В период Древнего царства (
28 - 23 в. до н. э. ) Египет является крупным
государством, распространявшим своё
влияние на области Синайского полуострова,
южную Палестину и Нубию. Именно
в этот период, унаследовавший многое
от более ранних эпох: каменные орудия,
культурную особенность составляющих
Египет областей с их пёстрым сонмом
богов, магию, почитание животных, растений,
сокральных предметов и т. д.- выявляется
целый ряд особенностей египетской
культуры, которые сохраняются до
конца эпохи фараонов. И одной
наиболее её ярких черт стало причудливое
сочетание « первобытности »
со сложным и зрелым мировосприятием,
отличающим высокоразвитую цивилизацию.
Эпоха Древнего царства
воспринималась самими египтянами
как время могущественных царей
и несравненных великих мудрецов
- полубога Имхотепа и Джедефхора,
Кагемни и Птаххотепа, как золотой
век египетской культуры.
Свою цивилизацию египтяне
изначально считали созданной
богами. Согласно хронологии Манефона,
основанной на священных текстах,
до земных царей Египтом правили
боги, затем - полубоги. В « Мемфисском
богословском трактате », творении
жрецов Птаха, восходящим к
эпохе Древнего царства, сказано:
« Умиротворился Птах, создав
все вещи и божественные слова.
Он породил богов, создал города,
основал номы, поместил богов
в их святилища, учредил их
жертвоприношения, основал их храмы,
сотворил их тела ради умиротворения
их сердец ».
Существование государства
не мыслилось египтянам без
Маат - божественного Порядка и
Истины. Боги-творцы уничтожают изначальный
хаос, и в созданном ими человеческом
обществе выступают в роли
восстановителей всеобщей гармонии
Маат. Подобно богам царь также
должен стремиться " утвердить
Маат на месте беспорядка ".
("Тексты Пирамид").
Порядок часто понимается
как правопорядок, справедливость:
боги и цари - как владыки и
учредители законов. Не случайно
египетские визири, начиная с
эпохи Древнего царства, выступают
в роли жрецов истины, что соответствовало
их судейским обязанностям. Понятие
Маат становится центральным
в египетской этике. Одно из
древнейших известных нам поучений
- " Премудрость Птаххтепа "
(V династия) - провозглашает Маат
принципом, на котором строятся
правильные человеческие взаимоотношения:
" Велика справедливость, и превосходство
(её) непоколебимо, неизменна (она)
со времён Осириса, и карают
преступающего законы."
Боги для древних
египтян - не только творцы
городов, номов, правителей, собственного
культа, порядка и законов, но
и создателей ремёсел и искусств,
письма и счёта, науки магии.
Иероглифическое, то есть священное,
письмо понималось как " слово
бога ", и важнейшая роль здесь
принадлежала богу мудрости Тоту.
Владыке слова бога, создателю
письменности, покровителю литературы
и писцов. Сооружение пирамид,
этих гигантских усыпальниц - яркое
свидетельство того, сколь велика
была в Египте вера в особую
божественную силу царя, распространявшуюся
на подданых и после его
смерти. Бог Благой (или Добрый) при
жизни, бог Великий посмертно,
царь является сосредоточением
религиозной жизни, и от его
земного благополучия и загробного
блаженства, по представлениям египтян,
зависела судьба страны.
В конце 5 династии
в пирамиде царя Унаса впервые
высекаются формулы царского
заупокойного ритуала и связанных
с ним представлений - " Тексты
пирамид ", пронизанные идеей
бессмертия и могущества царя,
полагающегося теперь на вечность
слова, запечатлённого в камне.
Из заупокойных текстов Осириса
известен как царь загробного
мира, вершитель посмертной судьбы
каждого египтянина на суде
богов.
Ни один другой народ
древности не уделял столь
пристального внимания загробному
миру, как египтяне, для которых
смерть была продолжением жизни.
О смысле бытия жители Древнего
Египта высказались бы примерно
так: "Ты живешь, чтобы умереть.
И умираешь, чтобы жить". Смерть
была для египтян продолжением
земного существования, умерший
человек, считали они, имеет
те же потребности и желания,
что и живущий. Гробницу, "дом
вечности", обустраивали так, чтобы
там всего было в достатке.
