Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2011 в 15:57, реферат
В истории России XVIII век известен как эпоха «просвещенного абсолютизма», «союза философов и монархов». В те времена широкое хождение получили теория и практика, согласно которым отжившие институты феодального общества можно преодолеть не революционным, а эволюционным путем, самими монархами и их дворянами, при помощи мудрых советников-философов, прочих просвещенных людей. Самодержцы, как предполагалось, были или должны быть людьми просвещенными, своего рода учениками идеологов Просвещения. Такой и была Екатерина Вторая Российская.
Введение……………………………………………………….…… 3
1. Внутренняя политика России в начале царствования Екатерины II …………………………....………………………….4
2. Внешняя политика и дипломатия ………………………….........9
3. Крестьяне и крепостное право…………………………… ……12
4. Наука и культура…………………………………………...........14
Заключение…………………………………………………………16
Список используемой литературы………………………………..17
Введение……………………………………………………….
Заключение……………………………………………………
Список
используемой литературы………………………………..17
В истории России XVIII век известен как эпоха «просвещенного абсолютизма», «союза философов и монархов». В те времена широкое хождение получили теория и практика, согласно которым отжившие институты феодального общества можно преодолеть не революционным, а эволюционным путем, самими монархами и их дворянами, при помощи мудрых советников-философов, прочих просвещенных людей. Самодержцы, как предполагалось, были или должны быть людьми просвещенными, своего рода учениками идеологов Просвещения. Такой и была Екатерина Вторая Российская.
Новый переворот был совершен, как и прежние, гвардейскими дворянскими полками; он был направлен против императора, заявившего очень резко свои национальные симпатии и личные странности детски капризного характера.
Переворот 1762г. поставил на трон женщину не только умную и с тактом, но и чрезвычайно талантливую, на редкость образованную, развитую и деятельную.
Императрица желала законности и порядка в управлении; знакомство с делами показало ей, что беспорядок господствует не только в частностях управления, но и в законах; её предшественники непрерывно заботились о приведении в систематический кодекс всей громады отдельных законоположений, накопившихся со времени Уложения 1649г., и не могли справиться с этим делом.
Вступая на престол , Екатерина поверхностно знала о состоянии дел в Российской империи, свои правительственные средства и ожидавшие её затруднения. Между тем, она должна была сгладить впечатление от переворота, приведшего её к трону, оправдать незаконное присвоение власти. Однако, даже король Фридрих II был прав, когда много лет спустя, говорил ехавшему в Петербург французскому послу Сегюру, что Екатерина была не столько виновницей, сколько орудием переворота: слабая, молодая, одинокая в чужой земле, накануне развода и заточения она отдалась в руки людей, хотевших её спасти, и после переворота не могла ещё ничем управлять.
Екатерина была сторонницей самодержавной формы правления, основанной на законе и взаимном соблюдении монархом и подданными обязанностей в отношении друг друга. Она была выдержанная, хорошо умеющая владеть собой, подавлять вспышки гнева, поддержать беседу, одновременно терпелива к недостаткам людей, но непримирима к противникам, умела быть жестокой. Екатерина имела достаточно развитое чувство юмора, в её переписке много язвительности и насмешливости.
Правление Екатерины продолжалось более трех с половиной десятилетий, с 1762 по 1796 гг. Оно наполнено многими событиями во внутренних и внешних делах, осуществлением замыслов, продолжавших то, что делалось при Петре Великом.
«Петру Первому - Екатерина Вторая» - такие слова выбиты на постаменте знаменитого памятника первому императору России работы Э. Фальконе. Екатерина вторая, деятельная и неординарная правительница, имела право на подобное сопоставление. Достижения и победы времени её царствования носят во многом отпечаток её личного участия, направляющего внимания. Натура талантливая, образованная, литературно одаренная, она умела многое - и управлять огромной империей, к сему страстно стремилась со времени прибытия в Россию, и ладить с людьми, и, что важно, приближать к себе людей талантливых, одаренных, поручать им важные дела в соответствии с их способностями.
Чтобы сгладить впечатление от захвата престола Екатерине надо было стать популярной в широких кругах народа, действуя наперекор предшественнику, поправляя то, что им было испорчено. Петр III оскорбил ее национальное чувство; Екатерина должна была действовать усиленно в национальном духе, восстановить попранную честь народа. Прежнее правительство вооружило против себя всех своим бесцельным произволом; новое должно было упрочить законность в управлении, что и было обещано в Манифесте Екатерины. Так, популярная деятельность нового правительства должна была одновременно следовать национальному, либеральному и сословно-дворянскому направлениям. Не будучи в состоянии согласить противоречивые задачи и не решаясь пожертвовать какой-либо в пользу остальных, Екатерина разделила их, каждую проводила в особой сфере правительственной деятельности. Национальные интересы и чувства получили широкий размах во внешней политике, которой был дан полный ход. Предпринята была широкая реформа областного управления и суда по планам передовых публицистов Западной Европы, но главным образом с целью занять праздное дворянство и укрепить его положение в государстве и обществе..
