Введение
После
Второй Мировой Войны, Германия перестала
существовать как независимое государство,
она была оккупирована. Часть её
территорий отторгнута. Это была страна
где, как писал один современник,
«среди голода и холода умерла надежда».
Остро стояла тогда перед Германией
задача восстановления экономики, возрождения
промышленного производства, сельского
хозяйства, торговли, финансовой и банковской
системы, возвращения жизни народа к мирному
укладу и нового развития системы государственного
управления.
Цель
работы: Выявить состояние экономики Германии
во второй половине XХ в.
Исходя
из цели работы определим задачи:
- Рассмотреть
экономическую ситуацию Германии в первых
послевоенных лет.
- Рассмотреть
план Маршала.
- Рассмотреть
реформы Л. Эрхарда. «Экономическое Чудо»
1.
Экономическая ситуация
Германии первых
послевоенных лет.
Если после I мировой войны
территория Германии практически
не пострадала от военных действий,
то после II мировой войны страна
лежала практически в руинах.
Промышленное производство было
на уровне трети от довоенного,
остро стоял жилищный вопрос,
большая часть жилищного фонда
была нарушены во время войны,
в то же время более 9 миллионов
немцев были высланы в Германию
из Восточной Пруссии и земель
по Одеру и Нейсе. Жизненный
уровень упал на 1/3. Деньги обесценились,
денежная масса не имела товарного
покрытия, распространялся бартерный
товарооборот. По тогдашним расчетам
оккупационных властей, доходы
среднего немца позволяли приобрести
пару обуви раз в двенадцать
лет, а костюм – раз в
пятьдесят лет. Более того, оккупационные
власти начали демонтаж и вывоз
промышленного оборудования в
счёт репараций. Среди объявленных
Потсдамской конференцией целей
оккупации Германии, имевших первоочередные
экономические последствия, были:
полное разоружение и демилитаризация
Германии, включая ликвидацию всей
ее военной промышленности или
установление контроля над ней,
а также право народов, пострадавших
от германской агрессии, на получение
репараций, в частности, демонтаж
промышленных предприятий и раздел
всего немецкого флота между
СССР, США и Великобританией. Советское
оккупационное командование рассматривало
в первую очередь возможности получения
максимальной компенсации Советскому
Союзу за потери, понесенные в ходе войны.
Доля сохранившихся промышленных предприятий,
демонтированных и вывезенных в СССР,
составила в Советской зоне 45% (в зонах
других государств-победителей она не
достигла 10%). Одновременно СССР поддерживал
политические преобразования, направленные
на ориентацию Германии на коммунистический
(социалистический) путь развития. Первоначальный
же план администрации США: по максимальному
экономическому ослаблению Германии с
сохранением ее как сельскохозяйственной
страны. Таким образом, к 1948 году Германия
оказалась расколотой политически и несостоятельной
экономически. Товары, приток которых
и без того был скуден, в основном оседали
на складах и лишь незначительная их часть
попадала на рынок. Неимоверно разбухшая
(в 5 раз) денежная масса - следствие главным
образом безудержного финансирования
военных проектов - не давала никакой возможности
проводить разумную валютно-финансовую
политику. Хотя путем тотального рационирования,
замораживания цен и заработной платы
кое-как удавалось сохранять внешний порядок,
все попытки обуздать инфляцию (600% к довоенному
уровню) при замороженных ценах были обречены
на провал и экономика впала в примитивное
состояние меновой торговли. Процветал
черный рынок и бартерный обмен. Ухудшению
экономического положения способствовал
приток в западные зоны оккупации беженцев
из восточной зоны и стран Восточной Европы.1
2.
План Маршала.
В рамках наметившейся ориентации
Запада на восстановление экономики
Германии был разработан план,
который Джордж Катлетт Маршалл,
тогдашний госсекретарь США, огласил
5 июня 1947 г. Программа восстановления
Европы, названная впоследствии
Планом Маршалла, была принята
Конгрессом США в 1948 году. Этот
план предусматривал помощь странам
Европы, пострадавшим от войны,
в виде кредитов, оборудования, технологии.
