) и материалистической, согласно которой человек произошел от животных в результате эволюции и  трудовой деятельности.

 

Каменный век делится  на палеолит (древнекаменный век) —  начинается 2,5-2 млн. лет назад, который  в свою очередь делится на нижний (ранний) палеолит, средний (120-40 тысяч  лет назад), верхний (поздний) палеолит (40-12 до н.э). Палеолит включает в себя эпохи: Олдувай, Ашель, Мустье, Солютре, Ориньяк и Мадлен. Мезолит (среднекаменный век) охватывает период с 12 по 6 тыс. до н.э. Новокаменная эпоха (неолит) датируется 6-4 тыс. до н.э. Переходный от камня к эпохе бронзы этап называется энеолитом (меднокаменный век) - 3 тыс. до н.э. - Весь период истории до появления первых государств и письменности принято именовать первобытно - общинным (употребляется еще термин «доистория»).

 

В эпоху камня, примерно миллион  лет назад, началось заселение человеком  территории Казахстана. Природные условия  в то время резко отличались от современных, основными представителями фауны Казахстана были такие крупные животные как мамонт, шерстистый носорог, бык-тур, пещерный медведь и др. Климатические условия на протяжении всего каменного века резко менялись. Мамонты и шерстистые носороги были обречены на гибель, возможно, что какую-то роль в этом сыграла и деятельность человека.

 

В нашей стране выделяют две  зоны распространения палеолитических  культур: в районе Сары-Арки и хребта Каратау (стоянки Борыказган, Танирказган, Казангап и др.). Орудия труда в основном представлены рубилами различных форм (бифасы - двусторонние, унифасы - односторонние) - они были грубыми и массивными. Но постепенно наблюдается переход к менее массивным и лучше обработанным орудиям - микролитам, В палеолите человек научился пользоваться огнем.

 

Охота играет ведущую роль в хозяйстве периода палеолита. Способы охоты были разнообразны: загон с применением огня, ловчие ямы и т.д. Большой толчок развитие охотничьих орудий получило вследствие вымирания крупных животных, когда  объектом .охоты стали мелкие животные, охота на которых с копьем была менее продуктивной. Именно тогда изобрели лук и стрелы. В удобных местах первобытные люди занимались рыбной ловлей с помощью гарпунов и примитивных крючков из кости. Человек также занимался собирательством.

 

«Первобытное человеческое стадо» или «праобщина» появилось вместе с выделением человека из животного мира. Праобщина была неустойчивой структурой и постепенно уступала место более прочной форме общественной организации, т.к. устойчивые иерархические объединения могли наиболее успешно бороться за существование. Этой формой стал материнский род. Реальной основой для упрочнения социальных связей были стихийно возникшие узы кровного родства. Во- вторых можно предполагать, что это родство могло устанавливаться только по материнской линии. Переход к родовому строю подтверждается и археологическими данными (коллективные Жилища). Важнейшим признаком рода был обычай экзогамии, т.е запрещение брачных отношений внутри рода. Постепенно возникла индивидуальная организация - объединение двух экзогамных родов в одно постоянное взаимобрачное эндогамное племя. Первой формой брака был групповой брак (при нём все члены рода имели право и должны были вступать в брак с членами другого). Постепенное развитие брачных отношений приводит к сложению парного брака.

 

Существующее уже в  праобщине естественное разделение труда получило дальнейшее развитие. Мужчины - охотники, женщины - собиратели и хранительницы домашнего очага, дети и старики помогали трудоспособным сородичам. Старики, кроме того, обычно были хранителями коллекционного опыта и активно участвовали в изготовлении орудий труда. Эта специализация способствовала росту производительности труда, вела к четко выраженному половозрастному делению, положившему глубокий отпечаток на всю общину. Инициациями принято называть комплекс обрядов, отмечающих возрастной рубеж перехода подростков в категорию взрослых.

 

В позднем палеолите в  качестве жилищ люди продолжали использовать пещеры, но наряду с ними стали строить  искусственные 

жилища - наземные и землянки. Находки костяных иголок свидетельствуют, что человек в это время  научился шить.

 

К верхнему палеолиту также  относятся первые захоронения людей, что свидетельствует о зарождении религиозных представлений в  ту эпоху. Природа и человек в  ранних религиозных представлениях людей мыслились слитными, и это  сказалось- во всех видах - в тотемизме, фетишизме, анимизме, магии. Развитие языка шло параллельно с развитием хозяйственной деятельности человека.

 

Мезолит (от греческого «мезос»-средний) знаменателен изменениями в климате, это связано прежде всего с отступлением ледников. В это время складывается близкий современному состав флоры и фауны. Также в данное время идет поиск новых способов обеспечения средств существования в связи с исчезновением «мамонтового» фаунистического комплекса. В одних регионах появляются элементы земледелия и скотоводства, в других рыболовческое и собирательско-охотничье хозяйство. В мезолите широкое употребление получают луки и стрелы, происходит изменение в технике изготовления орудий труда, их размер не зависел от размеров камня.

 

В эпоху неолита первобытное  общество, в котором господствовал  коллективный труд и общая собственность  на средства производства, обретает новую  структуру. Племена имели своё название, территорию, диалект и др. особенности. В неолите человечество научилось  изготовлять первый искусственный  материал - керамику. Неолит по всем параметрам является революционной эпохой. В  это время появляются производящие формы хозяйства: земледелие и скотоводство. В эпоху неолита территория всего  Казахстана была плотно заселена небольшими воинственными племенами, переходящими от охотничьего образа жизни к  коневодству, к древней металлургии  и земледелию.

