Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2012 в 15:04, реферат
Просвещенный абсолютизм - одна из форм государственной политики многих стран Европы, возникшая на определенной стадии их развития в результате укрепления позиций новых общественных сил (буржуазии, интеллигенции), боровшихся за свои права с существующими абсолютистско-феодальными режимами. Он складывался под влиянием идей Просвещения, осуждающих сословное неравенство, произвол власти, католическую церковь и обосновывающих естественные права человека - свободу, равенство, право на частную собственность, а также принцип разделения властей, верховенство закона и др.
1. Основное содержание политики просвещенного абсолютизма……3
1.1. Основные факторы и особенности политики просвещенного абсолютизма в России……………………………………………….3
1.2. Личность великой императрицы……………………………….4
1.3. Задачи политики просвещенного абсолютизма……………….5
2. Меры по совершенствованию системы государственного управления
2.1. Теоретическое обоснование самодержавия…………………...6
2.2. Реформа центральных учреждений……………………………6
2.3. Отношение с церковью………………………………………....7
2.4. Управление окраинами…………………………………………7
2.5. Уложенная комиссия…………………………………………....7
2.6. Реформа местного управления………………………………....8
2.6.1. Причины и основные задачи……………………………..8
2.6.2. Основное содержание реформы………………………….8
2.7. Итоги……………………………………………………………..9
3. Политика в социально-экономической сфере……………………….9
3.1. Причины укрепления крепостничества………………………..10
3.2. Меры либерального характера…………………………………10
4. Итоги политики просвещенного абсолютизма……………………....11
Список литературы ……………………………………………………...13
Государственное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
«Российская таможенная академия»
Ростовский филиал
Кафедра Гуманитарных дисциплин
Реферат
По дисциплине: «Отечественная история»
на тему: «Политика просвещенного абсолютизма»
Выполнила: студентка 1 курса очной формы обучения
Факультета таможенного дела; группа 1.1
Каменская Яна Александровна
Проверил
Оценка
Подпись
Ростов-на-Дону
2010г.
Содержание:
1. Основное содержание политики просвещенного абсолютизма……3
1.1. Основные факторы и особенности политики просвещенного абсолютизма в России……………………………………………….3
1.2. Личность великой императрицы……………………………….4
1.3. Задачи политики просвещенного абсолютизма……………….5
2. Меры по совершенствованию системы государственного управления
2.1. Теоретическое обоснование самодержавия…………………...6
2.2. Реформа центральных учреждений……………………………6
2.3. Отношение с церковью………………………………………....7
2.4. Управление окраинами…………………………………………7
2.5. Уложенная комиссия…………………………………………....7
2.6. Реформа местного управления………………………………....8
2.6.1. Причины и основные задачи……………………………..8
2.6.2. Основное содержание реформы………………………….8
2.7. Итоги……………………………………………………………..
3. Политика в социально-экономической сфере……………………….9
3.1. Причины укрепления крепостничества………………………..10
3.2. Меры либерального характера…………………………………10
4. Итоги политики просвещенного абсолютизма……………………....11
Список литературы ……………………………………………………...13
1. Основное содержание политики просвещенного абсолютизма.
Просвещенный абсолютизм - одна из форм государственной политики многих стран Европы, возникшая на определенной стадии их развития в результате укрепления позиций новых общественных сил (буржуазии, интеллигенции), боровшихся за свои права с существующими абсолютистско-феодальными режимами. Он складывался под влиянием идей Просвещения, осуждающих сословное неравенство, произвол власти, католическую церковь и обосновывающих естественные права человека - свободу, равенство, право на частную собственность, а также принцип разделения властей, верховенство закона и др. Некоторые французские философы полагали, что просвещенные монархи с либеральными взглядами, утверждая разумные законы и способствуя распространению знаний смогут осуществить идеал общего блага, т.е. добиться экономического процветания, социальной гармонии и безопасности для своих народов. Эти идеи получили широкое распространение в Европе и оказывали непосредственное влияние на политику монархов.
1.1. Основные факторы и особенности политики просвещенного абсолютизма в России.
В России политика просвещенного абсолютизма порождалась:
- Стремлением верховной власти привести существующие систему управления, уровень социально-экономического и культурного развития в соответствие с духом времени.;
- Остротой социальных противоречий , необходимостью принятия таких мер, которые бы смягчали недовольство низов;
- Притязаниями на ведущую роль в системе международных отношений.
