Карательные органы фашисткой Германии

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2011 в 13:31, контрольная работа

Описание работы

Нацистский режим в Германии просуществовал 12 лет, половина из них пришлась на участие во Второй мировой войне (1939 - 1945 гг.), развязанной не без помощи и деятельного участия нацистов. Иногда этот политический режим именуют фашистским (от лат. и итал. «пучок», «связка», «объединение»). Фашизм и нацизм объединяет полное отрицание прав человека в их сопоставлении с полномочиями и функциями государства и стратегическими целями политической партии.

Работа содержит 1 файл

ИГПзр.doc

— 99.50 Кб (Скачать)

     Введение 

     Нацистский  режим в Германии просуществовал 12 лет, половина из них пришлась на участие  во Второй мировой войне (1939 - 1945 гг.), развязанной не без помощи и деятельного  участия нацистов. Иногда этот политический режим именуют фашистским (от лат. и итал. «пучок», «связка», «объединение»). Фашизм и нацизм объединяет полное отрицание прав человека в их сопоставлении с полномочиями и функциями государства и стратегическими целями политической партии.

     Тоталитаризм (от позднелат. «полный», «целый», «весь») есть одна из форм современного авторитарного (лично-властного) правления, которое характеризуется постоянным всепроникающим и мелочным контролем над различными областями жизни и деятельности сограждан. Этот способ осуществления политической власти отличается преобладанием насильственных и чрезвычайных приемов власти, применяемых при помощи военизированной партии и неконтролируемых карательных учреждений при опоре на харизматического лидера (культ личности вождя), сверхидеологизированную активность правящей партии и государства и манипулируемое общественное мнение. Таким государством было государство нацистов. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     1. Механизм фашисткой диктатуры, государственный строй и политический режим. 

     С приходом к власти нацистская партия меняет тактику и претендует на роль партии Порядка и созидательницы нового тысячелетнего рейха, третьего по счету в истории.

     Вначале, когда открытое сопротивление фашизму  не было окончательно подавлено (еще  в феврале 1933 г. во многих местах Германии проходили антифашистские демонстрации), Гитлер прибегал к «чрезвычайным мерам». Первый репрессивный декрет «о защите немецкого народа», подписанный президентом Гинденбургом, был принят на основе ст. 48 Веймарской конституции и мотивировался защитой «общественного спокойствия».

     Важной стратегической целью стало свертывание парламентской демократии и гражданских свобод, роспуск основных партий и сращивание партаппарата нацистов с государственным аппаратом. В провокационных целях 27 февраля 1933 г. нацистами было подожжено здание рейхстага, в чем обвинили коммунистов. Вслед за этим последовали два новых чрезвычайных постановления, открывшие путь массовым репрессиям: «против измены германскому народу и против изменнических действий» (с наказанием смертью за «измену германскому народу» и каторжными работами за «происки врагов народа») и «о защите народа и государства». Правительству предоставлялось право брать на себя полномочия любой земли, издавать указы, связанные с нарушением тайны переписки, телефонных разговоров, неприкосновенности собственности, прав профсоюзов. Декреты сильно ограничили, фактически упразднили гражданские свободы.

     С первых дней прихода к власти Гитлер начал осуществлять свою программу, в соответствии с которой Германия должна была добиться нового величия. Ее осуществление предполагалось провести в два этапа. На первом - ставилась задача сплотить немцев в некую «народную общность», на втором - превратить ее в «общность боевую».Для сплочения немцев в единую общность необходимо было очистить арийскую расу от «чужой крови», преодолеть классовые, конфессиональные, идеологические противоречия, что достигалось путем устранения политических партий, кроме НСРПГ, чуждой идеологии, общественных организаций, кроме нацистских, верных «фюреру и рейху», а также путем «унификации государственного аппарата» и пр. Решением задач первого этапа фашистское государство и НСРПГ занимались в основном до 1935 г. С этого времени началась тотальная подготовка к войне, а затем и сама война.

     Смена гитлеровских «этапов» нашла непосредственное отражение в законодательстве и изменениях в механизме фашистской диктатуры. В марте 1933 г. правительство Германии отказывается выполнять условия Версальского договора. Оно восстанавливает всеобщую воинскую повинность, доводит численность войск со 100 тысяч до миллиона, вновь создает военный флот и авиацию.

     Следующей серией законов фактически учреждается  однопартийная диктатура.

     В июле 1933 г. был издан декрет «Против  образования новых партий», приведший  к роспуску шести основных партий. В мае ликвидируются независимые профсоюзы, а их место занимает Германский трудовой фронт с добавочными поборами в пользу партийной кассы нацистов. Новая формулировка целей и задач профсоюза включала в себя задачу «воспитания народа в немецком духе».

     24 марта 1933 г. под грубым нажимом был принят закон «О ликвидации бедственного положения народа и государства», в котором предусматривалось право правительства проводить законы без санкции парламента, причем эти законы могли расходиться даже с Конституцией.

