Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 16:15, реферат
В ходе работы рассмотрен материал различных авторов – не только взгляд наших историков, но и работы зарубежных исследователей.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. СОСТОЯНИЕ ЭКОНОМИКИ СССР ПОСЛЕ ОКОНЧАНИЯ ВОЙНЫ. 4
2. ВОССТАНОВЛЕНИЕ ПРОМЫШЛЕННОСТИ, ПЕРЕВООРУЖЕНИЕ АРМИИ. 9
3. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ДИСКУССИИ 1945-1946 12
4. ДЕНЕЖНАЯ РЕФОРМА 1947 И РАЗВИТИЕ ВНУТРЕННЕЙ ТОРГОВЛИ 12
5. ПРОБЛЕМЫ И ТРУДНОСТИ АГРАРНОГО СЕКТОРА. 14
6. НЕДОСТАТКИ АДМИНИСТРАТИВНО-КОМАНДНЫХ МЕТОДОВ УПРАВЛЕНИЯ НАРОДНЫМ ХОЗЯЙСТВОМ 17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 20
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 21
Периоды развития АКС можно проследить по данным экономического развития России. 1861-1913 гг. - темпы прироста ВНП составили, по мнению американского ученого Абрама Бергсона, 2,65% в год. В переходный период от рыночной к планово-централизованной системе ВНП упал до 0,5-0,7% в год. В период становления основ административно-командной системы (1928-1940) ВНП возрос до 5,1% в год. Западная статистика отличается от советской тем, что ее данные очищены от инфляционных компонентов. В период расцвета АКС ВНП составил примерно 5% в год. В период упадка АКС ВНП - 2% в год. В период ликвидации АКС ВНП падал на 5% в год (т.е. темпы роста были отрицательными). Эти данные, конечно, ниже данных советской статистики. Например, по данным советской статистики в 1928-55 гг. ВНП рос на 10,4% в год, а по западным источникам этот показатель составил 4,6% в год, хотя это все равно очень высокий темп роста ВПН для того времени.
В сталинский период темпы экономического роста и по данным западной статистики оказываются очень высокими. АКС могла обеспечить темпы прироста ВНП 6% в год, т.е. в 1,8 раза выше, чем дореволюционная рыночная экономика. Но на основании этих данных нельзя сказать, что АКС эффективнее рыночной системы, т.к. нужно брать темпы роста ВНП за весь период существования, а по этим данным темпы роста АКС оказываются ниже. Обеспечение темпов роста ВНП в условиях АКС было небезупречным (ГУЛАГ, трагедия российского крестьянства и др.).
С экономической точки зрения идеальную модель социализма, с теми или иными вариациями, можно свести к следующим положениям:
все
права собственности
хозяйство управляется из единого Центра, который и решает, Что, Как и Для Кого производить;
рыночный механизм как децентрализованная система связи на основе ценовых сигналов уничтожается.
Предполагается, что такая система хозяйственного устройства способна устранить все дефекты рынка, связанные с неопределенностью, неравномерным распределением доходов, циклическими спадами и вообще неизбежными отклонениями от состояния равновесия. Рынок - не идеальная система, поэтому, полагают социалисты, необходимо его заменить научно разработанным, рациональным планированием.
Административно-командная система предполагает единый Центр, который должен сконцентрировать огромное количество информации, с тем, чтобы спустить вниз плановые задания. Однако сама концентрация информации в едином плановом органе оказывается неразрешимой задачей. Действительно, в условиях ограниченных ресурсов общества необходимо осуществлять многочисленные выборы - Что, Как и Для Кого производить. В рыночной экономике проблема выбора решается при помощи механизма цен. Изменение относительных цен и предельных норм замещения является тем ориентиром, который подсказывает производителям, что производить, а потребителям - что покупать. В условиях административно-командного управления эти механизм не работает.
Система
управления советским народным хозяйством
неоднократно реформировалась. Например,
управление промышленностью к концу 20-х
- началу 30-х годов была 4-х звенной. По результатам
реформы 1934 г. в
нашей стране возникла 3-х и 2-х звенная
система управления. Изменения в схеме
управления сводились к изменениям подчинения.
Предприятия подчинялись то через трест
производственно-
Но не зависимо от реформ управленческих структур развитие промышленности шло за счет экстенсивных факторов. Как и прежде, строились тысячи новых предприятий, но административно-командные методы управления народным хозяйством не способствовали повышению эффективности имеющихся мощностей. Постепенно из-за несовершенства планирования усиливались структурные диспропорции.
Попытки
реформирования системы управления
в 50-х г. более походили на поспешные
“шараханья” и чаще всего не
давали быстрых положительных
неравномерность в развитии отдельных секторов и отраслей народного хозяйства. Это проявлялось, прежде всего, в гипертрофированном развитии определенных отраслей (ВПК, тяжелое машиностроение), доля которого в совокупном общественном продукте на конец 80х-составляла 68% - эти отрасли поглощали львиную долю инвестиций, сырья, материалов, квалифицированной рабочей силы, тем самым еще более "обездоливая" другие отрасли. Создание невиданного по своим масштабам ВПК, поглощавшего ежегодно не менее 2/3 экономического потенциала страны, на содержание которого ежегодно тратилось 18-20% национального дохода. Это и обусловило отставание отраслей, не работавших в ВПК, что привело к замедлению темпов экономического роста, к дефициту, к импорту;
неравномерность
в технико-технологической
Все это привело к негативным тенденциям экономического развития России и неуклонному снижению темпов экономического развития.
Господство
административно-командных
Заключение
Рост экономики в послевоенной СССР был обусловлен только теми условиями и той системой, которое создало «коммунистическое» руководство страны. Все провалы советской экономики зависели не от конкретных исполнителей, а были заложены внутри самой командной системы.
Несмотря на это велось строительство новых и реконструкция действующих заводов и фабрик, разрушенные города отстраивались. Во многом за счет бесплатного принудительного труда в системе ГУЛАГа. Но не стоит забывать, каким трудом это далось. Снижение цен в городах проводилось за счет ухудшения жизни сельского населения. Оплата не соответствовала напряженному производительному труду и не давала возможности поднять уровень благосостояния. В ответ, как бы в вознаграждение народу за труды двух десятилетий, государство сделало принципом постоянное, хотя и скромное, улучшение жизни населения. Именно тогда возникли закрепленные в государственной политике, хотя больше укрепляющие государство, своеобразные советские стереотипы: уверенность в завтрашнем дне и убеждение, что жизнь может только улучшаться. Народ же, со своей стороны, мирился с теми трудностями, которыми была насыщена их жизнь. И верил в «светлое будущее».
Список используемой литературы.
М.Н Чепурина. М., 1998.
Информация о работе Экономика СССР после Второй мировой войны