Автор: d************@gmail.com, 27 Ноября 2011 в 19:20, доклад
МЕЙМАН ЭРНСТ (1862 — 1915) — немецкий педагог и психолог, один из пионеров возрастной психологии в Германии, основатель экспериментальной педагогики. Учился в университетах Тюбингена, Берлина, Галле, Бонна. В 1893 — 1894 гг. ассистент В. Вундта в Лейпциге. С 1897 г. — проф. философии и психологии в Цюрихе, Кенигсберге, Мюстре, Галле, Лейпциге, Гамбурге. Один из основателей журнала «Архив общей психологии» (1903) и «Журнала экспериментальной педагогики» (1905).
МЕЙМАН ЭРНСТ (1862 — 1915) — немецкий педагог и психолог, один из пионеров возрастной психологии в Германии, основатель экспериментальной педагогики. Учился в университетах Тюбингена, Берлина, Галле, Бонна. В 1893 — 1894 гг. ассистент В. Вундта в Лейпциге. С 1897 г. — проф. философии и психологии в Цюрихе, Кенигсберге, Мюстре, Галле, Лейпциге, Гамбурге. Один из основателей журнала «Архив общей психологии» (1903) и «Журнала экспериментальной педагогики» (1905).
Он
организовал психологическую
Он предложил свою периодизацию психического развития, критерием которой являются уже не абстрактные способы добывания пищи, а этапы интеллектуального развития.
1.
От рождения до 7 лет – стадия
фантастического синтеза. На
2.
От 7 до 12 лет – стадия анализа.
На этой стадии можно начинать
систематическое обучение
3.
От 12 до 16 лет – стадия рассудочного
синтеза. На этом этапе у
ребят формируется
Мейман считал, что детская психология должна не только изучать стадии и возрастные особенности психического развития, но и исследовать индивидуальные варианты развития, на пример вопросы детской одаренности и отсталости, врожденные склонности детей. При этом обучение и воспитание должны основываться как на знании общих закономерностей, так и на понимании особенностей психики конкретного ребенка.
При лаборатории Меймана была организована экспериментальная школа, которая просуществовала более двадцати лет. В школе опробовались разные программы обучения детей, разработанные с учетом периодизации Меймана, а также исследовались различные способы отбора детей в классы на основе их предварительной диагностики. При этом были экспериментально изучены разные критерии отбора – по уровню интеллекта, по интересам и склонностям детей, а также по адекватному для них стилю общения с учителем. Необходимо отметить, что если одаренность, так же как и познавательные интересы детей, в той или иной степени учитывались и прежде, то проблема взаимодействия учителя и учеников и реакции учеников на разные стили общения впервые с такой полнотой была поставлена именно Мейманом.
В целях разностороннего изучения ребенка он объединял данные педагогики, психологии, психопатологии, анатомии и физиологии. Стремление Меймана изучать ребенка во всех отношениях следует признать правильным, но неверно, что это должно происходить только в искусственном эксперименте. Он возражал против педагогического эксперимента на уроке, в обычной школьной обстановке. Кроме указанных выше наук, основой педагогики Мейман считал буржуазную этику, эстетику и некую науку о религии, что придавало его выводам реакционный характер. Однако большой интерес и в наше время имеют мысли Меймана об умственном воспитании, его соображения о гигиене школьной работы и о влиянии на ученика школьной и внешкольной жизни.
Постановка
вопроса о необходимости
Основная
цель экспериментальной педагогики,
по М., — дать общей педагогике эмпирическое
основание. Эмпирическому изучению
подлежат объект воспитания (ребенок,
подросток, юноша); общие закономерности
и индивидуальные особенности его
физического и духовного
До
сих пор не потеряли значения исследования
М. приемов заучивания, «умственной
гигиены», типологии представлений,
обучения детей рисованию и др.
Вместе с тем дать целостное представление
о развитии ребенка М. не удалось.
Придерживаясь механистической
теории развития как функции наследственности
и среды, М. противопоставлял естественное
созревание обучению (воспитанию). Исследования
физической и духовной сторон развития,
а также отдельно взятых психических
процессов оказались