Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 20:21, реферат
Переход к новой экономической политике (НЭП) был объективно обусловлен и жизненно необходим. Главная причина замены прежней политики на НЭП, состояла в том, что внутренний политический кризис привел к недовольству не только значительную часть крестьянства, но и рабочих.
Введение
1. Политика военного коммунизма
Особенность перехода и необходимость военного коммунизма
Национализация
Централизация государственного управления
Декрет о продразвёрстке
Итоги политики военного коммунизма
2. Советская страна в годы НЭПа
НЭП и его предпосылки
НЭП в сельском хозяйстве
Политическая борьба времён НЭПа
Свёртывание НЭПа.
Нижегородский институт менеджмента и бизнеса
Кафедра
экономики
Реферат
По истории
экономики и экономических учений
Тема:
Экономика России в
период «Военного коммунизма»
и НЭПа
Выполнил: студент 1 курса
Поток 32 ГФ
Ширшов М.Е.
Проверил: К.Э.Н. Доц.
Москалев
Ю.Н.
Нижний Новгород
2011г
Содержание
Введение
Заключение
Список использованной литературы
Введение
В последние годы роль «военного коммунизма», которую он сыграл в нашей экономике, вызывает особый интерес. И видимо, это не случайно. Сначала публицисты, а за ними и историки обратили внимание на то, что ряд элементов командно-административной системы управления народным хозяйством восходит к эпохе «военного коммунизма». За этим открытием последовали и «оргвыводы», и «военный коммунизм» был объявлен источником практически всего зла, которого немало было в нашей истории последних десятилетий. В условиях гражданской войны большевики предприняли попытку непосредственного перехода к грубому, уравнительному, бедному, казарменному коммунизму, от которого не хотели отказываться.
Россия вышла из Гражданской войны 1918— 1920 гг. в состоянии «человека, избитого до полусмерти» (В. И. Ленин). Кризис имел всесторонний характер: экономическая разруха (промышленность, по некоторым показателям отброшенная к уровню 1861 г., бездействующий транспорт, сократившиеся наполовину посевные площади, измеряемая тысячами процентов в год инфляция, развалившаяся финансовая система) дополнялась социальной катастрофой (падение уровня жизни, высокая смертность, голод) и политическим напряжением (недоверие к советской власти, усиление антибольшевистских настроений). Возникала историческая альтернатива: или НЭП и рынок сделают политику более многоцветной, породят во власти различия мнений, подходов, позиций, фракций, партий. Или монолитная власть превратит сферу экономики в один "серый сплошняк"- без НЭПа, без рынка.
Переход к новой экономической политике (НЭП) был объективно обусловлен и жизненно необходим. Главная причина замены прежней политики на НЭП, состояла в том, что внутренний политический кризис привел к недовольству не только значительную часть крестьянства, но и рабочих.
1. Политика
военного коммунизма
1.1 Особенность перехода и необходимость военного коммунизма
Политика,
проводившаяся советским
В
историографии имеются
Объясняя необходимость "военного коммунизма", Ленин в 1921 говорил: «у нас тогда был единственный расчет – победить врага». Троцкий в начале 20-х также заявлял, что все составные части «военного коммунизма» определялись необходимостью отстоять советскую власть, но не обошел и вопрос об имевшихся иллюзиях, связанных с перспективами «военного коммунизма». В 1923, отвечая на вопрос, не надеялись ли большевики перейти от «военного коммунизма» к социализму "без больших хозяйственных поворотов, потрясений и отступлений, т.е. по более или менее восходящей линии», Троцкий утверждал: «да, в тот период мы действительно твердо рассчитывали, что революционное развитие в Западной Европе пойдет более быстрым темпом. И это дает нам возможность путем исправления и изменения методов нашего «военного коммунизма» придти к действительно социалистическому хозяйству».
В
партийных документах большевиков
(второй Программе РКП(б), принятой VIII съездом
в 1919 г.) в первые годы Советской власти
доминировала идея непосредственного
перехода к социализму без предварительного
периода, приспосабливающего старую экономику
к экономике социалистической. Предполагалось,
как отмечал В.И. Ленин, непосредственным
велением пролетарского государства наладить
государственное производство и государственное
распределение продуктов по - коммунистически
в мелкобуржуазной стране, в том числе
с помощью средств, позаимствованных у
капиталистических государств, прежде
всего Германии. В качестве предпосылок
для построения социализма в стране В.И.
Ленин называл диктатуру пролетариата
и наличие пролетарской партии. Что касается
материальных предпосылок, то они связывались
с победой мировой революции и помощью
западноевропейского пролетариата.
Таким
образом, политика военного коммунизма,
проводимая большевиками в 1918-1920 гг., строилась
по разным причинам. С одной стороны,
на опыте государственного регулирования
хозяйственных отношений периода первой
мировой войны (в России, Германии и других
стран). С другой же - на утопических представлениях
о возможности непосредственного перехода
к безрыночному социализму в условиях
ожидания мировой революции, что привело
в конечном итоге к неоправданному форсированию
темпов социально-экономических преобразований
в стране в годы Гражданской войны.
