Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 11:21, лекция
Актуальность изучения этнического аспекта общественного развития диктуется полиэтничностью (многонациональностью) Казахстана.
Полиэтническая среда является своего рода способом существования, деятельности и общения людей различных наций и народностей в определенных конкретно-исторических, общественных отношениях. Она включает в себя непосредственное окружение личности. Полиэтническая среда представляет собой единство сущности и существования человека и наций, материальных и духовных факторов жизнедеятельности представителей различных народов в определенном социальном пространстве и времени, в определенных конкретно-исторических и географически“ условиях, которые формируют человека как субъекта этнического самосознания и культуры, через которую происходит присвоение общечеловеческой культы.
СРСП 3. Конспект №3.
Тема
задания: «Казахстан:
полиэтничность»
"Всякое
начало трудное", – говорили
древние римляне. Период
Современное
казахстанское общество переживает
преобразования почти во всех сферах
жизнедеятельности человека. Это
и новые хозяйственные
Умелое
использование этнической специфики рядом
высокоразвитых стран, наталкивает на
изучение этих самих " специфик" и
у нас. До тех пор, пока существует деление
на "мы" и "они" "пока границы
"мы" не раздвинулись до всего человечества,
и не реализовался в полной мере синтез
культур, мы просто обречены, изучать,
анализировать и прогнозировать те или
иные явления социальной жизни, учитывая
этнический компонент.
Актуальность
изучения этнического аспекта
Полиэтническая
среда является своего рода способом
существования, деятельности и общения
людей различных наций и народностей в
определенных конкретно-исторических,
общественных отношениях. Она включает
в себя непосредственное окружение личности.
Полиэтническая среда представляет собой
единство сущности и существования человека
и наций, материальных и духовных факторов
жизнедеятельности представителей различных
народов в определенном социальном пространстве
и времени, в определенных конкретно-исторических
и географически“ условиях, которые формируют
человека как субъекта этнического самосознания
и культуры, через которую происходит
присвоение общечеловеческой культы.
Своеобразный
этнический оттенок имеет и поведение
человека в обществе. Многообразие
социальных связей личности отражается
в его социальном положении, статусе. Эти
связи воплощаются и 'закрепляются в социальных
качествах личности, важнейшими из которых
являются и его этнические особенности.
Но личность настолько национальна, насколько
погружена в специфическую для данного
этноса социально-культурную среду, насколько
этнические особенности макро и микросреды
были вовлечены в процесс социализации
конкретной личности.
Поведение
человека в обществе типизировано,
то есть оно подчиняется нормам, выработанным
в обществе. В свою очередь, социальные
нормы упорядочивают и оформляют положение
и отношения различных общностей в социальной
структуре общества, выполняют определенные
функции в стратификационной системе.
Содержание и характер социальных норм
той или иной общности отражают реальные
условия ее существования и природу, тенденции
развития взаимоотношений и взаимодействий
людей в этой общности. В них отражается
тип личности, поведения и отношений, необходимых
или подавляемых данной общностью.
Многообразие
поведения не может быть беспредельным.
Если допустить такую мысль и
"осуществить" это на практике,
получится абсурд. Общество само по
себе есть общение людей, их объединение,
Индивидуализированным моделям
поведения противопоставляется попытка
унификации, выработки общепринятых схем
и стандартов поведения. Стандарты поведения
– хо воспроизводимые в неизменном виде
в течение длительного времени, осуществляющиеся
автоматически, строго подчиненные нормам,
устойчивые, константные формы поведения.
Иногда их называют кодами или Кодексами
поведения (например, Р.Мертон). Позитивная
сторона данного процесса в любом обществе,
а в полиэтническом тем более, заключается
в том, что неконтролируемый рост стандартов
поведения может привести к распаду данного
общества. Примером же негативной стороны
типизации может служить наше с вами недавнее
общее "советское, тоталитарное"
прошлое, в котором отрицались этнические
стандарты поведения. В любом обществе
существуют социальные регуляторы поведения,
к коим относятся право, обычаи, традиции,
административные, социально-психологические
и, конечно же, моральные, которые характеризуются
наибольшей степенью автономности регулируемой
личности.
Для
каждой этнической группы характерны
свои представления о значимости
тех или иных стандартов поведения и свое
понимание границы между обязательным
и свободным поведением.
Этнические
разновидности стандартов общения
стереотипны, устойчивы, большинство
из них действуют без изменений
в течение тысячелетий, сохраняя
на себе отпечаток древней культуры. А
этнические стереотипы позволяют без
лишних размышлений соотнести собственную
оценку любого явления к ценностной шкале
своей группы. Желая соответствовать ожиданиям
группы, люди строят свое поведение в рамках
диктуемых этой шкалой, и, по выражению
социолога Мишеля Маффесали, "принимают
магическое участие в коллективной игре".
Это сближает стандарты поведения с обычаями.
Передаваясь от поколения к поколению,
стандарты поведения наряду с другими
проявлениями обычая осуществляют внутри
этноса функции социального контроля,
социальной интеграции, трансляции культуры
и социализации. Через обычаи передаются
традиции, которые характерны для любого
общества, будь то "традиционное"
или "современное". Общеизвестно,
что господствующий в науке европоцентристский
подход к изучению истории и культуры
человечества делит существующие общества
на "традиционное" (иногда называемое
также и "примитивное") и "современное".
Именно в традиционном обществе чаще придерживаются
обычаев и ритуала, собой формы обычая.
