Автор: z************@gmail.com, 24 Ноября 2011 в 21:50, реферат
Основной целью при написании реферата стало углубленное рассмотрение казахско-джунгарских отношений. Главной задачей является изучение причин и последствий казахско-джунгарской войны, изучение и рассмотрение основных сражений, а так же выявление особенностей политики Аблай хан, которая заняла важное место в развитии казахско-джунгрских отношениях.
1.Происхождение джунгар
2.Хан Жангир и Орбулакская битва
3.Годы Великого бедствия
4.Особенности политики хана Абылая
5. Маслихат у горы Орда басы. Анракайская битва
План
Введение
1.Происхождение джунгар
2.Хан Жангир и Орбулакская битва
3.Годы Великого бедствия
4.Особенности политики хана Абылая
5.
Маслихат у горы Орда басы. Анракайская
битва
Заключение
Список
использованной литературы
Введение
В
первой половине XVIII века на казахские
степи обрушились полчища джунгарских
хунтайджи. Войска джунгар сметали все
на своем пути, не оставляя аулов, не щадя
женщин, стариков и детей. Эти годы остались
в памяти народной как годы великого бедствия.
С самого начала XVII в. Казахские ханства
переживали глубокие потрясения, вызванные
дальнейшим обострением внешнеполитического
положения. Хану Тауке на время удалось
преодолеть междоусобицы, восстановить
спокойствие в жузах с помощью усиления
влияния биев, тем самым, обезопасив кочевья
казахских родов от внешних вторжений.
Этому в немалой степени способствовало
то обстоятельство, что он в своём распоряжении
имел, по свидетельству источников, около
80 тыс. воинов. Однако борьба за власть
и сепаратизм султанов вскоре нарушила
единство, чем незамедлительно воспользовались
соседи. С юга казахов теснили среднеазиатские
ханства – Бухара, Хива; с юго-запада совершали
набеги волжские калмыки, поддерживаемые
яицкими калмыками; с севера нападали
сибирские казаки; на кочевья за Яиком
претендовали башкиры.
Но наиболее грозная опасность нависла
над казахским народом с востока, со стороны
сильного и агрессивного военно-феодального
Джунгарского ханства. Борьба между казахскими
и джунгарскими владыками продолжалась
более века. В основе её лежало соперничество
из-за пастбищ. По мере роста численности
поголовья скота кочевники вынуждены
были расширять необходимую для скотоводческого
производства территорию.
Но
предыстория казахско-
1.Происхождение джунгар
Самоназванием джунгаров был этноним "ойраты". Они занимали земли Западной Монголии, и их племена после того как добровольно признали владычество Чингисхана над собой, стали составлять левое крыло войска великого монгольского кагана. С того времени их и стали называть джунгары, что в переводе с монгольского означает "левое крыло". Тюркские народы, а через них и русские называли джунгаров калмаками (калмыками). Этот термин происходит от слова "калмак" - "оставшийся, отколовшийся".
Народ
ойратов состоял из племен чоросов,
дербетов, торгоутов и хошоутов.
Во второй половине ХV века, после того
как к власти пришел Есен-тайджи, ойраты
начали усиливаться. Но уже в XVII веке они
потеряли значительные территории в Западной
Монголии, чему было множество причин.
Западные соседи ойратов - Могулистан
и Казахское ханство - нанесли им несколько
тяжелых поражений, после чего перед ними
встала проблема объединения с остальными
племенами джунгар в один союз. Ведомые
главой Хара-Хулом и его сыном Батуром,
ойраты вновь обрели прежнюю силу. Хунтайджи
(главный князь) Батур (1635-1653 гг.) объединил
и создал свое независимое государство.
Оно стало называться Джунгарским ханством.
Преследуя племена неприсоединившихся
к ним торгаутов и хошоутов - около 50 тысяч
домов, или 250 тысяч человек, - Аюка-хан
в 1663 году прошел через земли Северного
Казахстана и достиг реки Едиль (Волга).
Так между реками Едиль и Жайык (Урал) образовалось
Калмыцкое ханство, вошедшее в состав
Российского государства.
После образования Джунгарского государства в 1640 году монголо-ойраты, жившие у подножия Тарбагатая, объединились и выработали свод законов.