А для будущего воскрешения
человека необходимо было сохранить
его тело - то есть мумифицировать.
Изощренную процедуру
бальзамирования описал еще Геродот,
побывавший в Египте в V веке
до нашей эры. Первым делом
удаляли крюком через ноздри
часть мозга, его остаток растворялся
специальными составами. После
этого из тела извлекали внутренности
- легкие, печень, желудок, кишки.
Их тоже бальзамировали и помещали
в специальные каменные сосуды
- "канопы". Брюшная полость
очищалась растертыми специями
и пальмовым вином, после чего
заполнялась растолченной миррой
и другими благовониями. Наконец
тело зашивали и, судя по
некоторым признакам, засыпали
природной содой - натроном, которая
вытягивала остатки жидкости.
Процесс бальзамирования
продолжался около семидесяти
дней. После этого тело в последний
раз обмывали и обматывали
льняными бинтами, которые пропитывали
смолами и благовониями для
лучшей сохранности мумии. Под
эти бинты клали амулеты, призванные
защитить покойного на сложном
пути в потусторонний мир. Пальцы,
руки и ноги пеленались отдельно,
а иногда на пальцы даже
надевали золотые футляры.
По рисункам на гробницах
сановников и жрецов из Фив
(1500-1000 годы до нашей эры) мы
можем представить себе, как выглядела
траурная процессия в Древнем
Египте. Ее непременно сопровождали
плакальщицы - специально нанятые
девушки и женщины, которые
издавали пронзительные вопли
и рычания, рвали на себе
волосы и посыпали голову песком.
Слуги несли за гробом различные
погребальные принадлежности: ложе,
стулья, подголовники, сандалии, отделанные
драгоценными камнями сундуки
с одеждой, алебастровые сосуды,
наполненные косметикой, украшения
и даже настольные игры. У гробницы
перед мумией совершали "ритуал
отверзания уст и очей": жрец
прикасался к глазам, носу, ушам
и рту усопшего особым жезлом
в виде крюка. Этот магический
обряд предназначался для того,
чтобы органы чувств покойного
обрели новую жизнь, и он
мог и дальше видеть, слышать,
обонять, есть и пить, то есть
жить. Все это сопровождалось
заклинаниями, которые произносил
жрец-чтец. Потом наступал черед
заупокойной службы; проводили ее
специально обученные жрецы. В
ходе этой церемонии внутрь
гробницы помещались жертвенные
дары: мясо, дичь, овощи, виноградные
гроздья, хлеб, пиво или вино -
чтобы усопший мог питаться. Правда,
лишь символически - ведь египтяне
вряд ли на самом деле верили,
будто покойник станет есть
эти дары. За него это делали
жрецы - в счет вознаграждения
за свои труды.
Список использованной литературы:
1. Дьяконов И. М. «Архаические
мифы Востока и Запада »
2. Матье М. Э. «Древнеегипетские
мифы », 56 г.
3. Дьяконов И.М. «История
древнего Востока », 1983 г., ст. 146.
4. Бонгард - Левин Г.
М. «Древние цивилизации», 1989 г., ст.
38, 45
5. Рак И.В. «Мифы Древнего
Египта»
6. «Мерно шагая в бессмертие»,
GEO № 2, февраль 1999 г
7. «Таинственный мир сынов
Ра», Курьер ЮНЕСКО № 10, октябрь
1988 г
8. «Загадка культа Атона»,
Наука и религия № 3, март 1990
г
9. «Египет и Русь солнечная
связь», Наука и религия № 6,
июнь 1989 г
10. Кузнецов С. В. «Религия
Древнего Египта»
11. Уоллис Бадж «Египетская
религия »
12. Коростовцев М. А.
«Религия Древнего Египта »
13. Пьер Монте «Египет
Рамсесов», Смоленск, 2000 год
14. Манфред Луркер «ЕГИПЕТСКИЙ
СИМВОЛИЗМ»
15. Египетская "Книга мертвых"
"Книга Амдуат" (в изложении
Е. Лазарева).