Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2012 в 11:03, реферат
Цель данной работы - попытка показать процессы внутрибританского общества XVIII-XIX вв., связанные с проблемами избирательного права.
ВВЕДЕНИЕ 3
1.ПАРЛАМЕНТСКАЯ РЕФОРМА 1832 ГОДА В АНГЛИИ 5
2.РЕФОРМЫ ИЗБИРАТЕЛЬНОГО ПРАВА В 50-60-е гг. 7
3.ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ РЕФОРМЫ В КОНЦЕ XIX в. 12
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ 13
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 18
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 20
ВАРИАНТ 1
Эволюция избирательного права в Великобритании в XIX-XX вв.
СОДЕРЖАНИЕ:
ВВЕДЕНИЕ
1.ПАРЛАМЕНТСКАЯ РЕФОРМА 1832 ГОДА В АНГЛИИ 5
2.РЕФОРМЫ ИЗБИРАТЕЛЬНОГО ПРАВА В 50-60-е гг. 7
3.ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ РЕФОРМЫ В КОНЦЕ XIX в. 12
ПРАКТИЧЕСКОЕ
ЗАДАНИЕ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ.
К началу 19-го (XIX) столетия избирательная система в Англии серьезно устарела, она основывалась на архаичных, средневековых принципах и абсолютно не соответствовала новым социально- политическим реалиям.
Однако, несоразмерность
представительства крупных
Главным итог реформы - увеличение
числа избирателей почти в 2 раза
за счет мелкой буржуазии и наиболее
обеспеченной части рабочего класса.
Сохранение неравномерности в
В последней четверти XIX в. в Англии принимается ряд законов, предусматривающих дальнейшую демократизацию избирательного права. В 1872 г. вводится тайное голосование; в 1883 г. принимается законопроект, предусматривающий наказание за подкупы избирателей во время выборов.
Среди избирательных
законов этого периода особое
место занимают
1. Снижение и упорядочивание
имущественного избирательного
ценза - установлено единое
2. Введение избирательных
округов с равным
Цель данной работы - попытка показать процессы внутрибританского общества XVIII-XIX вв., связанные с проблемами избирательного права.
1.ПАРЛАМЕНТСКАЯ РЕФОРМА 1832 ГОДА В АНГЛИИ.
Движение за реформу парламента в Соединенном королевстве Великобритании и Ирландии получило в конце 20-х гг. XIX в. новый импульс.
С 1829 г. движение за парламентскую реформу стало стремительно развиваться. Характерно, что в предшествующие годы (с 1824 до 1829 гг.) вопрос о парламентской реформе практически не ставился, и в течение этого времени в парламент не было представлено ни одной петиции по данному поводу. Самый горячий поборник реформы лорд Джон Рассел в своей речи, произнесенной в палате общин 3 мая 1827 г., отметил, что к возможной реформе многие относятся с большим равнодушием. Но очень скоро это бездействие сменилось взрывом энергии народа.
В своих записках, представляющих бесценное свидетельство о времени борьбы в Англии за первую парламентскую реформу, Френсис Плейс1 писал: “Позорная коррумпированность парламента, сказавшаяся уже в 1793 г., еще больше усилилась в 1831 г., и народу пришлось вступить в борьбу против недостойной власти и ее проявлений... Подкуп, взяточничество, клятвопреступление, широко развитая преступность и понижение нравственного уровня, которые правительство создавало, поощряло и поддерживало во всей стране, составляли зло гораздо более ужасное, чем все другие бедствия, как бы они ни были велики, - зло, которому с трудом поверит наше потомство” 2. Описывая события того времени, Плейс говорил: “Все признавали существование крайней и повсеместной нищеты, а прения в парламенте только подкрепляли это убеждение и усиливали тревоги в обществе. Если еще присоединить сюда впечатление, производимое шумными ораторами вне стен парламента, то всего этого было более чем достаточно, чтобы в глазах людей, привыкших принимать все на веру, представить страну, стоявшую не только на краю, но уже на самом дне пропасти”3. Последствием всех этих настроений было общее и крепко укоренившееся убеждение, что страна находится накануне важного переворота.
