Автор: Елена Камардинова, 05 Сентября 2010 в 10:32, реферат
История человечества делится на большие периоды, связанные с развитием той или иной социально-экономической формации. В археологии разработана своя периодизация, согласно которой история человечества делится на эпоху камня, бронзы, железа и средневековья. В свою очередь, каждая из перечисленных эпох подразделяется на периоды и культуры. Каменный век делится на три периода — палеолит, мезолит и неолит.
РАЗДЕЛ I. КАЗАХСТАН
В
ДРЕВНОСТИ
Глава
1. КАЗАХСТАН В ЭПОХУ КАМЕННОГО
ВЕКА
Современные представления о жизни далеких предков основываются на изучении мест стоянок, пещер, гротов, где сохранились остатки труда человека — каменные орудия, отходы при их изготовлении, остатки пищи — кости животных. Немалое значение имеют и этнографические данные из жизни так называемых отсталых народностей современности. Они позволяют лучше объяснить некоторые стороны материальной и духовной культуры древнейшего человечества. Но главную информацию все же дает наиболее массовый материал первобытного общества — каменные орудия труда.
История человечества делится на большие периоды, связанные с развитием той или иной социально-экономической формации. В археологии разработана своя периодизация, согласно которой история человечества делится на эпоху камня, бронзы, железа и средневековья. В свою очередь, каждая из перечисленных эпох подразделяется на периоды и культуры. Каменный век делится на три периода — палеолит, мезолит и неолит.
Эпоха
древнего каменного века — время
становления человечества и его
хозяйства — характеризуется
низким уровнем производительных сил.
Примитивная хозяйственная
Общественная организация людей в эпоху палеолита прошла сложный и длинный путь развития. Начальным ее этапом было первобытное стадо — объединение для совместной защиты и нападения, охоты, собирательства. Это дородовое социальное образование отличалось аморфностью, неразвитостью общественных отношений, отсутствием общинно-домашнего хозяйства, в то жевремя ему была присуща некоторая упорядоченность брачных связей,
Первобытное стадо соответствует двум наиболее ранним ступеням нижнего палеолита — доашельскому и ашельскому периодам. В ашельскос время постепенно вызревают предпосылки для нового социального организма — первобытной общины. В эпоху мустье уже существует оседлость, естественное разделение труда по полу и возрасту, возникают начальные формы общины. Человеческий коллектив позднего палеолита в социальном отношении характеризуется новой гранью — сложением зрелых форм первобытно-родовой общины. Это качественный скачок, как полагают многие исследователи, совпал с трансформацией неандертальца в человека современного физического типа (Homo sapiens)
§ 2. Ранний палеолит
Ранний палеолит делится на три крупные эпохи: олдувайскую (2,6 млн лет — 700 тыс. лет назад), ашсльскую (700 тыс. — 150—120 тыс. лет назад) и мустьсрскую (150—120 тыс. — 35—30 тыс. лет назад). В течение всего каменного века главенствующая роль в изготовлении орудий труда принадлежала камню. И потому на стоянках мы находим в большинстве своем изделия из них, за исключением неолитических, где встречаются орудия из кости животных. Человек хорошо знал свойства камня. Чаще всего выбор материала зависел от назначения орудий. В зависимости от формы и характерных типов каменные изделия подразделяются на рубила, скребла, остроконечники, отбойники, сверла, ножи, проколки и т. д.
К числу самых древних орудий труда относятся массивные прямоугольные кремневые отщспы, найденные у пос. Конырдек в толще сцементированных конгломератов, слагающих нижнечетвертичную, самую высокую надпойменную террасу р. Арыстанды на юго-западных склонах хребта Каратау. Эти древнейшие орудия так называемого клектонского типа отличаются от более поздних непропорционально большим ударным бугорком, занимающим более половины площади всего отщспа. Вместе с ними находились большие кремневые заготовки, желваки-нуклеусы, от которых были отбиты эти отщспы. Наибольший интерес представляют ашельские стоянки Борыказган и Танирказган, находящиеся на плоской вершине и сложенные галечниками, доломитами, алевролитами и другими породами. Местонахождения расположены севе-ро-восточнсе г. Каратау в Таласском районе Жамбылской области. Распространение орудий в этих стоянках четко ограничено, за пределами определенной границы обработанные кремневые изделия встречаются редко. Древнепалеолитический инвентарь из Борыказгана и Танирказгана X. А. Алпысбасв делит на четыре группы: двусторонние и односторонние рубящие орудия; архаические массивные отщепы; крупные желваки-нуклеусы. Первая группа преобладает. Рубящие орудия существенно не отличаются от грубого каменного инвентаря из доашсльско-ашельских местонахождений Юго-Восточной Азии и Африки'. Они почти всегда имеют четко выраженную валунообразную форму, один конец изделий обработанный, острый, а другой — с сохраненной галечной коркой или слегка подправленный.
