Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2011 в 14:37, доклад
Многие исследователи выделяют несколько этапов развития благотворительности в России.
I этап — IХ-ХVI вв. В этот период благотворительность начиналась с деятельности отдельных лиц и церкви и не включалась в обязанности государства.
Добрыми делами, милосердным отношением к нуждающимся прославился великий князь Владимир, которого в народе называли “Красное солнышко”. Будучи от природы человеком широкой души, он призывал и других заботиться о ближнем, быть милосердным и терпеливым, совершать добрые дела. Владимир положил начало и осуществил ряд мероприятий по приобщению россиян к просвещению и культуре.
Этапы развития благотворительности в России
Многие
исследователи выделяют несколько
этапов развития благотворительности
в России.
I этап — IХ-ХVI вв. В этот период благотворительность начиналась с деятельности отдельных лиц и церкви и не включалась в обязанности государства. Добрыми делами, милосердным отношением к нуждающимся прославился великий князь Владимир, которого в народе называли “Красное солнышко”. Будучи от природы человеком широкой души, он призывал и других заботиться о ближнем, быть милосердным и терпеливым, совершать добрые дела. Владимир положил начало и осуществил ряд мероприятий по приобщению россиян к просвещению и культуре. Он учредил училища для обучения детей знатных, среднего состояния и убогих, видя в образовании детей одно из главных условий развития государства и духовного становления общества. Князь Ярослав Владимирович, принявший престол в 1016 г., учредил сиротское училище, в котором обучал на своем иждивении 300 юношей. В тяжелый период
междоусобиц и войн, когда появилось
огромное количество людей, нуждающихся
в материальной и моральной помощи,
именно церковь взяла на себя эту
благородную миссию. Она вдохновляла
русский народ на борьбу за национальное
возрождение и имела Сложившаяся еще в догосударственный период традиция заботиться о ребенке всей родовой общиной преобразовалась в заботу о брошенных детях при скудельницах. Скудельница — это общая могила, в которой хоронили людей, умерших во время эпидемий, замерзших зимой и т. п. При скудельницах сооружались сторожки, куда привозились брошенные дети. Занимались их призрением и воспитанием скудельники — старцы и старухи, которые специально подбирались и выполняли роль сторожа и воспитателя. Содержались сироты в скудельницах за счет подаяний населения окрестных сел и деревень. Именно тогда сложились такие пословицы, как “С миру — по нитке, а бедному сироте — сорочка”, “Живой — не без места, а мертвый — не без могилы”. При всей своей примитивности дома для убогих детей являлись выражением народной заботы о сиротах, проявлением человеческого долга перед детьми. Скудельники следили за их физическим развитием, с помощью сказок передавали им нравственные правила человеческого общежития, а коллективные отношения сглаживали остроту детских переживаний. К началу XVI в., наряду с личным участием любого человека в благотворительной деятельности, в деле оказания помощи нуждающимся наметилась новая тенденция, связанная с благотворительной деятельностью государства. В частности, на Стоглавом Соборе в 1551 г. Иван Васильевич Грозный высказал идею о том, что в каждом городе необходимо выявлять всех нуждающихся в помощи — убогих и нищих, строить специальные богадельни и больницы, где им был бы обеспечен приют и уход. II этап — с начала XVII в. до реформы 1861 г. В этот период происходит зарождение государственных форм призрения, открываются первые социальные учреждения. Историю призрения детства на Руси связывают с именем царя Федора Алексеевича, а точнее — с его указом (1682 г.), в котором говорилось о необходимости обучения детей грамоте и ремеслам. Но более всего истории известно имя великого реформатора — Петра I, который в свое правление создал государственную систему призрения нуждающихся, выделил категории нуждающихся, ввел превентивные меры борьбы с социальными пороками, урегулировал частную благотворительность, закрепил законодательно свои нововведения. Впервые при Петре I детство и сиротство становятся объектом попечения государства. В 1706 г. открываются приюты для “зазорных младенцев”, куда было приказано брать незаконнорожденных с соблюдением анонимности происхождения, а за “погубление зазорных младенцев” неминуема была смертная казнь. Младенцы обеспечивались государством, и в казне были предусмотрены средства на содержание детей и обслуживающих их людей. Когда дети подрастали, их отдавали в богадельни на пропитание или приемным родителям, детей старше 10 лет — в матросы, подкидышей или незаконнорожденных — в художественные училища. Екатерина Великая
реализовала замысел Петра I строительством
в Москве (1763 г.) и в Петербурге
(1772 г.) императорских воспитательных
домов для “зазорных младенцев” Благотворительная деятельность Российского императорского двора приобретает в этот период форму устойчивой традиции. Так, Мария Федоровна, жена Павла I и первый министр благотворительности, проявляла большую заботу о сиротах. В 1797 г. она пишет императору доклад о работе воспитательных домов и приютов, в котором, в частности, предлагается “...отдавать младенцев (сирот) на воспитание в государевы деревни к крестьянам “доброго поведения”. Но только когда малыши в воспитательных домах окрепнут”. Как правило, эти дети вступали в брак в деревне, а их будущее управлялось органами общественного призрения. Так было положено начало системе воспитания сирот в семьях, а чтобы воспитатели были “искусны и умелы”, Мария Федоровна на собственные средства открывала педагогические классы при воспитательных домах и пепиньерские (пепиньерка — девушка, окончившая среднее закрытое учебное заведение и оставленная при нем для педагогической практики) классы — в женских гимназиях и институтах, которые готовили учительниц и гувернанток. Ею же в 1798 г. было основано Попечительство о глухонемых детях. В этот же период
начинают создаваться общественные
организации, самостоятельно выбирающие
объект помощи и работающие в той
социальной нише, которую государство
не охватывало своим вниманием. Так,
при Екатерине II (середина XVIII в.) в Москве
открывается государственно- Александр I обращает свое внимание на детей с нарушением зрения. По его приказу была разработана оригинальная методика обучения слепых детей. С этого времени начинают строиться учреждения для этой категории детей, а в 1807 г. открывается первый институт слепых, где обучалось лишь 15 слепых детей (рассчитывали принять 25), так как уже в то время был живуч тезис “в России слепых нет”. Проведенная Александром
I реформа образования определила
государственную систему В этот период в России начинает развиваться определенная социальная политика и законодательство, складывается система призрения людей, и в частности — детей, нуждающихся в помощи. Церковь постепенно отходит от дел призрения, выполняя другие функции, а государство создает специальные институты, которые начинают осуществлять государственную политику в деле оказания социальной поддержки и защиты. |
III
этап — с 60-х
гг. XIX в. до начала XX
в. В этот период времени наблюдается
переход от государственной благотворительной
деятельности к частной благотворительности.
