Казахское ханство

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2012 в 14:21, курсовая работа

Описание работы

Процесс образования государственности у казахов, становления суверенитета Республики Казахстан протекал в многообразных формах и внутренних периодах, весьма сложно и непрямолинейно, хотя это был и есть единый исторический процесс. Пройдя гипотетическую “стадию дикости”, когда доминировали законы животного мира, предки казахов, также как и все человечество, самоорганизовались в родовые и племенные общины и затем союзы племен.

Содержание

Введение
1 Образование казахской народности и первых ханств
2 Образование казахских жузов и их родоплеменной состав
3 Казахское обычное право в ХVI-ХVII вв
Заключение
Список использованной литетуры

Работа содержит 1 файл

казахсое ханство.Хакк назар.doc

— 129.50 Кб (Скачать)

       Новые структуры и их главы - бии отнюдь не стремились разрушить или нарушить уже установившуюся политическую и административную структуру Казахского ханства с ее улусами, но для обозначения сформировавшихся зональных сообществ они должны были использовать какие-то термины, выходившие за рамки родоплеменных обозначений и никак не задевавшие обозначения, связанные с высшим военно-политическим управлением. Очевидно, таким термином и стал жуз (буквально "сто", "сотня").

       Впервые этот термин как административный зафиксирован в сочинении балхского историка Махмуда ибн Вали "Бахр ал-асрар". Согласно сообщению этого автора, Ак-Орда, одно из административных подразделений Джучиева Улуса (Золотой Орды), была также известна под названием Йуз-Орда.

       Мы  практически ничего не знаем о  бытовании этого термина в  последующее время - придворные историографы не опускались, как правило, до таких  низов народной жизни. Вряд ли сейчас или в ближайшем будущем станет возможным однозначно ответить на вопрос, каким образом свершилось превращение одного из невысоких военно-административных терминов в обозначение крупных племенных (аульных) сообществ?

       Становление жузов происходило не одновременно, и по мнению ряда авторов скорее всего этот процесс начался в Семиречье, распространившись оттуда на центральную, а вслед затем и западную части Казахского ханства. Отсюда, возможно, и иерархия жузов, когда старшим и первоначально влиятельным стал именно Семиреченский жуз, а Орта (Средний) жуз и Киши (Младший) по времени своего проявления(хотя и не уступали по численности племен и территориям Старшему) оказались генеалогически на более низких ступенях. Постепенное возвышение жузовых структур столь же постепенно, но неуклонно вело к упадку прежней социально-политической организации казахского общества - улусов. Прежняя правящая верхушка ханства (султаны) неожиданно нашла свое место в новой социально-политической организации: она стала с XVIII столетия (начало вхождения Казахских ханств в состав Российской империи) если и не полновластной, то достаточно влиятельной верхушкой всех трех жузов, при этом сохранив генеалогическую, а значит и политическую обособленность - султаны не относят себя ни к одному из тюрко-монгольских племен, ни к одному из казахских жузов, не разделяются на колена.

       Четырехвековое  существование жузовой структуры  оказало столь сильное воздействие  на этническое самосознание казахского народа, что и сейчас не только сохраняется в памяти каждой казахской семьи, но и влияет на повседневную жизнь казахов.

       Несомненно, однако, что в недалеком будущем  определяющая роль останется за общенациональной идентификацией, а клановые и жузовые привязки постепенно станут достоянием исторического прошлого.

       В середине XV в. - образовалось Казахское ханство -  итог противоречивого многовекового взаимодействия и взаимопроникновения политических и этносоциальных процессов, происходивших на территории нынешней Центральной Азии. В этнополитогенезе кочевых племен нельзя не отметить особую важность события тех времен, которым стала откочевка в 1459 году потомков основателя династии казахских ханов Урус-хана - Джанибека и Гирея - с преданными им племенами. Значение этого события в том, как отмечают казахские историки, что оно ускорило процесс сложения казахской народности в результате выделения и обособления из конгломерата родов, племен и формирующихся народностей Восточного Дешт-и Кыпчака, каким было здесь население к началу XY столетия, известное под общим собирательным названием узбеки.

