Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 13:44, реферат
Богенбай-батыр — прославленный полководец, батыр эпохи правления Абылай-хана. Богенбай-батыр снискал в свое время среди казахских воинов огромный авторитет и уважение, за что в народных легендах его прозвали "Канжыгалы Богенбаем". 
Богенбай-батыр родился на берегу Сырдарьи. Дедом батыра был Алдекун, отцом-Акша, матерью-Баяу. У него было два сына-Тураналы и Турымбет
Казахские батыры и их роль в борьбе с джунгарами.
Богенбай-батыр (1690-1775 гг.) 
Богенбай-батыр — прославленный полководец, 
батыр эпохи правления Абылай-хана. Богенбай-батыр 
снискал в свое время среди казахских 
воинов огромный авторитет и уважение, 
за что в народных легендах его прозвали 
"Канжыгалы Богенбаем". 
Богенбай-батыр родился на берегу Сырдарьи. 
Дедом батыра был Алдекун, отцом-Акша, 
матерью-Баяу. У него было два сына-Тураналы 
и Турымбет. От Тураналы происходит Бапан 
би, от последнего—Саккулак би. 
За проявленный героизм и полководческие 
заслуги Богенбай-батыр снискал особое 
почитание у народа и воспевался в народной 
памяти в течение веков. В первой половине 
XVIII в. при защите казахских степей от множества 
завоевателей Богенбай-батыр проявил 
большой героизм. Вместе с Олжабаем, Кабанбаем, 
Малайсары и другими батырами он принимал 
участие во многих битвах за независимость 
казахского народа. Слава Богенбай-батыра 
особо возросла в сражениях с калмыками 
(джунгарами)— с китайскими войсками. 
В 1725-1727 гг., защищая город, Туркестан — 
столицу казахов, вместе с Абылай-ханом 
Богенбай-батыр возглавил казахское ополчение 
против джунгар, в результате чего они 
были изгнаны из Туркестана и Саурана 
за Джунгарский Алатау. 
В 1756-1758 гг. Богенбай-батыр вступил в великое 
сражение под Талкы с впервые пришедшими 
в Восточный Туркестан китайскими войсками. 
В этой битве он нанес китайцам крупное 
поражение и преследовал их до Урумчи. 
Один из последних крупных походов Богенбай-батыра 
имел место на территории Аягуза в 1750-х 
гг. Джунгары, не сумев дать отпор казахскому 
войску под предводительством Богенбай-батыра, 
потерпели крупное поражение. После этого, 
заручившись клятвой о мире со стороны 
джунгар, Богенбай-батыр заключил с ними 
пакт о дружбе и ненападении. В знак дружбы 
калмыкские полководцы, забив своих скакунов, 
вручили их головы казахским полководцам. 
Богенбай-батыр слыл весьма рассудительным 
и мудрым человеком. Выполняя роль посла, 
Богенбай-батыр в 1761 г. сопровождал сына 
Аблай-хана - Адиля, который посетил Китай 
с дипломатической миссией. 
Богенбай-батыр умер на берегу реки Торгай. 
Сейчас это место называется "Шахта", 
раньше его называли "Богенбай соресы". 
Останки его погребены в мавзолее Ахмеда 
Яссауи .
Кабанбай-батыр (конец XVII - 
середина XVIII вв.) 
Кабанбай (годы рождения и смерти неизвестны) 
- казахский батыр, один из руководителей 
борьбы против джунгарских завоевателей 
и полководцев казахского ополчения в 
XVIII в. В устном народном творчестве его 
называли Каракерей Кабанбай. Кабанбай-батыр 
был бием рода каракерей ,племени найман. 
В 1745 г. Кабанбай был одним из казахских 
биев, которые выразили желание присоединиться 
к России, и вышли с такой просьбой к царскому 
правительству, заверив Россию о своей 
поддержке в ее борьбе против джунгар. В середине XVIII в., в результате усиления 
борьбы за власть между казахскими ханствами, 
Барак султан убивает хана Младшего жуза 
Абулхаира. Кабанбай-батыр, обвинив Барак 
султана в содеянном, выступил против 
его попытки сближения с джунгарским ханством. 
Таким образом, Кабанбай-батыр имел влияние 
на внутреннюю жизнь не только Среднего 
жуза, но время от времени принимал участие 
в исторических событиях, происходивших 
в Младшем жузе. 
Многие героические поступки Кабанбай-батыра 
связаны с походами Абылай-хана против 
джунгар. До нас дошел дастан "Кабанбай 
— герой", в котором описываются его 
ратные и героические приключения.
Абулхаир-хан (1693-1748 гг.) 
Хан Младшего жуза Мухаммед Абулхаир Гази 
Баха-дур-хан, прямой потомок Чингисхана 
в 15-м поколении. 
