Эрнст Мейман

Автор: d************@gmail.com, 27 Ноября 2011 в 19:20, доклад

Описание работы

МЕЙМАН ЭРНСТ (1862 — 1915) — немецкий педагог и психолог, один из пионеров возрастной психологии в Германии, основатель экспериментальной педагогики. Учился в университетах Тюбингена, Берлина, Галле, Бонна. В 1893 — 1894 гг. ассистент В. Вундта в Лейпциге. С 1897 г. — проф. философии и психологии в Цюрихе, Кенигсберге, Мюстре, Галле, Лейпциге, Гамбурге. Один из основателей журнала «Архив общей психологии» (1903) и «Журнала экспериментальной педагогики» (1905).

Работа содержит 1 файл

МЕЙМАН ЭРНСТ.docx

— 69.12 Кб (Скачать)

  МЕЙМАН  ЭРНСТ (1862 — 1915) — немецкий педагог и психолог, один из пионеров возрастной психологии в Германии, основатель экспериментальной педагогики. Учился в университетах Тюбингена, Берлина, Галле, Бонна. В 1893 — 1894 гг. ассистент В. Вундта в Лейпциге. С 1897 г. — проф. философии и психологии в Цюрихе, Кенигсберге, Мюстре, Галле, Лейпциге, Гамбурге. Один из основателей журнала «Архив общей психологии» (1903) и «Журнала экспериментальной педагогики» (1905).

  Он  организовал психологическую лабораторию  при Гамбургском университете, в  которой проводил исследования психического развития детей. Им был основан первый специальный журнал, посвященный  педологическим проблемам: «Журнал  по  педагогической  психологии». Ученый считал главной задачей педологии  разработку методологических основ  обучения детей. Его трехтомник «Лекции  по экспериментальной педагогике» (1907) представлял своего рода энциклопедию педагогической психологии, в которой  не только собрано все, что накопила за это время наука, но и предложены новые подходы к пониманию  познавательного развития. В качестве методов он использовал эксперимент, систематическое наблюдение за детьми и анализ детского творчества.

  Он предложил свою периодизацию психического развития, критерием которой являются уже не абстрактные способы добывания пищи, а этапы интеллектуального развития.

  1. От рождения до 7 лет – стадия  фантастического синтеза. На этой  стадии дети обобщают отдельные  ощущения без всякой системы  и логики, поэтому получаемые  ими понятия так часто далеки  от реальности. Так как интеллектуальная  интеграция в этом возрасте  еще плохо развита, ее данные дополняются олицетворением и чувствованием, т.е. данными интеграции чувственного тона ощущений.

  2. От 7 до 12 лет – стадия анализа.  На этой стадии можно начинать  систематическое обучение детей,  так как ведущей здесь является  не интеграция, а дифференциация, разложение общих понятий, знаний, которые ребенок пытается осознать, расчленяя понятие на части  и формируя адекватное представление  об этих частях.

  3. От 12 до 16 лет – стадия рассудочного  синтеза. На этом этапе у  ребят формируется операциональное мышление и они могут интегрировать те отдельные понятия, которые были ими усвоены на предыдущем этапе, получив научные представления об окружающем.

  Мейман считал, что детская психология должна не только изучать стадии и возрастные особенности психического развития, но и исследовать индивидуальные варианты развития, на пример вопросы детской одаренности и отсталости, врожденные склонности детей. При этом обучение и воспитание должны основываться как на знании общих закономерностей, так и на понимании особенностей психики конкретного ребенка.

  При лаборатории Меймана была организована экспериментальная школа, которая просуществовала более двадцати лет. В школе опробовались разные программы обучения детей, разработанные с учетом периодизации Меймана, а также исследовались различные способы отбора детей в классы на основе их предварительной диагностики. При этом были экспериментально изучены разные критерии отбора – по уровню интеллекта, по интересам и склонностям детей, а также по адекватному для них стилю общения с учителем. Необходимо отметить, что если одаренность, так же как и познавательные интересы детей, в той или иной степени учитывались и прежде, то проблема взаимодействия учителя и учеников и реакции учеников на разные стили общения впервые с такой полнотой была поставлена именно Мейманом.

  В целях разностороннего изучения ребенка он объединял данные педагогики, психологии, психопатологии, анатомии и физиологии. Стремление  Меймана  изучать ребенка во всех отношениях следует признать правильным, но неверно, что это должно происходить только в искусственном эксперименте. Он возражал против  педагогического эксперимента на уроке, в обычной школьной обстановке. Кроме указанных выше наук, основой педагогики  Мейман  считал буржуазную этику, эстетику и некую науку о религии, что придавало его выводам реакционный характер. Однако большой интерес и в наше время имеют мысли Меймана  об умственном воспитании, его соображения о гигиене школьной работы и о влиянии на ученика школьной и внешкольной жизни.

  Постановка  вопроса о необходимости создания экспериментальной дидактики также  заслуживает внимания. Но сам  Мейман  не изучал все же ребенка в целом, он рассматривал изолированно психические функции детей (внимание, память и т. д.); при этом он полагал, что школьников должны изучать не учителя, а по преимуществу психологи (иначе говоря, педологи); это отрывало учителя от повседневного изучения учащихся в процессе их воспитания и обучения.

  Основная  цель экспериментальной педагогики, по М., — дать общей педагогике эмпирическое основание. Эмпирическому изучению подлежат объект воспитания (ребенок, подросток, юноша); общие закономерности и индивидуальные особенности его  физического и духовного развития; этапы развития; психологические  и физиологические особенности  школьной работы ребенка (техника заучивания, приемы «умственной гигиены» и пр.); дидактические приемы с точки  зрения их эффективности; школьная организация. Методами экспериментальной педагогики являются не только широко понимаемый эксперимент, но и прямое систематическое  наблюдение за детьми, а также собирание  и анализ продуктов детского творчества (рисунков, дневников и пр.). Педагогика должна использовать знания и других наук (психологии, этики, логики, антропологии и т. д.).

  До  сих пор не потеряли значения исследования М. приемов заучивания, «умственной  гигиены», типологии представлений, обучения детей рисованию и др. Вместе с тем дать целостное представление  о развитии ребенка М. не удалось. Придерживаясь механистической  теории развития как функции наследственности и среды, М. противопоставлял естественное созревание обучению (воспитанию). Исследования физической и духовной сторон развития, а также отдельно взятых психических  процессов оказались оторванными  друг от друга. Такое механическое объединение  знаний о различных сторонах развития было характерно для педологии, в  становлении которой М. сыграл свою роль.  

  

  

Информация о работе Эрнст Мейман