Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2012 в 20:06, контрольная работа
История древнего Рима, завершающая историю античности, является одним из важнейших этапов всемирной истории. На ее примере можно проследить зарождение, расцвет и гибель рабовладельческого общества и государства.
Начало римской истории относится к той эпохе, когда многие государства Древнего Востока насчитывали уже не одно тысячелетие от времени своего возникновения.
Введение
1. Переход к Римской республике
2. Основные положения Римского права
3. Борьба сословий и особенности развития Римской республики
4. Государственный строй Рима в период республики
5. Общественный строй Рима в период республики
Заключение
Литература
· контроль за осуществлением отцовской власти в роде и семье;
· контроль за утверждением в этой связи завещаний.
Центуриатные комиции
Правом участия в таких
В трибутных комициях участвовали все граждане-собственники, а также вольноотпущенники по территориальным округам-трибам. Этим комициям принадлежала:
1. Судебная власть по
2. Выборы плебейских магистратур (народных трибунов и эдилов);
3. Законодательство.
Главным органом государственной власти в республике был Сенат – древнейший из политических институтов, который выполнял роль опекуна римского народа. Членов Сената, сенаторов, назначали вначале цари, а после их свержения – консулы. В него могли входить только старшие и младшие главы родовитых семей, отвечавшие высшему имущественному цензу. В период установления республики права сенаторов стали получать и плебеи. За период республики количество сенаторов колебалось от 300. Назначались они на срок цензорских полномочий – 5 лет, после чего происходило обновление, что не исключало и возобновления прав сенаторов.
Сенату отводилась роль учреждения, с которым советуются магистраты, так как их решения имели опору в согласии народа.
В период республики Сенат далеко вышел за рамки совещательного органа, став главным правительственным и даже распорядительным учреждением с некоторыми законодательными полномочиями.
Функции сената:
1. Общее попечение над культами, надзором за храмами и священными местами и т.д.;
2. Общее финансовое управление (он выделял деньги на ведение войны, определял характер их поступления в казну и т.д.);
3. Соблюдение безопасности и добрых нравов гражданами в городе;
4. Военно-организационное управления;
5. Дипломатические
и международные отношения
6. Право
управлять подвластными Риму
провинциями (назначение туда
магистратов, определять их
7. Рассматривание
законодательных предложений
8. Возможность вынести собственное заключение (сенатус-консульт), не требовавшее утверждения комициями;
9. Возможность
продлевать властные
Сенаторское звание давало право принимать участие в прениях в Сенате и голосовать. Заседание проходило 4 раза в месяц в священном храме.
Исполнительная власть в республике находилась в руках магистратов.
Вообще
появление магистратур в Риме
было связано со свержением власти
царя. В полномочия магистрата входили
обязанности по исполнению решений
народных собраний или Сената и в
широкой собственной
Первый
вид римских магистратов
Преторы занимались судебными спорами. Благодаря их участию в судебном процессе, он стал формулярным.
В период республики был установлен
общий порядок избрания в магистраты.
Для граждан определялся
Еще одним из важных составляющих государственной власти была Римская армия. В республике предусматривалась всеобщая воинская повинность: с 17 до 46 лет граждане могли призываться на участие в войне, у генералов срок службы продлялся до 50. Уклонение от воинской службы без законных причин было жестоко наказуемо, вплоть до продажи в рабство.
В период республике в Риме имело большое значение народное ополчение. Оно состояло из четырех легионов по 4 200 воинов (позднее – до шести тысяч). Конницу содержало государство за счет особого налога с богатых вдов. Воинов обучали бою в едином строю, правильной организации боя. Все это сопровождалось жестокой воинской дисциплиной. Большую часть армии теперь составляли выходцы из малоимущих и недоимущих слоев населения. Армия профессионализировалась, становилась самостоятельной деклассированной политической силой и стала постоянной.
Большая военная активность повлекла
изменения в военной
Бой, как правило, начинался легковооруженными пехотинцами, метавшими дротики в неприятеля и отходившими на фланги, на которых располагалась конница. После этого вступали в бой гастаты, за ними – принципы. Оружием служили мечи, копья и дротики, для защиты от врагов пользовались щитами, надевали на себя панцирь и шлем.
Большую роль играли римские укрепленные лагеря, создававшиеся по определенному плану. Они служили для ночлега или для убежища в случае отступления, а также являлись опорным пунктом во всех военных операциях.[9]
Выдающемуся предводителю войск по общему одобрению солдат мог быть присвоен титул повелителя – императора. А по возвращению в Рим победителей обычно ждал особо организованный праздник – триумф (воздвигались триумфальные ворота для прохождения армии).
Военная организация Рима сыграла очень большую роль в его истории. Уже само создание центуриатных собраний, составлявших из вооруженных воинов, означало признание роли военной силы в возникшем государстве. Громадное расширение его пределов, достигнутое вооруженным путем, свидетельствовало как о роли армии, так и о росте ее политического значения. Да и сама судьба республики оказалась во многом в руках армии.