 

В эпоху энеолита на территории Казахстана произошла доместикация (одомашнивание) лошади, что известно по археологическим находкам на территории Северного Казахстана (Ботайская культура). Ботайцы - первые коневоды на нашей территории в древности. В энеолитических поселениях обнаружено огромное количество костей лошадей.

 

По поводу этнических процессов, происходивших в то далекое прошлое, можно сказать, что Казахстан, возможно, являлся ареалом возникновения  индоевропейской и урало-алтайской  общностей, от которых происходят многие современные народы.

 

У первых коневодов сформировался  культ лошади и ряд основополагающих элементов кочевого быта. Они находят  отражение в священном для  казахов понятии «алаш» / «алаша». У индоеворпейских народов от первые пегих лошадей (алаша ат) берет начало мифологический образ крылатого коня - «пегас», в то же время в древнем словаре индоевропейских народов слово пеку /пеки - означает «лошадь», «личное движимое имущество У богатство», «скот» и т.д. От древнего «алаша ат» - славянское - «лошадь». В силу многих причин еще в древности племена Великой степи начали заселять территории Запада и Юга, создавая в них государства и основы современной цивилизации.

 

В это время получило развитие эстетическое миропонимание — искусство. Доказательством художественной деятельности позднепалеолитических племен Казахстана в основном служат гравюры на скалах, основной сюжет которых составляют изображения - шерстистого носорога, быка-тура, бизона. Наряду с гравюрой в Казахстане обнаружены образцы  наскальной живописи. Это изображения  быка в горах Бектау ата, росписи в пещере Аулие-тас в Баянауле и в Бухтарминском гроте.1.1. Исторические памятники каменного века

Начальной стадией  истории человечества является каменный век. Территория Казахстана входила  в зону формирования и становления  древнего человека. Здесь климат был  теплым и влажным, растительность пышная, а фауна богатая и разнообразная, что создавало благоприятные  условия для существования древнего человека.

Следы пребывания человека на территории Казахстана, каменные орудия труда - рубила, скребла, остроконечники относятся к нижнему палеолиту, около I млн. лет назад. Это был  человек в своей эволюции находившийся на стадии "человека выпрямленного". Он уже знал и применял огонь, занимался  охотой и собирательством. Наиболее древние орудия труда найдены  в Южном Казахстане на юго-западных склонах хребта Каратау в Южно-Казахстанской  области на пойменных террасах реки Арыстанды у поселка Конырдек. Стоянки раннего палеолита, где были обнаружены тысячи рубил, остроконечников, нуклеусов, отщепов находятся северо-восточнее г. Каратау Жамбылской области. Это стоянки Борыказган, Танирказган. Памятники того времени имеются и в других частях Казахстана. В Центральном Казахстане, это стоянка Кудайколь, расположенная на северо-восточной окраине Сары-Арки. Стоянки Жаман-Айбат под Жезказганом, Обалысай в Жездинском районе Карагандинской области. В Восточном Казахстане стоянка на берегу реки Колгутты, недалеко от села Каратогай Курчумского района.

Памятники среднего палеолита широко представлены в  Казахстане. Это стоянка в урочище  Карасу на правом берегу реки Арыстанды в Южно-Казахстанской области. В Центральном Казахстане, это находки в среднем течении реки Сарысу, в урочищах Батпак севернее Караганды. В Западном Казахстане на полуострове Мангышлак.

Поздний палеолит охватывает период 30 тыс.-10 тыс. лет назад. В то время человек расселялся по всем климатическим зонам земли, происходило  формирование рас и расовых групп. В общественных отношениях формировалась родовая община, возник род, как форма общественной организации. Родовая организация была матрилинейной. Это было время формирования человека современного физического типа. Усложнились его представления в духовной сфере, широкое распространение получили ранние формы религии и искусства. На территории Казахстана памятниками позднего палеолита являются в Южном Казахстане стоянка Ачисайская западнее поселка Чулак-Курган. В Восточном Казахстане на правом берегу реки Бухтармы стоянка Пещера. Также в Восточном Казахстане стоянки Канай, Свинчатка и другие.

Переходом между  древним каменным веком - палеолитом и новым каменным веком - неолитом является средний каменный век - мезолит. Он занимает время X - V тыс. до н.э. Мезолит  характеризуется потеплением климата. Вымерли мамонты и шерстистые носороги. Были изобретены лук и  стрелы.

Следующим этапом является неолит и энеолит - медный век, как  переходный в веку металла. В истории  Казахстана последний рассматривается вместе с неолитом. Неолит занимает время V тыс. - вторая четверть II тыс. до н.э. Это время расцвета техники обработки камня. Применялись такие ее приемы как шлифование, сверление, пиление. Изготавливались каменные топоры, мотыги, зернотерки, ступки. На смену потребляющему хозяйству приходит производящее, то есть на основе охоты и собирательства, развились скотоводство и земледелие. Возникли зачатки горного дела, ткачество, керамика. Усложнялась общественная организация, возникли племена и племенные союзы.

В Казахстане известно свыше 500 исторических памятников того времени. Это стоянка Караунгур в пещере к северу от одноименного села на одноименной речке в Южно-Казахстанской области. В Западном Казахстане это стоянки Кульсары вокруг поселка Кульсары Жылыойского района Атырауской области. В Восточно-Казахстанской области это стоянка Кызыл-Су на речке Кызыл-Су недалеко от с. Белокаменки.

 


Информация о работе Казахстан в эпоху камня. Хозяйство и социальная организация древнейшего периода истории Казахстана