Теневая
экономика. По оценкам экспертов уже
40-45% всей нашей экономики ушло в «тень»,
т.е. в полностью неналоговую сферу, от
которой бюджет не имеет ничего. К этому
еще можно добавить упорную, длительную,
ничем разумным не объяснимую вражду правительства
реформаторов к основному источнику налогов
во всем мире, а так же основе для формирования
среднего класса - мелкому и среднему бизнесу,
во многом обеспечившему в последние два
десятка лет такой феноменальный экономический
рост такому гиганту как Китай.
Либерализация
цен. Либерализация цен вызвала безудержный
рост цен, при фактическом замерзании
зарплат, хлынувший из-за рубежа, зачастую
второсортный товар, душил отечественного
производителя.
В повседневные
разговоры россиян вошли такие
экономические термины как инфляция,
курс валют, дивиденд, дефолт.
Полным ходом
шло и идет имущественное расслоение населения
Российской Федерации на богатое меньшинство
и бедное большинство на фоне практически
полного отсутствия среднего класса. В
среднем разница между доходами самых
бедных и самых богатых доходит до 26 раз
(в Москве до 48). Для кого-то жизнь нормальная,
когда есть тарелка супа в день, а для кого-то
- когда можно позволить купить третью
машину на семью.
Снижение
общего жизненного уровня. В Центре уровня
жизни Академии труда считают, что для
нормальной жизни нужно получать, по крайней
мере, 500 долл. Именно столько составляет
минимальная зарплата в Греции, Португалии
и т.д. (в развитых странах она примерно
в 2 раза выше).
В Комитете Госдумы
по труду и социальной политике считают,
что нормальный заработок - если на
питание уходит меньше 60%.
Народ же в большинстве
своем ни о чем подобном и не
помышляет. По Санкт-Петербургу статистика
утверждает, что душевой доход
петербуржца позволяет ему купить
1,6 набора прожиточного минимума. То есть
на еду уже хватает, на остальное - нет.
Приблизительно так живут в 72 регионах
из 89. Еще хуже в 12.
Стремясь хоть
как-то сохранить свои сбережения от
инфляции, и не доверяя государственным
кредитным учреждениям типа Сбербанка
уже обманувшего своих вкладчиков
в 1992 г. люди стали обращаться во вновь
создаваемые коммерческие учреждения,
ориентированные на сбор денег и выплату
солидных процентов по ним.
Пользуясь пробелами
в российском законодательстве, а
иногда и явным попустительством
властей, используя агрессивную
рекламу в СМИ хозяева, новоиспеченных
фондов, финансовых компаний, банков аккумулировали
огромные средства миллионов российских
граждан и благополучно исчезли с ними,
не забыв перед этим оформить на себя недвижимость
за рубежом и новое гражданство.
Чеченская
война. Чеченская война была, пожалуй,
одной из самых страшных страниц в жизни
России в последнем десятилетии двадцатого
века. Проблемы на Кавказе - границе православия
и ислама - существовали всегда, и не в
первый раз Россия была втянута в столь
кровопролитную, жестокую и ненужную войну.
Поддавшись влиянию своего ближайшего
окружения и поверив военному командованию,
которое убедило президента в быстрой
и малоболезненной победе, Ельцин издает
указ о вводе войск в Чечню, совершив, наверное,
самую грубую из всех своих ошибок, которая
обернулась огромным количеством тяжелейших
последствий.
- Во-первых,
погибло много людей, среди которых не
только российские военнослужащие, но
и гражданское население, в том числе дети,
женщины и старики. До сих пор не установлено
точное число погибших и есть семьи, которые
все еще продолжают искать своих родственников.
- Во-вторых,
Россия понесла большие материальные
потери. Война, требующая постоянных вливаний,
отнимала весьма существенную часть бюджета
страны.
- В-третьих,
в этой войне не оказалось ни победителей,
ни побежденных. До сих пор не существует
стабильности в этом регионе, ни военной,
ни политической, ни социальной.
Проблемы, возникшие
вокруг Чечни можно было вполне решить
мирным способом. Как удачное решение
экономико-национальных проблем, можно
привести пример республики Татарстан,
которой были предоставлены более широкие
экономические и политические права, за
счет чего она осталась в составе Российской
Федерации, как республика с более расширенным
автономным управлением. В то же время
Россия сохранила значительные запасы
нефти, находящиеся на территории этой
республики.
5.
Международные связи
России
Принципы внешней
политики. Распад СССР изменил положение
России на международной арене, ее политические
и экономические связи с внешним миром.
Внешнеполитическая концепция Российской
Федерации выдвигала приоритетными задачами
сохранение территориальной целостности
и независимости, обеспечение благоприятных
условий для развития рыночной экономики
и включения в мировое сообщество. Предстояло
добиться признания России в качестве
правопреемницы бывшего Советского Союза
в ООН, а также помощи западных стран в
проведении курса реформ. Важная роль
отводилась внешней торговле России с
зарубежными странами. Внешнеэкономические
связи рассматривались как одно из средств
преодоления хозяйственного кризиса в
стране.
Россия и
страны дальнего зарубежья. После августовских
событий 1991 г. началось дипломатическое
признание России. Для переговоров с российским
президентом прибыл глава Болгарии Ж.