В 1710 г. на народном собрании в Каракумах 
юный Абулхаир был избран ханом и командующим 
армией Младшего жуза, а предводителем 
войска назначен известный батыр Богенбай. 
XVIII в. в истории казахского народа был 
особо трагичным, постоянные нападения 
со стороны джунгарских захватчиков не 
позволяли народу стабильно развиваться. 
Абулхаир принимал активное участие в 
этой священной войне. Он проявлял особое 
мужество и ум в защите городов Ташкента, 
Туркестана и Сайрама, которыми владели 
его предки. После осады джунгарами указанных 
городов, вступивший в неравный бой хан 
Абулхаир, потеряв мать и жену, попавших 
в плен врагу, был вынужден отступить в 
степи. В 1718 г. в Аягузе произошло кровопролитное 
сражение с джунгарами, где Абулхаир и 
старший казахский хан Каип с 30-тысячным 
войском сражались с джунгарами. Абулхаир 
с молодых лет прославился личной отвагой, 
был талантливым полководцем и умным политиком. 
В 1726 г. на съезде казахов всех трех жузов 
султаны, бии и батыры единодушно выбрали 
Абулхаир-хана верховным главнокомандующим 
войском казахского ханства. 
Как полководец, Абулхаир проводил огромную 
работу в народном ополчении, укреплял 
его боеспособность, поощрял патриотизм 
и высокий моральный дух в воору¬женных 
силах. Результаты мер, принятых ханом, 
можно было увидеть уже в 1728 г., когда была 
одержана первая победа над джунгарами. 
Эти сражения проходили в горах Улытау, 
в местности Карасиыр, у реки Буланты, 
где казахи наголову разбили джунгарский 
экспедиционный корпус во главе с сыном 
хунтайджи. Армия Абулхаира после победы 
над джунгарами развеяла миф о непобедимости 
джунгар, у народа появилась уверенность 
в достижении полной победы над врагом. 
Народ стал более организован в борьбе 
против общего захватчика, проявлял особый 
энтузиазм ради защиты отечества. 
Хотя была одержана очень важная победа, 
враг еще оставался сильным, и знавший 
реальную ситуацию Абулхаир начал новое 
наступление. Весной 1730 г. в местности 
Итишпес, к юго-востоку от Балхаша, казахская 
армия под предводительством Абулхаира 
снова разбила захватчиков. В столетней 
войне казахского народа против джунгар 
наступил переломный период, полная победа 
казалась очень близкой. 
Однако, в это время неожиданно умирает 
старший хан Болат. Возникает вопрос, связанный 
с назначением ново¬го старшего хана, 
и, согласно вековой традиции, общеказахским 
ханом мог быть избран только представитель 
Старшего жуза. В соответствии с условиями 
ханом был избран сын Болат-хана, молодой 
Абулмамбет. Абулхаир не согласился с 
таким исходом дел, он отказался от поста 
главнокомандующего в пользу нового хана 
и вернулся со своим войском в Младший 
жуз. С этого времени распалось с трудом 
собранное общеказахское народное ополчение. 
После распада общеказахской армии каждый 
жуз сам оборонялся от врагов. В это время 
население Младшего жуза оказалось в очень 
тяжелом военном положении, со всех четырех 
сторон оно находилось во вражеском окружении. 
Оказавшись в безвыходном положении, Абулхаир 
обращается за помощью к России. Осенью 
1730 г. в Санкт-Петербург было направлено 
посольство Абулхаира с выражением его 
желания быть под защитой России от внешних 
врагов. В феврале 1731 г. казахи Младшего 
жуза получили согласие от правительства 
России на принятие их под российское 
покровительство. 
Абулхаир погиб 1 августа 1748 г. от руки 
своего заклятого врага султана Барака. 
Бесспорно, политика Абулхаира сыграла 
решающее значение в становлении и развитии 
казахского государства и может служить 
уроком для потомков. Уроком может быть 
и исторический момент раскола между казахскими 
жузами при Абулхаире. Хотя мы говорим 
об определенных исторических периодах, 
однако, не следует забывать о повторах 
в истории.
Райымбек-батыр (1705 г. - дата 
смерти неизвестна) 
Райымбек — казахский батыр. Его дед — 
Ханкелди-батыр — в 1733 г. вместе со знаменитыми 
людьми Старшего жуза Кодар би, Толе би, 
Сатай-батыром, Болек-батыром отправили 
посла к Российской царице Анне Иоанновне 
с предложением о согласии вхождения Старшего 
жуза под покровительство России (1730-1740). 
Райымбек, в 17 лет, показавший небывалый 
героизм в борьбе против джунгарских войск, 
удостоился чести — стал батыром. 