Однако незрелость социальных и духовных предпосылок (практическое отсутствие национальной буржуазии, непросвещенность основной массы дворянства, патриархальность городского населения и крестьянства) приводила к тому, что политика просвещенного абсолютизма носила поверхностный и крайне противоречивый характер, сочеталась с реакционными мероприятиями правительства. В отечественной историографии существует направление, сводящее всю политику просвещенного абсолютизма к сплошному лицемерию, призванному обмануть просвещенное общественное мнение Европы и скрыть продворянский, крепостнический характер политики Екатерины II. Более того, считается, что после подавления восстания Пугачева эта политика, сбросив налет просвещенности, стала откровенно реакционной. Многие мероприятия, да и сам дух правления Екатерины II носили либеральный характер, в котором отражались как ее личные качества, так и стремление своей реформаторской активностью продолжить дело Петра I, укрепить могущество России.
1.2. Личность великой императрицы.
Екатерина II обладала природным расчетливым умом и волевым характером. С 1745 г., т.е. после брака с Петром Федоровичем - наследником русского престола, она все свои силы употребила на то, чтобы лучше узнать новую родину ( выучила русский язык, знакомилась с историей, традициями и обычаями русского народа). В то же время она увлеклась трудами французских просветителей и искренне восприняла их некоторые либеральные идеи. Будучи крайне властолюбивой, Екатерина неплохо подготовилась к управлению страной и после переворота 1762 г. приступила к тем преобразованиям, которые, с одной стороны, отвечали ее представлениям об интересах России, а с, другой, укрепляли ее личную власть. Екатерина II проводила подчеркнуто патриотическую по своему содержанию как внутреннюю, так и внешнюю политику (если, как заметил один исследователь, Петр из русских делал немцев, то она -немка, из русских делала русских). Ее отличало трудолюбие, стремление совместить на первый взгляд несовместимое: либеральные воззрения с самодержавно-крепостническими порядками. Так она лично осуждала крепостничество, но осознание того, что укрепившееся дворянство не потерпит ущемления его владельческих прав на крещеную собственность и сможет осуществить переворот, направленный уже против нее самой, привело к тому, что казанская помещица победила в ней философа в юбке. Екатерина II принимала активное участие в решение всех государственных дел, ее же многочисленные фавориты, хотя и оказывали влияние на решение частных вопросов, никогда, в отличие от предшествующих правлений, не были всесильны.
1.3. Задачи политики просвещенного абсолютизма.
1. Укрепление самодержавия за счет модернизации и совершенствования системы управления, устранения наиболее архаичных ее элементов;
2. Расширение прав и свобод русского дворянства в целях его превращения в подлинно привилегированное и просвещенное сословие, способное не за страх, а за совесть служить интересам государства и всего общества;
3. Проведение мер, направленных, с одной стороны, на усиление власти помещиков над своими крестьянами, а с другой, призванных смягчить социальную напряженность;
4. Создание условий для экономического развития страны, принятие законов, способствующих предпринимательству (политика экономического либерализма);
5. Распространение знаний, развитие европейских форм культуры и образования в стране ;
6. Повышение авторитета России за границей, укрепление ее международного положения.
2. Меры по совершенствованию системы государственного управления.
2.1. Теоретическое обоснование самодержавия.
Екатерина II, используя идею французского просветителя Монтескье о том, что природная среда, размеры страны и нрав ее населения определяют форму государственного строя, доказывала закономерность и необходимость самодержавия в России. Задача монарха заключалась в издании наилучших законов, а правительства и других органов управления - в исполнении его воли. Все подданные и сам монарх обязаны следовать этим законам, что, как считала императрица, и отличает просвещенную монархию от деспотии. Однако всевластие закона на практике часто игнорировалось чиновниками да и самой Екатериной. С другой стороны, активное законотворчество Екатерины было призвано укрепить законодательную базу самодержавия.
2.2. Реформа центральных учреждений.
Сразу же после переворота 1762 г. сановник Никита Панин разработал проект, призванный ограничить власть самодержца императорским советом. После некоторых колебаний Екатерина II отказывается от него. Более того, в 1763 г. она пошла на реформу Сената, который был разделен на 6 департаментов, лишен многих полномочий и превращен в высшее судебно-апелляционное учреждение. Важнейшим механизмом государственного управления становится Кабинет Екатерины с его статс-секретарями. В целом в стране усиливается бюрократический аппарат.
2.3. Отношение с церковью.
В 1763-1764 гг. была проведена секуляризация церковных земель, т.е осуществлена. их передача в введение казны, что укрепило экономическую мощь государства, прекратило волнения монастырских крестьян, которые дестабилизировали обстановку в стране.
2.4. Управление окраинами.
В 1764 г. ликвидировано гетманство на Украине, ограничены привилегии казачества. В 1775 г. упразднено Запорожское войско, а на Дону введена обычная система губернских учреждений, что лишило казачество остатков автономии. Все эти меры укрепляли централизацию страны, унифицировали систему управления.
