Казачий Круг

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2012 в 00:49, доклад

Описание работы

Круг считался верховным органом власти у казаков, в определенной степени высшим проявлением казачьей демократии, поэтому любой тоталитарный режим стремился его уничтожить. Последний казачий Круг, в котором принимали участие казаки Дона, Кубани и Терека созывался в январе 1920 года.

Работа содержит 1 файл

Казачий Круг.docx

— 26.98 Кб (Скачать)

      С момента переселения на Кубань у казаков одним из важнейших институтов самоуправления служил Круг. Название Круг в верхнекубанских станицах закрепилось потому, что ядро казачьих станиц на Старой Линии, а позже и на Новой, составляли хоперцы (донские казаки), попавшие под переселение, в первую очередь, за «слишком рьяное отстаивание своих традиций и обычаев и как «ослушники начальству». Они и перенесли с собой, сложившиеся на Дону, порядки самоуправления. Станичное самоуправление было связано с мелочами обыденной жизни и держалось на обычае при посредстве станичных Кругов».  На Верхней Кубани и Зеленчуках в ХIХ начале ХХ века общее собрание жителей станицы называлось Кругом. Кроме станичных проводились Круги Отдельские и Войсковые.

     Почему верховный орган власти у казаков назывался Кругом? Почти с момента зарождения казачества в трудных походах и войнах при решении жизненно важных вопросов казаки становились в круг, если же они были на лошадях, то также образовывали круг, повернув лошадей головами к центру. Когда приходилось решать вопросы в море, то лодки тоже образовывали круг.

     Круг был испытанным методом обороны казаков. Когда неприятель заставал их врасплох и не было времени на возведение укреплений, казаки устраивали круг из повозок оглоблями наружу, опрокидывали их, связывали или сковывали цепями, при длительной осаде присыпали землей. Француз Г.Боплан писал, что «сотня казаков в круге не побоится ни тысячи ляхов, ни несколько тысяч татар».

     Традиционная форма сбора в Круг распространялась на все случаи жизни. Её смысл заключался в том, что каждый казак при обсуждении вопросов видел лица своих товарищей, слышал их. В походных  условиях действовал Круг походного войска, в нем принимали участие все казаки, кроме провинившихся. Заслужить прощение Круга можно было только храбростью в боях.

     Если в казачьей станице была часовенка, то Круг собирался возле неё, а если нет, то на площади. Выносили образ Спаса или Николая Чудотворца и, поставив его на аналой, становились вокруг.

     Название «Круг» у донцов дано было «без сомнения по наружному виду, какой имели их собрания, происходившие обыкновенно на открытой площади, где казаки действительно составляли из себя круг, стоя на ногах и без шапок в знак уважения к месту».

     В линейных станицах Верхней Кубани и Зеленчуков при проведении Круга казаки шапок не снимали, шапка служила у них признаком полного юридического равноправия. Как атаман, так и рядовой казак, могли на равных условиях предлагать Кругу свое мнение. Не казачье население принимало участие в работе Круга без головных уборов.

     Станичные круги проходили обязательно в присутствии станичного атамана, его помощников, хуторских атаманов, писаря, казначея, станичных судей. На Круге каждый казак имел право голоса.

     Одной из основных обязанностей станичного круга была охрана общественной собственности, чтобы «польза общая была предпочитаема частной, чтобы все обыватели довольствовались выгодами уравнительно и никто не присвоил не принадлежащего ему».

     На общем станичном круге, в присутствии всех жителей станицы, решался вопрос «при посредничестве местного начальства, в какой именно полосе станичного юрта должны отвести землю в частную собственность. Такое решение вопроса устраняло всякое стеснение казаков в поземельном довольствии, а вместе с тем и повод к злоупотреблениям…Отвод потомственных участков допускался сообразно местоположению в 2 – 3 местах».

     На круге каждый казак пользовался обыкновенно правом голоса наравне с другими, лишали права голоса буянов, пьяниц.

     По сложившейся традиции, работой Круга руководил атаман, но только в том случае, если на Круге не рассматривались вопросы, касающиеся лично его. В таких случаях управление Кругом переходило в руки помощников или же старшему по чину или званию, либо старшему по годам. Они отвечали за порядок при проведении Круга.

     Круг считался состоявшемся, когда на нем присутствовали станичный атаман или его помощники и не менее 2 – 3 лиц, имеющих право голоса, позже – священники и Совет стариков.