       Одной из насущных задач в деле упрочения нового режима стало очищение госаппарата от либерального чиновничества. В законе "О восстановлении профессионального чиновничества" (7 апреля 1933 г.) содержалось требование уволить всех лиц, принятых на службу после 9 ноября 1918г. и не удовлетворяющих требуемым законом условиям («арийское происхождение», «благонадежность» и др.). Закон требовал от чиновников согласия с политикой партии нацистов, вступления в ее ряды. В «Основных положениях германского закона о чиновниках» от 21 января 1937 г. было записано, что «внутренняя связь чиновника с партией» является предпосылкой для назначения на должность, поскольку чиновник должен быть «исполнителем воли партии».Так управленческая деятельность многотысячной армии государственных чиновников оказалась не просто централизованной, но сильно политизированной и политически подконтрольной.

       Декретами начала 1934 г. о переустройстве  империи и о ликвидации рейхсрата  республика из федеративной превращается  в унитарную, с губернаторами  (гаулейтерами), назначаемыми из центра. Местные органы по всем видам управленческой деятельности подлежали контролю центральной администрации.

     После смерти президента Гинденбурга 1 августа 1934 г. по постановлению правительства  должность президента была упразднена, а вся власть сконцентрирована в руках Гитлера - «вождя» и пожизненного рейхсканцлера, которому было предоставлено право не только назначать имперское правительство, всех высших должностных лиц империи, но и своего преемника.

     Важным  звеном механизма фашистской диктатуры стали органы, осуществляющие широкомасштабную идеологическую обработку немецкого народа. В марте 1933 г. было создано министерство общественного просвещения и пропаганды, руководимое Геббельсом, которому подчинялись пресса, радио, книжные издательства и пр. В ведении министерства общественного просвещения и пропаганды была «имперская палата культуры», контролирующая музыку, изобразительное искусство, театр. Культурная политика «Третьего рейха» была направлена на создание «идейно однородного общества в расовом и мировоззренческом плане», на превращение литературы и искусства «в боевое оружие партии». Особое внимание уделялось обработке в духе милитаризма, шовинизма и расизма молодежи, контроль над умонастроением которой осуществлялся фашистскими молодежными организациями. После 1937 г. участие в них стало обязательным. Эти организации включались в разветвленную систему разнообразных нацистских организаций, охватывающих все стороны жизнедеятельности страны.

     Значительным  изменениям подверглась и судебная система Германии. В своей деятельности фашистские судьи исходили из принципа полного отрицания личных прав немецких граждан. Обвинение в государственной измене следовало за любой вид оппозиционной режиму деятельности. Кроме обычных судов в каждом судебном округе еще в 1933 г. были созданы особые суды для расправы с противниками фашистского режима. В 1934 г. сложилась еще одна форма исключительного суда, так называемый Народный трибунал по вопросам государственной измены, и котором не требовалось даже обязательного предварительного следствия. Приговоры трибунала не подлежали обжалованию, защитников обвиняемому назначал сам трибунал.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Карательные органы как главная  опора фашистской диктатуры.

  Для претворения в жизнь своих планов нацистами был создан мощный террористический аппарат, который начал складываться еще до прихода их к власти.

     В 1920 г. возникли первые вооруженные отряды - «служба порядка» , которой отводилась роль охраны фашистских сборищ. Использовались, однако, эти отряды чаще всего для  создания беспорядков на митингах левых сил, для нападения на рабочих ораторов и пр. В 1921 г. «служба порядка» получила название «штурмовых отрядов» (Sturmabteilung; SA).

           С января 1931 СА возглавил капитан  Эрнст Рём, который строил их  по образцу германской армии. Под его руководством были созданы Генеральный штаб СА, штаб-квартиры в различных регионах и военное училище в Мюнхене для подготовки командных кадров. Штурмовики имели собственную униформу коричневого цвета, за что и получили прозвище "коричневорубашечников". В 1931 СА насчитывали около 100 тыс. человек, в 1932 - 400 тыс., а к началу 1934 - около 3 млн. членов. После прихода Гитлера к власти штурмовые отряды СА были превращены во вспомогательную полицию, несли охрану в концентрационных лагерях, осуществляли некоторые виды военной и полувоенной подготовки. Опасаясь роста влияния лидеров СА, становившихся серьезным препятствием на пути к установлению единоличной диктатуры, Гитлер предпринял 30 июня 1934 "кровавую чистку" верхушки штурмовиков (см. "Ночь длинных ножей"). Во время этих событий было уничтожено около 1000 человек (в материалах Нюрнбергского процесса приводится цифра 1076), в том числе, около 200 человек руководящего состава СА. После событий 30 июня из штурмовых отрядов организационно выделились отряды СС, ранее находившиеся в подчинении командования СА. К 1938 численность СА сократилась до 1,2 млн. человек, а их влияние заметно упало.

           В 1923 г. в недрах штурмовых  отрядов (СА)  зародились первые  подразделения лейб-гвардии Гитлера – основа будущих формирований СС. Они были созданы для охраны нацистского фюрера,  а также как противовес СА, хотя открыто об этом не говорилось. Их функции были строго ограничены, они не имели права вмешиваться в партийные дела.