По-прежнему правители создавали при своей особе учреждения, стоявшие над всеми другими, из приближенных и доверенных деятелей. Это елизаветинская Конференция при высочайшем дворе, Совет при высочайшем дворе Петра III, Непременный совет при Екатерине II. Последняя реформировала Сенат в 1763 году, прежде единое учреждение разделили на шесть департаментов, каждый из которых ведал определенным кругом дел. Сильно возросла роль генерал-прокурора - он теперь не только наблюдал за работой Сената. Но самостоятельно решал сенатские дела. Екатерина назначила на эту должность князя А.А. Вяземского , известного своей честностью и неподкупностью.
Дальнейшая централизация, бюрократизация управления нашли свое выражение в ликвидации гетманства на Левобережной Украине. Ею стали управлять президент Малороссийской коллегии и генерал-губернатор Малой России. Тем и другим Екатерина Вторая назначила П.А. Румянцева, выдающегося полководца и государственного деятеля, человека решительного и энергичного.
Важный момент в политике «просвещенного абсолютизма» - созыв в 1767 году Комиссии для составления нового Уложения. Для руководства работой по составлению нового Уложения и решения важнейших вопросов законодательства Екатерина написала «Наказ» Уложенной комиссии. Это политико-философское произведение стола своеобразной компиляцией текстов Монтескье (книга «Дух законов»), итальянского криминалиста Беккариа («О преступлениях и наказаниях»), Бильфельда, Юсти и других европейских просветителей. Достаточно сказать, что из 507 статей «Наказа» тексты 408 статей были взяты у этих просветителей (294 заимствованы у Монтескье), причем на первый план выдвигалось обоснование самодержавно-крепостнического строя в России. Книгу Монтескье Екатерина называла молитвенником государей, имеющих здравый смысл. Широко воспользовалась Екатерина и трактатом Беккариа, направленным против остатков средневекового уголовного процесса с его пытками и подобными судебными доказательствами, проводившим новый взглад на вменяемость преступлений. Самая обширная Х глава «Наказа» «о обряде криминального суда» почти вся взята из этой книги (104 статьи из 108). Сенат разослал «Наказ» по учреждениям, центральным и местным. Читать его велели только начальникам, поскольку он содержал «опасные» мысли передовых философов-просветителей. В Москву съехались более 500 депутатов от дворян, торгово-ремесленного населения, государственных крестьян, казаков. Послали своих депутатов также коллегии, Сенат и Синод. Крепостные крестьяне и духовенство представителей не получили.
В 20 главах «Наказ» говорит о самодержавной власти в России, о подчиненных органах управления, о хранилище законов (Сенате), о состоянии всех в государстве живущих (о равенстве и свободе граждан). «Наказ» возвещал, что равенство граждан состоит в том, что все подчинены были одинаковым законам, что есть государственная вольность, т.е. политическая свобода, и состоит она не только в праве делать все, что законы дозволяют, но и в том, чтобы не быть принужденным делать, чего не должен хотеть.
Идеи просвещения находили отклик у части дворян и у депутатов разных сословий. Кроме того, созыв комиссии давал Екатерине II возможность выяснить позиции и требования привилегированных и полупривилегированных сословий, способствовали укреплению народных иллюзий о «добром царе». Каждому депутату избиратели вручали наказ с изложением своих нужд и пожеланий.
Необходимость нового свода законов чувствовалась давно. После Соборного уложения 1649 года накопилось большое количество указов царя и Боярской думы, императорских манифестов и указов. Уже при Петре Первом, в самом конце предыдущего столетия, работала комиссия по подготовке текста нового Уложения, но из этого ничего не получилось. Мысли о созыве депутатов для законодательной работы высказывали публицисты и авторы проектов: Посошков, Голицын, Татищев. В 50-60-е годы составлялись списки депутатов. Наконец, в конце июля 1767 г., созвали Комиссию.
В декабре 1767 года заседания Комиссии в Москве прекратились и она была переведена в Петербург, где 18 февраля 1768 года в Зимнем дворце возобновила свою работы чтением и обсуждением законов о юстиции. Вообще при работе комиссии плана занятий установлено не было, предметы назначались случайно, вопросы сменялись неисчерпанные. Постепенно, с расширением поля обсуждения, Комиссия поднималась от местных подробностей к общим вопросам государственного порядка.