     Станичный Круг был традиционной казачьей «громадой», вершившей общественные дела, на нем обсуждали свои нужды атаманы и общины, распределяли выполнение общественных повинностей, устанавливали «известного рода хозяйственные порядки и чинили суд и расправу в тех границах, какие дозволялись войсковой администрацией». Станичный Круг нес в себе и глубинные устои казачьей жизни, покушаться на которые не решались долгие годы даже правители России, стараясь поддерживать значение,  Вес, роль традиций в казачьих областях. В любое время года на Круг казаки являлись одетыми по всей форме.

     Станичный Круг руководствовался в решении общественных дел таким основанием, что общественная собственность со стороны всякого незаконного притязания оставалась совершенно неприкосновенною, чтобы не был упущен ни один источник, могущий приносить станице доход, а по расходам была соблюдена строгая хозяйственность и отчетность; чтобы меры взыскательности служили к «ослабному сохранению и утверждению древних обычаев, доброй нравственности по общению и в семействах, уважения к старшим. Больные, не имеющие крова, обретали пристанище, а сироты обеспечивались в своем достоянии».

     Заведение новых хуторов и выселков  дозволялось по приговорам полных станичных кругов с утверждением войсковым начальством. На возведение новых в пределах казачьих войск, на войсковой, городской или станичной земле лица не войскового сословия «испрашивали» разрешения войскового начальства или согласия городских, станичных обществ, по принадлежности, обязываясь при этом вносить установленную плату за землю, которая будет находиться под строениями.

     На станичных кругах решались все спорные дела между казаками: личные оскорбления, обиды, захват чужой собственности ослушание, несоблюдение постов. Недовольные решением станичного Круга могли перенести дело на суд Войска, подобные случаи были редки. Дела «по обидам» в станицах большей частью решались «миром». Старики заставляли обидчика идти к обиженному и просить у него прощения. Если же тот упрямился, то нередко сам атаман со стариками шли к нему, кланялись в ноги и склоняли на мир, прося не срамиться и не ездить на суд Войскового Круга, что считалось ниже казачьей чести, вызывало справедливые насмешки и было характерно для нечистокровных казаков.

     На Круге чествовали казаков за доблесть и отвагу, проявленную в боях, на Круге вершили суд за измену и трусость.

     Почетное место при проведении Круга занимали священник, атаман станицы, казаки, имеющие звания не ниже урядника, награжденные Георгиевскими крестами, старейшины. В работе Круга мог принимать участие любой казак, достигший 25-летнего возраста, не осужденный и не находящийся под следствием, но  правом решающего голоса на Круге пользовались только выборные казаки, их списки хранились в станичном правлении о обновлялись ежегодно. На Кругу всякий казак имел свободный голос, мог предлагать, что находил полезным, говорить, что думал, мог принять или не принять мнение    отдельных лиц, но что было принято большинством Круга, то уже было свято для каждого.

     Женщины могли принимать участие в работе Круга с разрешения атамана или станичного правления, иногда с правом решающего голоса, чаще их интересы представляли на Круге отцы, братья, мужья. Аналогичные формы общественного управления имели место у многих народов. По сведениям Р.Х.Керейтова, у ногайцев, в виде исключения, общинное собрание могли посещать женщины преклонного возраста, известные в Круге своим умом. В абазинских аулах женщины не только  имели право голоса, но и не присутствовали на сходе. На сходах, устраиваемых сельскими общинами в черкесских аулах, могли присутствовать только свободные общинники – мужчины. Женщины, крепостные крестьяне и рабы не имели права посещать общинные собрания. В казачьих станицах проживало немало иногородних, они на общих основаниях направляли выборных на Круг, но их выборные принимали участие только в решении тех вопросов, которые касались иногородних.

     На станичных Кругах планировались и утверждались расходы и доходы станицы, собирались денежные и натуральные средства на нужды станицы, распределялись между казаками. Призывники на Круге узнавали о роде войск и частей, где они будут нести службу. На Круге приписывали в казаки достойных и изгоняли тех, кто ронял казачье достоинство в глазах станичников. Изгнание из станицы считалось самой суровой мерой наказания и применялось только в исключительных случаях.

     Приговоры станичных обществ об удалении и высылке неугодных лиц утверждались атаманами отделов и Кубанским Областным Правлением при условии, что высылаемый был по решению станичного суда «трижды в течении года, четырежды в течении двух лет, пять раз в течение трех лет оштрафован или подвержен аресту; если по приговору судебных мест 2 подвергался тюремному заключению или аресту; 2 был пойман в бродяжничестве и возвращен в общину».

     Согласно Положению 1861 года «Об общественном управлении в казачьих войсках» лица порочного поведения в случае удаления из станицы по решению станичного суда должны быть предварительно подвергнуты исполнительным наказаниям. В случае из безуспешности, казаки подлежали исключению из общества, при этом представляли в Областное Правление приговор станичного общества, который составлялся в течение 2 месяцев со дня объявления судебного решения станичному обществу.