Желев. В конце того же года состоялся
первый официальный визит Б.Н. Ельцина
за рубеж - в ФРГ. О признании суверенности
России, о переходе к ней прав и обязанностей
бывшего СССР заявили страны Европейского
Сообщества. В 1993-1994 гг. были заключены
соглашения о партнерстве и сотрудничестве
между государствами ЕС и Российской Федерацией.
Правительство России присоединилось
к предложенной НАТО программе "Партнерство
во имя мира". Страна была включена в
состав Международного валютного фонда.
Ей удалось договориться с крупнейшими
банками Запада об отсрочке платежей за
долги бывшего СССР. В 1996 г. Россия вступила
в Совет Европы, в компетенции которого
находились вопросы культуры, прав человека,
защиты окружающей среды. Европейские
государства поддерживали действия России,
направленные на ее интеграцию в мировую
экономику.
Заметно повысилась
роль внешней торговли в развитии
экономики России. Разрушение народнохозяйственных
связей между республиками бывшего
СССР и распад Совета Экономической
Взаимопомощи вызвали переориентацию
внешнеэкономических связей. После долгого
перерыва России был предоставлен режим
наибольшего благоприятствования в торговле
с США. Постоянными экономическими партнерами
являлись государства Ближнего Востока
и Латинской Америки. Как и в предшествующие
годы, в развивающихся странах при участии
России строились тепло- и гидроэлектростанции
(например, в Афганистане и Вьетнаме). В
Пакистане, Египте и Сирии возводились
металлургические предприятия и сельскохозяйственные
объекты.
Сохранились торговые
контакты между Россией и странами
бывшего СЭВ, по территории которых пролегали
газо- и нефтепроводы в Западную Европу.
Экспортируемые по ним энергоносители
продавались и этим государствам. Ответными
предметами торговли выступали медикаменты,
продовольственные и химические товары.
Доля стран Восточной Европы в общем объеме
российской торговли сократилась к 1994
г. до 10%.
Отношения
с государствами
СНГ. Развитие взаимоотношений с Содружеством
Независимых Государств занимало важное
место во внешнеполитической деятельности
правительства. В 1993 г. в состав СНГ входили,
кроме России, еще одиннадцать государств.
На первых порах центральное место в отношениях
между ними занимали переговоры по вопросам,
связанным с разделом имущества бывшего
СССР. Устанавливались границы с теми
из стран, которые ввели национальные
валюты. Были подписаны договоры, определившие
условия перевозки российских грузов
по их территории за рубеж.
Распад СССР
разрушил традиционные экономические
связи с бывшими республиками. В
1992-1995 гг. падал товарооборот с государствами
СНГ. Россия продолжала поставлять им
топливно-энергетические ресурсы, прежде
всего нефть и газ. В структуре импортных
поступлений преобладали товары народного
потребления и продовольствие. Одним из
препятствий на пути развития торговых
отношений являлась образовавшаяся в
предшествующие годы финансовая задолженность
России со стороны государств Содружества.
В середине 90-х годов ее размер превышал
б млрд. долл.
Российское
правительство стремилось сохранить
интеграционные связи между бывшими
республиками в рамках СНГ. По его инициативе
был создан Межгосударственный комитет
стран Содружества с центром пребывания
в Москве. Между шестью (Россией, Белоруссией,
Казахстаном и др.) государствами был заключен
договор о коллективной безопасности,
разработан и утвержден устав СНГ. Вместе
с тем Содружество стран не представляло
собой единой оформленной организации.
Межгосударственные
отношения России с бывшими республиками
СССР складывались непросто. Велись острые
споры с Украиной из-за раздела
Черноморского флота и владения Крымским
полуостровом. Конфликты с правительствами
государств Прибалтики вызывались дискриминацией
проживающего там русскоязычного населения
и нерешенностью некоторых территориальных
вопросов. Экономические и стратегические
интересы России в Таджикистане и Молдавии
явились причинами ее участия в вооруженных
столкновениях в этих регионах. Наиболее
конструктивно развивались взаимоотношения
между Российской федерацией и Белоруссией.
Деятельность
российского правительства внутри
страны и на международной арене свидетельствовала
о его желании преодолеть конфликты в
отношениях с государствами как дальнего,
так и ближнего зарубежья. Его усилия были
направлены на достижение стабильности
в обществе, на завершение перехода от
прежней, советской, модели развития к
новой общественно-политической системе,
к демократическому правовому государству.
Заключение
Если
оценивать «Эпоху Ельцина», то эти
оценки будут достаточно критичными
- у Ельцина были ошибки и это
надо признать. Да, ошибок было много, но
с другой стороны Борис Николаевич великий
человек, который смог перевернуть всё
государство - целую Россию. А конец этой
эпохе настал 31 декабря 1999 года, во время
трансляции новогоднего поздравления.
Список
литературы
1. Белая книга.
Экономические реформы в России 1991—2001.
Электронный вариант, размещенный на сайте
http://www.situation.ru
2. Ельцин Б.Н. Записки
Президента. Электронный вариант, размещенный
на сайте http://1993.sovnarkom.ru
3. Ельцин Б.Н. Исповедь
на заданную тему
4. Коржаков А.В.
Борис Ельцин: От рассвета до заката: Послесловие
Изд. 2-е, перераб., доп. / А.В. Коржаков. -
М: Детектив-Пресс, 2004.
5. Маркедонов С.
Кавказская политика Ельцина. Электронный
вариант, размещенный на сайте http://www.politcom.ru