В нижнем палеолите для раскалывания камня человек использовал другой камень, просто ударял их друт о друга. Такая техника получила название техники оббивки или галечной культуры, поскольку сырьевым материалом в большинстве случаев служила обыкновенная речная галька. Позже появились отбойники, которые позволяли добиться лучших результатов. Зачастую они цилиндрической или круглой формы с многочисленными следами вмятин и забитостей. К примеру, орудия выявленные X. А. Алпысбаевым в районе хребта Каратау. обработаны вышеназванной техникой. Сырьем для изготовления орудий служила галька. При обработке орудий целенаправленные удары наносились с двух сторон камня и таким образом получали извилистый рабочий край. Полученные орудия использовались впоследствии как рубящие. Результаты изучения каменных орудий хребта Каратау противоречат основным положениям Мовиуса2, выдвинувшего гипотезу о существовании в эпоху нижнего палеолита двух локальных областей. К одной из них он отнес Индостан, Южную и Западную Европу, Переднюю Азию и Африку, обитателям которых присуще только использование-ручных рубил. Другой областью является северо-западная Индия, Верхняя Бирма. Китай, Ява, для индустрии которых характерны двусторонние и односторонние рубящие орудия. На основании обнаруженных каменных орудий в Южном Казахстане X. А. Алпысбаев делает следующий вывод: «Факт совместного нахождения дву- и односторонне рубящих орудий и ручных рубил не позволяет нам согласиться с утверждениями о существовании совершенно особой азиатской нижнепалеолитической культуры и о своеобразии пути развития Азии в эпоху нижнего палеолита»'. Сходство и тождество материалов из Южного Казахстана с орудиями труда, обнаруженными на территории Азии и Африки, позволяют высказать предположение о единстве развития нижнепалео-литичсских культур, в которых изменение и развитие шли единым путем.
Памятники ашсльского времени обнаружены в Центральном Казахстане. Орудия изготавливались здесь из кремневых пород черного и серо-зеленого цвета. Одна из таких стоянок — Кудай-коль — расположена на северо-восточной окраине Сары-Арки. Среди орудий можно выделить бифасы, т. е. орудия обработанные с обеих поверхностей камня, скребла предназначенные для выделки шкур животных и обработки дерева, а также многочисленные нуклеусы — ядрища, с которых скалывались отщепы и пластины и использовались как орудия. Среди других ашсльских памятников Центрального Казахстана заслуживают внимания стоянки Жаман-Айбат, расположенного в 150 км от г. Джезказгана и Обалысай. выявленного в Джсздинском районе Карагандинской области. Среди коллекции каменных изделий выделяются рубящие орудия со следами выветренности.
Самым древним памятником на территории Восточного Казахстана считается на сегодняшний день местонахождение Козыбай, обнаруженное автором в полевом сезоне 1989 г. Находится стоянка на берегу р. Колгутты, недалеко от села Каратогай Курчумского района. Каменные изделия, изготовленные рукой первобытного человека, в том числе рубящее орудие, орудия с двусторонней обработкой и отщепы из кремнистой породы черного цвета обнаружены на склоне высокой террасы производственного участка Козыбай.
В следующий период — мустьерский — появилась иная техника обработки камня, но местами продолжала существовать и галечная. Подобных памятников известно много на территории Южного и Центрального Казахстана, и они нашли отражение в публикациях.
Одним из таких памятников является многослойная стоянка, обнаруженная X. А. Алпысбаевым в 1958 г. и впоследствии названная именем казахского ученого-просветителя Ч. Ч. Валиха-нова. Стоянка содержит пять культурных слоев, в которых обнаружены каменные изделия, кострища и очаги, кости животных — лошади, бизона, сайгака, благородного оленя. Слои располагаются горизонтально, на различных глубинах от современной поверхности правого берега р. Арыстанды, в Алгабасском районе Южно-Казахстанской области. Это пока единственная стоянка на территории Казахстана, каменные изделия и другие культурно-бытовые остатки находятся в первоначальном положении, т. е. в таком виде, каким его оставил человек в мустьерское время. Сложность раскопа состоит в том, что культурные слои залегают на глубине от 2,30 — до 7,20 м. Однако, несмотря на это обстоятельство, удалось получить новое свидетельство о жизни первобытных охотников:
раскопать мастерскую по изготовлению орудий труда и на основе этого сделать вывод о том, что люди непрерывно заселяли стоянки в течение длительного отрезка времени, фактически от мустье и завершая эпохой верхнего палеолита.
Новые памятники мустьерского времени обнаружены нами в 1984 г. в Агадырском районе Жезказганской области. Это стоянки Огиз-Тау I и II, Улкен Ак-Мая. Каменные изделия залегают на склоне небольших возвышенностей у родника. Обитанию людей в данной местности способствовали близость сырьевого материала и наличие родника.
Выявленные топоры односторонней и двусторонней обработки, скребла, выемчатые орудия и нуклеусы изготовлены из местного сырья — серого кварцита. Многие артефакты использовались вторично уже в последующие эпохи, о чем говорит наличие «свежих» сколов на каменных изделиях.