Между хребтами Торайгыр и Согет существует 
равнина Ойрантобе, где он сражался с джунгарами. 
Недалеко от перевала Айырлы Торайгырских 
гор есть источник Райымбек. 
Вместе с Райымбеком в сражениях против 
джунгар участвовали батыры Сатай, Болек, 
Кызылборик, Койкель-ди, Конакельди, Кистик, 
Малай, Есен, Байсейит и дру¬гие. 
Имя Райымбек-батыра превратилось в символ 
и честь рода албан. Его мавзолей находится 
в г. Алматы.
Умбетей-жырау (1706-1778 гг.) 
Умбетей Тлеуулы - казахский жырау. Умбетей 
прославился как жыршы, став верным соратником 
жыршы Богенбай-батыра. Если одна группа 
произведений Умбетея поднимает проблемы 
социальной справедливости, человечности, 
то другая посвящена героической жизни 
Богенбай-батыра В его дастане "Жантай-батыр" 
и повествованиях об Аблай-хане рассказывается, 
о борьбе против калмыцких захватчиков. 
Умбетей был близким другом Бухар-жырау, 
он очень уважал его и считал своим покровителем. 
Творчество Умбетея было в основном посвящено 
сочинению стихов и песен на темы патриотизма, 
защиты отечества, любви к своему народу. 
Множество жыров описывало героизм выдающихся 
батыров, а это несло очень важную идеологическую 
нагрузку, объясняя важность объединения 
всех казахских родов против общего врага.
Сырым Датулы (1712-1802 гг.) 
Сырым-батыр — казахский батыр, организатор 
и руководитель антиколониальной, народно-освободительной 
борьбы казахов в 1-й половине XIX в.  
На управлении у Сырыма было 2000 шаныраков. 
Сырым Датулы являлся патриотом своего 
народа, он заботился о нем и защищал от 
колонизаторов. Он выступил против казаков, 
осуществляющих колонизаторскую политику 
России. Причинами народно-освободительного 
восстания под руководством Сырыма Датулы 
послужили политика царя и беспредел жайыкских 
казаков по отношению к казахскому населению. 
Народное восстание вместе с Сырым-батыром 
возглавляли такие авторитетные люди, 
как Барак, Тиленши, Оразбай и султан Жан-торе. 
Из Младшего жуза в восстании участвовали 
племена родов байбакты, табын, шекти, 
кете и шеркес. В начале восстания под 
руководством Сырыма воевали 2700 сарбазов, 
у Барак-батыра было 2000 и под руководством 
Тиленши-батыра находилось 1500 человек. 
С августа 1783 г. жайыкские казаки начинают 
активные грабительские походы против 
аулов Сырыма и Нуралы-хана. Нуралы-хан, 
зная положение и авторитет Сырыма среди 
народа, освобождает его из заключения 
(до этого времени Сырым находился в тюрьме 
у русских). После выхода Сырыма на свободу 
народное восстание активизируется. В 
это время испугавшийся восстания Нуралы-хан 
выступает против Сырыма и призывает Россию 
на помощь. С этого момента Сырым-батыру 
приходится сражаться не только против 
царя, а также против хана. В 1784 г., когда 
Сырым на берегу реки Сагыз напал на Нуралы-хана, 
он переместился в сторону русско-казацких 
крепостей. 
В 1785 г. в нижней части крепости Орал произошли 
крупные сражения. В 1783-1785 гг. основные 
сражения между русскими и казахами происходили 
из-за захвата казаками лучших пастбищных 
земельных угодий казахских родов байбакты, 
табын и тама. 
В это же время в западных районах Младшего 
жуза начались стихийные восстания, которые 
быстро распространились и на другие роды, 
кочевавшие между Уралом и Эмбой. Пользуясь 
создавшимся положением, царская власть, 
минуя хана, пошла на прямые переговоры 
со старшинами родов. Такая политика велась 
с целью устранения института ханства 
в степи. В апреле 1786 г., под напором восставших, 
хан Нуралы бежал под защиту царских властей. 
3 июля 1786 г. Екатерина II подписала рескрипт 
об отстранении Нуралы-хана. 
В 1792 г., с восстановлением ханской власти, 
началась новая стадия борьбы народных 
масс под управлением Сырыма Датулы. К 
этому времени большинство биев и султанов, 
ранее участвовавших в восстаниях, отошли 
от борьбы, и Сырым-батыр перешел к партизанской 
войне. В то же время создавшиеся неблагоприятные 
условия жизни народа не позволили прекратить 
восстания. В 1797 г. хан Младшего жуза Есим 
был убит повстанцами. 
Царская Россия, наряду с карательными 
мерами, ввела на территории Младшего 
жуза институт ханского совета. Данный 
маневр без участия хана был предпринят 
с целью подавления восставших народных 
масс. 