       Из  Узбекского улуса выделились и перекочевали в Семиречье не просто разрозненные племена, недовольные политикой хана Абулхаира, но объединение родов и племен численностью до 200 тыс. человек, которые составляли в Дешт-и Кыпчаке население улусов потомков Урус-хана. Дневние рода жалаир, найман, алчин, кипчак и др. Стали этническими компонентами казахской народности. Нарицательное слово “казак”, первоначально обозначавшее - свободный, скиталец, изгнанник или группу кочевников, которые отделились, вышли из какой-то подвластности и противостоящие ей, приобрело этнополитический смысл. Тюркоязычные племена, объединенные под властью потомков Урус-хана, обрели самоназвание и окончательно стали называться, правда, ни без субъективных видоизменений, казаками, а страна их - Казакстан. Новое этнополитическое качество степняков, утвердившихся на земле Семиречья, положило начало развитию собственно казахской государственности, а термина “казак” и “узбек” стали обозначать еще и разделение людей по месту жительства, очерченного уже своего рода политическими границами.

       Вплоть  до смерти последснего казахского хана Тавекель-Мухаммад-батыр-хана (Тауке) в 1718 году и превращения трех казахских жузов в самостоятельные ханства в эпохе казахской государственности этот отрезок времени можно выделить как почти 300-летний период централизованного этнополитического объединения казахов, которое являлось ничем иным, как государством. В этот период, например, в ханство сына Джанибека хана Касыма (1511-1523 гг.) под одной его властью был объединен в эль, один народ более миллиона казахов. К этому времени относятся общие для них узаконения : “Касыма праведный путь” (XYI в.), служившее основным законом; “Семь узаконений” хана Тауке (вторая половина XYII в., закреплявшее государственный строй и феодальное право казахов.

       К этому же периоду этнополитогенеза относится внешнеполитическое становление  правосубъектности казахского государства, в частности, можно привести пример самостоятельного установления по инициативе хана Тавеккеля (1586-1598 гг.) дипломатических отношений Казахского ханства с Москвой. “Официальные русско-казахские отношения, - писал В.Я. Басин, - начались, по-видимому, не позднее 90-х годов XYI века ” В первой четверти этого столетия казахи, как самостоятельная народность стали известны и в западной Европе.

       Наследственная  ханская власть периода централизованного этнополитического объединения казахов заключалась в верховном праве распоряжения всей территорией казахских улусов, распределении им пастбищ и маршрутов кочевок, водных источников, в организации их вооруженной защиты, в праве издавать общеобязательные повеления, а также казнить и миловать. Хан вел переговоры с другими государствами, объявлял войну и мир, заключал союзы.

       Казахское ханство 16-18 вв. Было иерахизированной социально-политической структурой, вобравшей в себя традиции кочевой государственности, сочетавшей  элементы монархии и феодальной республики. Ежегодно созывались курултаи (народные собрания) из числа аристократов - старейшин и правителей родов, султанов -  для решения совместно с ханом общегосударственных дел. Влиятельные родоначальники составляли при хане совет биев - законосовещательный орган. Бии в родах олицетворяли судебную и административную власть. И, в отличие от султанов - потомков чингизидов (сословие “ак-суй-ек”),  составляли элиту “кара-суйек” - родовую знать.

       Войско  казахского ханства формировалось  из вооруженных отрядов ханов, султанов, биев и народного ополчения. Каждый род, жуз имели свое знамя (тамгу) и свой боевой клич (уран), но все войско выступало под одним небесно-голубым знаменем и ураном ханства. Общественные отношения регламентировались ханскими установлениями, адатом (обычное право казахов) и решениями советом биев (ереже). Политическими центрами Казахского ханства на протяжении полутора столетий ( с конца 16 до первой половины 18 века) были города Ташкент и Туркестан.

       Активная  внешняя политика государства, расширение владений, укрепление государственности, при первых ханах, особенно при Касымхане в начале XYI в., затем сменились усилением междоусобной борьбы, массовыми откочевками людей.

       Во 2-й половине XYI в. происходит новый  политический подъем Казахского ханства, спад междоусобиц, развитие скотоводческого и земледельческого хозяйства, торговых отношений, расширяются контакты с Россией и другими сопредельными странами.

       Ханская власть того периода хоть и достигла в известной степени всеохватывающего характера и имела однородное этническое основание, однако элемент  относительности в централизацию этой власти привносили борьба за власть султанов разных улусов и практически непрекращающиеся войны с узбеками и калмыками. Эти факторы препятствовали формированию такого необходимого элемента в становлении государственной власти казахского ханства, как организация населения по территориальному принципу.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     2 Хакк-назар хан вхождение в  этнический состав ногайских  племен 

     В 20-х гг., после смерти Касыма, междоусобицы султанов - джучидов на время ослабили Казахское ханство. В междоусобной борьбе погиб преемник Касыма Мамаш-хан. К неблагоприятным факторам жизни ханства относится сложившийся против казахов союз узбекских и могульских правителей. Были потеряны присырдарьинские города. Туркестанский вилайет оказался в подчинении Шайбанида Убайдаллах-султана. Казахский хан Тахир (1523—1533) потерпел неудачу в борьбе с Ногайской Ордой, безуспешно пытался отвоевать сырдарьинские города. Распри заставили Тахира бежать в Семиречье, где в союзе с киргизами он отражал попытки могульского хана Султана Сайда восстановить свою власть в этом районе. При хане Буйдаше, брате Тахира, казахи были разбиты в 1537 г. могульским ханом Абд ар-Рашидом.