Зарождаются общественные филантропические
организации. Одна из них — “Императорское
человеколюбивое общество”, в котором
были сосредоточены денежные благотворительные
пожертвования частных лиц, включая и
особ императорской фамилии.
Как и в Западной
Европе, в России постепенно формировалась
сеть благотворительных учреждений
и заведений, налаживались и совершенствовались
механизмы благотворительной Общественные
филантропические деяния распространились
и на детей с физическими Попечительство о глухонемых детях, основанное еще императрицей Марией Федоровной, содержало за счет своих средств школы, учебные мастерские, приюты и убежища для детей, выдавало пособия семьям, имеющим глухонемых иждивенцев. Бедным воспитанникам выдавалось казенное обеспечение. В 1882 г. открылось
Общество попечения о бедных и
больных детях “Синий крест”, руководила
которым Великая Княгиня В это же время на средства частной предпринимательницы А. С. Балицкой был создан первый приют для калек и парализованных детей. В конце XIX в. становится необходимым открытие приютов для детей-идиотов и эпилептиков, которые также требуют специального ухода и заботы. Такую благородную миссию взяло на себя Общество призрения калек несовершеннолетнего возраста и идиотов, которое открыло приют для детей-идиотов в Петербурге. Там же врач-психотерапевт И. В. Маляревский открывает врачебно-воспитательное заведение для умственно отсталых детей, преследуя цель содействовать детям с проблемами психического здоровья в обучении их честной трудовой жизни. Таким образом,
система общественно- В этот период благотворительность
принимает светский характер. Личное
участие в ней воспринимается
обществом как морально- Примечательной
чертой этого периода является зарождение
профессиональной помощи и появление
профессиональных специалистов. Начинают
организовываться различные курсы,
ставшие началом Одним из важнейших
направлений деятельности ученых и
практиков в этот период было оказание
помощи и построение системы воспитательно- В Москве при Городской думе действовал Благотворительный совет и образованная им специальная Детская комиссия, которая осуществляла статистический сбор данных о детях, исключенных из школы или выгнанных из приютов за дурное поведение; контролировала условия Содержания малолетних преступников; содействовала в открытии детских приютов. В России широкие масштабы принимала просветительская деятельность по отношению к малолетним преступникам. Читались лекции, проводились беседы по вопросам деятельного участия каждого гражданина в судьбе ребенка, совершившего правонарушение. Открывались благотворительные общества, которые на собственные деньги создавали учреждения для оказания помощи детям, вставшим на путь преступления. В начале XX в. в России успешно развивалась система различных социальных служб. В 1902 г. действовало 11400 благотворительных учреждений, 19108 попечительских советов. В обществе сохранялось и укреплялось устойчивое положительное отношение к благотворительности. IV этап — с 1917 г. до середины, 80-х гг. XX в. Переломным моментом в развитии благотворительности в России стала Октябрьская революция 1917г. Большевики осудили благотворительность как буржуазный пережиток, а поэтому любая благотворительная деятельность была запрещена. Отделение церкви от государства и фактически ее репрессирование закрыло путь церковной благотворительности. Уничтожив благотворительность, которая являлась реальной формой помощи нуждающимся детям, государство взяло на себя заботу о социально обездоленных, число которых в результате острейших социальных катаклизмов (первой мировой войны, нескольких революций, гражданской войны) резко возросло. Сиротство, беспризорность, правонарушения среди подростков, проституция несовершеннолетних — острейшие социальные и педагогические проблемы того периода, которые требовали своего решения. Советская Россия поставила задачу борьбы с детской беспризорностью и ее причинами. Этими Вопросами занимались так называемые соцвосы — отделы социального воспитания при органах власти всех уровней. Были созданы учреждения по социально-правовой охране несовершеннолетних, в вузах Москвы и Ленинграда была начата подготовка специалистов для системы социального воспитания. Кроме приютов и детских домов для беспризорных в 20-е - 30-е годы открывались трудовые колонии, детские коммуны, детские городки, пионерские дома. Опыт ликвидации беспризорности в советской России до сих пор служит примером профессионального решения социальной проблемы для зарубежных специалистов. Новые социальные потрясения, связанные с Великой Отечественной войной (1941-1945 гг.), вновь обострили положение детей. Государство пытается решить их проблемы путем создания школ-интернатов для эвакуированных детей, расширения сети детских домов для детей воинов и партизан. Но наряду с этим фактически возрождается благотворительность (хотя это слово и не употребляется), которая проявляется в открытии специальных счетов и фондов, в перечислении солдатами и офицерами денег для детей, в передаче личных сбережений населения на их нужды. В 60-70 гг. в педагогической
науке и практике наметился явный
поворот в сторону социальной
педагогики, создания и развития ее
организационных форм и институтов,
возобновления теоретических |
Информация о работе Этапы развития благотворительности в России