  После выхода из тюрьмы в 1925 г. Гитлер реформировал свою охрану. Теперь охрана стала называться  «Шуцштаффель» (Schutzstaffel),   что в переводе означает «эскадрилья прикрытия».  Позднее  первоначальное значение термина забылось и всегда переводилось как «охранные отряды»  (Schutzstaffeln,  сокр. – SS).

  В конце лета 1925 г. последовала дальнейшая реорганизация охранных отрядов: они были разделены на формирования,  размещенные в разных местах империи, где чаще всего появлялся Гитлер.  Центральное руководство отрядами СС – Верховное командование было размещено в Мюнхене,  в «столице движения»,  как называл его Гитлер.  В специальном распоряжении фюрера указывалось, что в обязанности отрядов СС входила «охрана фюрера и видных деятелей  национал-социалистской партии и защита этих деятелей от нападения».  Формироваться  охранные отряды  должны были  «из партийных кадров, готовых к действиям в любое время».

          Уже сам состав СС принципиально  отличался от состава других  организаций, примыкавших к НСДАП.  Например, для такой массовой организации, как штурмовые отряды (СА),  принадлежность ее членов к нацистской партии не была обязательной.  Отряды СС с самого начала создавались как составная часть партии и ее элита.

       Начиная с 1925 г. стало ясно: отряды СС создаются не только  для охраны фюрера от его недругов за пределами партии, но и для защиты Гитлера от его сообщников – от СА, от других партийных руководителей,  каждый из которых имел свою команду,  от различных «претендентов на власть» и «оппозиционеров» среди самих нацистов.

     Численность СС с 280 чел. (1929) увеличилась ко времени прихода фашистов к власти (январь 1933) до 52 тыс. чел. Вместе с СА охранные отряды участвовали в кровавых погромах коммунистических и др. прогрессивных организаций Германии во время поджога рейхстага (февраль 1933) и др. В ночь на 30 июня 1934 СС по приказу Гитлера расправились с оппозиционными лидерами СА, после чего стали самостоятельной организацией, одной из главных опор фашистского режима и главным орудием террористической человеконенавистнической политики нацистской партии.

     По  мере развития СС сливались с государственным  аппаратом фашистской Германии. В  сентябре 1939 в системе СС было создано  Главное имперское управление безопасности (РСХА), которому были подчинены СД, гестапо (политическая полиция) и уголовная полиция; в ноябре 1939 гестапо и уголовная полиция были включены в состав СС. В 1943 рейхсфюрер СС, став министром внутренних дел, сосредоточил в своих руках всю полноту власти над карательным террористическим аппаратом в Германии и на оккупированной территории.

     В августе 1931 г.  по приказу Генриха  Гиммлера в рамках СС был создан разведывательный отдел «1С» (Sicherheitsdienst  (SD)– полиция безопасности СД), нацистская секретная служба безопасности.

       Первое время СД представляла  собой нечто вроде вспомогательной полиции, находящейся в ведении нацистской партии, но со временем переросла свое назначение. "СД, - говорил Гиммлер, - предназначена раскрывать врагов национал - социалистической идеи, и она будет осуществлять проведение контрмероприятий через государственные полицейские силы". Теоретически СД находилась в ведении министра внутренних дел Вильгельма Фрика, на практике же она полностью подчинялась Гейдриху и Гиммлеру. Как и гестапо, занимаясь в основном вопросами внутренней безопасности Третьего рейха, СД тем не менее являлась самостоятельной службой. Гиммлер так объяснял различия в сфере компетенций между СД и полицией безопасности, важнейшей интегрированной частью которой было гестапо. Органы СД занимаются исследованием и подготовкой экспертиз и материалов общего характера - планы оппозиционных партий и течений, сферы их влияния, системы связей и контактов, воздействие отдельных нелегальных организаций и т.д. Гестапо же, опираясь на материалы и разработки СД, проводит следствие по конкретным делам, производит аресты и отправляет виновных в концлагеря. Поскольку эти службы были подчинены непосредственно Гиммлеру, это значительно расширяло сферу деятельности и возможности СД. В ее распоряжении оказалась разветвленная информационная сеть внутри страны и за рубежом, досье и личные дела на противников нацистского режима. Агентурная сеть СД делилась на пять категорий: Vertrauensleute (секретные агенты), Agenten (агенты), Zubringer (информаторы), Helfershelfer (помощники информаторов), Unzuverlassige ("ненадежные"). Формально СД оставалась информационной службой НСДАП, подчинялась партийному руководству и конкретно Рудольфу Гессу и руководителю его штаба Мартину Борману. Имела громадную картотеку с компрометирующими материалами на многих высокопоставленных лиц как внутри страны, так и за ее пределами (достаточно сказать, что только во время аншлюса в Австрии по материалам СД было арестовано свыше 67 тыс. "врагов государства").

Информация о работе Карательные органы фашисткой Германии