В конце XVIII века политика российского абсолютизма была направлена на сохранение и укрепление феодально-крепостнического строя, господствующего положения дворян в экономике и политической жизни, на юридическое оформление полного бесправия крепостного крестьянства и в то же время на предотвращение дальнейшего развития социального антагонизма и возможности крестьянской войны.
Одной
из главных форм решения этих задач стала
перестройка органов власти, управления
и суда в губерниях и уездах, укрепление
диктатуры дворян как в деревне, так и
в городе. Исключительную важность в этом
отношении имели «Учреждения для управления
губерний» 1775г., разработанные и изданные
сразу после разгрома Крестьянской войны
1773-1775г.г. Этот акт вносил важные изменения
в структуру и функции правительственных
учреждений в губернии и уезде, устанавливая
единый принцип территориально-
До реформы 1775 года губернаторы, провинциальные, уездные воеводы и их канцелярии осуществляли одновременно административные, судебные и финансовые функции. «Учреждения» же 1775 года создавали отдельные административные, судебные и финансовые учреждения в губерниях и уездах, тем самым значительно укрепляя и четко определяя функции чиновничье-бюрократического аппарата абсолютизма. Но, используя в реформе 1775 года буржуазный принцип «разделения властей», Екатерина II наполняла буржуазную форму органов управления самодержавно-крепостническим содержанием. Суд не только не контролировал деятельность администрации, на фактически подчинялся ей. Во всех учреждениях закреплялось господствующее положение дворян - чиновников, судей, администраторов, избираемых дворянскими сословными организациями или назначаемых губернаторами, Сенатом, императором.
Вторую, не менее важную сторону политики абсолютизма в сфере управления во второй половине XVIII века составляло юридическое оформление прав и привилегий сословий, их обязанностей и повинностей, создание сословных организаций.
Чтобы правильно понять и оценить причины такой направленности политики абсолютизма, нужно помнить, что деления общества на сословия было одним из главных условий существования феодального строя и что формирование и развитие капиталистических отношений неразрывно связано с разрушением феодальных сословий, так как положение и роль классов буржуазного общества определяется их имущественным положением в производственных отношениях.
Сословная политика абсолютизма нашла свое выражение в манифестах, указах, уставах, жалованных грамотах и других законодательных актах.
Внутренние дела России как ничто иное показывает способность Екатерины применять методы «просвещенной» части западного мира к ситуации, сложившейся в стране. Практически по своей прихоти, задумав обобщить законы, накопившиеся в стране, Екатерина пишет «Наказ», своеобразный свод передовой мысли того времени. Перестройка органов власти, управления и суда в губерниях и уездах, укрепление диктатуры дворян направляют политику российского абсолютизма на сохранение и укрепление феодально-крепостнического строя.
Внешняя политика - самая блестящая сторона государственной деятельности Екатерины, произведшая наиболее сильное впечатление на современников и ближайшее потомство. Когда хотят сказать самое лучшее, что можно сказать об этом царствовании, говорят о победоносных войнах с Турцией, о польских разделах, о повелительном голосе Екатерины в международных отношениях Европы. С другой стороны внешняя политика была поприщем, на котором Екатерина всего удобнее могла завоевать народное расположение: здесь разрешались вопросы понятные и сочувственные всему народу. Наконец здесь не нужно было придумывать программы, ни искать возбуждений: задачи были готовы, прямо поставлены вековыми указаниями истории и настойчивее других требовали разрешения. Потому наибольшее внимание императрицы было обращено в эту сторону. После Ништадского мира, когда Россия твердой ногой стала на Балтийском море, на очереди оставались два вопроса внешней политики, один территориальный, другой национальный. Первый состоял в том, чтобы продвинуть южную границу государства до его естественных пределов, до северной береговой линии Черного моря с Крымом и Азовским морем и до Кавказского хребта. Это восточный вопрос в тогдашней исторической постановке. Потом предстояло довершить политическое объединение русской народности, воссоединив с Россией оторванную от нее западную часть. Это вопрос западнорусский. По самому своему существу оба вопроса имели местное значение, возникли исторически взаимных отношений соседних государств, притом не имели никакой исторической связи между собой. Поэтому для их успешного разрешения их следовало локализовать и разделить, то есть разрешать без постороннего вмешательства, без участия третьих, и разрешать не оба вместе, а тот и другой порознь.
Информация о работе Эпоха Екатерины II. Время просвещенного абсолютизма в России