Этногенез восточных славян

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 17:03, доклад

Описание работы

Практически все источники весьма выразительно с привязкой к определенной территории фиксируют славян лишь с середины I тыс. н. э (чаще всего с IV), т. е. Тогда, когда они выступают на исторической арене Европы как многочисленная этническая общность.
Античные авторы знали славян под различными этническими именами и, прежде всего, вендов. Впервые этот этноним встречается в естественной истории Плиния (середина I в. н. э.), не считая упоминания Геродотом племени энетов, обитавших на Северном побережье Адриатического моря. Плиний называет вендов в числе племен, соседствующих на востоке с группой германских племен – ингевонами: «земли до реки Вистулы обитаемы сарматами, вендами, скифами, гиррами». Скорее всего это были области в бассейне Вислы и, может быть, более восточные земли.

Работа содержит 1 файл

этногенез вост славян.docx

— 22.72 Кб (Скачать)

1. Источники, сообщающие  о происхождении  славян. 
Практически все источники весьма выразительно с привязкой к определенной территории фиксируют славян лишь с середины I тыс. н. э (чаще всего с IV), т. е. Тогда, когда они выступают на исторической арене Европы как многочисленная этническая общность. 
Античные авторы знали славян под различными этническими именами и, прежде всего, вендов. Впервые этот этноним встречается в естественной истории Плиния (середина I в. н. э.), не считая упоминания Геродотом племени энетов, обитавших на Северном побережье Адриатического моря. Плиний называет вендов в числе племен, соседствующих на востоке с группой германских племен – ингевонами: «земли до реки Вистулы обитаемы сарматами, вендами, скифами, гиррами». Скорее всего это были области в бассейне Вислы и, может быть, более восточные земли. 
К концу I. в н.э. относятся сообщения о вендах Корнелия Тацита, характеризующего их как довольно большую этническую группировку. Тацит указывает, что венды жили между племенами певкинов (северная часть Нижнего Подунавья) и феннов, занимавших территорию лесной полосы Восточной Европы от Прибалтики до Урала. Точное место локализации вендов указать не представляется возможным. Трудно сказать к тому же, были ли венды времен Тацита славянами. Существует предположение, что венды в то время ассимилировались со славянами и получили их имя. И если о вендах Тацита можно спорить, то венды уже более поздних авторов – это несомненно славяне, т. е. с VI в. н. э. 
Более значительны сведения о славянах середины I тыс. н. э. Теперь славяне называются своим именем - словены, наряду с которым упоминаются анты, а Иордан знает и прежнее имя – венды. Византийские авторы – Прокопий Кесарийский, Агафий, Менандр Протиктор, Фиофилакт Симокатта, Маврикий – описывают в основном славян Подунавья и Балканского полуострова, что связано с вторжением славян в пределы Восточно-Римской империи (VI – VII вв.). В сочинениях византийских авторов сообщаются с ведения о разных сторонах жизни и быта славян. 
Более существенные сведения для исследования проблемы славянского этногенеза имеются в труде готского епископа Иордана. Его труд позволяет установить связь между славянами и вендами античных писателей. По Иордану венды – суть славяне. Из сообщений видно, что в VI в. славяне заселили широкую полосу, простиравшуюся от Среднего Подунавья до нижнего Днепра. 
Информацию о жизни и быте восточных славян дают не только византийские авторы, содержится она и в географических компиляциях крупнейших арабских географов 2-й половины IX – X вв.: Ибн – Хаукаля, ал-Балхи, ал-Истархи и др. 
О славянах повествуют и полулегендарные сведения в скандинавских сагах, в эпосе франков, германских сказаниях. Однако следует иметь ввиду, что содержащиеся в них сведения далеко не безупречны. Они не полны, часто отрывочны, а порой и противоречивы. И в исследованиях истоков исторической жизни славянства только одних письменных источников явно не достаточно. 
На помощь приходят современные науки ( определения взяты из: Истории России для старшеклассников и абитуриентов. – Т.1 – Л.М Пятецкий. – М: Московский Лицей, 1998. – 432 с.):  
а) Археология - наука, изучающая историю общества по материальным остаткам жизни и деятельности людей – вещественным (археологическим) памятникам. Археологические исследования охватывают поселения, форму быта, уровень развития хозяйства, процесс разложения первобытнообщинного общества (выделение воинов и вождей), религиозные представления, границах племен, их передвижениях, взаимоотношениях и т.п. 
б) Лингвистика (от лат. lingua – язык) – наука о человеческом естественном языке и обо всех языках мира как конкретных его представителях, общих законах строения и функционирования человеческого языка. 
в) Топонимика (от греч. topos – имя и onyma – имя, название) – наука, изучающая имена собственные, представляющие названия географических пунктов, позволяет установить ареал ( площадь, пространство) народа в разные периоды его исторического существования и определить языковую принадлежность его соседей. 
г) Этнография – (от греч. ethnos – племя народ и … графия) – это наука, изучающая бытовые и культурные особенности народов мира, проблемы происхождения (этногенез), расселение ( этнография) и культурно – исторических взаимоотношений народов.
 