О переменах в настроениях трудящихся масс свидетельствовали адреса, поступавшие на имя нового короля Вильгельма IV, взошедшего на престол 26 июля 1830 г., после смерти Георга IV. Адреса и послания по случаю воцарения Вильгельма IV содержали требования радикальных реформ. Новый король в ответ отсрочил 23 июля 1830 г. заседания парламента, а затем и вовсе распустил его.
В то время как всеобщее внимание было сосредоточено на выборах, случилось событие, которое придало парламентской борьбе еще большую остроту, во Франции произошла революция. В июле 1830 г. правительство этой страны было низвергнуто, король изгнан из страны. Сторонники реформы в Англии сочли эту революцию счастливым предзнаменованием.
Тори пытались сохранить свое влияние в парламенте. Билль прошел большинством в один голос, а при обсуждении деталей билля в комитете правительство осталось в меньшинстве. Тогда правительство распустило палату и назначило новые выборы. Сопротивление со стороны торийской реакции вызвало взрыв недовольства в стране.
Промышленная буржуазия добилась успеха, получила открытый доступ к политической власти. Широкие же слои английского народа, которые приняли самое активное участие в борьбе за парламентскую реформу, - это прежде всего жители городов и сельской местности - избирательных прав не получили. Плодами победы воспользовались руководившие движением виги и радикалы.
Вывод: Английские историки называют парламентскую реформу 1832 г. “великой”. И действительно, ее значение велико, ибо она положила начало созданию современного гражданского общества в Великобритании, процесс которого в XIX в. был обозначен такими вехами, как парламентские реформы 1832, 1867, 1884-85, 1888 гг. Реформа 1832 г. была первым трудным шагом в этом демократическом движении.
2. РЕФОРМЫ ИЗБИРАТЕЛЬНОГО ПРАВА В 50-60-е гг.
В 50-60-е гг. Англия занимала уникальное положение, являясь центром, “сердцем” мирового хозяйства. Лондонская промышленная выставка 1851 г. поразила современников достижениями британской промышленности. Монополия на мировом рынке, в морском судоходстве, финансах, обладание колониальной империей содействовали ускорению темпов накопления капитала, росту национального богатства. Национальный доход с начала 50-х по конец 70-х годов, увеличившись почти на треть, достиг 1 млрд фунтов стерлингов, что сказалось на росте доходов населения.
Весьма
важным показателем изменения
Вторая половина XIX в. отмечена в Англии значительными успехами в демократизации представительного органа власти - палаты общин английского парламента. Расширение избирательных прав англичан в ходе парламентских реформ 1867 г. и 1884 г. имело своим результатом вовлечение в политическую жизнь страны все новых слоев общества - средних, мелкобуржуазных классов и рабочих. А это, в свою очередь, не могло не отразиться на социальном составе двух ведущих политических партий - либеральной и консервативной.
Проведенная консервативным правительством Дерби-Дизраэли парламентская реформа 1867 г. знаменовала собой новый этап в отношении правящих политических партий Великобритании к избирателям, к вопросу о расширении своей социальный базы. Увеличение числа избирателей после реформы 1867 г., в том числе и от трудящихся масс, потребовало от политических партий разработки новой стратегии и тактики в отношениях с электоратом.