В
традиционных обществах обычай представляет
собой абсолютную, священную норму,
основанную на непререкаемом авторитете
группы. Причину каких-то неудач объясняют
не отсутствием соответствия средств,
а недостаточно точным следованиям
обычаю. Обычай тщательно регламентирует
поведение индивида вплоть до мельчайших
деталей, предусматривает не только то,
что должно быть сделано, но и как это следует
сделать. По Э.Дюркгейму, наказание, следующее
за нарушение обычая, представляет собой
охранительное средство, способствующее
поддержанию группы и ее единства
В
обществе с "современным" типом
обычай продолжает существовать, будучи
включенным в институциональные
и знакомые формы регуляции, выполняя
рассмотренные функции как элемент более
сложных регулятивных систем.
В
поддержании солидарности Э.Дюркгейм
видел главный смысл ритуала,
оправдывающий и объясняющий
существование этой формы массового
поведения. Способность ритуала объединить
общественную группу отмечал и Ф.Теннис.
Посредством
ритуала общество как бы направляет
в единое русло индивидуальные переживания,
приводя их в соответствии с определенной
ситуацией.
Современное
казахстанское общество в новых
рыночных условиях испытывает не только
фактор многонациональности, но и родоплеменной
фактор, характерный для традиционного
казахского населения. Большинство казахского
населения придерживается и соблюдает
обычаи и традиции своего народа, и нет
ни одного казаха, который не знал бы своего
родового происхождения, месторасположения
родовых земель. Редко, кто не знает своих
предков до седьмого колена и не придерживается
запрета брака между родственниками.
Но
современное казахское общество
нельзя назвать абсолютно
С
этническими стандартами
Стандарты
поведения в полиэтнической среде
постоянно приобретали наиболее
общий характер для представителей
всех наций в процессе их постоянного
взаимодействия. При общении с другими
личность всесторонне закаляется, убеждается
в нужности или ненужности, полезности
и бесполезности своих тех или иных действий,
привычек, установок и т.п., Выработка устойчивых
норм поведения в полиэтнической среде
происходит под влиянием реальных общественных
отношений, практической деятельности,
конкретного опыта общения.
Реалии
последних лет наглядно показали
тот факт, что стандарты поведения
в полиэтнической среде подвергаются
изменениям под влиянием огромного потока
информации по истории и культуре народов,
проживающих бок о бок. Ведь в структуре
этнического стереотипа свою живучесть
показали так называемый "образ врага"
и другие негативные национальные стереотипы.
Но главным образом "виновником"
конфликтов в полиэтнической среде (да
и не только в ней), как свидетельствует
история человечества, выступали экономические,
политические, социальные интересы и противоречия,
а не национальные стереотипы и образы
врага. Если бы национальные стереотипы
и " образы врага" явившись причиной
конфликтов, то человечество не существовало
бы давно.
Типичные,
повторяющиеся условия
Любое,
в том числе многонациональное,
общество заинтересовано в предсказуемости
поведения своих членов в той
или иной ситуации. Особенно важно
изучение стандартов поведения в условиях
перехода к рынку. Как свидетельствуют
социологические исследования, проведенные
в Узбекистане, на Северном Кавказе, в
Казахстане (в том числе проведенный автором
опрос в феврале 1994 года в городе Жезказган),
социально одобряемые стандарты поведения
представителями разных этносов отличаются
друг от друга. Например, при изучении
взаимоотношений в системе "руководитель-подчиненный"
было установлено, что респонденты так
называемой "тюркской" группы были
более благосклонны к авторитарному стилю,
чем их сослуживцы из "славянской"
группы, предпочитавшие демократический
стиль. Предпочтение тех или иных стандартов
поведения объясняется разницей исторических
судеб. Казахи, как и другие народы Центральной
Азии, не знали классических капиталистических
отношений, что породило своеобразные
стандарты поведения. Исследованиями
установлено, что народы Востока ориентированы
на более широкий круг общения, чем их
русские сослуживцы. Например, наши респонденты-казахи
в Жезказган были более осведомлены о
внепроизводственной жизни своего руководителя,
чем представители других наций. Также
народы Востока более придирчиво относятся
к вопросам взаимоотношений между женщиной
и мужчиной, пожилыми и молодыми людьми.
Казахи говорят «Избегай сына, не уступающего
отцу, избегай дочери, не уступающей матери».
То есть, возраст более чем значим на Востоке.
Существуют специальные стандарты речи,
неписаные правила общения со стариками.
Как
во всех других странах бывшего Союза,
и в нашей стране идет интенсивный
поиск путей развития. Практика преобразований
во многих странах показывает, что успех
и процветание возможны на прочной основе,
которой является духовная культура народа,
веками накопленный опыт многих поколений.
Здесь хотелось бы подчеркнуть положительные
стороны традиционной казахской общины,
такие, как взаимоподдержка, взаимопомощь,
уважение старших, обостренное чувство
долга, ответственность за ближнего и
за младших по возрасту, терпимость и миролюбие.
Такие же положительные стороны отмечаются
во многочисленных работах, посвященных
проблемам возрождения России и русского
народа. В этих работах указываются такие
положительные качества русского человека,
как общительность, гражданское достоинство,
милосердие, скромность, бескорыстие,
совестливость и другие. "Традиции дисциплинированности,
централизма и уважения к самобытности
народностей, духовности неизменно сохранились
в российском этносе," - пишет Ю.Ольсевич
в статье "Хозяйственная система и этнос".
Эти положительные черты национального
характера двух основных наций нашего
государства определяют наиболее распространенные
стандарты поведения.