 
2. Теории происхождения  славян. 
 
Миграционная 
А) «Дунайская» или «балканская» миграционная теория. 
Автор «Повести временных лет» («ПВЛ») – Нестор – первый, кто попытался ответить на вопрос откуда и как появились славяне. Он определил территорию славян, включая земли по нижнему течению Дуная и Паннонию. Именно с Дуная начался процесс расселения славян, то есть славяне не были исконными жителями своей земли, речь идет о их миграции. Следовательно, киевский летописец явился родоначальником так называемой миграционной теории происхождения славян, известной как «дунайская» или «балканская». Популярной она была в сочинениях средневековых авторов: чешских и польских хронистов XIII – XIV вв. Это мнение долго разделяли историки XVIII – нач. XX вв. Дунайскую «прародину» славян признавали, в частности, такие историки, как С. М. Соловьев, В. О. Ключевский и др. По мнению В. О. Ключевского, славяне переселились с Дуная в Прикарпатье. Исходя из этого, в его работе прослеживается мысль о том, что « история России началась с VI в. на северо-восточных предгорьях Карпат». Именно здесь, по мнению историка, образовался обширный военный союз племен во главе с племенем дулебов-волынян. Отсюда восточные славяне расселились на восток и северо-восток до Ильмень озера в VII – VIII вв. Так В. О. Ключевский видит славян сравнительно поздними пришельцами на своей земле. 
Б) «Скифо-сарматская» миграционная теория. 
Впервые она зафиксирована Баварской хроникой XIII в., а позднее воспринята многими западноевропейскими авторами XIV – XVIII вв. Согласно их представлениям, предки славян продвинулись из Передней Азии вдоль Черноморского побережья и осели под этнонимами «скифы», «сарматы», «аланы» и «роксаланы». Постепенно славяне из среднего Причерноморья расселились на запад и юго-запад. 
В) «Скифо-балтийская» миграционная теория. 
В начале XX в. вариант близкий к «скифо-сарматской» теории предложил академик А. И. Соболевский. По его мнению, названия ре, озер, гор в пределах расположения древних поселений русского народа якобы показывают, что русские получили эти названия от другого народа, который был здесь раннее. Такой предшественницей славян, по предположению Соболевского, была группа племен иранского происхождения (скифского корня). Позже эта группа ассимилировалась с жившими далее к северу предками славяно-балтийцев и дала начало славянам где-то в берегах Балтийского моря, откуда славяне и расселились.  
Г) «Прибалтийская» миграционная теория.  
Эта теория разработана крупным историком и языковедом А. А. Шахматовым. По его мнению, первой прародиной славян был бассейн Западной Двины и Нижнего Немана в Прибалтике. Отсюда славяне, приняв имя вендов ( от кельтов), продвинулись на нижнюю Вислу, откуда только что перед ними ушли в Причерноморье готы ( рубеж II – II вв.). Следовательно, здесь ( Нижняя Висла), по мнению А. А. Шахматова, была вторая прародина славян. Наконец, когда готы ушли из Причерноморья, то часть славян, а именно восточная и южная ветви, двинулась на восток и юг в Причерноморье и образовала здесь племена восточных и южных славян. А значит, следуя этой «прибалтийской» теории, славяне явились пришлыми на землю, на которой они затем создали свои государства. 
Существовали и существуют ряд других теорий миграционного характера происхождения славян и их «прародины». Это и «азиатская», это и «среднеевропейская» (по которой славяне и их предке оказывались пришельцами из германии (Ютландии и Скандинавии), расселяясь отсюда по Европе и Азии, вплоть до Индии), и ряд других теорий. 
Очевидно, что согласно миграционной теории, славяне изображались по летописным данным сравнительно поздним пришлым населением на занимаемой ими территории (VI – VIII вв.), т. е. авторы этой теории не считали их постоянными обитателями тех земель, где славяне были известны с древности. 
 