Политика социальных реформ либералов связана с именем выдающегося английского политика Уильяма Гладстона. Гладстон и либерализм - эти два понятия связаны в политической истории Великобритании второй половины XIX в. воедино. Гладстон, или “Великий старец”, как его называли современники, возглавлявший либеральную партию на протяжении последних 30 лет XIX столетия, внес заметный вклад в разработку либеральных концепций и претворение их в практику политической жизни Англии. Путь Гладстона к посту лидера либеральной партии и к своему первому премьерству (1868 г.) был сложен. Он родился в 1809 г. в Ливерпуле в семье богатого купца и владельца крупных плантаций на Вест-Индских островах. Образование получил в аристократических учебных заведениях Итона и Оксфорда. В 1832 г. он в возрасте 22 лет впервые избирается в парламент как кандидат от торийской партии, а уже в 1834 г. входит в состав консервативного правительства Р. Пиля. Гладстон не посрамил торийского знамени: он одобрял осадное положение в Ирландии, защищал институт невольничества, боролся против отмены хлебных пошлин и введения тайного голосования на выборах. В 1838 г. он опубликовал трактат в защиту государственной церкви и окончательно закрепил за собой репутацию ревностного охранителя основ.
В 1859 г. окончательно становится ясно о переходе Гладстона на новые политические позиции, так как он входит в состав второго кабинета лорда Пальмерстона, вполне вигского по составу. Разрыв с торийской партией становится окончательным. В новом правительстве Гладстон получил пост министра финансов, занимаясь вопросами упорядочения английской налоговой системы, пересмотром тарифов, и во многом способствовал заключению торгового договора с Францией. За свой переход в либеральные ряды Гладстон лишается поддержки избирателей Оксфордского округа и во время парламентских выборов 1865 г. проходит в парламент благодаря избранию от округа Южного Ланкашира. После смерти лорда Пальмерстона в 1865 г. Гладстон становится лидером либералов в палате общин и вновь министром финансов в кабинете лорда Рассела. В 1866 г. он вносит в парламент билль о реформе избирательного права, который был провален консерваторами, и либералы уходят в отставку, уступив последним бразды правления. Им и принадлежала заслуга в принятии второй парламентской реформы в Англии (1867 г.). Как лидер оппозиции, Гладстон сыграл важную роль в изменении характера закона, внося в него либеральные поправки. После падения кабинета Б. Дизраэли в 1868 г. представители всех политических направлений в либеральной партии (виги, пилиты, радикалы) отдали предпочтение У. Гладстону, и он становится главой либерального правительства (1868-74).
Таким образом, политический путь Гладстона в ряды либеральной партии и к вершине политического триумфа - премьерству - был сложен, сопровождался сменой политической ориентации и сторонников. В лице консерваторов он приобрел серьезных противников, не забывших его политической измены их партии и не прощавших ему никаких, даже малейших, промахов во внутри- и внешнеполитической жизни Англии.
Либеральное правительство 1868-74 гг. вошло в политическую историю Англии как “реформаторское”. Работу первого кабинета Гладстона можно рассматривать как начало новой эры согласованных действий политических партий с массами в масштабах всей страны. Из наиболее значимых законодательных мероприятий либералов в рассматриваемый период можно назвать закон об отделении государственной церкви в Ирландии, ирландский земельный закон 1870 г., школьную реформу 1870 г., предоставившую детям из рабочей среды возможность получить начальное образование, закон о гражданской службе 1870 г., военную реформу 1871 г., введение тайного голосования в 1872 г., закон о легализации тред-юнионов 1871 г., закон об университетах 1873 г.
В результате
досрочных парламентских
Наличие нескольких соперничающих фракций в самой либеральной партии сыграло не последнюю роль в отставке либерального правительства. При анализе результатов выборов 1874 г. нельзя не учитывать и тот момент, что тори во главе с Б. Дизраэли использовали оппозиционный период для собрания сил. Партийная машина консерваторов развернула работу по привлечению в свой лагерь новых избирателей из средне- и мелкобуржуазных слоев общества. Контраст между расколотой на различные группировки либеральной и единой, монолитной консервативной партиями являлся серьезным фактором в определении симпатий англичан. Необходимо также иметь в виду, что, несмотря на принятие либералами ряда законов, касающихся проблем Ирландии, ирландский вопрос был далек от своего окончательного решения. Поэтому во время выборов 1874 г. ирландские националисты выступали отдельным блоком, что, в свою очередь, ослабило позиции либералов.
Информация о работе Эволюция избирательного права в Великобритании в XIX-XX вв