2.Хан Жангир и Орбулакская битва
Одним из первых крупных и наиболее знаменательных сражений между казахами и джунгарами была Орбулакская битва. Казахско-джунгарская война началась в 1635 году. Нападающей стороной были джунгары во главе с Батуром. Продолжительное время война протекала с переменным успехом, побеждали то одни, то другие. В одном из боев казахский султан Жангир попал в плен, но через некоторое время его освободили.
Междоусобный раздор казахских феодалов продолжал сказываться на общей ситуации. Отсутствие единства в казахском обществе, необходимость объединения против захватчиков - именно эти проблемы пришлось решать Жангиру. Он умело строил отношения с известными батырами и влиятельными биями, уделял большое внимание контактам с Бухарским и Хивинским ханствами. Авторитет Жангира рос быстро. Ставка его находилась в городе Туркестане - столице Казахского ханства. Жангир поддерживал отношения и с правителями Восточного Туркестана. Так он начал крупную политическую игру, не будучи избранным ханом. Жангир (Джахангир) был третьим сыном казахского хана Есима.
Батур-хунтайджи собрал большое войско для наступления на Жетысу. К его коалиции примкнули сын хакасского Алтын-хана Омбо-Эрдени, зять Батура-хунтайджи Огирту, Цацен-ан, младший брат Огирту, тайши Чокур, тайши Солтан, предводитель сибирского народа холтов и другие мелкие вожди племен. Несмотря на множество знатных имен, всего войско насчитывало не более 50 тысяч человек. Жангир об этом знал и старался предпринять все возможные меры. Нужно было собрать казахское объединенное войско, а в случае острой необходимости попросить помощи у дружественных соседей.
Эта
казахско-джунгарская война
Казахи терпели поражение за поражением.
Нужен был человек, который смог бы объединить
народ и возглавить войско в войне с заклятыми
врагами. Именно в тот момент выдвинулся
Жангир. Еще при жизни отца он хорошо изучил
джунгаров, многие детали политических
событий в стане врагов для него не были
тайной.
Чтобы обезопасить себя с юга, Джангир договорился о мире с Бухарским ханством, в частности с известным правителем Жалантосом Бахадуром, построившим знаменитые дворцы Самарканда. Впрочем, казахи всегда были тесно связаны с Бухарским ханством, часть их проживала здесь постоянно. По преданию, сам правитель Самарканда Жалантос Бахадур родился в низовьях Сырдарьи среди казахов рода торткара. Но вместе с аулами хана Шигая семья Жалантоса в свое время откочевала к горам Нурата, в район Бухары. Бухарский хан назначил Жалантоса эмиром Самарканда.
Обстоятельства требовали срочных действий. Жангир направился в Джунгарский Алатау, в местность Орбулак. Здесь казахские воины решили устроить засаду, чтобы приостановить продвижение джунгаров. У султана Жангира насчитывалось всего 600 вооруженных всадников, зато это была отборная дружина. Среди них - батыры Шапрашты Карасай, Аргын Агынтай, Алшын Жиембет, Канглы Сарбук, Найман Коксерек, Дулат Жаксыул, Суан Елтинды и другие.
Столь малочисленное по количеству войско Жангира, может быть, объясняется двумя причинами. Во-первых, власть Жангира еще не успела окрепнуть, и он не мог призвать под свое знамя большое войско. Причем, это были дни перед выборами хана. Во-вторых, чрезвычайные обстоятельства вынуждали даже с небольшим войском выступить навстречу стремительно продвигающемуся по родной земле врагу. Жангир разместил половину своих людей в ущелье, построив укрепления, или редуты. В узкой горловине среди скал джунгары потеряли тысячи людей.
Через несколько дней битва повторилась, но уже на пересеченной местности. Джунгары уже начали было праздновать полную победу, когда к немногочисленным казахским воинам успело подойти большое подкрепление. Таким образом, когда речь идет об Орбулакской битве, надо помнить, что она состояла из двух сражений. Первое - в горах, когда 600 казахских батыров противостояли тысячекратно превосходящей силе противника. И второе - на ровной местности с участием большого количества войск. После них Жангир получил в народе прозвище Салкам, то есть «Внушительный».
Битва, в которой казахские воины во главе с Жангиром в местечке Орбулак сражались против джунгарских завоевателей, - лишь один из многих эпизодов более чем двухсотлетней войны казахов с джунгарами-ойратами-калмыками. И за этой войной следили не только Россия и Китай, но и западные специалисты военного дела.