     Станичные общества не могли отдавать в распоряжение Областного Правления после наказания порочных лиц и принятия по ним судебных решений тех, кому не исполнилось 21 год, кто старше 60 лет, а также дряхлых, увечных и одерживаемых болезнями.

     Для поддержания порядка в станицах прибегали к публичному посрамлению: секли плетью или розгами на станичной площади, привязывали к «позорному столбу», иногда украденные мелкие вещи прикрепляли к одежде вора или вешали ему на шею и водили по главной улице станицы. Встречались и другие меры наказания: «в куль да в воду», презрение станичников, выраженное публично, избиение киями. Известный историк И.Д.Попко писал, что наказания их гораздо жестче и неизмеримее, чем те, которые создаются властью.

     Станичный Круг выбирал должностных лиц – атамана, его помощников, писаря, казначея, доверенных и утверждал им жалование. Аналогичные формы правления встречались у ряда народов Северного Кавказа. В абазинских аулах на сходах также выбирались должностные лица: старшина, его помощники, аульские судьи. Общеаульские дела решали мужчины. У кочевых ногайцев для решения всех важных вопросов тоже проводились сходы. В них участвовали, как правило, мужчины.

     С 1794 по 1840 года должностные лица в станицах избирались сроком на 1 год, а в более поздние сроки – на 3.

     Круг состоял только из казаков – домохозяев. Неимущие казачьи низы были лишены права официального влияния на местную жизнь. Значительная часть вопросов на станичных Кругах принималась открытым голосованием простым большинством голосов. Голосующие делились на 2 стороны и подсчитывали голоса. При равенстве голосов перевес был на стороне атамана. При выборе атаманов и Почетных судей голосование было тайным. В этих случаях на Круге обязательно присутствовал атаман отдела или человек им командируемый.

     На станичных Кругах в кубанских станицах в 1868 году был зачитан приказ Войскового Правления №31101 от 28 ноября, в котором говорилось о немедленном приведении в надлежащее устройство всех дорог, пролегающих в станичных юртах так, чтобы при проезде не встречалось «никаких неудобств и чтобы жители не смели запахивать дорог. Для дорог главных сообщений назначалась полоса земли в ширину 60 сажень – больших и обыкновенных почтовых дорог, уездных и торговых сообщений – 30 сажень, для дорог проселочных – 3 сажени. Дорога должна составлять удобность к пользе во всякое время и быть гладкой, с ровной поверхностью». Ответственность за исполнение данного приказа возлагалась на атаманов станиц.

Если какие – то вопросы  не находили решения на Круге, их переносили на очередной. Время проведения следующего круга, с указание срока и рассматриваемых вопросов, принималось тут же. Процедура проведения очередных Кругов оставалась прежней. Решение Круга можно было обжаловать в течение месяца уездному или отдельскому руководству или в областные структуры: начальнику Кубанской области или Наказному атаману.

     Законные решения станичного Круга признавались только в том случае, когда они были составлены в установленном порядке и относились исключительно «до предметов ведомства станичного схода».

     С 1891 года перечень вопросов, рассматриваемых на станичных Кругах, оставался прежним, однако почти две третьих из них подлежали утверждению или Войскового Наказного Атамана, или атамана отдела. Примером сказанного может служить приговор жителей станицы Баталпашинской №106 от 26 августа 1901 года:

     «Мы, нижеподписавшиеся, представители общества станицы Баталпашинской Баталпашинского отдела Кубанской области, избранные станичным обществом на станичном Круге из общего числа 742 домохозяев, имеющих право голоса участвовать на станичных сборах, в числе 60 человек, из которых 42 человека, будучи сего числа в сборе при станичном правлении, в присутствии председателя, атамана нашей станицы урядника Дмитрия Василенко, единогласно постановили:

  1. Освятить двухпрестольный Собор во имя Святителя Николая 13 сентября сего года. В этот день праздновать 75-летие6 станицы, со дня основания.
  2. Просить преосвященного Агафодора епископа Ставропольского и Екатеринбургского призвать на нас Божее благословение и не отказать в своем присутствии освятить вновь устроенные собор.
  3. Почтительнейше просить г-на начальника Кубанской области и Наказного Атамана Кубанского казачьего войска пожаловать в станицу на означенное торжество.
  4. Пригласить от всех станиц Хоперского полкового круга станичных атаманов и по 2 старика от станиц на торжество освящения храма, как памятника подвига хоперцев, а также пригласить волостных старшин и по 1 старику от селений Александровского, Сергиевского и Северного Ставропольской губернии, входивших ранее в состав Хоперского войска.

Информация о работе Казачий Круг