План был рассчитан на 4 года, общая
сумма ассигнований, выделенных
в рамках экономической помощи
странам Европы составила с
апреля 1948 по декабрь 1951 около
12.4 млрд. долл., из которых основная
часть пришлась на Великобританию
(2.8 млрд. долл.), Францию (2.5 млрд. долл.),
Испанию (1.3 млрд. долл.), Западную
Германию (1.3 млрд. долл.), Голландию
(1.0 млрд. долл.).
Следует отметить, что реализация
плана Маршалла столкнулась с
определенной оппозицией в США.
Даже через год после начала
выполнения Программы Маршалл
критиковал своих сотрудников
за то, что они работают слишком
медленно и даже не начали
ещё практических действий. Для
того, чтобы провести план Маршалла
через конгресс правительству
пришлось проделать колоссальную
работу. Многие депутаты, как и
народ, были против финансовой
помощи Европе. Сотрудники Маршалла
проводили лекции, показывали фильмы
о разрушениях в Европе. Устраивали
своего рода экскурсии за океан
для конгрессменов из числа
сомневающихся. Любопытно, что
одним из таких депутатов был
Ричард Никсон. После поездки
в Европу он повернул на 180 градусов
и стал горячо поддерживать
идею Маршалла.
Хотя план Маршалла и не
был единственной движущей силой
послевоенного восстановления, всё
же он стал важным стимулом,
побудившим свершить то, что вначале
казалось невозможным. Прошло
всего несколько лет, и производство
сельскохозяйственной и промышленной
продукции превысило довоенный
уровень.
Важной особенностью плана Маршалла
была принципиально новой схеме
расчётов по кредитам, которая
вела к многократному увеличению
задействованных средств. Например,
немецкий завод заказывал какие-то
детали в США. Однако американский
изготовитель этих деталей получал
доллары за них не от заказчика,
а из правительственного фонда
плана Маршалла. Заказчик же вносил
эквивалент в немецких марках
в специально созданный европейский
фонд. В свою очередь, из средств
этого фонда финансировались
долгосрочные льготные кредиты
предприятиям для новых инвестиций.
В конечном счёте, по мере
возврата предприятиями своих
долгов, средства фонда позволили
европейским государствам расплатиться
и с США.
План Маршалла преследовал три
основные цели: во-первых, он побуждал
европейские страны возобновить
политическое и экономическое
сотрудничество и усиливал их интеграцию
в мировую экономику. Во-вторых, он позволял
им закупать сырьё и оборудование в странах
с твёрдой валютой. В-третьих, этот план
одновременно представлял собой программу
государственной поддержки экономики
самих Соединённых Штатов, поскольку стимулировал
американский экспорт. ФРГ официально
стала одной из стран-участниц плана Маршалла
15 декабря 1949-го года, то есть вскоре после
своего основания, и участие ее продолжалось
до конца действия плана. Вклад Джорджа
Маршалла в восстановление экономики
Европы после второй мировой войны стал
основанием для присуждения ему Нобелевской
премии мира в 1953 году.2
3.
Реформы Л. Эрхарда.
«Экономическое чудо».
Важнейшей фигурой, с которой
традиционно связывают экономическую
сторону успеха послевоенного
восстановления Германии, был Людвиг
Эрхард (1897-1977). Основными элементами предложенной
Эрхардом модели развития «социального
рыночного хозяйства» были:
- целевая установка
– высокий уровень благосостояния всех
слоев населения;
- путь достижения
цели – свободная рыночная конкуренция
и частное предпринимательство;
- ключевое
условие достижения цели – активное участие
государства в обеспечении предпосылок
и условий конкуренции.
В конце 1949 года в развитии
экономической ситуации закончилась
первая, самая опасная фаза, которая
характеризовалась напряженностью
между объемами товаров и объемом
денежной массы и проявлялась
в почти хаотичном повышении
цен. В первой половине 1950 года
объем немецкого производства
рос ежемесячно на 3-5 процентов,
установив абсолютный рекорд
– 114% по сравнению с показателем
1936 года, во внешней торговле за
полгода удалось добиться даже
удвоения экспорта, ускоренными
темпами развивались машиностроение,
оптика, производство электроэнергии.