2.5. Уложенная комиссия.
В 1767 г. созывается Уложенная комиссия, призванная разработать новый свод законов. Ей придается форма как древних земских соборов, так и европейского парламента одновременно. Депутаты избирались от всех сословий, кроме помещичьих крестьян, но подавляющее большинство там принадлежало дворянам и горожанам. Екатерина II подготовила Наказ Уложенной комиссии, в котором содержались предложения по смягчению крепостного строя. Депутатские же наказы не шли дальше защиты узкосословных интересов. Деятельность Комиссии привела Екатерину к выводу о невозможности согласования интересов различных сословий, а также смягчения крепостничества без риска потерять престол. В то же время ее созыв произвел благоприятное впечатление на Европу, укрепил авторитет власти, позволил Екатерине ознакомиться с состоянием умов в обществе. Убедившись, что ее правлению ничто не угрожает и недовольная резкостью критики, прозвучавшей в некоторых публичных выступлениях в адрес крепостничества и дворянства, под предлогом начавшейся в 1768 г. войны с Турцией, она распускает Комиссию.
2.6. Реформа местного управления.
2.6.1. Причины и основные задачи.
Реформа местного управления стала ответом на то потрясение, которое пережила империя в результате социального взрыва - пугачевщины. Она была призвана укрепить государственную власть на местах, передать туда некоторые функции центральных органов и тем самым повысить их эффективность, а главное, - упрочить позиции дворянства, которое после подавления восстания оценивалось как единственная надежная опора власти.
2.6.2. Основное содержание реформы.
В 1775 г. Екатерина издала Учреждение для управления губерний. Россия делилась на 50 губерний, каждая из которых, в свою очередь на 10 - 15 уездов с населением до 30 тысяч человек. Функции губернского правления и возглавлявшего его губернатора значительно расширялись за счет передачи финансовых, административных и судебных полномочий из центра. В уезде главным органом управления был низший земский суд во главе с капитан - исправником. В отличие от губернатора, который назначался из центра, он избирался дворянами из местных помещиков. Кроме того, дворяне получили право создавать уездные и губернские дворянские собрания, на которых избирались предводители дворянства, кандидаты на различные должности, обсуждались вопросы местной жизни.
2.7. Итоги.
1) Была создана эффективная и гибкая система местного управления;
2) Роль коллегий значительно снизилась и лишь три первейшие продолжали сохранять свое положение;
3) Укрепилась позиция дворян на местах, но реформа была призвана помимо прочего отвлечь их от попыток оказывать влияние на политику центральной власти.
3. Политика в социально-экономической сфере.
Она отличалась крайней противоречивостью. Происходит, с одной стороны, усиление крепостничества, которое проявлялось:
- В широкой практике раздачи государственных крестьян и земель в руки крепостников - помещиков.
- В ликвидации остатков прав крепостных крестьян: помещикам разрешено не только ссылать крепостных в Сибирь, но и по закону 1765 г. отдавать их на каторжные работы, крестьянам запретили жаловаться на помещиков, принимать присягу, брать откупа и подряды.
- В увеличении зоны крепостничества, которое в 1783 г. окончательно оформляется на Украине.
- В расширении привилегий дворян, которые получили право не служить, если этого не желали (Манифест о вольности дворянства 1762 г.), а также монопольное право на владение землей, недрами и крепостными крестьянами ( по Жалованной грамоте дворянству 1785 г.)
3.1. Причины укрепления крепостничества.
1. В суровых природно-климатических условиях России, при ее общей отсталости и активной внешней и внутренней политике только эта система могла обеспечить получение хотя и минимального, но гарантированного продукта для обеспечения нужд государства, дворянства и поступательного развития промышленности;
2. Любое ущемление прав дворянства, превратившегося в мощную силу и не видящего вне крепостнической эксплуатации крестьян иных источников доходов, могло привести к смещению Екатерины;
3. Государство, усиливая крепостничество в стране, укрепляло и свое могущество.
3.2. Меры либерального характера.
- Расширение привилегий дворянства, предоставление им права не служить означало "раскрепощение" дворянства от государства. Благодаря этому оно превращалось в подлинно привилегированное сословие, располагающее определенными правами и свободами. Создание же дворянских уездных и губернских собраний было шагом на пути становления гражданского общества.
- Предоставление в 1785 г. Жалованной грамоты городам обеспечивало некоторыми привилегиями городовых обывателей, разделенных на 6 разрядов в зависимости от рода занятий и материального положения, а также регулировало работу органов самоуправления.