В 1647 году Батур-хунтайджи предпринял новый поход на земли казахов, пытаясь отомстить за свое прежнее поражение. Война шла с переменным успехом. В одном из сражений в 1652 году погиб умелый и смелый полководец хан Жангир.
Таким образом, казахское войско под предводительством Жангира одержало победу, имевшую большое значение в войне с джунгарами. А она была непростой, так как требовала мобилизации сил всего казахского народа. И возможно, именно с целью объединения всей степи, жертвуя своей жизнью, казахские батыры под Орбулаком своим мужеством и отвагой решили показать всему народу, как надо сражаться, и главное - что врагов бояться не следует!
Война казахов с джунгарами длилась более двухсот лет, и борьба с ними была беспощадной и жестокой, принесла много несчастий обоим народам. Для казахов война с калмыками в XVII-ХVIII веках была отечественной войной против джунгарских захватчиков. Казахские ханы Есим, Жангир, Тауке, Абылай, а также вышедшие из народной среды бии - Толе би, Казыбек би, Айтеке би все свои силы, талант и мужество отдали борьбе с джунгарами. В годину великих народных бедствий из простого же народа вышли герои-полководцы, слава которых не увядает до сих пор. Среди них - Богенбай, Кабанбай, Малайсары, Баян и другие.
Особенно страшной была война с джунгарами в 80-е годы ХVII века. В ту пору калмыки решили захватить предгорья Каратау, караванные пути и города, через которые осуществлялась торговля с остальным миром. Походы, осуществленные джунгарами в 1711, 1712, 1714, 1718, 1723-25, 1742 годах, принесли разорение и массовую гибель казахского народа. Их называют в истории "Актабан шубырынды" ("Годы великого бедствия").
3. Годы Великого бедствия
В 1722 году после смерит цинского богдыхана Канси (Юнь-чжена), длительное время воевавшего с ойратами, на границе с Китаем установилось некоторое затишье, что дало возможность Цеван-Рабтану нанести новый мощный удар по Казахстану, и весной 1723 году был осуществлен спланированный завоевательный поход, который вошел в историю казахского народа как « Годы Великого бедствия».
В 1723 году ситуация в казахско-джунгарских отношениях резко изменилась к худшему. Джунгары обезопасили себя с востока и воспользовавшись раздробленностью казахов, двинулись всей своей мощью на них. Весной 1723 году с 70 тыс. войском джунгары через горы Каратау вторглись в долину р. Талас. Казахи в это время не ждали нападения, они готовились к откачевке с зимних пастбищ. Основательно подготовленное джунгарское войско во главе с бахадуром Хуно Дабо и военоначальником Амурсаной, наступая через Алатау, наголову истребили мужчин и женщин, а девушек увели в плен. Население Старшего и Среднего жузов, оставив скот и имущество, отправились скитаться в Самарканд и Ходжент; Младшего жуза в Хиву и Бухару. Джунгары оставили после себя только груды мертвых тел невинных людей. В 1724-1725 гг. джунгары захватили Туркестан иТашкент, разрушая эти города, погибло две трети всего народа. Успех этого крупного натиска джунгаров внезапностью, но и военной подготовкой. Безусловно, джунгары удачно выбрали хороший момент, когда казахи находились еще в своих зимних стоянках и не смогли быстро сформировать ополчение. Джунгарская армия была хорошо вооруженной и опытной в боевых сражениях. Армия была укомплектована не только ружьями, но и пушками, за плечами калмыкских войнов был опыт многолетней войны против китайских войск.
Названные в истории «Годы Великого бедствия» принесли страдания, голод, разрушение материальных ценностей, нанесли невосполнимый урон развитию производительных сил: тысячи мужчин,женщин и детей были угнаны в плен. Многие казахские племена под напором джунгаров вынуждены были покинуть веками насиженные места, что повлекло «Неменуемое разорение и гибель…Нищета и страдания сделались всеобщими, иные умирали с голоду…» Начались «Годы Великого бедствия»- «Ақтабан шұбырынды? Алқакөл сұлама», что означает « Брели, пока не забелели подошвы,упав без сил, лежали вокруг озера» тогда то родилась старинная казахская песня-плачь (жоқтау) «Елимай» («О, народ мой!»), как символ народной скорби об этой трагедии.