1.2 Национализация
Национализация и раздел земли проводились на основе закона о социализации земли, принятого 27 января 1918 г. В нем определялся порядок раздела и надела. В 1917—1919 гг. раздел был произведен в 22 губерниях. И хотя вновь получили землю около 3 млн крестьян, раздел вызвал рост социальных противоречий в деревне — летом 1918 г. было подавлено 108 мятежей.
Все эти мероприятия отразились и на объемах заготовок. Ответной реакцией государства стало принятие ряда мер военного характера: установлена государственная монополия на хлеб; продовольственные органы наделялись чрезвычайными полномочиями по закупке хлеба; создавались продотряды, задачей которых было изъятие излишков хлеба по твердым ценам. Заметим, что весной 1918 г. деньги уже мало что значили и хлеб фактически изымался бесплатно, в лучшем случае путем обмена на промышленные товары. Да и товаров становилось все меньше, так как к осени 1918 г. промышленность была почти парализована.
Натурализация
хозяйства, свертывание товарно-денежных
отношений, необходимость централизованного
распределения продуктов создавали видимость
завершения переходного периода. Следствием
этого, а также теоретической основой
для последующих экономических мероприятий
стали положения лидеров правящей партии
о необходимости и возможности, опираясь
на энтузиазм масс, указания из центра
и усилия пролетарского государства, организовать
общегосударственное производство и распределение.
Это накладывало отпечаток на функциональную
ориентацию органов управления хозяйством.
1.3 Централизация государственного управления.
В
период гражданской войны была создана
действенная централизованная государственная
и партийная структура. В государственной
сфере власть перешла к исполнительным
органам СНК - Малому совнаркому и Совету
Рабочей и Крестьянской Обороны, образованному
30 ноября 1918 г. под председательством В.И.
Ленина. Совет Обороны занимался преимущественно
ведением войны, а также курировал практически
все области государственной политики,
с 1920 г. в его ведении оказалось все народное
хозяйство. Отрицательное отношение к
рынку стимулировало переход к крайней
централизации управления народным хозяйством,
в первую очередь, промышленностью и распределением
(через ВСНХ, Наркомпрод, систему потребительской
кооперации и т.д.). Пиком централизаторства
стал главкизм. В 1920 г. существовало 50 главков,
координировавших смежные отрасли и занимавшихся
распределением готовой продукции - Главторф,
Главкожа, Главкрахмал. В 1919-1920 гг. создается
потребительская кооперация - государственная
организация, занятая распределением,
вводятся карточки и пайки.
1.4 Декрет о продразвёрстке.
Продразвёрстка не была изобретением большевиков. Ещё осенью 1916г. царское правительство ввело систему обязательной поставки хлеба государству. В условиях неслыханно трудного военного времени сначала периода Первой мировой войны, потом Гражданской войны и иностранной интервенции нельзя было допустить развития рыночных отношений, нельзя было разрешить крестьянину продавать излишки своего производства. Это привело бы к тому, что скудные производственные ресурсы страны пошли бы не на нужды обороны, а были бы использованы спекулянтами. Поэтому продразверстка была единственным выходом из положения. Она была введена декретом Совнаркома от 11 января 1919 г. Впоследствии продовольственная разверстка была распространена и на другие продукты сельского хозяйства.
По продразверстке крестьяне должны были сдавать государству все продовольственные излишки. Крестьянину оставалось то количество хлеба, которое нужно было ему для потребления, оставлялся фураж для скота, а также семенной фонд. В соответствии с урожаем определялось количество хлеба, приходившееся по разверстке на каждую губернию. Это количество разверствовалось далее по уездам, волостям, деревням и крестьянским дворам. Выполнение плана хлебопоставок было обязательным.
Разверстка
по хозяйствам проводилась на основе
сформулированного В.И.Лениным
Продразверстка исходила не из возможностей крестьянского хозяйства, а исключительно из потребностей государства. В результате резко ухудшилось питание крестьян: если до войны крестьянин в среднем потреблял 27 пудов зерна в год, то в 1920 г. – 15 пудов, а безпосевные крестьяне (примерно одна треть крестьянского населения) – только 12 пудов.
Зная,
что "излишки" все равно отберут,
крестьяне резко сократили посевы. Организовать
встречные поставки промтоваров в обмен
на хлеб государство не смогло: в 1920 г.
через Наркомпрод крестьяне получили
от государства в среднем лишь по 100 г.
металлических изделий, в том числе –
менее одного гвоздя на хозяйство.
1.5 Итоги политики военного коммунизма.
В
результате проведения политики военного
коммунизма были созданы социально-
Информация о работе Экономика России в период «Военного коммунизма» и НЭПа