     По  другим известиям он погиб в битве  с узбеками под Сайрамом в 1559 г. Вместе с ним погибли еще 20 казахских  султанов. Кадыргали Джалаири отметил, что узбеков в этой битве возглавлял Дервиш-хан, сын шайбанидского правителя Туркестана и Ташкента Барака (Нау-руз-Ахмед-хана). Практически до конца XVI в. присырдарьинские города Сыгнак, Сауран, Отрар, Туркестан (так стал называться с XVI в. город Ясы) и другие входили в состав государства Шайбанидов Мавераннахра. Казахское ханство было ограничено в этот период с юга по линии низовий Сырдарьи и Каратау. Основными направлениями политической активности ханов казахов второй трети XVI в. были юго-восток, где в союзе с киргизами они воевали с могулами и ойратами, а также запад и север, где казахи вступили в сложные взаимоотношения с ногайцами, башкирами, татарами. Успешными вначале были действия в этих направлениях видного казахского хана Хакк-Назара (1538—1580). Он боролся против ойратов и могульского хана Абд ар-Рашида, отстояв на время казахские земли на востоке и юге Семиречья. Для противостояния враждебным действиям сибирского хана Кучума Хакк-Назар установил союзные отношения с узбекским ханом Абдаллахом.

     Хакк-Назар-хан  пытался восстановить право казахов  на земли, составлявшие огромную территорию Казахского ханства при его отце Касыме. Но в условиях тяжелой внешнеполитической обстановки задача эта в целом  стала невыполнимой. В его время  к границам казахских степей приблизилось Русское государство после завоевания Казанского, Астраханского, затем Сибирского. В казанские степи хлынули ногайцы, башкиры, сибирские татары, на Сырдарье появились каракалпаки. В Семиречье, тем временем, земли занимали, тесня казахов Старшего жуза, ойраты (джунгары). В какой-то период казахские власти контролировали лишь территории к югу от Улутау, на Сарысу, в Северном Приаралье, Каратау, в Западном Семиречье, примерно в пределах, показанных в «Книге Большому Чертежу». Границы ханства менялись, таким образом, не только в зависимости от военных и дипломатических способностей, побед или поражений ханов, но, в основном, от внешнеполитических обстоятельств. В то же время часть казахов оставалась в местах своего обитания, и попадала в подчинение соседних государств и правителей. Казахи, проживавшие на территории Туркестана, подчинялись узбекскому хану Бараку, его сыну Баба-султану. Перемежались кочевья казахов и ойратов на землях Восточного Казахстана и Джунгарии в зависимости от военных успехов предводителей тех или других народов. А под власть Хакк-Назара на Эмбу, к Аральскому морю, на Сырдарью переходила часть ногайцев, растворившихся затем в казахском Младшем жузе.

     Процесс включения в состав Казахского государства  западных земель, входивших после распада Золотой Орды в состав Ногайской Орды, был сложным и длительным. В середине XVI в. на Эмбе освободилась от Ногайской Орды, находившейся в состоянии упадка и разброда, и фактически была самостоятельной до начала XVII в. Хакк-Назар-хану удалось взять под свой контроль земли от Сырдарьи, Приаралья до Эмбы и по левобережью Яика, приняв под свою власть часть ногайских улусов. В намерениях его было продвинуться и далее на запад. Однако на западных, как и северных границах Казахского ханства, препятствием для их расширения стало Русское государство.

     В южном Казахстане Хакк-Назар-хан  попытался раздвинуть замкнутый  круг своих владений, не имевших  выхода к торгово-ремесленным и  земледельческим центрам. Оказав поддержку  Шайбаниду Абдаллаху в его борьбе с мятежным Баба-султаном, он получил от шайбанидского хана обещание на право владения несколькими городами в Туркестанском вилайете. Баба-султан тоже искал помощи у казахского хана и тоже обещал отдать в суюргал «вилайеты Ясы и Сауран», но сам, же убил прибывших к нему на переговоры казахских султанов, в том числе двух сыновей Хакк-Назара. Вскоре погиб и сам Хакк-Назар.

Информация о работе Казахское ханство