В том же 1950 году в ФРГ была
отменена карточная система. К
середине пятидесятых годов после
некоторого замедления экономического
роста наступил новый подъем,
вызванный притоком капитала, значительным
обновлением технического производства,
государственными мерами по оживлению
тяжелой промышленности. В 1953-56 годах
ежегодный прирост промышленной
продукции составлял 10-15%. По объему
промышленного производства Германия
заняла третье место в мире
после США и Великобритании, а
по некоторым видам производства
превзошла Великобританию. При этом
основу быстро растущей экономики
составил мелкий и средний
бизнес: в 1953 году предприятия
с числом работающих менее
500 человек обеспечили более половины
всех рабочих мест в экономике,
безработица имела устойчивую
тенденцию к снижению (с 10.3% в
1950 до 1.2% в 1960). К началу шестидесятых
годов по объему производства
и экспорту ФРГ уступала только
США. Бурное развитие экономики
ФРГ в пятидесятых – шестидесятых
годах получило название «экономическое
чудо».
Среди факторов, способствовавших
развитию экономики, следует отметить
обновление основного капитала,
интенсификацию труда, высокий
уровень капиталовложений, в том
числе иностранных. Важное значение
имело также направление бюджетных
средств на развитие гражданских
отраслей за счет сокращения
военных расходов, а также увеличение
налогов на прибыли корпораций.
Отдельного упоминания заслуживает
аграрная реформа, предавшая основную
часть земельных угодий мелким
средним собственникам. Развиваясь
интенсивным путем, сельское хозяйство
Германии характеризовалось быстрым
внедрением новейших достижений
аграрной науки в практику, что
обеспечивало повышение производительности
сельскохозяйственного производства
и урожайности. По мере интенсификации
производства мелкое хозяйство
уступало более крупному. Послевоенное
восстановление Германии заложило фундамент
для «экономического чуда» - быстрого
роста немецкой экономики в пятидесятых-шестидесятых
годах, обеспечило положения ФРГ в Европейской
экономике на протяжении всей второй половины
ХХ века, и стало экономической основой
объединения Германии в конце ХХ века.3
Заключение
Таким образом, история экономического
возрождения Германии после второй
мировой войны представляет собой
один из примеров успешной
реализации идей либерализации
экономики при сбалансированном
участии государства в экономической
жизни страны и обеспечении
социального характера экономических
преобразований. Необходимыми условиями
успеха послевоенного восстановления
Германии стали внешние (план
Маршалла) и внутренние (политическая
стабильность политическая поддержка
реформ, денежная реформа, либерализация
цен и торговли, в том числе
внешней, направленное и ограниченное
вмешательство государства в
хозяйственную жизнь) факторы.
3.
Тест
Определите
к какой стране относится характеристика
её развития во второй половине XIX в.
1.
Капиталистическое развитие начинается
после революции 1868 г. (введение
денежной единицы, отмена внутренних
таможен, денежная компенсация
феодалам)
2.
Постепенная утрата лидерства
в мировом хозяйстве при сохранении
роли «мирового извозчика» активный
экспорт капитала в колонии.
3.
Парцеллярная частная собственность
на землю, отток капитала их промышленности
в кредитно-банковскую сферу.
4.
Медленное решение аграрного
вопроса в 60-70-е. гг. XIX в. сдерживало
экономическое развитие, резкий
подъём в 90-е гг; значительная
роль иностранного капитала;
высокая степень концентрация
производства
5.
Наращивание темпов развития
после объединения в 1871 г., преимущественный
рост тяжёлой промышленности и новейших
наукоёмких отраслей; значительная роль
государства в стимулировании развития
тяжелой промышленности и военно-промышленного
комплекса.
А.
Германия.
Б.
Япония.
В.
Англия.
Г.
Россия.
Д.
Франция.
Ответ:
А.
Германия. - 5
Б.
Япония. - 1
В.
Англия. -2
Г.
Россия. - 3
Д.
Франция. - 4
Список
литературы
- История мировой
экономики. Учебник для вузов / Под
ред. Поляка Г.Б., Марковой
А.Н. – М.: ЮНИТИ, 2004.- 727 с.
- Бор М.З. /
История мировой экономики, 2-е изд., М.,-2000.
– 496 с.
- История России.
Учебн. пособие для вузов / Маркова А.Н.,
Скворцова Е.М.
- Эрхард Л.
Благосостояние для всех: Пер. с нем. - М.:
Начала-пресс, 1991
- История экономики.
Учебник для вузов / Конотопов М.В., Сметанин
С.И., - М., 2007 – с.352