Автохтонная 
Определение: 
Автохтонные (от греч. autochthon – местный) - биологический вид, обитающий на месте, в котором произошел. 
Эта теория признавалась в советской историографии. Подобный взгляд был у чешских исследователей в 50-70–х годах, которые были последователями авторитетного ученого по славянству - Л. Нидерле. 
Они считали, что славянство образовалось на обширной территории, в состав которой вошла не только территория современной Польши, но так же значительная часть современной Украины и Белоруссии. По этой точке зрения, восточные славяне явились автохтонными жителями на своей земле. Подобные взгляды были высказаны некоторыми Болгарскими и Польскими учеными. 
Подробнее о взгляде советской историографии: 
Первоначально складывались отдельные мелкие разрозненные древнейшие племена на определенной обширной территории, которые затем образовались в более крупные племена и их объединения и, наконец, в исторически известные народы, образующие нации. Следовательно, народы образовались в ходе истории не от единого исконного «пранарода» с его «праязыком» путем последующего его распадения и расселения из какого-то первоначального центра («прародины»), а наоборот, путь развития в основном шел от первоначальной множественности племен к последующему постепенному их объединению и взаимному скрещиванию (ассимиляция). При это мог, конечно, идти в отдельных случаях и вторичный процесс: дифференциации уже сложившихся раннее крупных этнических общностей.
 