5. Общественный строй Рима в период республики
Период республики – период интенсивного развития производства, приведшего к значительным социальным сдвигам, нашедшим отражение в изменении правового положения отдельных групп населения. Значительную роль в этом процессе сыграли и успешные завоевательные войны, неуклонно расширявшие границы Римского государства, превращавшие его в могущественную мировую державу.
Классы – это большие группы
людей, различающихся по их месту
в системе общественного
Положение римского гражданина в данный период подразумевало обладание политическими правами (выбирать в народном собрании, избирать магистратов и быть избранным в эти должности, служить в армии) и личными, частно-гражданскими правами (носить трехсоставное имя, участвовать в торговом и гражданском обороте, заключать полноценный брак, пользоваться особыми формами судебной защиты, составлять завещания). У полноправного гражданина, несомненно, существовали и определенные обязанности: служба в армии, уплата налога, соблюдение религиозных и моральных устоев. Также гражданин Рима мог претендовать на бесплатное наделение землей, на выдачу хлеба, на доступ к играм и зрелищам. Их запрещено было подвергать телесным наказаниям.
Римского гражданства можно было лишиться при утрате свободы (пленение на войне, продажа в рабство), в силу приговора суда (наказание), в силу особо общественно морального осуждения (когда происходило лишение права составить завещание, выдвигать иски в суде).
К высшему сословию относят римскую
знать – нобилитет. Только они
могли занимать должности консулов.
Также нобилитет претендовал
на политическое первенство, имел религиозное
влияние на граждан Рима и мог
присваивать жреческие должност
Следующими сословиями были политические и правовые сословия сенаторов и всадников, которые выделялись из-за своих богатств.
Сенаторские полномочия можно было получить вследствие длительного исполнения обязанностей жреца, а также за счет наследства согласно имущественному цензу. Такое звание давало право присутствовать в Сенате и исполнять судейские обязанности в спорах между гражданами.
Но еще в 218 г. до н. э. сенаторам было запрещено заниматься любыми коммерческими предприятиями, заключать браки с лицами низших категорий. А во второй половине I в. до н. э. им было запрещено покидать Рим, приобретать земельную собственность в провинциях, служить в армии.
Самым мобильным, многочисленным и экономически влиятельным слоем было сословие всадников. Они в основном занимались внешней торговлей, ростовщическими и финансовыми операциями (откуп налогов). Их привлекали на государственную и военную службу.
Наиболее многочисленную группу населения Римского государства составляли жители внеиталийских областей (перегринов) и стран, сохранивших автономию и заключивших с Римом особые договоры о федерации (справедливый союз). Жители этой категории сохраняли собственное гражданство и получали государственное покровительство Рима и правовую охрану. Они не пользовались никакими правами римских граждан, но имели общенародные права (участие в торговом обороте, заключение брака, возбуждение исков в суде).
Помимо собственно римского, существовала категория латинского гражданства (латины). Ими обозначались жители центральной области вокруг Рима – Лациума, которые первыми признали над собой господство Рима и были на положении союзников. Это предоставляло им право участвовать в торговом и гражданском обороте, вступать в законный брак. Если они живут в Риме, то становятся полноправными гражданами, а также могут участвовать в народных собраниях.
Также существовали жители областей
или общин, враждебных и покоренных
Риму с ликвидацией у них
Вообще положение иностранцев в Римском государстве и в период республики, и в период империи было своеобразно. Если они не принадлежали к одной из определенных правовых категорий (латинов, перегринов и др.), то в мирное время их рассматривали как «ничейную вещь», и любой мог захватить в свое распоряжение и личность, и собственность иностранца. В военное время положение ухудшалось: иностранцы становились врагами, и любой мог произвольно расправиться с ними, если они не вступали под покровительство римлянина.
Основным социальным делением в Риме стало деление на свободных и рабов, то есть на неимущих и малоимущих (пролетарии). Свободных граждан характеризовало осуществление коллективной собственности на землю и рабов, принадлежащих государству. Они обладали всеми частными и гражданскими правами, но политические права их были ограничены: право голоса в собраниях принадлежало им всем в совокупности, а не отдельно каждому гражданину, они не имели возможности и избираться магистратами. На пролетариев возлагались воинская и другие общественные обязанности.
Свободные в Риме делились на две социально-классовые группы: имущую верхушку рабовладельцев (землевладельцев, торговцев) и мелких производителей (земледельцев и ремесленников), бедноту (люмпен-пролетарии), которые составляли большинство общества.
Люмпен-пролетариат – это люди, обладающие правами римского гражданина, то есть они могли участвовать в выборах магистратов, в народных собраниях, но не имели собственного хозяйства и не работали. Жило это сословие за счет подачек богатых людей, становясь их клиентами, поддерживая их кандидатов при голосовании и оказывая различные услуги. Люмпен-пролетариат не имел особых политических интересов и убеждений, он требовал «хлеба и зрелищ».
Особое сословие составляли вольноотпущенники
(бывшие рабы, отпущенные на свободу
своими господами и обладавшие неполноправным
гражданством). Им было предоставлено
право участвовать в
Информация о работе Эволюция общественного строя в Риме в период республики. Государственный строй