Наличие протопризматических нуклеусов наряду с дисковидны-ми, а также пластин с симметричными краями с отшепами треугольной формы свидетельствует о прогрессе в технике обработки камня. Типологический анализ каменного инвентаря позволяет датировать коллекции стоянок ранним мустьерским, а возможно, и ашельской эпохой. На многих палеолитических стоянках Центрального Казахстана каменный инвентарь находится на поверхности почвы и в первоначальном залегании. «Это явление, — отмечает А. Г. Медоев, — обусловлено незначительными масштабами денудации и аккумуляции на территории Сары-Арки в антропогеновое время»4.
Особый
интерес представляют палеолитические
памятники Западного
Мангышлак. Все стоянки, открытые ранее А. Г. Медоевым5 я позднее Ж. К. Таймагамбетовым6, расположены на площадка» морских террас Каспийского моря.
Стоянки группы Онежек включают в себя семь местонахождений; расположены близко друг от друга, но содержат различия в каменном инвентаре. Почти в каждой из них присутствуют ранние и поздние формы орудий и поэтому расчленить их сразу трудно. Это представляется возможным только при всестороннем и тщательном анализе индустрии. Итоговые результаты дают возможность в какой-то мере проследить эволюцию развития техники в обработке камня на определенном этапе. Памятники выявлены на бортах оврага у горы Онежек. Район изобилует выходами кремния, что наложило отпечаток на индустрию стоянок. Среди каменных изделий выделены нуклеусы, скребла, бифасы, наконечники дротиков и большое количество отщепов, имеются и крупные сколы леваллуа. В числе нуклеусов есть заготовки, предназначенные для снятия леваллуазских пластин длиной 30 см. Для индустрии Онежек характерно наличие нуклеусов с площадкой, симметричных пластин различных форм (треугольных, прямоугольных) и малое количество хорошо обработанных орудий. Различие орудий по размеру и характеру обработки объясняется пребыванием людей в разные периоды палеолита.
Древнейшие жители Казахстана были современниками питекантропа и синантропа, в эволюционном развитии соответствующие фазе Homo habilis. Первобытные обитатели Каратау уже могли добывать и поддерживать огонь, занимались охотой на крупных и мелких животных и сбором растительной пищи.
§ 3. Поздний палеолит
Поздний палеолит охватывает время от 35—30 тыс. лет до 12—10 тыс лет назад. Это время широкого расселения человека по всем климатическим зонам земли и формирования рас и расовых групп.
Существует непосредственная связь между появлением человека разумного и дальнейшим развитием материальной и духовной культуры человеческого общества эпохи позднего палеолита. Это явление непосредственно связано с прогрессивным развитием общественных отношений, процессом формирования родовой общины, возникновением рода как первой специфической формы общественной организации человеческого коллектива. Предпола-' гают, что родовая организация была повсюду матрилинейной и матрилокальной, а женщина занимала главенствующее положение в общине. Материнский род, таким образом, представлял собой экзогамную группу людей, объединенных узами кровного родства между собой и общим происхождением по материнской линии. Высокое положение женщин в общественной жизни определялось также спецификой общинного домашнего хозяйства, ролью женщины в семье как продолжательницы рода. Не случайно в идеологических представлениях древних людей возник культ женщины — родоначальницы и хозяйки очага.
Мировоззрение человека эпохи позднего палеолита усложнилось. Получил распространение культ охотничьей магии, в основе которого лежала вера в получение власти над животным через овладение его образом-символом. Полагают, что универсальным орудием магии было появившееся в это время яркое первобытное искусство.
Представления о душе и загробной жизни человека как продолжении земного существования вели к появлению сложных обрядных церемоний. Тело умершего посыпали красной охрой, грудь украшали ожерельями из просверленных раковин и клыков хищника, ноги — браслетами из бивней мамонта, одежду расшивали гирляндами бус. Вместе с погребенным клали изделия из кремня и кости.
По сравнению с памятниками предыдущего периода стоянок этого времени обнаружено мало. В Восточном Казахстане известны стоянки Канай, Свинчатка, Пещера и Ново-Никольское7. Наибольший интерес представляет стоянка у деревни Пещера.
Стоянка Пещера находится на правом берегу Бухтармы у входа в пещеру, расположенную на краю мыса, входом на запад и представляет собой два грота, объединенных навесом. С. С. Черников в результате разведочного раскопа на глубине 30—50 см в восточной части раскопа в 60—170 см в западной обнаружил палеолитические изделия, среди которых скребок с круговой ретушью, обломок ножевидной пластины, ножевидное орудие, нуклеус пирамидальной формы со следами сколов, отбойник и отходы производства из черного кремния и зеленоватой кварцевой породы. Кроме того, обнаружены обломки костей животных: носорога, бизона, пещерного льва и др. Характер орудий позволяет датировать стоянку верхним палеолитом. В верхнем палеолите обработка каменных орудий была более сложной: скалывались тонкие пластины с нуклеусов, которые предназначались в большинстве для вкладыша в костяные и деревянные оправы, а затем использовались как ножи и скребки. Широкое применение получила и отжимная техника, позволявшая получать орудия с тонким лезвием, например, наконечники копий дротиков.