 
3.Взгляд на происхождения  славян в современной  науке. 
Предыстория восточных славян своими корнями уходит в глубокую древность. Их далекие предки существовали еще до того, как сложилась славянская общность. Именно они, отдельные предки протославян, в результате своего культурного сближения дали славянство. И корни этого процесса археологами прослеживаются с III тыс. до н. э. Тогда племена предков протославян жили еще материнским родом, но уже знали мотыжное земледелие и скотоводство. Установлено, что в рамках IV тыс. до н. э. скотоводческо-земледельские племена, носители Балкано- Дунайской археологической культуры, занимали область нижнего течения Днестра и Южного Буга. Следующим этапом было расселение известных «трипольских» племен – III тыс. до н.э. Это были племена с развитым для своего времени скотоводческо-земледельческим хозяйством, обитатели огромных поселков. 
Пояснение:  
Триполитания – историческая область в Ливии. В прибрежной полосе Триполитании были основаны три финикийские колонии – Сабрата, Лептис-Магна, Эа. 
На рубеже III-II тысячелетий до н.э. у этих племен состоялся переход от неолитических орудий к обработке бронзы, к плужному земледелию. Развитие скотоводства привело к повсеместной борьбе за стада и пастбища. Складывается патриархальный род. Пастушеские племена, носители культуры «шнуровой керамики и боевых топоров», расселились на обширных пространствах Центральной и Восточной Европы от Рейна до Волги и достигли южных участков Балтийского побережья. Предки балтов, славян и германцев в то время еще не были так разделены между собой. Около XV в. до н. э. движение их племен остановилось. И эти территории были заселены различными этническими племенами с различным уровнем социального и культурного развития. Если признать прародиной славянской общности ко времени расцвета бронзового века широкую полосу Центральной и Восточной Европы, то восточный предел ее образовали Припять, Средний Днепр, верховья Днестра и Южного Буга, бассейн Роси. Эта праславянская земля совпадает с ареалом (землей, площадью) так называемой тшинецкой археологической культуры XV-XII вв. до н. э. Население с культурой славянского типа в конце II тыс. до нашей эры благодаря плужному земледелию добилось существенных хозяйственных результатов. В I тыс. до н. э. экономическая и культурная жизнь находилась уже на заметно высоком уровне. Произошел переход к обработке железа. И этот период характеризуется многообразием культурных особенностей у отдельных предков славян. 
С конца I тыс. до н. э. до VI-V вв. н. э. – начало праславянского периода. В этот период устанавливается культурная, а также языковая общность при известном племенном своеобразии. Именно в этот промежуток времени, а точнее с VIII в. до н. э., внимание первых историографов все чаще стали привлекать южные районы Восточной Европы и западная окраина Великой степи, где эллино-азиатские этносы вошли в соприкосновение с кочевыми скифами. Это коснулось и истории славянского этноса. Восточная группировка праславян – обитатели междуречья Днестра и Днепра - оказывается оторванной от основного этнокультурного массива славян и попадает в ареал скифской культуры (сер. I тыс. до н. э.). Так значительная часть праславян была включена в орбиту скифского объединения и подвергалась их влиянию. Здесь уместно вспомнить описания, которые оставил Геродот о «скифах-пахарях (земледельцах), именуемых сколотами. Рядом исследователей подразумевается, что это и есть праславяне. Археологически и местопребывание соотносится с подольской и милоградской культурами. Скифская культура разорвала непрерывность праславянской тшинецкой культуры. Когда скифское господство рухнуло в результате войн, меньше всего пострадали племена западных и северо-западных славян междуречья Среднего Днестра и Днепра. Именно они сравнительно быстро освободились от скифского господства, хотя влияние последних в среде славян укоренилось надолго. Находясь в тесном контакте с западными соседями, эта часть славян быстрее всего возродила традиции праславянской культуры, что нашло отражение в пшеворской (на западе) и зарубинецкой (на востоке) культурах в 1-й четверти I тыс. до н. э. Стадия праславянского единства продолжалась. Племена, оставившие зарубинецкие древности, в этот период составляли огромный массив, распространяясь в пределах украинской лесостепи и по ее северной периферии. В дальнейшем, через несколько столетий, их потомки сыграют решающую роль в формировании, по Начальной летописи, восточнославянских группировок. Но до этого им пришлось пройти большой путь развития, историческая протяженность и трудность которого были обусловлены событиями начавшейся эпохи «великого переселения народов» - эпохи гуннского нашествия IV- V века н. э. во многом изменили этническую евразийскую карту. 
В отличии от своих южных соседей – скифов, фракийцев, кельтов, в среде которых еще во второй половине I тысячелетия до н. э. возникла государственность, праславянские зарубинецкие племена не вышли пока за границы первобытного строя жизни. Однако, судя по археологическим данным, уже четко отмечается, что они распадались на ряд локальных группировок. В их среде выделяется отдельная семья, а несколько таких семей составляют территориально-соседскую общину, т. е. социальную организацию, которая возникает в момент распада первобытно общинного строя и формирования новых предгосударственных образований. 
Представляется, что после того, как в середине I тыс. до н.э. под ударами гуннов рухнули западно- славянские оседлости (Черняховская археологическая культура), потомки носителей зарубинецкой культуры, жившие севернее их и менее подверженные разрушению, стали расселятся на юг, причем эта волна расселения была более мощной, чем некогда на север. В области Среднего и Верхнего Поднепровья праславянские группировки, объединившие известные по летописи северян, полян, бужан и уличей, в третей четверти I тыс. н. э. создают одно из древнейших восточнославянских объединений, получившее в источниках наименование «Русская земля», в которую не вошли лежавшие рядом земли древлян, дреговичей, волынян (дулебов) и хорватов. 
В сложных условиях формировались северные восточнославянские племена вятичей, кривичей, словенов новгородских. Они так же были потомками зарубинецких племен, однако включали в себя элементы как славянские, так и балтийские. 
Вопрос о том, откуда и какими путями продвигались славяне, осевшие в Новгородской земле с середины I тыс. н. э., на археологическом материале, как утверждает В. В. Седов, пока не может быть решен. Можно утверждать, что обширные пространства Верхнего Поднепровья и Полоцко-Витебцкого Подвинья вплоть до VII в. были заселены племенами днепровских балтов. Отметим немаловажный факт, что славяне, расселившиеся в бассейне озер Ильмень и Псковского, какое-то время были отрезаны от основной массы славянства. Подобная картина расселения славян наблюдается в начале средневековья и в некоторых других районах Европы (Седов,1989). 
В VI-VII вв., можно сказать, завершается период праславянской истории. Расселение славян на обширнейших пространствах, их активное взаимодействие с иноэтническими племенами привели к культурной дифференциации славянского мира и членение единого языка на отдельные славянские языки. Происходит складывание современных славянских народов, у которых образуются общественные классы с их противоречиями и начинают возникать первые государственные образования.

Информация о работе Этногенез восточных славян