29 августа 1797 г. Сырым Датулы объявил о 
прекращении борьбы. Он был включен в состав 
ханского совета, однако, преследуемый 
султанами, вынужден был бежать в Хиву.
Аблай хан (1713-1781 гг.) 
Аблай, Абилмансур - хан Казахской орды 
- один из выдающихся государственных 
деятелей в истории казахской государственности. 
До 1743 г. был султаном Среднего жуза. После 
смерти хана Абулмамбета Аблай становится 
ханом Среднего жуза. 
Предки Аблай-хана происходят от знаменитого 
основателя Казахской орды Аз-Жанибека, 
который является потомком Джучи-хана, 
сына Чингисхана. 
Отец Абилмансура погиб в бою от рук врагов, 
и испытавший много горестей и трудностей 
маленький Аблай вырос с помощью раба 
Ораза. Абилмансур с юношеских лет проявил 
свои лучшие качества воина, защитника 
Отечества. Он постоянно участвовал в 
различных сражениях, особенно ярко проявляя 
мужество на единоборствах. Одной из первых 
крупных побед, принесших ему всеобщую 
известность, была битва казахских воинов 
под командованием Абулмамбета против 
джунгар. В этом бою никому не известный 
двадцатилетний Абилмансур в единоборстве 
убивает Шарыша, близкого родственника 
главного батыра калмыков — хунтайжи 
Галдан-Церена.Ставший ханом в двадцать 
лет, Аблай около полувека с честью правил 
ханством. Он был умным политиком, грамотным 
дипломатом, талантливым полководцем. 
Его основной задачей было укрепление 
государства. Проанализировав военно-политическую 
ситуацию в соседних государствах, он 
приступает к осуществлению задачи по 
объединению всех трех жузов Казахского 
ханства во имя защиты от внешних врагов. 
В 1743 г. в городе Туркестане ханы, султаны, 
батыры трех жузов объединились под од¬ним 
ханством и провозгласили Аблай-хана ханом 
Казахского ханства. 
Стратегической задачей Аблая, как государственного 
деятеля, главы государства, было укрепление 
и дальнейшее независимое развитие Казахского 
государства. Осознавая сложность положения, 
он стремился разрешить данную задачу. 
Его следующим, после объединения народа, 
шагом, стало строительство взаимовыгодной, 
безопасной дипломатии с соседними государствами. 
Для достижения поставленной цели Аблай 
проявил незаурядные дипломатические 
качества и мужество воина-полководца. 
Во время правления Аблай-хана, впервые 
за долгое время между казахами и калмыками 
было достигнуто соглашение о мире, которого 
хан добился, находясь в плену у последних. 
Аблай-хан для сохранения мира и независимого 
развития казахского народа заключил 
дипломатические соглашения о мире с Россией 
и Китаем. Заключая договоры, эти сильные 
государства непосредственно считались 
с силой и мощью казахского хана. Великий 
стратег ясно представлял хитрую политику 
русских и китайских правителей, которые 
ждали гибели казахского ханства в войне 
с джунгарами. Поэтому после девятилетнего 
мира с Галдан-Цереном он ждал новых войн.  
Одной из стратегических задач Аблай-хана 
было достижение превосходства над джунгарами 
и удерживание их под влиянием казахов; 
как бы в противовес Китаю и России. С этой 
целью в 1753-1754 гг. батыры Аблай-хана: Жанатай, 
Кабанбай, Богенбай, Керей, Жанибек, Муйиз-ди, 
Утеген регулярно нападали на калмыцкие 
улусы. Весной 1755 г. победоносные походы 
сарбазов продолжаются. В результате в 
истории двухсотлетней войны между ойратами 
и казахами наш народ добился полной победы. 
Победа казахского хана являлась совершенно 
неприемлемой для правителей соседних 
государств — Китая и России. В результате 
в 1756 г. вспыхивает война с Китаем, которая 
продлилась до 1757 г. Это противостояние 
также разрешается с помощью дипломатии 
Аблай-хана. 
В 1765, 1770 гг. Аблай объявляет войну против 
кыргызского улуса, результат этого похода 
— расширившаяся граница государства. 
В 1771 г. он разгромил едильских калмыков. 
Границы страны во время правления Аблай-хана 
были намного шире настоящих. Вместе с 
тем, необходимо отметить и духовное состояние 
народа — его морально-психологический 
облик был прогрессивным и патриотичным. 
Историческое значение личности Аблай-хана 
— в создании и развитии сильного казахского 
государства, являвшегося духовной энергией 
настоящих и будущих поколений казахского 
народа.
Информация о работе Казахские батыры и их роль в борьбе с джунгарами